Логопедическое занятие для учителей школы, в рамках Дня самоуправления.
Логопедическое занятие для учителей школы, в рамках Дня самоуправления.
Тема: «Дикция – королева речи»
Цель: отработка хорошей дикции.
Оборудование: бутыльки с картинкой парохода, стаканы с водой, трубочки, зеркала, презентация.
- Здравствуйте! Я очень рада Вас видеть. Меня зовут Татьяна Викторовна. Тема нашего логопедического занятия «Дикция – королева речи». Под дикцией понимается ясное, отчётливое произношение.
I. - Начнем мы наше занятие с ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо – и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Первое упражнение «Шторм в стакане» - Перед вами стаканы с водой и трубочки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед) и выдох через трубочку, старайтесь, чтоб выдох был как можно дольше, а вода из стакана не выплескивалась.
Следующее упражнение «Пароход гудит» - Возьмите бутылочки. Высуньте кончик языка, положите бутылочку под язык и сделайте вдох и выдох. Пароход должен гудеть протяжно и гулко.
- А теперь встаньте, пожалуйста, расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс, сделайте вдох (не забывайте живот при этом выпячивается) и медленный выдох (живот принимает прежнее положение. Теперь повторите то же самое, но на выдохе мысленно проговорите стих «Наша Таня громко плачет…»Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой.
II. - Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная ГИМНАСТИКА, которая называется АРТИКУЛЯЦИОННАЯ. – Возьмите зеркала
первое упражнение – Лягушка-хоботок – Растяните губы в улыбке, покажите свои красивые зубки, а теперь вытяните губы трубочкой (3 раза)
- Накажем непослушный язычок – Положите широкий распластанный язык на нижнюю губу и пошлепайте его пя-пя-пя-пя…
- Лошадка – Откройте рот, присосите кончик языка к твердому нёбу и с силой оторвите;
- Трубочка – Высуньте язык, сверните трубочкой и подуйте в эту трубочку, выдох сильный;
- Чашечка – Поднимите язык вверх, подгибая боковые края, чтобы получилась форма чашечки, удерживайте 5-7 сек.;
- Индюк – Кончиком языка проведите по верхней губе вперед-назад, так балаболит индюк.
- После гимнастики усиливается кровообращение, мышцы языка становятся подвижными. Артикуляционная гимнастика – это фитнес-клуб для языка!
- А теперь настроим наше сознание на позитивную работу. - Возьмите зеркала и скажите себе:
У меня сильный и красивый голос.(пауза) – все повторяют вслух
У меня уверенная речь.
Я говорю четко и правильно.
Я уверенно общаюсь со всеми!
- И улыбнитесь себе…
III. – Речевая РАЗМИНКА настраивает речевой аппарат на более эффективную работу. Ее можно легко делать и в повседневной жизни. Цель разминки - активизировать губы, чтобы они были энергичными. Повторите за мной ряд слогов, преувеличивая произношение гласных:
СА_СО_СУ_СИ
БА_БО_БУ_БИ
ША_ШО_ШУ_ШИ
НА_НО_НУ_НИ
РА_РО_РУ_РИ
IV. Упражнение в четкости произнесения звуков и слов во фразах.
На слайде написаны местоимения, давайте хором проспрягаем фразу разучивать стихотворение в настоящем времени.
Я сажаю жасмин, ты…, он…, мы…. вы…. они…
А теперь попробуйте прочитать скороговорку на одном выдохе. Не забывайте про живот, который надо выпячивать вперед на вдохе.
- Как у Егорки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д. Попробуйте произнести. Интересно сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
Игра «Сыщики». Цель – формировать наблюдательность, развивать языковой анализ и синтез.
- Теперь немного поиграем, разгадайте секрет загадочного стихотворения.
1. Жили в доме две дикие кошки.
А кто еще? Вы подумайте немножко? (Здесь спряталось слово медведи)
- А теперь определите в других стихах представителей животного мира.
Немногие найдут мой след.
Я здесь, а кажется, что нет.
Как хорошо после дождя!
Телята рады, рад и я!
Следы костра у самой пальмы.
Кора в ожогах…Факт печальный.
Красиво лгать умеют лисы.
А после – шасть! – и за кулисы!
Арбуз по Волге вниз уплыл.
Я полчаса за ним следил.
В озёрке лилии цветут.
Как хорошо, как славно тут!
Стемнело вдруг. Гроза идет.
К земле колосья ветер гнёт.
Люблю я край родных озёр.
Шуршит камыш, горит костёр.
– Сейчас каждому я раздам разные скороговорки. Цель скороговорки: тренировка дикционного аппарата. Ваша задача: повторите несколько раз про себя или шепотом скороговорку, а затем произнесите вслух, быстрый темп здесь не важен, главное отчетливость.
Пришел Прокоп – кипит укроп. Ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
В четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Матрос приехал в порт Мадрас. Матрос привез с собой матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Варю, про Ларину жену.
- Хочется дать вам еще несколько рекомендаций по выработки дикции:
Тренируйте дыхание и диафрагму. Это поможет говорить вам долго и хорошо поставленным голосом. Для этого займитесь плаванием. Также улучшению дыхания помогает и пение.
Помните, как героиня фильма “Карнавал” вырабатывала дикцию? Правильно, читала скороговорки с орехами во рту. Это является классическим упражнением. Но не обязательно выполнять его именно в таком виде. Сначала начните с произношения со сложных фраз, когда Вы без труда сможете это произносить, переходите к более сложным конструкциям, а уж потом тренируйте их с орехами во рту.
Чтобы речь была максимально естественной и правильной, человек должен как можно больше читать вслух.
- На этом наше занятие окончено. - Спасибо за внимание. До свидания.