Классный час Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в библиотеке
Цели: сформировать правила поведения в библиотеке.
Место проведения: школьная библиотека, где устроена выставка детских книг.
Ход классного часа
1. Разгадывание ребуса.
– Расставьте книги на полке так, чтобы можно было прочитать пословицу.
О т в е т. Книга подобна воде. Дорогу пробьет везде.
– Объясните смысл пословицы.
– Где живут книги? Когда мы посещали библиотеку?
2. Слово учителя.
Библиотека – слово древнегреческое: biblion – книга + theke – хранилище. Сегодня мы скажем, что это слово обозначает учреждение, где хранятся книги для общественного пользования.
Книга нужна всем, и обращаться с ней нужно бережно. Редкие книги запрещено выносить, ими пользуются в читальном зале.
Обратите внимание на выставку книг. Эти книги отличаются своим оформлением. Почему?
Это зависит от того, для каких целей предназначена книга. Сравните словари и сборник «Русские народные сказки». Есть ли отличие? Почему эти книги по разному оформлены?
Книги – это друзья и советчики. Писатели делятся с нами своими знаниями, жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни людей и животного мира других стран и государств, об историческом прошлом. В книгах хранится вся информация человечества. У каждого человека дома есть хоть небольшая библиотечка, где хранятся любимые книги, специальные книги, необходимые для работы. Но если нам не достает информации, мы идем в библиотеку.
3. Выступление литературного персонажа (ученика).
Выходит доктор Айболит.
Айболит. К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут.
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
С. Я. Маршак. Книжка про книжки
Учитель. Оказывается, книги тоже могут «болеть». Произойти это может только по вине человека, когда читатель небрежно обращается с книгой: загибает уголки и листы, не пользуется закладкой. Роняет книгу. Самое большое варварство – когда вырывают листы, вырезают. Такие книги можно «полечить».
Демонстрация «вылеченных» книг.
4. Слово библиотекаря.
Вы должны знать, что в библиотеке существуют свои правила поведения:
По любому вопросу вы можете обратиться к библиотекарю.
В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, которые уже работают с литературой.
Войдя в библиотеку, не забывайте вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидания.
Работать с книгами нужно чистыми руками, и никакой еды в зал не приносить.
Выгибать книги нельзя, пользуйтесь закладкой. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней нужно бережно.
5. Игра «Доскажи словечко» или «Угадай героев книг».
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?
(Буратино.)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор … (Айболит.)
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Журавль.)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это?
(Лиса.)
Ах, ты, Петя-простота,
Оплошал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
(Петушок Золотой Гребешок.)
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка,
Что опасность её ждёт.
За кустами светится
Пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится
Девочке сейчас.
Кто это?
(Красная Шапочка и Волк.)
6. Слово библиотекаря.
Подведение итогов конкурса «Лучший читатель года», вручение памятных медалей.
О б р а з ц ы м е д а л е й:
Дидактический материал
Как бы жили мы без книг?
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных
добрых сказок
До веселых повестей?
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
… Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках…