Конспект урока по литературе Алтайского края



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 1»








Конспект урока по курсу : « Литература Алтайского края».

Тема: Стихи о родном крае и природе.
Марк Юдалевич «Ходит осень - красавица».























Тема: Стихи о родном крае и природе.
Марк Юдалевич « Ходит осень – красавица».
Цель урока: формирование навыка целостного восприятия и анализа художественного
произведения.
Задачи: - ввести в мир поэзии через стихотворение М.Юдалевича;
- расширить образные представления осенних картин, возникших в
воображении детей;
- развивать способность внимательного отношения к языку художественных
произведений и сознательного использования средств языка в собственных
высказываниях ;
- воспитывать чуткое отношение к родной природе через эмоциональное
воздействие на чувства детей с помощью мультимедийных возможностей
компьютера;
Тип урока: урок слушания, творчества.
Технология: здоровьесберегающая.
Оборудование: мультимедийный компьютер, экран, презентация «Ходит осень –
красавица», грамзапись П.И. Чайковского «Времена года».

Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Мы начинаем знакомство с новым разделом « Стихи о родном крае и природе».
Сегодня на уроке мы постараемся войти в мир творчества нашего Алтайского поэта М. Юдалевича, представить те картины о которых рассказывает автор в стихотворениях.
III. Эмоциональный настрой. Восприятие стихотворения.
Представьте себе, что вы удобно сели в кресло или на диван и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но фильм почему-то не показывают. Вместо этого появляются завораживающие картины, звучит стихотворение.
Выявление первичного восприятия.
Какие у вас появились впечатления?
А в каком состоянии души находился поэт, когда создавал это стихотворение?
Кому знакомо это стихотворение?
IV. Работа по теме урока.
Вот мы и встретились с великим Алтайским поэтом М. Юдалевичем – замечательным художником русского слова. Мне хочется, чтобы живое слово поэта разбудило у многих из вас « душу и ум». Так пусть оно ведёт нас в мир красоты. Мы будем вдыхать «аромат» художественного слова поэта, ценить его открытия.
Сведения об авторе. ( Сообщение учащегося.)
Марк Иосифович Юдалевич за свою жизнь издал около шестидесяти книг. Книги издавались за рубежом. Долгое время руководил студией поэзии при писательской организации. Был главным редактором журнала «Барнаул».
Марк Юдалевич - Почётный гражданин города Барнаула и Алтайского края, Заслуженный работник культуры, Лауреат Муниципальной премии.
Словарная работа. ( выделение слов, требующих объяснения)

Творческая работа «Представить осень». ( дети рисуют осень, пишут «осенние» слова).
Ребята, я вам предлагаю прослушать стихотворение в моём исполнении. Попробуйте прислушаться к своему состоянию души и представить картины, которые могут возникнуть в вашем воображении. «Представьте осень» в виде своих эскизов,
«осенний» слов, а можно просто закрыть глаза и насладиться звучанием слова.
Обмен впечатлениями.
Какие картины вы представили себе?
В какое время года мы можем наблюдать такое?
Приходилось ли вам наблюдать подобное в жизни?
Конечно же нам это стихотворение близко! Так как поэт описывает нашу родную природу.
Работа над стихотворение.
Самостоятельное моделирование обложки .
Составьте модель обложки. Используйте заменители.
Проверка.

Кто автор? ( Марк Иосифович Юдалевич)
Назовите заглавие. ( « Ходит осень – красавица».)
Какова его тема? ( о природе)
Какого жанра произведение? ( стихотворение)
Самостоятельная работа над стихотворением.
Самостоятельное чтение стихотворения детьми. Обратите внимание на то, чем любуется поэт.
Проверка.
Вы ещё раз вчитались в строки стихотворения. Чем любуется поэт? ( выборочное чтение).
В нескольких словах поэт рассказал о многом. За это и называют его художником слова. Ведь в таком небольшом стихотворении вы увидели столько картин.
Творческая работа « Напиши музыку».
Часто на стихотворения поэтов композиторы сочиняют музыку. Если бы мы были композиторами, то какую музыку написали бы к этому стихотворению.
( Высказывания детей.)
Ребята, я тоже написала музыку:
Ходит осень – звучит весёлая музыка, журавли улетают – чуть замедленная. Они ведь устали, не могут быстро лететь.
Сейчас прозвучит музыка П.И.Чайковского. Вслушайтесь в неё сердцем, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях, что представляете.
VI. Физминутка.
Пластика, мимика – это особый язык. И как за всяким языком искусства, за языком движения кроется душа. Вы творили, заметив в природе что – то новое, показали это с помощью движений.
Ответы детей: кто, что хотел показать.

Соотнесение иллюстраций с текстом стихотворения. ( Выборочное чтение. (
Найдём сравнения.
В какие цвета осень окрасила листья?
На что похожи гроздья рябинки?
Какие вы слышите звуки осени?
5.Выполнение теста ( у каждого лист с заданиями).
6. Проверка.
VII. Закрепление.
Какое чувство на вас навеяло это стихотворение?
Поэт искренне и доступно для нас описывает природу осенью. Дыхание осени ощущается во всём.
VIII. Итог урока.
Если бы урок выражался баллами, то все вы получили бы высокую оценку. Меня радует то, что стихотворение не оставило вас равнодушными.
IX. Домашнее задание ( по выбору):
Выполнить творческую работу « Представьте осень» ( «нарисовать» осенние слова из стихотворения.
Придумать загадку об осени и нарисовать отгадку.
Выучить стихотворение наизусть.








15