Родительские собрание «Почему они такие разные»
Лекция родителям об особенностях темперамента и характера младших школьников.
«Почему они такие разные?»
Цели: Объединить усилия семьи и школы в формировании у младших школьников гармоничного характера.
Форма:Информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.
Участники: Классный руководитель, родители, школьный психолог.
Подготовительный этап: Классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит памятки для родителей, отбирает ситуации для практикума, приглашает школьного психолога.
Оборудование, оформление: Выставка литературы по теме собрания.
Таблицы по теме собрания.
Рабочие места для групп родителей по 5-7 человек.
Бумага, карандаши, фломастеры.
Ход собрания:
Вступительное слово психолога школы.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о воспитании гармоничного характера. Мы хотим, чтобы у ваших детей был хороший характер. Из чего он складывается? Греческий философ Аристотель определил хороший характер как склонность к добропорядочному поведению - как по отношению к другим людям, так и по отношению к себе.
В современной психологии принято считать, что характер (греч.- чеканка, отпечаток) – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих для нее типичные способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называются чертами характера.
К числу природных особенностей человека относятся свойства нервной системы, темпераментные и конституционные особенности. С ними связана работа нервной системы, динамики человеческого поведения, обменные процессы, энергетика. Близко к ним стоят половозрастные особенности личности и индивидуальности.
Выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов, живший в XIX веке, написал: «Человечество в бессилии остановилось перед загадкой головного мозга».Разгадать ее пытаются ученые уже второе столетие, но этот серый кусочек материи хранит еще много тайн. При внешней компактности и монолитности головной мозг успевает вмешаться в работу всех функциональных систем человеческого организма. Головной мозг является важнейшей составной частью нервной системы. Врожденными неизменными свойствами нервной системы являются сила, подвижность и уравновешенность.
Формирование нервной системы человека происходит в период внутриутробного развития на втором месяце беременности. Тогда же закладываются и ее свойства. Таким образом, новорожденный младенец уже обладает определенным набором свойств нервной системы, и они будут предопределять его последующие психическое развитие, регулировать формирование общих способностей: работоспособности, трудоспособности, способности к обучению, приспособлению или адаптации, способности к саморегуляции и другое.
Родители маленьких детей становятся своеобразными заложниками врожденных свойств нервной системы своих отпрысков. Переделать психику ребенка невозможно!
Знание основных свойств нервной системы своих детей позволит родителям правильно регулировать их жизнедеятельность, предупреждать появление нежелательных форм поведения и отклонений. Для их определения совсем не обязательны специальные тесты. Достаточно простого наблюдения и сопоставления.
Свойства нервной системы составляют базу всего дальнейшего психического развития ребенка. Это первое из природных особенностей. С которой родителям и педагогам приходится сталкиваться с момента рождения и на протяжении всех последующих лет жизни ребенка. Учет их может выразиться в правильном планировании, разработке режимов дня, учитывающих индивидуальных особенностей, в применении необходимой системы ограничений.
Остановимся более подробно на темпераментных особенностях личности.
Термином «темперамент» обозначают динамические особенности поведения. Его физиологической или природной предпосылкой является тип высшей нервной деятельности, определяемой сочетанием свойств неровной системы. Именно темперамент регулирует скорость возникновения, изменения и затухания эмоциональных процессов, их интенсивность, склонность к сохранению определенного вида деятельности или стихийной смене его, легкость с которой человек приобретает новые формы поведения (умения, навыки, привычки) и изменяет их.
Принято считать, что существует четыре основных типа темперамента – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик.
Рассмотрим более подробно каждый из них.
Четыре основных типа темперамента
I тип – сильный, уравновешенный, подвижный – сангвинический темперамент (сангвиник).
Ребенок – сангвиник знает себе цену. Он жизнелюб и любит, чтобы жизнь вокруг него била ключом. С ним интересно и легко. Сангвиник может приспособиться к разным условиям. Он безболезненно и быстро адаптируется к новым. Легко включается в любую деятельность. Такой ребенок без труда усваивает возрастные навыки. Его движения – уверенные, точные. Речь выразительная, быстрая, живая с мимикой и жестами. Он без эмоций переносит наказание. Целый день у него хорошее настроение. А если даже и печалится, то кратковременно и не надолго. В нем все, пожалуй, гармонично. Такой ребенок – источник оптимизма. Ему обычно суждено быть лидером среди других и выполнять роль буфера между холериками и флегматиками, совершая то, на что из них ни кто не может быть способен.
Однако ждать от таких детей стойких привязанностей и увлечений почти не приходится. Их школьные успехи упираются на сообразительности, легкость приключения и распределения внимания, а неуспехи объясняются отсутствием усидчивости, недостаточной сосредоточенностью. Заставить ребенка – сангвиника делать то, что у него не получается, практически невозможно.
II тип – сильный, уравновешенный, инертный – флегматический темперамент (флегматик).
Такой ребенок – не спешащий никуда, копуша. Он делает все не торопливо. Он не выносит спешки. Движения его неторопливы, среди ровесников он – «увалень», «медведь». Его солидности, пожалуй, позавидует любой начальник, а рассудительности – даже мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием. Флегматик делает все обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если надо отстоять их, проявляет максимум упрямства. Такой ребенок всегда задержан и кажется нам малоэмоциональным. Однако, чувства его глубоки и постоянны. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Ребенок флегматик не по возрасту миролюбив. Речь у него нетороплива и не выразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь не отличается от нормы.
Все возрастные навыки у флегматика формируются с трудом и очень долго. Его можно многому научить и невозможно или же, по крайней мере, трудно переучить. Флегматик очень медленно адаптируется к детскому коллективу. Они обычно хорошо учатся. Но встречаются среди них и тугодумы. Такие добиваются положительных результатов лишь зубрежкой.
III тип - Холерик
Пожалуй, этот темперамент один из самых ярких темпераментов ребенка. Холерик всегда колоритен, похож на самый красочный портрет. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребенок загорается как спичка. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Порой кажется, что у него есть вечный двигатель, который делает его неутомимым. Борец, задира. Он часто бросает начатое дело ради других занятий. Рядом с ним обычно все «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако, она очень выразительна и эмоциональна. Обычно эти дети очень быстро приспосабливается к детскому коллективу и очень трудно требованиям учебных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием и не в силах вынести, когда цель наказания – лишение свободы. Свободолюбие их – безгранично. Потребность в новых впечатлениях побуждает их к исследовательской активности. Игры со сверстниками часто заканчиваются ссорами и даже потасовками. Круг их знакомых очень широк и пестр по составу. С одними они играют, с другими контактируют по поводу школьных поручений и подготовки домашних заданий, с третьими их связывает общность увлечений, четвертые им просто симпатичны.
IV тип – слабый меланхолический темперамент (меланхолик).
Не все ученые согласны до сих пор, что есть вообще этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребенка, а темперамент нужен для того, чтобы выжить, поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером. Меланхолики сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. Они очень ранимы. Запасы слез у них неистощимы. Они всего боятся, застенчивы, робки, нерешительны. Они почти не верят в свои силы. Любой из них зацикливается на неудачах, и наказание воспринимает как неудачу. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам. От любой деятельности мгновенно устают. Соматические расстройства у таких детей могут быть связаны с нервным потрясением. Если ребенок не любит ходить в школу, приближается контрольная работа, экзамен или другое любое ответственное мероприятие, то у ребенка может подняться температура, появиться жидкий стул или любые другие проявления заболевания. Однако проблемы со здоровьем не являются признаком трусости, а лишь следствием неспособности нервной системы этих ребят выдержать сильные эмоциональные нагрузки.
Обычно меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но навыки их не отдельно устойчивы. Всем меланхоликам невероятно трудно адаптироваться в детских коллективах. Но зато они очень отзывчивы и добры, тонко чувствуют музыку, прекрасно разбираются в настроении других людей, интуитивно реагируют на дружелюбие и враждебность в свой адрес.
Это основные темпераменты и стили поведения детей. Чистых темпераментов в природе почти нет, однако, у всех нас какой-нибудь один – преобладает.
Практикум для родителей.
Каждой группе родителей раздаются карточки с описанием ситуации. Прочитав их ,необходимо будет ответить на приведенные ниже вопросы.
Ситуация 1
Представьте себе, что в комнате находятся четыре ребенка с различными темпераментами. И в это время за окном раздались крики людей, лай собак. Один ребенок тут же открыл окно и стал выяснять у приятелей, что же произошло. Другой выглянул на улицу, оценивая ситуацию, а третий, не спеша, невозмутимо спокойно продолжал свою игру. Четвертый, с испугом, спрятался в шкаф.
Определите темперамент каждого ребенка.
Ситуация 2.
Юля целый час собирается в школу. Она тщательно собирает портфель, ищет свои вещи. А мама торопиться на работу и взвинчена до предела. Она вообще очень отличается от Юли. Целый день активна, подвижна, все успевает. Когда Юля неторопливо и обстоятельно застегивала пуговицы на пальто, мама не выдержала и отшлепала девочку. Но Юле было совсем не понятно: за что? Ведь она, как никогда, старалась изо всех сил.
Правильно ли поступила мама Юли, наказав дочь за свойственную ей неторопливость?
В чем причина ее нетерпимость к ребенку?
Как бы поступили вы на ее месте?
Как надо было поступить?
Родители обмениваются мнениями о полученной информации на собрании, задают вопросы психологу и учителю.
Решение родительского собрания:
Решением родительского собрания могут стать памятки о воспитании детей с различными темпераментами.
Практикум для родителей.
Вам необходимо будет прочитать и ответить на приведенные ниже вопросы.
Ситуация 1
Представьте себе, что в комнате находятся четыре ребенка с различными темпераментами. И в это время за окном раздались крики людей, лай собак. Один ребенок тут же открыл окно и стал выяснять у приятелей, что же произошло. Другой выглянул на улицу, оценивая ситуацию, а третий, не спеша, невозмутимо спокойно продолжал свою игру. Четвертый, с испугом, спрятался в шкаф.
Определите темперамент каждого ребенка.
Ситуация 2.
Юля целый час собирается в школу. Она тщательно собирает портфель, ищет свои вещи. А мама торопиться на работу и взвинчена до предела. Она вообще очень отличается от Юли. Целый день активна, подвижна, все успевает. Когда Юля неторопливо и обстоятельно застегивала пуговицы на пальто, мама не выдержала и отшлепала девочку. Но Юле было совсем не понятно: за что? Ведь она, как никогда, старалась изо всех сил.
Правильно ли поступила мама Юли, наказав дочь за свойственную ей неторопливость?
В чем причина ее нетерпимость к ребенку?
Как бы поступили вы на ее месте?
Как надо было поступить?
Практикум для родителей.
Вам необходимо будет прочитать и ответить на приведенные ниже вопросы.
Ситуация 1
Представьте себе, что в комнате находятся четыре ребенка с различными темпераментами. И в это время за окном раздались крики людей, лай собак. Один ребенок тут же открыл окно и стал выяснять у приятелей, что же произошло. Другой выглянул на улицу, оценивая ситуацию, а третий, не спеша, невозмутимо спокойно продолжал свою игру. Четвертый, с испугом, спрятался в шкаф.
Определите темперамент каждого ребенка.
Ситуация 2.
Юля целый час собирается в школу. Она тщательно собирает портфель, ищет свои вещи. А мама торопиться на работу и взвинчена до предела. Она вообще очень отличается от Юли. Целый день активна, подвижна, все успевает. Когда Юля неторопливо и обстоятельно застегивала пуговицы на пальто, мама не выдержала и отшлепала девочку. Но Юле было совсем не понятно: за что? Ведь она, как никогда, старалась изо всех сил.
1 Правильно ли поступила мама Юли, наказав дочь за свойственную ей неторопливость?
В чем причина ее нетерпимость к ребенку?
Как бы поступили вы на ее месте?
Как надо было поступить?
15