Урок: Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.Безопасность на воде
урок по обж 8 класс
тема: Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.Безопасность на воде
Цель урока: сформировать у учащихся представление о правильном, безопасном поведении на воде, создать условия для формирования таких личностных качеств как:
Осторожность;
Самообладание;
Ответственность;
Уважение к себе и окружающим;
Коммуникативность.
Учебные вопросы:
Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.
Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.
Оборудование: Карточки для парной и коллективной работы, логические задачи, глобус.
ХОД УРОКА
1. Мобилизационная часть урока.
- Психологическая готовность детей.
2. Работа над новым материалом.
На доске дети читают девиз урока: “Осторожность – не трусость”.
Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.
На доске появляется первый вопрос:
Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.
Сообщение ученика:
Водные просторы занимают 70% территории Земли. Это природные водоемы (океаны, моря, озёра, реки), а также искусственные водоёмы (пруды, водоканалы, водохранилища и другие). Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья. Для развития детей большое значение имеет употребление морепродуктов, богатых кальцием, фосфором, йодом и другими необходимыми для нашего организма микроэлементами. Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.
Учитель:
В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч людей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других). Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.
На доске появляется второй вопрос:
Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.
Учитель: Вы решили пойти купаться.
Что вы должны сделать? (Работа в парах постоянного состава). Дети работают над последовательностью своих действий. 2-3 пары озвучивают последовательность действий.
Учитель: Самое главное правило – с вами должны быть взрослые.
Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентировочно на какое время вы идете.
Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.
Учитель: Вы подошли к водоёму. А что дальше? (Работа в парах постоянного состава). Дети самостоятельно вырабатывают правила, как подготовиться к купанию. 2-3 пары озвучивают выработанные ими правила.
Учитель:
Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм еще к этому не готов. Судороги любят неподготовленных купальщиков.
Желание быстрее попасть в воду часто вызывает спешку. Многие бегут к воде, или быстро идут. Вы разогрелись, вспотели. Необходимо раздеться, остыть.
Необходимо подготовить себя к купанию. Для этого надо сначала опустить ноги в воду. Потом несколько раз окунуться в воде. Ваше тело привыкло к воде. Наслаждайтесь, купайтесь.
Учитель: Основные правила безопасности на воде.
В каждом городе есть специально оборудованные водоёмы для отдыха и купания. На них есть специальные службы. Это подготовленные люди для контроля за порядком, а также для спасения людей. Здесь постоянно проводится анализ воды. На многих водоёмах дежурят машины скорой помощи. Купание в необорудованных местах запрещено.
В вашем возрасте можно ходить купаться только в присутствии родителей, или других взрослых людей.
Купаться можно в теплое время и в теплой воде. Часто причиной утопления может быть переохлаждение организма в холодной воде. Купание в холодной воде может привести к тяжёлым заболеваниям.
Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.
Уметь плавать. Если ты не умеешь плавать, находись там, где мелко, рядом с берегом. Не гонись за друзьями, которые поплыли. Сразу ты плавать не научишься.
Необходимо ограничивать время нахождения в воде. Даже если вы хорошо плаваете, но находитесь в воде очень долго, вы можете не заметить, что вы устали, а вода это не земля, где вы в любое время можете присесть и отдохнуть. В воде это сделать невозможно. В результате у вас может не хватить сил, чтобы доплыть до берега. Контролируйте свои силы и самочувствие в воде. Лучше выйти раньше из воды, отдохнуть, позагорать.
В местах, отведённых для купания, есть специальные знаки (буйки, флажки и т.д.), которые ограничивают зону купания. Никогда не заплывайте за пределы указанной зоны купания. Мы не знаем причины определения этой зоны. Понятно одно, что это сделано для безопасности отдыхающих.
Недопустимы игры в водоёмах с удерживанием противника под водой – он может захлебнуться.
Не следует плавать на камерах, самодельных плотах и других собственно изготовленных самодельных плавательных средствах.
Нельзя нырять в незнакомых местах.
Учитель: Есть населенные пункты, где нет мест оборудованных для купания. Следовательно, несмотря на все “нельзя”, мы всё-таки будем купаться. Какие правила мы должны соблюдать, что должны мы знать?
Рассуждения детей. На доске высвечиваются основные правила.
Учитель: Мы должны знать:
Что представляет собой этот водоем. Если это река, то вдоль каких предприятий она протекает. Нередко в реку сбрасываются все канализационные стоки, отходы химического и других вредных производств. Какие заболевания мы можем получить, купаясь в такой реке? Можем мы в такой реке купаться? Может лучше подумать о своём здоровье?
Если это пруд, то мы должны знать, откуда прибывает вода, куда она вытекает. Там могут быть мощные шлюзы, или коллекторы, которые просто “засасывают”, проплывающего мимо человека, а, тем более, если он в этом месте ныряет. Это очень опасно. Мы рискуем своей жизнью. Если это озеро, то мы должны знать, нет ли в нем болотистых мест.
Мы должны знать дно водоёма. Нельзя нырять, не обследовав дно водоема. Мы должны помнить, что есть люди, которые любят собираться на отдых на берегу водоёма. К сожалению, не все они чистоплотны. После отдыха они всё лишнее выбрасывают в воду. Это и битое стекло, и консервные банки, и арматуру, которую использовали для приготовления пищи на костре. Хорошо, если эта арматура ляжет на дно. А если она воткнется и будет торчать, а в этом месте кто-то нырнёт? Поэтому еще раз напоминаю: нельзя нырять не зная дна водоема.
Надо знать и учитывать течение реки. Есть реки спокойные, течение у них не быстрое, плавное. Но есть реки, у которых часто меняется течение, возникают водовороты периодически и в разных местах. Купаться в таких реках очень опасно. Особенно опасно купаться на горных реках.
4. Продолжение изучения нового материала.
Учитель: Мы не умеем плавать. Как быть?
Ответы детей.
Учитель: Надо обязательно научиться плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах. Потом переходить в открытые водоемы. Начинать надо с мелководья, в местах, где нет течения, или тихое течение. По мере приобретения навыков в плавании, усложнять нагрузку. Необходимо перебороть страх перед водой. Воды не надо бояться, но при этом соблюдать правила безопасности на воде. Мы должны помнить, что ни один вид спорта так не развивает и не укрепляет наш организм, как плавание. Плавание рекомендуется при лечении многих заболеваний, включая нарушения опорно-двигательного аппарата, заболеваний позвоночника, расстройствах нервной системы и многих других. Очень важно научиться плавать и держаться на воде на спине. Умение плавать и держаться на воде на спине – это наше спасение во многих ситуациях:
Если мы заплыли далеко от берега и чувствуем, что у нас нет сил доплыть до берега, то мы переворачиваемся на спину, голову держим над водой, слегка работаем ногами. Мы восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем. Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.
На спине мы можем доплыть до берега в том случае, если руку или ногу схватила судорога, а помочь некому. Главное, не терять самообладание.
Учитель: Мы решили поплавать на лодке. Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Что мы должны знать и соблюдать?
Дети высказывают свои мнения.
Учитель: Давайте вместе из того, что вы сказали, выработаем правила безопасности при плавании на лодках и других плавательных средствах.
Кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.
Прежде, чем сесть в лодку, надо проверить исправность лодки, нет ли течи, в порядке ли весла.
Должны быть спасательные средства и средства для вычерпывания воды.
Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать, т.е. нельзя раскачивать лодку, вовремя передвижения по водоёму.
Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.
Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может перевернуть волной.
Нельзя заплывать на лодке в места массового купания людей. Как выдумаете, почему? Дети рассуждают. Учитель: Правильно: Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.
Если вы собрались далеко плыть на лодке, надо надеть спасательные жилеты.
5. Закрепление изученного материала.
Задание №1.
Учитель: Перед вами лежит таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего мы не должны делать, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. Ниже находится ещё одна таблица. Она тоже состоит из двух столбцов. В левом столбце заголовок: Правила безопасности на воде. В правом столбце заголовок – Нельзя. Это то, что мы не должны делать. Переставьте в правый столбец правила безопасности, что мы должны соблюдать, а в левый – что нельзя делать.
Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма.
Надо знать и учитывать течение реки.
Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму.
Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию.
Идти купаться на водоём с разрешения родителей.
Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него.
Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть.
Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых.
Купаться только в местах специально оборудованных для купания.
Заплывать за буйки.
Купаться с повышенной или пониженной температурой.
Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде.
Перед катанием на лодке надо проверить исправность лодки, вёсел, нет ли течи.
Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой.
Купаться зимой, если река не замёрзла.
Уметь плавать
Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов
Идти купаться на водоём без разрешения родителей.
Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах.
Кататься на лодке под присмотром взрослых.
Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств.
Купаться без присутствия взрослых.
Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки.
Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды
Не допускать переохлаждения организма при длительном нахождении в воде.
Заплывать на лодке в места массового купания людей.
Заполните таблицу
Правила безопасности на воде
Нельзя
Задание №2. Какие правила безопасности на воде нарушили герои стихотворения. Ученикам раздаются карточки. (Дети работают в парах).
У большой и глубокой рекиЖили-были одни чудаки.Был у них непослушный характер:Выплывали они на фарватер, В незнакомых ныряли местах, На непрочных катались плотах, И дырявую лодку качали, И не знали тревог и печали.А однажды, во вторник как раз,Разноцветный надули матрасИ поплыли на нем за буйкиБольше нет чудаков у реки!
Правильные ответы: Выплывали они на фарватер; в незнакомых ныряли местах; на непрочных катались плотах; дырявую лодку качали; разноцветный надули матрас и поплыли на нем за буйки.
Проверка задания.
Задание №3. Логическая задача.
Задание написано на доске. Дети работают на карточках индивидуально.
Расставьте в правильной последовательности, как вы будете готовить себя к купанию, когда пришли на водоем
Правильные ответы
1. Нырнули и поплыли
3. Разделись, остыли
2. Несколько раз окунулись в воде
4. Опустили ноги в воду.
3. Разделись, остыли
2. Несколько раз окунулись в воде
4. Опустили ноги в воду.
1. Нырнули и поплыли
Задание №4.
Учитель: Дети, вам предлагается расшифровать выражение. Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.
Правила поведения и меры безопасности людей на воде
(Независимо от вида водоема: море, река, озеро, пруд и т.д. и места купания: на пляже, в купальне, в бассейне, на необорудованном берегу и т.п.) - запрещается допускать к мероприятиям на воде лиц, не умеющих плавать, не допущенных врачом и не прошедших инструктаж по правилам поведения на воде; - купание детей должно организовываться и проходить только под контролем взрослых, хорошо умеющих плавать; - купание лучше организовывать в утреннее и вечернее время, когда солнце греет, но нет опасности перегрева; - температура воды должна быть не ниже +18-19°С, а воздуха -+20-25°С; - входить в воду нужно осторожно, постепенно привыкая к разнице температур воды, воздуха и тела; - продолжительность купания зависти от состояния погоды, водоема и самочувствия человека. Начинать купание следует при температуре воды не менее +20°С. Наиболее приемлемыми принято считать следующие режимы купания: Температура воды Продолжительность купания +18°С 6-8 минут +20°С 10-12 минут Более +20°С 15-20 минут - не следует купаться до озноба, что является признаком переохлаждения организма и может вызвать судороги мышц, остановку дыхания, потерю сознания и т.д. Судороги мышц вызываются длительным пребыванием в воде и часто служат причиной несчастных случаев. Если пловцу судорогой свело руки или ноги, не нужно паниковать, отчаиваться, а продолжать двигаться к берегу (лодке), проделать нехитрые, но эффективные движения. При возникновении судорог: Кисти руки - нужно быстро и с силой сжать пальцы в кулак, сделать резкое, отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кисть. Икроножной мышцы - необходимо вдохнуть побольше воздуха, согнуться, двумя руками взять свою пострадавшую стопу за носок и сильно потянуть на себя, при этом ногу в колене не сгибать. Мышцы бедра - Схватить пораженную ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (под подъем) и, согнув ногу в колене, потянуть и прижать пятку ноги к ягодице. Чем выше и сильнее, тем лучше. Необходимо знать, что совет: «Уколоть булавкой сведенную мышцу» оборачивается серьезными неприятностями: спазм такой укол не снимает; можно, проткнув кожу, занести любую инфекцию; поранить кровеносный сосуд; повредить нерв и т.д. К тому же, как правило, купающиеся не имеют булавки, иголки в купальных костюмах. Если озноб ощущается длительное время, нужно выйти из воды и согреться. Нельзя прыгать или бросаться в воду после длительного пребывания на солнцепеке или после большой физической нагрузки. Если пренебречь этим требованиям, возможны резкая остановка дыхания, потеря сознания, не исключается и гибель человека. Не следует купаться ранее, чем через 1,5-2 часа после обильной еды, равно как и голодным. Необходимо уметь не только хорошо и быстро плавать, но уметь отдыхать на воде. Попав на быстрое течение, бессмысленно с ним бороться. Необходимо использовав его, постепенно подойти к берегу. Водовороты представляют грозную опасность. К ним не нужно приближаться. Попав в водоворот, нужно глубоко вдохнув, погрузиться под воду, где водоворот не обладает большой силой и, нырнув в сторону по течению, спокойно всплыть на поверхность. В водоемах, заросших водорослями и иными растениями, купание настоятельно не рекомендуется. Если же пловец попадает на такие участки акватории, то плыть нужно медленно у самой поверхности, не задевая растения. Если все же руки или ноги спутываются водорослями, нельзя делать резких движений. Нужно освободиться от растений, спокойно плавно плыть обратно по уже пройденному пути. При необходимости плавания в подобных водоемах целесообразно брать с собой водолазный нож, который сможет вам помочь, если вы запутаетесь даже в брошенных рыбацких или установленных ниже уровня воды браконьерских сетях. Плавая при волнении, необходимо руководствоваться требованием, что купаться при волнении 2-3 балла запрещено для всех. Если же вы оказались в водоеме во время волнения нужно спокойно плыть, а подныривать под волну нужно лишь тогда, когда она может обрушиться на вас, нет смысла подныривать под все волны. За время волнения в вершинах бухт образуется переизбыток воды и возникает так называемый противоток (скорость течения может достигать 2 м/сек.) Бороться с этим течением бесполезно, но можно его использовать, т.е. входить в воду в вершине бухты, а выходить в том месте, где волны подходят к берегу под острым углом, образуя там вдоль береговые течения. Ныряние под воду - занятие серьезное и прежде, чем прыгнуть в воду или нырнуть, необходимо: - знать глубину данного места, нет ли под водой камней, свай или других предметов, при столкновении с которыми возможны очень серьезные травмы, порой не совместимые с жизнью; - глубина места для прыжков в воду зависит от высоты, с которой вы будете нырять и определяться следующим образом: ныряние с высоты до 1 м - глубина не мене 2 м; до 5 м - не менее 4 м; до 10 м - не менее 6 м Прозрачность воды позволяет видеть с поверхности дно водоема, где организованы прыжки в воду и ныряние. При нырянии необходимо помнить, что сразу нырять на предельные дистанции по дальности и глубине смертельно опасно, метры набираются постепенно и ограничены по: - дальности (при движении на глубине не более 1,5 метра): дети от 14 лет - не более 25 м (с ластами), не более 10 м (без ласт); взрослые - не более 50 м (с ластами), не более 25 м (без ласт); - глубине: дети - до 5 м, женщины - до 10 м, мужчины - до 15 м. Ныряние организуется только в сторону уменьшения глубины. Ныряние без гипервентиляции легких - запрещено. При нахождении под водой и особенно при погружении и всплытии руки (рука) пловца должна быть вытянуты вперед и первыми встретиться с возможной преградой. Под нырянием понимается такое положение человека, когда вода смыкается у него над головой, ныряние не определяет ни время, ни дальность, ни глубина. Поэтому человек может нырнуть на любую глубину, проблема как вынырнуть живым и здоровым. Использование водолазного снаряжения для погружения требует специальной подготовки, которая определяется наличием особого удостоверения «Подводного пловца», принятого в РК. Иные документы считаются на территории нашей страны недействительными. Прыжки в воду с естественных и искусственных объектов, не предназначенных для этих целей, категорически запрещены. Запрещается заплывать за ограничительные знаки и удаляться от берега во время купания на расстояние более 25-30 метров, а также без острой необходимости (спасение людей) переплывать водоем. Доказать свое исключительное умение плавать и нырять можно проплыв любую дистанцию вдоль берега в отведенном месте под контролем службы спасения. Запрещается организовывать и проводить любые мероприятия на воде в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов, переправ портов и других гидротехнических сооружений. Категорически запрещены любые мероприятия в зонах проведения любых гидротехнических работ, особенно взрывных. Категорически запрещается подплывать к любым судам, как движущимся, так и стоящим на якорной стоянке, особенно к затопленным или частично затопленным плавсредствам и плавающему топляку, что смертельно опасно, особенно при волнении на водоеме и на течении. Движущиеся средние и крупные плавсредства создают водовороты, волны и затягивают под винты плавающих вблизи людей. Использование на воде предметов, предназначенных для иных целей (надувных матрасов, автомобильных камер, надувных игрушек и т.д.) постоянно заканчивается трагедией, особенно если пользуется ими человек, не умеющий плавать. При обучении плаванию необходимо изначально отказываться от различных поддерживающих и особенно надувных предметов, которые очень легки, но обладают значительной парусностью и достаточно слабого ветерка и течения, чтобы они быстро отнеслись от человека на значительное расстояние от берега. Кроме того, любой надувной предмет может быстро потерять плавучесть из-за малейшего повреждения. При смачивании водой его поверхность становится скользкой, и резкий порыв ветра может сбросить человека за борт, а само плавсредство унести очень далеко от терпящего бедствие человека, догнать вплавь которое просто невозможно. Очень опасны путешествия по воде на самодельных плотах, плавающих деревьях, бревнах и иных предметах, представляющих собой хозяйственный и строительный мусор. Плавание и ныряние с водолазным снаряжением (маска, трубка, ласты, акваланги и т.д.) требует специальной теоретической и практической подготовки и допускается только при наличии у претендента документов установленного в РК образца, документы иных национальных и международных организаций на территории нашей страны юридической силы не имеют, и вся полнота ответственности за разрешение на проведение погружений возлагается на руководителя организации, проводящей мероприятие на воде и местные органы власти. Важным условием безопасности на воде является как общая дисциплина, организованность, так и ответственность руководителей мероприятий всех уровней, поэтому во время нахождения в воде категорически запрещены игры и иные действия, в результате которых возможны ныряние на длительность пребывания под водой, игры с подныриванием и потоплением участников или удержание кого-либо под водой. Запрещена подача ложных сигналов о помощи или имитация утопления (несчастного случая). Любые игры с участием детей на воде проводятся на глубине, не превышающей 1,20 м или на такой глубине, когда вода достигает груди самого низкорослого участника, а прозрачность воды обеспечивает видимость с поверхности дна всей акватории, задействованной в данной игре. Присутствие на мероприятии взрослых, хорошо умеющих плавать, из расчета: один взрослый на 5-10 детей обязательно (если дети до 7 лет или плывут неуверенно 0 на 5 детей один взрослый и более). Дети моложе 7 лет не могут находиться у воды без сопровождения взрослых, хорошо умеющих плавать. Все участники любого мероприятия на воде должны с уважением относиться к окружающим и быть в готовности оказать посильную помощь товарищу, терпящему бедствие, но перед тем, как броситься на помощь необходимо оповестить службу спасения о своих намерениях и действовать только по ее указанию. Любые неадекватные действия человека находящегося в воде считаются сигналом бедствия и требуют немедленной реакции спасательные служб и граждан. Лица, не умеющие плавать, могут заходить в водоем не глубже, чем по пояс и то под присмотром лиц, умеющих плавать. Соблюдение мер предосторожности - основное условие безопасности на воде, а умение плавать - главное требование безопасности проведения мероприятий на воде.
6. Подведение итога урока:
Учитель: Чему научились на уроке? (Ответы детей).
Учитель: Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, когда мы купаемся, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет. Что делать? Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: составьте схему – перечень, что нужно делать для обеспечения безопасных условий во время купания.
ЛђЗаголовок 1ЛђЗаголовок 415