Конспект урока русского языка по теме: «Конструирование словосочетаний и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?»
Конспект урока русского языка по теме:
«Повторение слов,
написание которых надо запомнить»
1 «а» класс
МАОУ Омутинская СОШ №2
Учитель: Пинигина
Ольга Николаевна
2013 год
Урок русского языка в 1 «а» классе МАОУ ОСОШ №2
Тема урока: Повторение слов, написание которых надо запомнить.
Цели урока: Продолжить формировать понятия «словарные слова», учить классифицировать словарные слова по тематическим группам , расширять словарный запас учащихся;
Развивать умение работать с полученной информацией, развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности; развивать умения сотрудничать в группе;
Воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные: имеют представление о понятии «Словарные слова»; знают способы запоминания словарных слов; умеют классифицировать словарные слова в тематические группы.
Личностные: Осознавать роль словарных слов в речи людей; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; иметь представление о себе и своих возможностях, объяснить самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет; использовать приобретённые знания в дальнейшем обучении.
Метапредметные: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; совместно с учителем и другими учениками оценивать результат решения учебной задачи; корректировать графические и орфографические ошибки.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, слайды с заданиями, перерабатывают полученную информацию – сравнивают и группируют словарные слова в тематические группы.
Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной форме (на уровне предложения); слушают и понимают речь других; решают совместно в группах поставленную задачу, обдумывая, обмениваясь мнениями и конструктивно координируя свои действия.
Ход урока:
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Урок русского языка.
Актуализация опорных знаний.
Пальчиковая гимнастика. ( Упражнения «Грибы», «Прятки», «Волк и лиса», «Собака», «Бинокль»)
Чистописание. Работа в рабочей тетради (стр.30).
а) Подготовка к письму.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку я вот так держу.
б) Нахождение группы букв с одинаковым элементом в написании (К,Н,Ю). Проговаривание последовательности написания элементов букв и букв. Письмо в тетради по образцу.
в) Чтение предложения в тетради: Нина читает журнал «Юность».
- Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Обведите на рисунке журнал, подпишите его название на обложке.
- Подчеркните орфограммы в предложении. Что называем орфограммой?
- Спишите предложение, разделяя слова на слоги. (Взаимопроверка)
г) Словарная работа. Игра « Собери словечко». ( Слайд с «рассыпанными словами» и картинками- подсказками)
- Вот так горе! Вот беда!
Перепутались слова!
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
Запись разгаданных слов в окошечках на слайде и в тетрадях: сапоги, рябина, собака, ребята. (Устное комментирование постановки ударения, написания непроверяемой орфограммы).
Формулирование темы урока.
( Тот же слайд со словами: сапоги, рябина, собака, ребята.)
- Что общего между этими словами? (Словарные слова)
-Какие слова называют словарными?
-Назовите тему сегодняшнего урока.
- Как вы думаете, почему целый урок снова посвятим этой теме?
-У меня несколько видов словарей: толковый, орфографический, английский. К какому из них нужно обратиться в случае затруднения написания слов?
-Что нужно знать для быстрого нахождения нужного слова в словаре?
- Расскажите алфавит по цепочке.
IV. Работа над темой.
Работа над классификацией словарных слов, объединённых общей темой.
а) Работа по картинному словарю. (Устно)
- Используя картинный словарь, назовите словарные слова. Какие слова можно объединить в одну группу? (Берёза, сирень, яблоня).
- Почему? (Одна общая тема: «Растения»).б) Работа в парах. Разгадывание кроссворда на тему «Школа» (Слайд с кроссвордом, картинками – подсказками).
Проверка: После прорешивания кроссворда одна из пар называет ответы, по ходу проверки правильные ответы последовательно появляются на экране.
Ответы: Учитель, учительница, ученик, класс, дежурный.
в) Работа по учебнику. Самостоятельная работа. Уч.с. 50, упр.59.
Задание: Выписать словарные слова на тему «Животные», расставить знаки ударения в словах, подчеркнуть непроверяемые орфограммы.
Проверка: игра «Топ- топ- топ, хлоп- хлоп- хлоп». (Приложение)
V. Физминутка.Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложим назад.
VI.Работа в группах. Проектная деятельность. Изготовление учебных пособий «Словарные слова», объединённых общей темой.
Подготовительный этап.
1.1.Деление класса на группы (5 человек). Организация выбора каждой группой интересующего задания. Стартовая презентация проекта.
- У каждой группы на столе «Тематический сборник словарных слов», на страницах которого есть только загадки, кроме этого на столах картинки и слова – отгадки. Подумайте, как составить сборник со словарными словами, используя данную информацию? (ответы детей)
2. Планирование работы, используя предложенные источники информации.
2.1. Коллективное составление плана работы.
1. Прочитай загадку, отгадай её.
2. Найди словарное слово – отгадку. Вставь пропущенную орфограмму ( при необходимости пользуйся словарём).
3.Найди соответствующую иллюстрацию. Иллюстрацию и словарное слово оформи на листе с загадкой.
4. Определите общую тему собранных словарных слов. Найдите нужный заголовок и соответствующую иллюстрацию и оформите титульный лист.
5.Подготовьтесь к презентации проекта, используя памятку.
- На партах у вас орфографические словари. Как вы думаете, когда они нам могут пригодиться? ( В словарных словах пропущены орфограммы, которые нужно вставить. Если не помним или не знаем написание – смотрим правописание в словаре). 2.2.Распределение обязанностей учащимися в группах для успешной работы.
Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся: читают загадки, отгадывают, подбирают и оформляют на страницах необходимую информацию, обобщают, готовятся к презентации, используя памятку.
Учитель: Организует самостоятельную работу учащихся, наблюдает за ходом выполнения задания, корректирует ход работы и результаты поиска.
4.Презентация проектов и оценка результатов деятельности.
4.1. Отчёты групп. Презентация проектов тематических сборников словарных слов по темам: «Овощи», «Инструменты», «Животные», «Одежда», «Школа», используя памятки:
Презентация проекта
Назовите заголовок сборника словарных слов, объединённых общей темой.
Какие словарные слова вошли в него.
Где и для чего может пригодиться данный сборник?
4.2.Обсуждение и самоанализ представленных работ.
- Какие ещё страницы можно сделать? (Это интересно, ребусы, пословицы и поговорки…)
- Где могут пригодиться наши сборники словарных слов?
VII. Рефлексия.
- Я узнал…
-Я научился…
-Я понял, что могу…
-Для меня стало новым…
- Меня удивило…
- У меня получилось…
- Я хотел бы похвалить…
- Мне захотелось…
VIII.Итог урока.Приложение
Игра « Топ – топ – топ, хлоп – хлоп - хлоп»
При проверке задания один из учеников называет ответы. Если другие учащиеся согласны с данным ответом, то делают 3 хлопка в ладоши, если не согласны – три раза топают ногами.