Разработка Урока истории в 5 классе Путешествие на Древний Восток
Урок-путешествие в классе «Путешествие по Древнему Востоку».
Учителя ГБОУ СОШ №32 г.Севастополь
Тип урока – повторение и обобщение изученного с организацией работы по группам;
Цель : - повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного материала по истории Древнего Востока.
- формирование умений воспроизводить усвоенный материал, логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), работать с картой,
- Активизировать познавательный интерес к исторической науке, воспитывать уважение к духовному наследию народов мира.
Предварительная организация мероприятия: команды (8-10 человек), придумать название, девиз и эмблему, подобрать высказывания мудрецов, костюмированная театрализация из 3-хчеловек, оценочный лист – капитанам
Из учителей формируется жюри.
Оборудование:
Историческая карта, иллюстрации в презентации, Карточки с названиями станций, магниты, кроссворд, контурная карта, оценочные листы Песочные часы, колокол. Секундомер, Чаши изобилия – 3шт. , оценочный лист - капитанам, , восточная музыка, видеоролик.
Ход урока
Приветствие, оргмоментУчитель:Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! В течение почти семестра мы изучали историю зарождения древневосточных цивилизаций, а Древний Восток называют Детством современного человечества, и вот Сегодня у нас – необычный урок – урок-путешествие в удивительную, экзотическую, героическую и глубоко духовную культуру Древнего Востока…Какое средство передвижения вы для себя изберёте? Ковёр-самолёт? Каким бы ни было средство передвижения – с него могут свалиться те путешественники, которые создают много шума и ведут себя непочтительно к окружающим!
Ну что - в путь? (Музыка)
Похоже, мы очутились в прекрасном тенистом оазисе…но кто это к нам приближается? Кажется, я узнаю прекрасную египетскую царицу Нефертити! О, Боги! Да это же – великий Просветлённый – Будда и мудрейший из мудрецов - Конфуций!
Театрализация «Беседа мудрецов»
НЕФЕРТИТИ. Время течёт – словно песок сквозь пальцы…то, что вчера страшило или восхищало – сегодня превратилось в дым…сокровища, слава, величие – ничто не вечно!
КОНФУЦИЙ. Истину говоришь, дитя моё – ничто не вечно, кроме…любви и почтения, что испытывает сын – к отцу, подданный – к государю, каждый смертный – к вечному Небу!
БУДДА – Да, ничто не вечно – только - Знание Истины, которое исцеляет, обогащает, наполняет светом радости каждое сердце и каждое мгновение – здесь и сейчас!
Учитель: досточтимые мудрецы, приглашаем Вас присоединиться к нашему путешествию
Станция «Приветливая» - название, девиз, эмблема, элементы костюмов
Командам выдаются Чаши изобилия, в которые будут собираться заработанные сокровища
Станция «Динамичная» - Блиц” (репродуктивные вопросы) – АДРЕСНО КОМАНДЕ
1.Страна, , главным сокровищем которой являлся ил (Египет)
2.Повелитель Египта, его правитель.(Фараон)
3.Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. (Писец)
4.Знатные египтяне, родственники и советники фараона.(Вельможи)
5.Страна-родина буквенного алфавита и письма (Финикия)
6.Народ, скитавшийся в пустыне 40 лет. (Евреи)
7. Из этого материала в Месопотамии изготавливались дома, мебель, посуда и даже книги (Глина)
8. Воинственные кочевники, от которых Китай отгородился Великой стеной (Гунны)
9.Священная книга христиан.Библия
10.Царь Вавилона, создатель первых письменных законов. (Хаммурапи)
11.Правила, по которым, согласно учению христиан должны жить люди.(Заповеди)
12.Имя иудейского пророка, через которого миру были даны Божьи заповеди (Моисей)
13.Главная еда китайцев – (рис)
14.Страна, главные водные артерии которой – реки Инд и Ганг (Индия)
15.Самый длинный в древности торговый путь из Китая в Испанию (Великий шёлковый путь)
16.Сыном неба в Китае называли (императора)
17. Замкнутые Группы людей с определенными правами и обязанностями, в Индии.(Варны)
18.Благодаря дырочке посредине их нанизывали на верёвку и носили на шее. (Монеты)
18.Гусеницы, из нитей которых китайцы изготавливали шёлк. (Шелкопряд)
19.В переводе с китайского это слово означает «молодой листочек». А мы называем его..(Чай).
20. Горный хребет между Индией и Китаем ( Гималаи)
21.Непроходимые леса в Индии. (Джунгли)
22.В Китае каждый человек имел несколько…(имён)
23.Люди, лишенные свободы, живые орудия труда.(Рабы)
24.Полуостров, на котором расположена Индия (Индостан)
25.Древнейший язык ариев – (санскрит)
26.Их главным занятием было служение богам - Жрецы, брамины
27.Как назывались высокие ступенчатые храмы в Вавилонии? Зиккурат
29.Религии, обожествляющие различные силы Природы - Язычество
30.Чтобы оросить поля вдали от Нила, крестьяне прокапывали – каналы
ІII. Станция “Рассудительно-великодушная” (логические задачи) - 1 минута, отвечают участники команды, которые ещё не отвечали – по 3балла за ответ
1.Из дошедших до нас документов мы узнаем, что в Древнем Египте можно было приобрести дом в обмен на кровать. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена.(Строевой лес, из которого изготавливали мебель, был привозным, стоил дорого,Дома строили из сырцового кирпича, который стоил дешево. (3 балла)
2.На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова. Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.(Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге). (2 балла)
3.В гробнице фараона Тутанхамона, жившего более 3000 лет назад, найдено множество предметов из золота, общим весом несколько тысяч килограммов. И всего только три железных предмета: подставка для головы фараона, железный кинжал, железная застежка для браслета. Почему в гробнице было так мало железных предметов? (Железа в Египте почти не было. Оно считалось драгоценным материалом. Железные предметы, по-видимому привозились из Малой Азии. (3 балла)
5.Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, оно – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.
- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.
О каких сражениях идет речь?(Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии)
6.Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
(В Египте были иероглифы (несколько тысяч), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы)
4.Жители Египта побывали в одной из стран Передней Азии и заявили, что в ней реки текут наоборот.
Как вы думаете, в какую страну ездили египтяне?
(Египтяне были в Междуречье, где реки текут в противоположном Нилу направлении).
IV.Станция «Изобретательная » - фотографии предметов – в стиле восточного базара – через выкрикивания
Рассмотрите иллюстрации и соотнесите их со страной, где это впервые появилось, было построено или изобретено.
1 – Индия (Будда)
2 – Египет (пирамида)
3 – Двуречье (глиняная табличка с клинописным текстом)
4 – Финикия (корабль)
5. Китай (Чай)
6. Индия (Шахматы)
5 – Китай (компас)
6 – Китай (Фарфор)
7. Египет (Сфинкс)
8. Китай (Зонт)
9 Индия (Канализация)
10. Китай (Инь-Ян)
11. (Палестина, Израиль, Иудея, евреи) Скрижали
12. Вавилония (Зиккурат)
13. Месопотамия (Висячие сады)
14.Индия (Варны)
15. Финикия (Буквы)
16. Стекло (Иероглифы)
17. Ворота Иштарпо 1 баллу за каждую позицию
V. Распознавательная - работа с контурной картой – 2 минуты -
VI. Проницательная – Кроссворд
VII. Мудрая – капитаны по очереди произносят «крылатые фразы» - заповеди и высказывания древневосточных мудрецов.
Итоги : Сегодня мы совершили путешествие в удивительный, потрясающий, чарующий мир Древнего Востока и вспомнили о несметных сокровищах этой культуры – как материальных, так и ДУХОВНЫХ.
А станции, которые мы посетили, - не что иное, как черты и особенности характера восточных людей, которые и нам, людям европейской культурной традиции, полезно в себе развивать.
Капитаны в оценочных листах отметят степень активности, вклад путешественников своей группы и предполагаемые оценки за работу
VIII.И последняя наша станция – «Красивая» - мы увидим, как выглядит Восток сегодня - видеозарисовка!(демонстрируется видеоролик с музыкальным сопровождением)
Список литературы
Борзова Л.П. Игры на уроке истории. – М., 2001.
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. Учебник. 5 класс М; “Просвещение”, 2006.
Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира. – М., 1996.
Задания и задачи по истории древнего мира, М: “Просвещение”, 1996.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. – М., 2003.
“Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс” учебное электронное издание “Кордис & медиа”.
Хрестоматия по истории Древнего мира. Пособие для учителя. Под ред. Н.И. Миницкого. Минск: “Белорусская энциклопедия”, 2003.