Аналитический отчет учителя начальных классов МБОУ «Ильинская СОШ» Хабарского района Алтайского края


Аналитический отчет
учителя начальных классов МБОУ «Ильинская СОШ»
Хабарского района Алтайского края
Козловой Юлии Анатольевны
Знать хотят многие, добывать знания — немногие.
Современные образовательные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, социализированной и адаптированной к жизненным условиям, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры. Считаю, что в этом заключается суть и назначение учительского труда.
Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.
Целью моей педагогической деятельности является формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Исходя из этой цели, я определила несколько приоритетных задач:
​  Формирование нового стиля мышления;
​ Развитие базовых качеств личности;
​ Развитие аналитического, критического мышления.
О том, что мною созданы условия для успешности учащихся, для их развития и самореализации, и о том, что поставленные задачи решены, свидетельствует стабильность учебных достижений учащихся. Ее можно отследить в таблице качества знаний за последние три года.
Учебный год успеваемостьКачество знаний
2012-2013 уч.год(1кл) 100% 2013-2014 уч.год (2кл) 100% 40%
2014-2015 уч.год (3кл) 100% 53,3%
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы.
Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.
Мои воспитанники являются участниками Всероссийского молодежного предметного чемпионата «Старт», Всероссийского марафона « Весёлая математика», Всероссийского марафона « Азбука животного мира» (3 место), Всероссийского конкурса « Кириллица», ЦДО «Снейл» Вундеркинд, Русский медвежонок, ЦДО «Снейл» Ёж. Также активно принимают участие в ежегодной школьной предметной олимпиаде, районной олимпиаде младших школьников ( Колдин Дима-победитель), олимпиаде « Путь к успеху» 2-6 классы.
Участие в олимпиадах дает детям уверенность в своих силах, способствует их социальной адаптации.
Создание оптимальных условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования, помогают реализовать цель: воспитание социально-адаптированной личности, способной жить в реальном мире. Думаю, что посещение кружков и секций способствует реализации этой цели.
Мои воспитанники постоянно участвуют в школьных выставках творческих работ, в выставках, организуемых КТЦ : поделки к дню сельского работника, Здравствуй, русская зима, Сибириада. В 2014 году заняли 3место в муниципальном этапе конкурса декоративно- прикладного искусства «Сибириада» (Белова Наташа)
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Исходя из этого, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии :
- ИКТ-технологию;
- игровую технологию;
- технологию организации проектной деятельности;
- здоровьесберегающую технологию,
- технологию развития критического мышления.
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет. Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной.
В своей работе я использую развивающие игры для детей разного возраста, которые тренируют память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу.
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Мною была организована работа над проектом «Мой дорогой человек» и « Трудовая династия семьи Козловых». ( Козлова Таня - участник районного конкурса исследовательских работ младших школьников 2015года). Детские презентации были представлены на родительских собраниях. Оказываю помощь на этапах создания работы. Вместе с детьми анализируем полученный результат. Данный анализ и является оценкой достижения. Стимулом для дальнейшей деятельности является выставка работ, защита проектов на родительском собрании.
Собственные наблюдения показали, что особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе повышает общее интеллектуальное развитие, также способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, я особую роль отвожу самообразованию. Данная работа включает в себя работу по теме самообразования, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
Четвёртый год работаю по теме самообразования «Формирование логического мышления у младших школьников на уроках математики через решение нестандартных задач». 
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Применение логического мышления на уроках:
– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;
– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;
– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;
– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;
– заставляет учеников задумываться.
Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки людей и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, что проявляется в урочной и внеурочной деятельности.
Неоднократно делилась опытом работы на открытых уроках как ШМО , так и РМО, заседаниях школьного методического объединения, руководителем которого являюсь с 2014 года.
В рамках самообразования мною были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:
«Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях введения нового образовательного стандарта»,2011 год;
«Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС начального общего образования», 2015г.
В 2015 году окончила Новосибирский государственный педагогический университет по специальности « Педагогическое образование».
В заключении хотелось бы сказать, что учитель – это человек, готовый и умеющий непрерывно учиться. Только человек, горячо влюбленный в свою профессию и постоянно самосовершенствующийся, может сегодня успешно работать в школе. Поэтому в перспективе я планирую:
- продолжить работу в формировании личности, желающей и умеющей учиться.
- продолжить работу по теме самообразования;
- активизировать работу по обобщению и распространению педагогического опыта.