Родительский практикум Внутренний мир моего ребенка


"Внутренний мир моего ребенка"
Цель: Выработать шаги для развития навыков эффективного общения между родителями и ребенком.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «внутренний мир ребенка»;
Рассмотреть различные диагностики на характеристику внутреннего мира ребенка;
Научить родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.
Формы и методы: групповая, индивидуальная, учебный диалог
Тип занятия: родительский практикум
Ход занятия
Этапы урока, регламент Деятельность учителя Деятельность родителя
Вводно-мотивационный
Приветствие,
1) орг. Момент
2 минуты
Здравствуйте, уважаемые родители, уважаемые гости нашего мероприятия!
Пожалуйста, присаживайтесь, кому как удобно. Здравствуйте,
2) мотивационный этап
Проблемное самоопределение к деятельности
3 минуты
2 минуты
2 минуты Сегодня мы собрались на открытое родительское собрание на тему: «Внутренний мир моего ребенка».
Мы – люди, у которых разные имена, разное образование, разные характеры, взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что нас объединяет.
Пожалуйста, скажите, что нас всех здесь присутствующих объединяет?
Правильно, все присутствующие здесь являются родителями, я родитель, вы родители, наши гости тоже являются родителями. Кому как ни нам, знать что для ребенка весь мир – это его семья. И сегодня мы будем обсуждать те вопросы, которые всегда во все времена для родителей были актуальными.
В первую очередь хочу вас спросить. Кто мне может объяснить понятие «внутренний мир человека».
Что из себя представляет этот термин, и как вы его понимаете?
Как вы думаете, хорошо ли вы знаете «внутренний мир вашего ребенка»?
Вам предлагаю самим сделать небольшое экспресс-анкетирование и охарактеризовать своего ребенка. Предлагаю бланк с готовыми качествами характера, как положительных так и отрицательных, из предложенных 50 качеств, вы должны выбрать именно те 10 качеств, которые подходят для вашего ребенка. И дописать еще 2 качества от себя, которых нет в данном списке.
Вам дается время 3 минуты
Мы вам предлагаем ознакомится с результатами исследовательской работы, которую провели девочки, одноклассницы ваших детей. Психоматрица, составленная по дате рождения человека.
Теперь я вам предлагаю ознакомится с результатами психодиагностики, которую провела в данном классе, как психолог.
Пожалуйста, сравните все диагностики, что мы видим?
Что нового вы узнали о своем ребенке?
Сходятся ли ваше мнение с результатами обследования? родители
Это характер, темперамент, навыки и его способности, привычки и его желания.
Отчасти, да
Мнения родителей
Да, нет, есть разница
Разрыв от знания к незнанию
Мой ребенок
3 минуты
3 минуты
4 минуты
Постановка, принятие учебной задачи
А теперь вам предлагаю игру. Каждый родитель, пожалуйста, выберите для себя картофелину. Представьте, что это ваш ребенок. Посмотрите его со всех сторон, изучите, поласкайте, понежьте, как своего родного ребенка. Согрейте своим теплом, подарите любовь. Рассматривая картофелину, дайте, загадайте те качества, по которым вы бы смогли его узнать из тысячи похожих таких картофелин. А теперь давайте их всех вместе соберем.
Ведущий перемешивает картофелины.
Теперь вам предлагаю найти свое «ребенка» из общей массы.
Почему вы решили, что это ваш «ребенок»?
Как вы это определили?
Скажите, легко ли было узнать своего «ребенка» среди других?
Когда мы держали картофелины в своих руках, нам казалось, что мы его изучили вдоль и поперек, и тем самым его узнаем среди других. Так и с детьми. Порой мы думаем, что очень хорошо знаем нашего ребенка. Но мы не знаем, как он ведет себя с ровесниками или в другом обществе.
Настолько ли хорошо знаем своих детей? Я запомнила по этому глазку, которым я определила, что мой ребенок вежливый, ласковый, собранный, послушный, неаккуратный.
А я запомнила по этой выпуклости своего как доброго, спокойного, неуверенного в себе…
Легко, трудно, не могла, смогла, не легко было
Нет, не настолько хорошо знаем
Операционно-содержательный этап
«Ребенок-статуя»
(Используются фразы родителей, выражающие агрессию, нетерпимость к ребенку).
3 - 4 минуты
Загибаем лист
3 минуты
Подготовка 5 минут
Выступление по группам
1 минута на каждую = 4-5 минут
Обсуждение
2-3 минуты Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребёнок сильно вырос, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.
И мы начинаем «воспитывать» своего ребенка.Давайте проследим это на примере «Действие фраз родителей на ребенка».
1 фраза: «Перестань глазеть»- (завязать родителю глаза)
2 фраза: «Закрой свои уши» -(завязать уши)
3 фраза: «Закрой рот» - (завязать рот)
4 фраза: «Убери руки»-(связать руки)
5 фраза: «Стой смирно»–(связать ноги)
6 фраза: «Перестань реветь»-(перевязать живот).
После всего мы продолжаем «воспитывать» своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться. В первую очередь – вам надо вздохнуть (развязываем живот, т.к. это – запрет на чувство).
Что развязать следующим?
Что вы чувствовали?
по очереди развязываем, что просят и спрашиваем для чего это нужно?
Представьте, что все чувства, испытанные вами – это душевная боль ребенка, когда мы ведем себя по отношению к нему таким образом.
Как помириться?
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети – это дефицит ласки. Зачастую, родители не находят времени, забывают, даже порой стесняются приласкать своего ребенка просто так.
Не скупитесь на ласку, ведь этого они так ждут.
Я вам предлагаю еще одно упражнение. Возьмите каждый листок бумаги. Когда-нибудь вы ругали своих детей злобно, невыдержанно. При каждом сгибе листка вспомните негативное, сказанное в адрес ребенка.
А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям.
Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним.
Если применить утюг по отношению данного листка бумаги, то ещё что-то можно исправить, а как воспитывать наших детей, не нанося душевных ран?
Давайте сейчас разделимся на 3-4 группы по несколько человек и в течении 5 минут разработаем свои советы родителям по вопросах воспитания детей.
И еще, в начале нашего собрания я акцентировала на то, что здесь присутствуют все как родители. И поэтому,
уважаемые гости, мы просим вас принять участие в обсуждении данного вопроса. Пожалуйста, пройдите по 1 представителю к каждой группе.
Пожалуйста, ответьте, какие советы вы бы применили для себя, в своей практике? (выступление групп, далее обсуждение)
Спасибо, всем за вашу работу. Все разработанные вами рекомендации мы обязательно опубликуем на нашем сайте и будем применять в своей работе. Приглашается один родитель по центру залы (присаживается на стул)
освободиться
прижать ребенка к себе, говорить ласковые слова, поглаживать
нет
Мнения родителей (2-3 мнения)
Оценочно-рефлексивный этап
2 минуты
4-5 минут
1-2 минуты Уважаемые родители, пожалуйста оцените работу нашей встречи, заполнив небольшую анкету.
Проблема отцов и детей всегда была актуальна во все времена. Я думаю, что она никогда не будет разрешена. В конфликте старого и нового рождается движение вперед, происходит рождение цивилизации. И какие проблемы ни стояли перед нами родителями, мы всегда должны помнить, что наши дети навсегда останутся нашими детьми и только любовь, искренняя родительская, выведет ребенка из любой трудной ситуации. И в заключении мне бы хотелось прочитать письмо Ливингстона Ларнеда к своему сыну. Это письмо было написано более полувека назад, но трогает сердца людей и по сей день. Оно стало популярным после того как его опубликовал в своей книге Дейл Карнеги. Письмо произвело сильное впечатление на многих людей и с тех пор переведено на множество языков и перепечатано сотнями изданий по всему миру.
««Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел потом в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?»- резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого…»
Спасибо всем, что вы сегодня пришли на нашу встречу. Я желаю вам счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и настоящее.
До свидания, до новых встреч! Любовь, прощение, терпение
У. Ливингстон Ларнед. «Раскаяние отца».
«Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь; твоя маленькая рука подложена под щечку, а вьющиеся белокурые волосы слиплись на влажном лбу. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кроватке с сознанием своей вины.
Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.
За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свидания, папа!», я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»
Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!
Помнишь, как ты вошел потом в библиотеку, где я читал,- робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?»- резко спросил я.
Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую бог вложил в твое сердце и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.
Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мною сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик. Нельзя ведь сказать, что я не любил тебя, все дело в том, что я ожидал слишком многого от юности и мерил тебя меркой своих собственных лет.
А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!
Это слабое искупление. Я знаю, ты не понял бы этих вещей, если бы я тебе сказал все это, когда ты проснешься. Но завтра я буду настоящим отцом! Я буду дружить с тобой, страдать, когда ты страдаешь, и смеяться, когда ты смеешься. Я прикушу свой язык, когда с него будет готово сорваться раздраженное слово. Я постоянно буду повторять как заклинание: «Он ведь только мальчик, маленький мальчик!»
Боюсь, что я мысленно видел в тебе взрослого мужчину. Однако сейчас, когда я вижу тебя, сын, устало съежившегося в твоей кроватке, я понимаю, что ты еще ребенок. Еще вчера ты был на руках у матери, и головка твоя лежала на ее плече. Я требовал слишком многого, слишком многого…»