Рабочая программа по географии Алтайского края


Министерство образования и науки Российской Федерации
Комитет по образованию Администрации Шипуновского района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шипуновская средняя общеобразовательная школа №1»
Шипуновского района Алтайского края


Составитель: Молчанова Ольга Владимировна,
учитель географии


Шипуново 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка.
Цели и задачи.
Содержание курса.
Тематическое планирование.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях в связи с изменением содержания образования и его дифференциацией все больше внимания уделяется региональному компоненту базового образования.
Учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства и населения определенной территории в их взаимосвязи, относится к региональному компоненту содержания учебного предмета «География», т.е. региональная география выступает как своеобразный способ познания территории.
Изучение региональной географии направлено на формирование у школьников ценностных ориентации по отношению к природе, населению, хозяйству, человеку. Ценностно-деятельностный подход помогает преодолеть такие качества личности, как безответственное отношение к окружающей природе, потребительский подход к ее ресурсам, неуважительное отношение к традициям.
Таким образом, целевые установки изучения региональной географии реализуются в формировании важнейших качеств личности, таких как патриотизм, гражданственность, ответственное отношение к окружающей среде.
Основными принципами отбора и построения регионального компонента содержания школьного географического образования являются общедидактические: преемственность, доступность, наглядность, научность, опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося. Изучение конкретной территории не должно отрываться от деятельности человека, от проблем, возникающих в результате этой деятельности. Поэтому одним из главных принципов построения данной программы является вычленение причинно-следственных связей между природой, населением и хозяйством края. Формированию общей культуры школьников способствует реализация межпредметных связей, использование сведений из других областей знаний: истории, литературы, живописи и т. д. Учет временного фактора, т.е. принципа историзма помогает оценить современные географические особенности края.
Специфика содержания программы предполагает использование различных методов и форм обучения, позволяющих активизировать различные способы восприятия и усвоения информации, в том числе на теоретическом, практическом и эмоциональном уровнях. В процессе изучения курса, больше внимания уделяется организации самостоятельной исследовательской работы учащихся как индивидуальной, так и групповой.
Проведение экскурсий и практических работ на местности для изучения особенностей природы вокруг школы, понимания влияния деятельности людей на природные компоненты, формирования представления о взаимосвязях в системе «природа-человек» является необходимым условием реализации программы.
Помочь школьникам осознать свою включенность в жизнь района, города, села, сделать изучение региональной географии более активным и личностно значимым позволит включение в учебный процесс учебных проектов.
Программа предполагает вариативность ее применения, допускает корректировку содержания с учетом возможности организации экскурсий, наблюдений, практических работ на местности, реализации метода проектов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель курса «География Алтайского края»:
способствовать развитию личности школьника, становлениюего гражданских качеств, осознанию своего места в окружающем мире.
Задачи курса: обеспечение условий для:
формирования знаний о природных, демографических,экономических, социальных особенностях Алтайского края;
осмысления зависимости между хозяйственной Деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;
создания географического образа родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
осознания значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;
развития творческих способностей школьников и интереса к изучению родного края.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
В курсе изучения Географии Алтайского края будут рассмотрены следующие темы:
Изображение своей местности на плане и карте.
Особенности форм рельефа Алтайского края.
Погода и климат Алтайского края.
Воды Алтайского края.
Растения, животные, почвы Алтайского края.
Природные комплексы своей местности.
Алтайский край на политической карте России.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Тема урока Домашнее задание Дата
По плану По факту
1 Алтайский край на карте России. Местоположение района и своего населенного пункта на карте Алтайского края. Работа по атласу 2 Знакомство с планом своего населенного пункта. Составить рассказ о плане своего села. 3 Определение местонахождения своей школы, других объектов, направлений и расстояний. Записи в тетради. 4 Практическая работа: «Определение по плану направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек. 5 Практическая работа: «Определение по карте Алтайского края географию координатных точек и обозначений на контурной карте местонахождения своего населенного пункта. Определить по карте несколько направлений. 6 Горные породы, слагающие земную кору Алтайского края и своей местности. Запись в тетради. 7 Практическая работа: «Определение горных пород своей местности» Закончить работу. 8 Практическая работа: «Определение по карте географического положения и абсолютной высоты крупных форм рельефа Алтайского края». Закончить работу. 9 Основные формы рельефа Алтайского края и их изменения под влиянием внешних и внутренних процессов. Изучить по карте формы рельефа. 10 Зоны землетрясений на территории края. Правила поведения при землетрясении. Запись в тетради. 11 Причины появления оврагов, оползней, меры борьбы с ними. Запись в тетради 12 Практическая работа: «Экскурсия- исследование оврага в селе Ильинка». Составить отчет по экскурсии. 13 Роль человека в изменении рельефа. Составить рассказ: Как человек изменил рельеф. 14 Климатические особенности края, особенности времен года в своей местности. Составить рассказ о сезонах года в с.Ильинка 15 Погода и причина ее изменения в крае. Предсказание погоды, народные приметы. Выяснить у старожил села приметы погоды. 16 Влияние климата на условия жизни населения, его хозяйственную деятельность. Фенологические наблюдения. Начать вести фенологические наблюдения. 17 Практическая работа: «Обработка данных календаря погоды: составление графика tc Закончить работу дома. 18 Практическая работа: «Описание погоды за день, за месяц. Выявление причин изменения погоды. Закончить работу 19 Крупные реки и озера Алтайского края. Реки и озера своей местности. Составить рассказ о Чарыше20 Подземные воды края. Минеральные источники. Запись в тетради. 21 Практическая работа: «Описание водных объектов Алтайского края и своей местности (на примере р. Чарыш). Закончить работу. 22 Хозяйственное использование поверхностных и подземных вод края, их охрана от загрязнения. Составить рассказ: «Как люди используют Чарыш в хоз. деят» 23 Разнообразие растений и животных Алтайского края, неравномерность их распространения. Составить рассказ о растениях с.Ильинка. 24 Культурные растения и домашние животные как часть биосферы. Составить рассказ: «Что у нас дома растет и кто живет» 25 Наиболее удивительные растения и животные края. 26 Разнообразие почв края. 27 Взаимодействие ПК природы с.Ильинка 28 Практическая работа: «Описание ПК с.Ильинка» Закончить работу 29 Алтайский край на политической карте России. Города и сельские населенные пункты. Численность населения Алтайского края. 30 Практическая работа: «Характеристика своего села» Закончить работу 31 Комплексная практическая работа №1 «Рельеф и литогенная основа, как компоненты ландшафта» Закончить работу 32 Комплексная практическая работа №2 «Вода в ландшафте» Закончить работу 33 Комплексная практическая работа №3 № «Климат и ландшафт» Закончить работу 34 Комплексная практическая работа №4 «Ландшафт- как целостная система» Закончить работу ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии Алтайского края ученик должен:
Знать:
специфику географического положения края, размеры территории, основные этапы ее освоения, федеративные и государственные границы края;
природы края и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
важнейшие природные объекты, их пространственное размещение; основные виды природных ресурсов;
особенности населения края: численность, размещение, народы, религии, соотношение городского и сельского населения.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
сформированные знания о природных, демографических,экономических, социальных особенностях Алтайского края;
осмысления зависимости между хозяйственной Деятельностью человека и особенностями природных условий и ресурсов края, выявления экологических проблем и возможных путей их решения;
созданный географический образ родного края на основе показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;
осознанная значимости участия в деятельности по природопользованию и улучшению окружающей природной среды;
развитая творческая способность школьников и интерес к изучению родного края.