Рабочая программа по истории Алтайского края
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Залесовская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании педсовета Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол от «__»_____2015г. __________ ________ С. С. Телятникова
«__»____2015г. Приказ № «__» от _____2015г.
Рабочая программа
по истории Алтайского края
для 7 – 8 класса
второй ступени основного общего образования
Базовый уровень
на 2015 -2016 учебный год
Составитель Равина Светлана Михайловна,
учитель первой квалификационной категории
Залесово
2015
Пояснительная записка
Программа регионального компонента «История Алтайского края» составлена на основе Примерной учебной программы регионального компонента содержания образования и на основании учета особенностей школы.
В связи с тем, что предлагаемая АКИПКРО примерная программа по истории Алтайского края может корректироваться в зависимости «от условий конкретного района или школы, опыта работы учителя, обеспеченности учено-методической и научно литературы, наличия местных материалов по истории родного или села и других факторов», разработанная программа предназначена для учащихся 7 – 8 классов основной школы по 17 часов в каждом классе.
Данная программа посвящена изучению историко-культурных процессов на Алтае. В памятниках истории и культуры раскрывается настоящее и прошлое нашей Родины, неповторимые черты её духовной жизни.
Целью регионального курса «История Алтайского края» является формирование представлений учащихся об истории и культуре Алтайского края.
Для достижения данной цели предполагается реализация следующих задач:
Формирование цельного представления об исторических процессах, протекавших на территории Алтая.
Знакомство с основными историко-культурными памятниками и именами.
Создание исторического образа коренного населения Алтая и переселенцев.
Осознание этнической неоднородности населения Алтая.
Развитие способностей и интереса к истории и культуре «малой родины»
Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины.
Программа носит общий характер, примерно определяя объем материала и временные рамки изучения тем.
Курс рассчитан на учащихся среднего звена, которые еще не освоили полный курс истории Отечества, но общие представления о рамках исторического процесса имеют, владеют письменной и устной речью. Курс углубит представления учащихся о малой родине, одновременно расширяя кругозор в области отечественной истории. В ходе работы учащиеся впервые столкнуться с проектной методикой, что позволит им выработать умения работать в команде, даст толчок к саморазвитию.
Формирование исторического мышления, позволяющего учащимся самостоятельно истолковывать факты, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоречивых точек зрения. Воспитание любви и уважения к истории своего края
В процессе обучения учащиеся должны овладеть умениями: определять и объяснять понятия; анализировать исторические явления; обобщать информацию; осуществлять перенос знаний (межпредметные связи); решать ситуативные задачи; определять личную точку зрения; работать в команде; овладевать навыками письменной и устной речи ( выступать с защитой своей работы); определять цели, достигать результата, осуществлять самоконтроль.
Содержание программы
7 класс
Введение 1 час
Раздел 1. Древний Алтай. 7 часов
Древнейшие люди. Хозяйство древних охотников и собирателей, их быт и жилище. Находки на Улалинке. Денисова пещера.
Изменение форм хозяйства: повышение роли рыболовства, новая техника обработки камня (пиление, шлифование), изготовление керамической посуды. Древнейшие погребения.
Первые металлические изделия (украшения, ножи, копья). Появление производящего хозяйства (скотоводства). Могильник Большой Мыс.
Население в бронзовом веке. Хозяйство и быт. Поселения и жилища (Костенкова избушка, Фирсово).
Населения в раннем железном веке. Железноделательное производство. Поселения на Ближних Елбанах.
Скифо-сакские племена. Пазырыкская культура. Искусство – скифо-сибирский звериный стиль. Погребальная обрядность.
Раздел II. Средневековый Алтай. 8 часов
Великое переселение народов. Роль кочевников в формировании европейских государств. Тюркский каганат – первая евразийская империя. Государственное устройство. Этнокультурная ситуация на территории Алтая.
Взаимоотношения древних тюрок с местным населением Верхнего Приобья. Культура тюрков на Алтае: курганные могильники, город – крепость, рисунки – граффити, каменные изваяния. Руническая письменность. Музыкальное творчество алтайцев. Песенные жанры, древнее горловое пение. Музыкальные инструменты.
Монгольское время. Алтай в составе Золотой и Белой орды. Погребения воинов и рядовых общинников.
Образование Джунгарского ханства. Появление западных монголов на Алтае. Подчинение алтайских племен джунгарам. Северные и южные алтайцы (расселение, состав, специфика хозяйства и быта).
Особенности мифологических представлений кочевых племен Алтая. Культурно-бытовые традиции. Представления алтайцев о добре и зле, о гостеприимстве, семейном счастье и благополучии и их отражения в сказках и легендах. Художественно-поэтические образы алтайских богатырей – воинов и охотников в героических сказаниях.
8 класс
Введение. 1 час
История Алтая в новое время. 8 часов
Первое знакомство русских с Алтаем в 17-18 веках Заселение русскими Алтая в первой половине 18 в. Взаимовлияние культуры русских и коренного населения.
Горное дело и его роль в хозяйственном и культурном освоении Алтая в 18 в. становление демидовских предприятий на Алтае. Колывано-Воскресенский и Барнаульский заводы. Алтайский горный округ в 18 в.- вотчина русских царей Культура Алтая в 18 в.
Население Алтайского Горного округа в 19-начале 20 в.в. Хозяйство Алтайского Горного округа.
Влияние реформы 1861 года на сельское хозяйство. Возникновение предпринимательского сельского хозяйства.
Общественно-политическая жизнь на Алтае. Культура Алтая в 19-начале 20 в.в.
Алтай в новейшее время. 5 часов
Алтайский край в период нарастания кризисных явлений в российском обществе (1917-1921 г.г.)
Социально-экономическое развитие края в 20-30-е г.г. Алтай в годы Великой Отечественной войны Социально-экономическое развитие края и общественно-политическая жизнь в 50-80-е г.г.
Алтайский край в XX веке. Интересные фаты об Алтае. Люди прославившие Алтай.
Моя малая родина. История моего села.
Календарно-тематическое планирование в 7 классе
№ урока Название раздела
Тема урока Виды дятельности обучающихся кол-во часов Плановые сроки прохождения Скорректи-рованные сроки прохождения примечание
1. Введение. 1 Раздел I. Древний Алтай (7 часов)
2. Каменный век на Алтае 1 3. Искусство Алтая эпохи камня 1 4. Век бронзы на территории Алтая 1 5. Верования и культы древних племен Алтая 1 6. Население Алтая в раннежелезном веке 1 7. Скифская культура на территории Алтая 1 8. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Алтай» 1 Раздел II. Средневековый Алтай (8 часов)
9. Хуннское время. Великое переселение народов 1 10. Тюрский каганат – первая евразийская империя. Культура тюрков на Алтае 1 11. Алтайцы под властью Золотой Орды 1 12. Образование Джунгарского ханства 1 13. «Телеутская землица» 1 14. Музыкально-песенное творчество алтайцев 1 15. Мифология кочевых племен Алтая. 1 16. Алтайские героические сказания 17. Повторительно-обобщающий урок по теме «Средневековый Алтай» 1 Календарно-тематическое планирование в 8 классе
№ урока Название раздела
Тема урока Виды дятельности обучающихся кол-во часов Плановые сроки прохождения Скорректи-рованные сроки прохождения примечание
1. Введение. 1 Раздел I. История Алтай в Новое время (8 часов)
2. Первое знакомство русских с Алтаем в 17-18 веках 1 3. Заселение русскими Алтая в первой половине 18 в. 1 4. Горное дело и его роль в хозяйственном и культурном освоении Алтая в 18 в. 1 5. Социальный состав русского населения в XVIII веке 1 6. Реформа 1861 года и ее последствия на Алтае 1 7. Формирование культурно исторических категорий «старожилов» и «переселенцев» 1 8. Общественно-политическая жизнь на Алтае 1 9. Повторительно-обобщающий урок по теме «История Алтая в Новое время» 1 Раздел II. Алтай в новейшее время (5 часов)
10. Алтайский край в период нарастания кризисных явлений в российском обществе (1917-1921 г.г.) 1 11. Социально-экономическое развитие края в 20-30-е г.г. 1 12. Алтай в годы Великой Отечественной войны 1 13. Социально-экономическое развитие края и общественно-политическая жизнь в 50-80-е г.г. 1 14. Повторительно-обобщающий урок по теме «Алтай в новейшее время» 1 15. Алтайский край в XX веке. Известные люди Алтая 1 16. История моего населенного пункта 1 17. Итоговое занятие 1 Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории Алтайского края ученик должен
Знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории региона с древности до наших дней; выдающихся деятелей истории региона;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
Уметь:
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям деятелей культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов населявших край;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы.
Энциклопедия Алтайского края: в 2-х т. Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995.
Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. История Алтая. Часть I. Древний Алтай: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – Барнаул: Позиция, 1997.
История Алтая. Часть I: Учебное пособие. – Барнаул: Издательство Алтайского университета, 1995.
Степанская Т.М. Служили Отечеству на Алтае: Книга для чтения по художественному краеведению. – Барнаул: Пикет, 1998.
Бородаев В.Б., Демин М.А., Контев А.В. Рассказы по истории Алтайского края. Барнаул, Пикет, 1997
История Алтайского края XVIII – XX вв. Научные и документальные материалы / Барнаул, Изд. БГПУ, 2005
История Алтая. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. Часть 1. Древний Алтай./ Горбунов В.В., Кунгуров А.Л., Кунгурова О.Ф., Шамшин А.Б. Барнаул.1997.
История культуры Алтая: В трех частях. – Ч.1. (7 класс). Культура Алтая с древнейших времен до начала XXвека/ Под общей ред. д-ра филос. Наук С. А. Ан и В. Е. Фомина. – Барнаул. Пикет,1999
Липинская В. А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII – н. XXвв. – М., 1996
Очерки по истории Алтайского края. Барнаул. 1987.
А. А. Худяков «История Алтайского края». Учебное пособие для средней школы. – Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1976 г.