Бінарний урок з музики та зарубіжної літератури





Гармонія душі та
тіла – запорука
цікавого життя


Бінарний урок з музики та
зарубіжної літератури

(розрахований на дві години)








ПІДГОТУВАЛИ ВЧИТЕЛЬ
ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ
СЕРБІНА А.М.
ВЧИТЕЛЬ МУЗИКИ
ЛАГНО В.В.




Тема: Гармония души и тела – залог интересной
и насыщенной жизни (кодекс здоровья
Льва Толстого и влияние музыки на
организм человека)

Цель: дать информацию о неизвестных страницах жизни
Льва Николаевича Толстого;
развивать исследовательские навыки и умение работать
в группе;
воспитывать целеустремлённость, формировать
эстетический вкус и желание вести здоровый образ
жизни.


Оборудование: компьютерный кабинет, портреты
Л.Н. Толстого, портрет С. С. Прокофьева,
фонограммы, цветная бумага, плакат.




Тип урока: бинарный урок-поиск












Содержание урока

Слово учителя зарубежной литературы.
Сегодня на уроке мы поразмышляем над тем, как сделать свою жизнь насыщенной и интересной, что лежит в основе благополучия.
2.Беседа по вопросам:
- что для вас значит «благополучие»?
- легко ли быть успешным, имея плохое здоровье?
- что вы делаете, если у вас плохое (хорошее) настроение?
В ходе беседы коллективно составляется схема:
Счастье - здоровье - духовность
Слово учителя музыки.
Говоря о духовности, принято подразумевать «классическую» культуру,
в то время, как «массовая» культура в своём большинстве – путь к бездуховности, так как она не обогащает, не совершенствует общество, а стремится манипулировать им.
Звучит фортепианный концерт Моцарта. На его фоне – слово учителя музыки.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, какой скучной, серой и неинтересной стала бы наша жизнь, если бы из неё вдруг исчезла музыка?..
Музыка – это одно из самых удивительных чудес, созданных человеком.
Самое главное чудо, я думаю, заключается в том, что без музыки – искусства очень древнего – не мог бы жить ни один народ на земле, что входит музыка в жизнь человека с самого раннего его детства и не расстаётся с ней человек до последних дней своих.
Мы любим музыку за красоту, которую она вносит в нашу жизнь, за то, что слышим в ней чувства человека и его мысли, мечты и поступки, слышим всё, чем живут не только отдельные люди, но и целые народы, всё человечество. Мы ощущаем в музыке не только мир, в котором жили люди до нас, но, словно в чудесном зеркале, узнаём самих себя, свою жизнь.
(Д. Кабалевский)
Более того, современные исследования доказывают влияние музыки на человеческий организм. Разобраться в этом нам поможет группа музыковедов.
Выступление экспертной группы и демонстрация слайдов.
Ученик 1. Современные исследования свидетельствуют, что ухо человека воспринимает 1378 звуков, а вне спектра чувствительности существуют миллионы звуков, которые влияют на состояние организма человека. Почему? Музыка заряжает энергией. Платон, Аристотель, Пифагор считали музыку лекарством. Сегодня существует такое направление в медицине, как музыкальная терапия. Например, врачи-кардиологи отдают предпочтение классике, так как она способствует восстановлению нормального сердечного ритма и значительно повышает уровень иммуноглобулина. А прослушивание сонаты Моцарта на протяжении 10 минут даёт возможность лучше ориентироваться в пространстве тем, кто страдает болезнью Альцгеймера. К тому же произведения Моцарта уменьшают риск приступов эпилепсии от 21 до 61%.
Ученик 2. Медицина использует музыку как средство, способное заменить анестезию. В наибольшей в Европе клинике спортивной медицины в Люденштайде музыкальную терапию используют в предоперационный период. Специальные музыкальные композиции уменьшают уровень содержания стрессовых гормонов в крови, ускоряют лечение.
Ученик 3. Учёные университета Мак-Гилла в Монреале выявили, что музыка воспринимается не одной, как считали раньше, а разными зонами человеческого мозга. Причём каждому музыкальному стилю соответствует свой участок коры. Исследователи составили «музыкальную карту» мозга, расшифровав компьютерные топограммы и оценив активность разных участков мозга на момент прослушивания определённых мелодий. Выяснилось, что аккорды в виде терций и тонического трезвучия воспринимаются только лобными участками, которые отвечают за наши положительные эмоции. В данном случае уместно сказать о том заряде радости, душевного тепла, который несут народные песни.
Ученик 4. Ещё одно необыкновенное открытие. У преподавателя музыки из США Сьюзен Александер возникла идея: записать импульсы, идущие от человека, и, используя математику и физику, попробовать их озвучить. Оказалось, что наше тело буквально насыщено разнообразными вибрациями. Это – сердечные сокращения, эндокринные циклы. А если эти вибрации записать и прослушать? За помощью Александер обратилась к биологу из Калифорнийского университета Девиду Деймеру с вопросом: могут ли звучать молекулы ДНК?
Деймер измерил молекулярные колебания ДНК, потом перевёл невидимые вибрации на звуковой спектр и получил музыку! Запись мелодии ДНК напоминала медитативные мелодии Индии!
Ученик 5. Исследования учёных показали что под влиянием рок-музыки быстро растёт бурьян и быстро размножаются болезнетворные микробы, а для нервной системы человека её воздействие разрушительно.
Очень негативное влияние на человека имеет тяжёлый рок-металл. Основой для создания тяжёлого рок-металла стали древние ритмы шаманов Африки, которые использовались для заклинаний. Это влияние многократно усилено, так как усложнён ритм, к тому же используется современная мощная аппаратура.
Рок-музыка воздействует на нервную систему ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но слышат наши органы. Таким образом рок-музыка невольно воздействует на мозг. Слушатели даже могут потерять сознание, если бой барабанов превышает 100 децибел.
Исследовав на компьютере произведения некоторых рок-групп, психологи определили, что в их музыке часто повторялось сочетание нот, способное разрушить организм и даже подталкивать к самоубийству. Потому так часто уходят из жизни солисты, гитаристы некоторых известных и малоизвестных рок-групп. Психологи утверждают, что в их музыке присутствует «звуковой яд», который может свести с ума человека.

Содержание слайдов

Музыка для концентрации внимания
И. С. Бах «Сонаты для скрипки и клавишных»
Скарлатти «Сонаты для клавесина»
Гендель «Музыка на воде»
Моцарт «Концерт для флейты №1, соль мажор»
Шуберт «Струнный квартет №14 ре минор»
Шопен «Вальсы»
Мендельсон «Песни без слов»
Дворжак «Струнный квартет №12 фа мажор» («Американский»)
Шуман «Детские сцены»

Музыка для прилива энергии и повышения настроения
Вивальди «Времена года»
И. С. Бах «Страсти по Матфею»
Моцарт «Вторая часть серенады К. 185
Бетховен. Третья часть «Лунной сонаты»
Бетховен. Первая часть «Патетической сонаты»
Бетховен «Девятая симфония с хором»
Шуберт «Фортепианное трио ми-бемоль мажор
Шопен «Баллады» (фортепиано)
Чайковский «Первый концерт для фортепиано с оркестром»
Рахманинов «Вариации на тему Паганини»
Прокофьев «Третий концерт для фортепиано с оркестром»

Музыка для расслабления
Альбиони «Адажио соль минор»
И. С. Бах Вторая часть концерта соль минор для клав. и струн.
Моцарт «Лаудате доминум»
Моцарт. Медленные части фортепианных концертов №20, 21, 23.
Дебюсси «Море» (оркестр)
Дебюсси. Сюита «Дафнис и Хлоя» (оркестр)
Дебюсси «Остров радости»
Бах «Ария для струнного оркестра»
Равель. Вторая часть «Сонатины» (фортепиано)

Слово учителя зарубежной литературы.
А вот открытия русских учёных. В институте управления Российской академии наук под руководством известного молекулярного биолога
П. П. Горяева разработана специальная аппаратура. С её помощью учёные пришли к выводу: молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! Более того, под влиянием человеческой речи эти молекулы – ответственные за наследственность, изменяют свою форму и структуру. Оказывается, если человек в своей речи постоянно использует нецензурную лексику, несущую заряд разрушения, её хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Причём до такой степени, что происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать негативную программу. Отсюда -- все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомков.
Связь музыки и слова очевидна. Наверное, потому многие великие мастера поэзии и прозы были музыкантами или просто искали в музыке вдохновение.
Однажды Лев Толстой, составляя в своём дневнике программу самосовершенствования, обозначил восьмым пунктом следующее: «Достигнуть средней степени совершенства в музыке» Великий гений понимал, что без этого нельзя пребывать в гармонии со своим духом и телом. Писатель во всём стремился к совершенству и всю жизнь работал над собой.
Об этом расскажет группа литераторов, которая прикоснулась к неизвестным страницам жизни Льва Толстого.
Доклад экспертной группы и демонстрация слайдов
Кодекс здоровья Льва Толстого
Ученик 1. В необъятном мире толстовских образов, идей, раздумий о жизни нашлось место и для своеобразного кодекса здоровья. Он сложился у Толстого не сразу. С годами писатель всё более явно чувствовал, что возможности духовного выражения связаны с физическими силами, здоровьем, с тем, что он позднее метко назвал жизнью тела. И он вырабатывает свой режим труда и отдыха, свою систему гигиенических мер, указывая, что в сохранении здоровья «весь вопрос в том, как разделить время труда, как питаться, чем, в каком виде, как лучше одеваться, противодействовать сырости, холоду».
«В народе нет здравых гигиенических понятий», -- писал Толстой и старался нести эти понятия в широкие массы. О значении, которое он придавал гигиене, говорит объём санитарно-просветительной литературы, выпускавшейся в конце ХІХ века издательством «Посредник», где Лев Николаевич редактировал серию популярных книг по уходу за детьми, физическому воспитанию, борьбе с алкоголизмом.
Толстой рекомендовал к изданию книгу главного врача детской больницы в Москве Е. А. Покровского «Первоначальное физическое воспитание детей». По предложению Толстого этот врач написал популярную брошюру об уходе за малыми детьми, которую писатель отредактировал, и сам написал главу о вреде соски. При участии Льва Николаевича был издан сборник «Первые понятия о том, как живёт наше тело, что для него полезно и что вредно».
Ученик 2. В 1847 году девятнадцатилетний Толстой разработал для себя правила умственного труда.
«1) Что нужно непременно исполнить, то исполняй несмотря ни
на что;
2) Что исполняешь, исполняй хорошо;
3) Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а
старайся сам припомнить;
4) Заставляй постоянно ум свой действовать со всею ему
возможною силой;
5) Читай и думай всегда громко;
6) Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они
мешают; сначала дай почувствовать, а ежели он не
понимает, то извинись и скажи ему это».
Он начал усердно заниматься гимнастикой, записав позднее в дневнике, что гимнастика «необходима для развития всех способностей». В его комнате висели кольца, трапеция, на яснополянском дворе был турник. В 1848 году он посещал в Москве курсы гимнастики и фехтования. Для себя Толстой составил список из двадцати обязательных физических упражнений и отметил следующие правила их выполнения:
«1) Останавливайся, как только почувствуешь лёгкую усталость;
2) Сделав какое-нибудь упражнение, не начинать нового, пока дыхание не вернётся к своему нормальному состоянию;
3) Стараться сделать на следующий день то же количество движений, как и накануне, если не больше».
Ученик 3. Позднее привычку к гимнастике он стремился выработать у своих детей. Старшая дочь, Т. Л. Сухотина-Толстая, вспоминала: «Ещё с папа бывало весёлое занятие – это по утрам, когда он одевается, приходить к нему в кабинет делать гимнастику. У него была комната с двумя колоннами, между которыми была вделана железная рейка. Каждое утро он и мы упражнялись на ней. Делали мы и шведскую гимнастику, причём папа командовал: -- раз, два, три, четыре, пять. И мы, напрягая наши маленькие мускулы, выкидывали за ним руки: вперёд, вбок, кверху, книзу, кзаду. Папа был замечательно силён и ловок и всем нам, детям, передал исключительную физическую силу».
Гимнастикой с гирями писатель занимался до глубокой старости. «Ведь я, знаете, подымал одной рукой пять пудов», -- заметил он однажды. В 1909 году в шутливом соревновании по пригибанию руки к столу Лев Николаевич оказался сильнее всех присутствующих, а каждый из них был едва ли не вдвое моложе его. В беге он, семидесяти лет, обгонял своего молодого друга – двадцатилетнего пианиста А. Б. Гольденвейзера и окрестных крестьянских детей.
Л. Н. Толстой любил купаться и хорошо плавал. Важным оздоровительным средством он считал массаж, растирания, убеждал в этом друзей.
Стремясь к самосовершенствованию, Толстой освободился от вредной привычки: перестал курить. Отказался он и от употребления вина. Давалось это ему нелегко: курить бросал несколько раз. Когда его спросили: «Вы думаете, что курить во время писания вредно? Чем же?», – ответил категорически: «Ослабляет силу мысли и делает неясным её выражение». Алкоголь и табак он называл одурманивающими веществами и подчёркивал, что «освобождение от этого страшного зла будет эпохой в жизни человечества». Именно Толстым было основано одно из первых в России обществ трезвости, названное им «Согласие против пьянства». Перу писателя принадлежит статья «Для чего люди одурманиваются?».
Ученик 4. Толстой считал первостепенным условием продуктивности труда строго размеренный образ жизни, принуждал себя к такой строгости.
Вставал он около восьми часов утра. Полчаса совершал прогулку. Как вспоминает врач Д. П. Маковицкий, Толстой не упускал возможности принять воздушную ванну, раздевшись в укромном уголке сада. Ранняя прогулка взбадривала. «Утром я чувствую себя ребёнком», – говорил писатель в восемьдесят лет.
Возвратившись, он пил в кабинете ячменный кофе, иногда с миндальным молоком и несколькими кусочками сухого чёрного хлеба, знакомился с письмами, тотчас же диктуя ответы, нередко прочитывал несколько страничек из книг «Круг чтения» и «На каждый день», иной раз для вдохновения играл на рояле и затем приступал к литературной работе, продолжавшейся до двух-трёх часов дня.
Работа была законом жизни и не зависела ни от каких обстоятельств. «Лучше дурно сделанная работа, – утверждал Толстой, – чем ничего. Ежели ты приучишь себя работать даже и тогда, когда ты не расположен, то насколько легче будет идти работа, когда ты расположен к ней».
Ученик 5. После напряжённой литературной работы писатель в любую погоду, даже в тридцатиградусный мороз, отправлялся на прогулку, продолжавшуюся не менее трёх часов, не раз ходил он пешком из Ясной Поляны в Тулу. Многокилометровые переходы становились для Толстого и отдыхом, и интенсивной физической тренировкой, и своеобразной лабораторией творчества. Он шёл быстрым шагом, ступал мягко, через лужи и канавы перепрыгивал с лёгкостью, останавливался, чтобы занести в записную книжку возникшие мысли, впечатления, наблюдения.
«Ежедневные продолжительные прогулки верхом или пешком по полю, по лесным тропинкам и особенно по шоссе, идущему из Тулы в Орёл прямо мимо Ясной Поляны, – замечал близкий писателю литератор П. А. Сергеенко, – составляют для Льва Николаевича лучшие лечебные средства. Здесь во время хороших и долгих прогулок он укрепляет свои нервы, здесь он вынашивает и проверяет свои думы, здесь и непосредственно знакомится с представителями рабочей России».
Часто – и зимой, и летом – Толстой отправлялся на прогулку верхом. Он любил лошадей, знал в них толк, в августе 1881 года, когда ему было уже больше пятидесяти лет, сообщил жене, что гонял на корде жеребцов. Даже в восьмидесятилетнем возрасте он однажды объезжал норовистую лошадь.
Ученик 6. Отдыхом для Толстого были и поездки на велосипеде: в его московском доме в Хамовниках и сегодня можно увидеть велосипед, на котором Лев Николаевич ездил до глубокой старости. Любил он после обеда заняться различными играми: крокетом, лаун-теннисом, городками, играл в чехарду, возился с крестьянскими ребятишками. Под парусами и на вёслах в небольшой лодке проделал однажды путешествие по Волге от Саратова до Астрахани; в дневнике записал: «Было очень поэтично и полно очарования для меня по новизне мест и по самому способу путешествия».
Но самым эффективным отдыхом для писателя была физическая работа, особенно на воздухе. Удовольствие доставляла усталость после такой работы, и он писал, что «уставать и даже очень сильно, на воздухе, весной, в путешествии или на пахоте – есть положительное благо во всех отношениях, а остальное, то есть отсутствие усталости, труда – есть зло».
Собственно, для Толстого не существовало резкого разделения труда умственного и физического: он ощущал их в единстве и после часов, проведённых за письменным столом, устремлялся к делам, требовавшим рабочей сноровки. В письмах Толстого часто встречаются упоминания о том, что «нынче пахали», «нынче едем с Колечкой сеять». Зимой Лев Николаевич брался пилить и колоть дрова. В дождливую погоду сапожничал.
Пользу физического труда и его абсолютную необходимость Толстой подчёркивал не раз, настойчиво: «Для меня ежедневное движение телесной работы необходимо, как воздух. При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие-то и ночь проводится без сна».
Ученик 7. Как и каждый человек, Толстой не избежал болезней, иногда тяжёлых: пневмоний с высокой температурой и сердечной недостаточностью, стенокардии, калькулёзного холецистита. Но знавший его врач писал, что именно «благодаря телесной силе и образу жизни он был в состоянии преодолеть тяжкую болезнь».
А каким было отношение Толстого к медицине?
Д. П. Маковицкому он говорил: «Есть два способа борьбы с болезнями. Один в том, чтобы закалять себя, чтобы болезнь не пристала (правильно жить), другой в том, чтобы, заболев, лечить болезнь Первый способ – медленный, но гораздо важнее». Эти взгляды Толстого были созвучны мыслям передовых русских врачей того времени.
Относясь спокойно к смерти и в старости готовя себя к ней, Толстой не переставал радоваться каждому новому дню труда.
В 1901 году, в семидесятитрёхлетнем возрасте, Толстой в ответ на слова жены Софьи Андреевны: «Скучно жить в старости» – воскликнул горячо и убеждённо: «Нет, надо жить, жизнь так прекрасна!»
Слово учителя зарубежной литературы
Лев Толстой испытывал постоянную потребность быть полезным, много времени уделял общественной деятельности. Открыл школу для крестьянских детей, сам в ней работал и составлял учебники. В 1882 году писатель принял горячее участие в московской переписи населения, выбрав себе участок, населённый беднотой. С 1891 по 1894 г. – в неурожайные годы – он участвовал в организации помощи голодающим крестьянам. Разве смог бы он столько сделать, если бы не следил за своим здоровьем? Его литературное наследие огромно и известно за пределами страны.
Слово учителя музыки.
Вдохновлённый романом-эпопеей «Война и мир» русский композитор С. С. Прокофьев создаёт одно из крупнейших своих произведений – оперу «Война и мир». В опере отражены картины мирной жизни, нашествие Наполеона, Бородинское сражение, военный совет в Филях, отступление русской армии и сдача Москвы, поражение французских войск.
Прослушайте два фрагмента из оперы: Арию Кутузова и Вальс со второго действия. Слова и музыка арии полны веры в будущую победу. Торжественным гимном звучат в мажоре начало и конец арии. Глубокой тревогой и волнением наполнен её центральный раздел, который точнее всего передаёт противоречивое состояние полководца и драматизм ситуации.
Музыка вальса является лирическим центром оперы. Она пронизана нежностью, взволнованностью и увлечённостью. В звуках вальса ощутимо зарождение нежного чувства любви между молодыми людьми. Этот вальс можно назвать «образом Наташи», «образом любви» и «образом мира»
Прослушивание отрывков из оперы и ответы на вопросы:
Как музыка раскрывает образ полководца?
Раскрывает ли ария все события войны?
Раскрывает ли вальс целостный образ Наташи Ростовой?
Раскрывает ли вальс всю картину мирной жизни?
Слово учителя зарубежной литературы
Беседа по вопросам:
Какая информация для вас была новой или полезной?
Помог ли урок взглянуть на писателя другими глазами?
Какую музыку вы любите?
Можно ли прожить ярко, имея слабое здоровье?
Что значит – быть здоровым?
Можно ли только закаляя и укрепляя свой организм быть в гармонии с собой и с обществом?
Для того, чтобы мы с вами могли увидеть плоды нашего труда, выполните пожалуйста последнее задание.


На стикерах (вырезанных в форме фруктов) напишите составляющие
яркой и содержательной жизни. Затем прикрепите их к нашему дереву жизни (нарисованном на плакате) с небольшим комментарием.


·
·
·
·
·
·
·
·
15UserFC:\WINDOWS\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия бинарный уро2.asdUser14A:\бинарный уро2.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·