Урок по предмету Человек и мир,тема Правила поведения в общественных местах


Человек и мир
Тема. Правила поведения в общественных местах ( в музее, магазине, зоопарке, на улице)
Цель занятия: привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
продолжить знакомство учащихся с правилами и нормами поведения в общественных местах;
сформировать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека;
развивать навыки культурного поведения в общественных местах;
содействовать развитию коммуникативных способностей школьников, умению работать в группе;
содействовать воспитанию положительных моральных качеств достойного и уверенного поведения в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами.
Ход урока:
Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Мир наш огромен, богат и ярок!
Человеку он дан не зря.
Но жить в этом мире каждый обязан
По правилам жизни, друзья.
Правила эти просты
Их выполним и я, и вы!
А человеку, который делает то, что желает
Правил этих не выполняет,
Создает себе в быту проблемы,
Нужно помощь оказать непременно.
Проверка Д/З (тетрадь на печатной основе )
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА.
Введение в новую тему (Показ слайдов с изображением общественных мест на экране телевизора)
- Что объединяет все эти фотографии? ( Общественные места)
- Что такое общественное место? ( Места общего пользования, предназначенные для временного использования,)
V. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке постараемся подробнее узнать о правилах поведения в общественных местах и выясним, почему важно их соблюдать.
( Дети проходят на ковёр)
- Сегодня - Международный день музеев. Какие музеи бывают? В чём важность этого общественного места? Почему появились определённые правила поведения в музее?
- Я предлагаю вам работу в центрах.
«Центр научный»
- Сегодня вам помогает наука история. Вам предстоит узнать о некоторых правилах поведения существующих веками, и выяснить какие правила поведения утрачивают своё значение.
«Центр исследовательский»
-Вам предстоит узнать о небезопасной стороне общественных мест. И познакомить всех с некоторыми предупредительными знаками.
«Центр математики»
- Вам предстоит рассчитать формулу успеха греческого учёного Аристотеля.
« Центр чтения».
- Вы составляете рассказ, заменяя недостающие слова - смысловыми рисунками.
Выбор детей.
VI. Работа в центрах.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ
Решить примеры, сопоставить ответы с буквами.
8*2=16 – Н 10:2=5 – А 90-40=50 –У4*2=8 - Ш52+3=55 - Д
2+2+2+2=8 –Ш 3*2=6 – Х 99-90=9 -Р10+6=16-Н14:2=7 - П
10:2=5 –А 18:2=9 - Р 16:8=2 - Е10-5=5 -А2:2=1 -О
45-40=5 - А 2*2 = 4- З 32-30=2- Е 13-10=3 -В
18-8=10 - К 6*2=12-Л 10*2=20-Г 4:2=2 - Е
-31623015875 7*2=14 – Т 20-(10*2)= 0 -Ь 100-99=1 -О 12:6= 2 - Е
2*1=2 - Е 10+4=14 - Т 8+8=16 – Н 1 8-9=9=Р
5+0=5 -А 12+5=17 – И 2*7=14 – Т 11+0=11 - Я

Наш характер - результат нашего поведения.
АРИСТОТЕЛЬ

Н А ШХ А РА К Т Е Р- РЕ ЗУ Л Ь Т А Т Н А ШЕ Г О ПО В Е Д Е Н И Я .
16 5 8 6 5 9 5 10 14 2 9 9 2 4 50 12 14 5 14 16 5 8 2 20 1 7 1 3 2 55 2 16 17 11
ИСТОРИЧЕСКИЙ
Подготовить сообщение, о правилах этикета, которые сохранились до наших дней, и которые теряют свою значимость. ( Иллюстрированное сопровождение)
Почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, мужчина становился слева от нее. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех.
Вилка за столом появилась после того, как стало модным носить кружева на рукавах. Что заметно стало мешать во время еды. Ложка по привычке клалась с правой стороны тарелки, а вилку брали свободной левой рукой. И оставляли затем с левой стороны тарелки. Так теперь делаем и мы.
Правило быть внимательными к женщине в транспорте, появилось ещё во времена карет. Первая ступенька находилась высоко. А платья были длинными и пышными, что было небезопасно для пассажирок.
Если мужчины видят женщину с тяжелыми сумками, то мало найдется из них кто подойдет и поможет. Как правило, это делают только хорошо знакомые мужчины.
В наши дни при встрече, дама не обязана приседать в реверансе, а мужчина не обязан целовать даме руку...
Исчезает правило пользования ножом и то, что приборы должны быть расставлены по порядку!
Раньше мужчины приподнимали шляпу в знак приветствия, сейчас мужчины редко носят шляпы, и поэтому правило устаревает.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Объяснить знаки, рассказать о некоторых правилах безопасности в общественных местах.

Некоторые правила безопасности в общественных местах:
• не подходите близко к оркестровой яме и подобным сооружениям;
• в ожидании входа в театр или на стадион не приближайтесь к стеклянным дверям или ограждениям, вас могут к ним прижать, а под воздействием людской массы можно получить многочисленные травмы;
• не надевайте в многолюдные места свободную одежду, длинные шарфы, все то, что может зацепиться и помешать вам, свободно передвигаться.
не теряйте бдительности ,внимательно изучайте предупредительные знаки, инструкции, особенно во время развлекательных мероприятий.
Посещая концерт, спортивный матч или другое место, где, как правило, собирается большое скопление людей, помните, прежде всего, о собственной безопасности, именно она является залогом того, что от увиденного зрелища вы получите радость, а не разочарование.
(Дети знакомят с некоторыми знаками)
ЧТЕНИЯ
Вместо пропусков вставьте рисунки, подходящие по смыслу.
VII. Презентация работы в центрах.
Итог работы в центрах.
Существуют правила поведения в общественных местах, театрах, кинотеатрах, цирках, музеях, на стадионах и выставках. Одни нормы этикета справедливы для всех перечисленных мест, другие правила присущи только определенным заведениям. Какие нормы поведения одинаковы для всех общественных мест?

КЛАСТЕР
ВНЕШНИЙ ВИД

БЕЗОПАСНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ




ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
В ОБЩЕСТВЕННЫХ
МЕСТАХ

СОСТОЯНИЕ
ЗДОРОВЬЯ
КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ



-Есть ли расхождения в правилах поведения в том или ином общественном месте?
VIII. Самостоятельная работа. Работа в группах на компьютере .(Тест на выявление знаний правил поведения для определённого общественного места: в музее, магазине, на улице в зоопарке ).
- Какие трудности возникли при выполнении теста? Согласны ли вы с предложенными ответами?
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся. Не лукавствуй,
А скажи погромче … ( здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу…( привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… ( пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас-будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните…
Будьте любезны,
Будьте добры.
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо:
Меня…( извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: ( до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… ( спасибо).
X. Домашнее задание. Работа по теме в тетради с печатной основой, стр.59-60