ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ.


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей. При таком типе обучения содержание, формы, методы и средства должны максимально учитывать индивидуальные особенности школьника и предпочитаемые им способы работы с учебным материалом.
Образовательной технологией, поддерживающей личностно-ориентированный подход, является технология коллективных способов обучения, принадлежащая А.Г.Ривину и В.К.Дьяченко.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Класс делится на подвижные по составу небольшие группы, каждая из которых, по - своему, овладевает учебным материалом. В этой ситуации ученики:
- отмечают успехи друг друга;
- поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу;
-обсуждают изучаемый материал совместно;
- помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды, отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным;
- стимулируются положительным опытом совместной работы;
- учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.
На своих уроках используем коллективный способ обучения, применяя методику взаимообмена заданий.
Методику взаимообмена заданий применяем при отработке умений и навыков выполнения упражнений и заданий по разным темам раздела. Подготавливаем карточки с двумя однотипными заданиями.
На уроках в 5-7 классах используем дидактическую игру «Учитель - ученик». Класс делится на пары, которые объединяют учеников разного уровня. После выполнения задания меняются ролями.
Каждой паре даются карточки «опоры», карточки с заданиями, карточки с вариантом диалога.
Рассмотрим работу в паре.
Два ученика садятся рядом за одну парту. Ученикам предлагается карточка «опора»:
Назовите тему, над которой будете работать.
Решите между собой:
кто решает
кто проверяет
Выполните задание.
Поменяйтесь «ролями».
На этом этапе ученики решают поставленную перед ними задачу, учатся сотрудничать, выступать, вести диалог.
В помощь для ведения диалога дается карточка с вариантами фраз:
…что мы будем решать?
Мы будем решать... (примеры на нахождение неизвестного компонента, примеры, задачи)
Кто будет решать (проверять)?
Ты или я?
Можно я буду... (решать, проверять)
Хорошо, ты будешь..., а я буду …
Начинай первый.
Первый ученик берет карточку с примером на нахождение неизвестного компонента:
а) 37- х = 16 б) х – 18 = 13
И решает первый пример.
Второй ученик проверяет правильность решения этого примера по вопросной схеме:
Что ты сделал?
Прочитай пример на нахождение неизвестного компонента.
Назови, что неизвестно в примере.
Что надо найти?
Как ты нашёл неизвестное число?
Расскажи, как ты решал пример.
Большая роль на этом этапе отводится:
-развитию речи;
- коррекции внимания, памяти, мышления;
-на рефлексию (умение проанализировать свою работу, что сделал);
-на развитие самооценки.
Затем первый ученик выступает в роли «учитель», второй – «ученик». Этапы работы сохраняются, только решается уже второй пример. Таким же образом работают все пары класса.
Экран учета ведется для формирования различных видов контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.
1задание 2задание 3 задание 4 задание
Саша С. + + + +
Айгерим+ - + +
Оля + + - +
Сакен+ + - -
Стас + + - +
Саша Л. + - + +
Дима + - - +
Данную методику можно использовать как при решении примеров и задач, так и при работе с геометрическим материалом.

В 7-9 классах, класс, предварительно, разбивается на группы по два человека примерно одинакового уровня подготовки. Поскольку группы получаются разного уровня, по каждой теме составляется как минимум два вида карточек.
№ 1
26,38 – 9,007 =
№ 2
20,3 – 19,081 =
№ 1 № 2
50,38 791,84
25,19 27,32
Перед началом работы учащиеся знакомятся с алгоритмом работы по методике ВОЗ (Взаимообмен заданиями). Используется данная методика на этапе закрепления нового материала, после первоначального формирования умений по данной теме.
Алгоритм работы по методике « Взаимообмен заданиями».
1. Получи карточку и поставь точку в листе учёта.
2. Выполни задание первой части карточки с помощью учителя.
3. Научись объяснять это задание.
4. Выполни задание из второй части самостоятельно. Проверь задание второй части у учителя.
5. В листе учёта точку замени на «+».
6 . Объясни напарнику задание первой части карточки. Ответь на его вопросы. Задай напарнику контрольные вопросы.
7. Выслушай объяснение товарища первой части его карточки.
8. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.
9. Сверьте вторые задания. В листе учёта обведи кружочком « +».
11. Если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите и исправьте ошибку.
12. Проверь в листе учёта: напротив твоей фамилии должен стоять «+».

По проводимой рефлексии учащиеся отмечают результативность уроков, проведённых по методике взаимообмен заданиями. Они отмечают, что лучше усваивают способы решения и запоминают алгоритмы выполнения заданий разных типов. Им нравится, когда появляется возможность проявить самостоятельность и более тесно общаться друг с другом.
Методика КСО позволяет:
1. Значительно улучшить организацию работы класса.
2. Дифференцированно подобранные задания позволяют учащимся лучше осознавать свои ближайшие цели и задачи.
3. Работая на определённом уровне трудности, ученик видит, как работают другие, его самооценка становится более реальной.
4. Чёткость в работе даёт возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.
5. Освобождает учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличивает время для индивидуальной помощи учащимся.