Методическое пособие по русскому языку Использование КСО(коллективный способ обучения) по В.К.Дьяченко на уроках русского языка
К ГУ «Юбилейная средняя школа»
«Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Методическое пособие
Автор: Топчая Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
село Юбилейное
2016год
Составитель:
Топчая В.Н.- учитель русского языка и литературы
КГУ «Юбилейная средняя школа»
Методическое пособие по теме «Использование технологии «Коллективный способ обучения по В.К. Дьяченко» на уроках русского языка»
Рецензент: Кужахметова Ы.Т., методист районного методического кабинета
В данном пособии описывается технология «Коллективный способ обучения В.К.Дьяченко». Опыт учителя показывает, что коллективная форма обучения помогает заставить учеников самостоятельно «добывать» знания, пробудить в них желание учить и обучаться.
Учитель на своих уроках русского языка апробировала систему коллективного способа обучения и разработала задания по методике «Взаимообмен заданиями» по определенному алгоритму работы в парах сменного состава и в парах постоянного состава. На протяжении ряда лет апробация показала, что КСО способствует повышению мотивации к предмету и активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.
В пособии излагаются теоретические основы и практическая часть по данной технологии. Автором представлены образцы уроков по русскому языку, групповые формы работы на уроке, общий алгоритм работы с текстом, контроль выполнения, разработки карточек по русскому языку с 5-8 класс, инструкция для работы над сочинением по КСО, которые могут успешно использоваться в практике работы учителями русского языка и литературы.
Содержание:
1. Пояснительная записка-----------------------------------------------------4-5
2. Теоретическая часть
1. Общие признаки коллективной работы-----------------------------------5
2. Методика технологии КСО--------------------------------------------------5-6
3.Работа с классом----------------------------------------------------------------6-7
4.Контроль выполнения заданий по технологии---------------------------7
3. Групповые формы работы----------------------------------------------------8
4. Общий алгоритм работы с текстом-----------------------------------------8-9
5. Работа с учебником-------------------------------------------------------------9
6. План работы над сочинением------------------------------------------------9-10
3. Практическая часть
Карточки к урокам русского языка
5 класс
1.Орфография (повторение)-----------------------------------------------------10-11
2. Фонетика. Орфография (закрепление)-------------------------------------11-12
6 класс
1.Имя прилагательное (закрепление)-----------------------------------------12-13
2.Имя прилагательное (контрольные работы)-------------------------------13-14
3. Имя прилагательное (взаимообмен)----------------------------------------13-14
4. Морфология. Повторение (взаимообмен)---------------------------------16-17
5. Пунктуация (повторение за 5 класс)----------------------------------------18-19
6. Глагол. Самодиктант (обобщение)------------------------------------------19-20
7. Фонетика. Орфография. Взаимодиктант (повторение)-----------------20-23
7 класс
1.Причастие (обобщение)---------------------------------------------------------23-24
2.Причастие (закрепление)-------------------------------------------------------24-25
2. Деепричастие (обобщение)----------------------------------------------------26-27
8 класс
1.Лист взаимного контроля
«Однородные члены предложения »--------------------------------------------27-29
4. Конспекты уроков русского языка
1. Урок русского языка в 6 классе
по теме «Имя прилагательное. Обобщение»-----------------------------------29-33
2. Урок русского языка в 6 классе
по теме «Правописание имен существительных»----------------------------33-41
5.Список используемой литературы------------------------------------------42
Пояснительная записка
Обучение - это общение человека с человечеством.
А.Петровский
В Государственной программе развития образования РК на 2011 – 2020 годы отмечено, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии « Казахстан-2030». Целью образования в средней школе является формирование социально – активной, творчески самостоятельной личности.
Подготовка учащихся к жизни – это подготовка личности молодых к социально необходимой, значимой для общества и самого человека деятельности, в которой наиболее полно раскрываются его творческие возможности на основе удовлетворения духовных запросов интересов, склонностей.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. Мне близка идея коллективного способа обучения В.К.Дьяченко. Для работы над этой технологией были поставлены следующие задачи:
1)выявить концептуальные основы технологии;
2) изучить особенности содержания и сущностные характеристики КСО;
3) показать практическое использование технологии КСО на уроках русского языка;
4) выявить преимущества технологии.
Коллективная работа – это полноценная самостоятельная организация обучения. Уникальность использования методик коллективного способа обучения обеспечивается такими её признаками, как непосредственное взаимодействия между учащимися и опосредственное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Педагог руководит работой в целом: предъявляет задание, инструкцию (алгоритм).
Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования.
Я пришла к выводу: учитель - ученик должны сотрудничать. Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности.
Коллективные способы обучения всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс, в целом, в субъекты самообучения.
Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах, группах и состав их периодически меняется. Технология коллективного обучения позволяет плодотворно развивать у учащихся самостоятельность, коммуникативность.
Развитие интереса к познавательной активности учащихся в рамках данного варианта организации учебной работы связано и с самой формой материала.
Посредством сочетания различных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ребенку.
2. Теоретическая часть
Общие признаки коллективной работы
1.Наличие у всех её участников единой общей цели.
2.Разделение труда, функций и обязанностей.
3.Сотрудничество и товарищеская помощь – взаимопомощь, т.к. «коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом. Без сотрудничества не может быть коллектива».
4.Забота всех о каждом и каждого обо всех.
5. Равенство объективных условий для каждого.
Коллективная форма организации учебной работы имеет только одну структуру общения: ДС (диалогическое сочетание) в ПСС (парах сменного состава).
Методика КСО
Методика взаимного обмена заданий - ВОЗ, ПСС (пара сменного состава).
Сущность: передача информации от одного ученика данной информации другому, не обладающему этой информацией. При работе в ПСС – это проговаривание данной информации и записывание её в тетрадь (партнёром).
Подготовка учебного материала для выдачи его по ВОЗ:
Выбирается небольшая тема (4 – 5 ч.), (10 – 12 макс.), вся тема разбивается по порции – это смысловой кусок. Каждая порция оформляется на карточку – задание. Набор карточек - заданий, содержащий всю тему, называется блоком. В блоке может быть от 4 – 9 карточек, (на практике 4 – 5 карточек), по содержанию все карточки разные, но в рамках данной темы или подтемы они объедены общей идеей. Главная идея – любая карточка должна являться самостоятельным входом в тему.
Структура карточек: любая карточка, вне зависимости, какая это школа, должна состоять из двух частей.
1587524130______________________
1
2
1
00______________________
1
2
1
В 1-ю часть включаются задания для изучения.
Во 2 -ю часть - задания для самостоятельной работы.
Вторая часть карточки является вводом. Различают 6 видов карточек по структуре:
1карточка
1ч. – образец
2ч. – по подобию
2 карточка
Во 2ч. даётся большое количество заданий.
3 карточка
1ч. – изучить самостоятельно материал, затем - образец.
2ч. – задание для самостоятельной работы.
7556520701011
11
0011
11
45021518161000450215581660004 карточка
теория
755651981202
002
образец выполнения
самостоятельная работа учащихся
2857521336011
11
0011
11
40322518796000 5 карточка
дополнительный источник задания
285752044702
002
40322517907000 образец выполнения
самостоятельная работа
усложнённое задание
2857512509511
11
0011
11
4032259969500
285751111252
002
4032258890000 дополнительный источник задания, образец
выполнения творческого задания.
Как работать с классом
Класс разбивается на малые группы. В малой группе столько учеников, сколько карточек-заданий. Посадка учащихся в малой группе при данной методике:
133096011366500А)
Б)
19488151289050012617451289050050927012890500
Дети должны видеть, кто как работает. Класс разбивается до урока. В каждой микрогруппе выбирается лидер, который отвечает за работу данной микрогруппы. Каждый получает от учителя карточку. Вначале он изучает 1 часть карточки, затем выполняет 2 часть, предназначенную для самостоятельной работы, даёт проверить учителю, затем ищет партнёра. Выполнить2-ю часть карточки ученикам могут помочь ассистенты: сильные ученики, коллеги по работе. Как правило, ассистент должен знать карточки.
Запуск групповой консультации.
Лист учёта
Лидер
№ Ф.И. учащихся № карточки
1 2 3 4 5 6
1 Сидоров - 2 Козлов - 3 Петров - 4 Иванова - 36442653953510Диктанты с письменным комментарием
00Диктанты с письменным комментарием
-4419603705860Диктант с устным комментарием. Обязанность одного ученика в паре состоит в том, чтобы вначале продиктовать. В момент диктовки проверять правильность написания, а затем выслушивает устное объяснение. Другой ученик записывает, читает вслух, затем объясняет.
00Диктант с устным комментарием. Обязанность одного ученика в паре состоит в том, чтобы вначале продиктовать. В момент диктовки проверять правильность написания, а затем выслушивает устное объяснение. Другой ученик записывает, читает вслух, затем объясняет.
17868902751455Алгоритм «Взаимные диктанты»
Ученики работают в паре. Правило: один диктует, другой пишет. Затем ролями меняются.
00Алгоритм «Взаимные диктанты»
Ученики работают в паре. Правило: один диктует, другой пишет. Затем ролями меняются.
«Быть начеку»
Объяснить задание с ошибкой, надо найти её и объяснить.
Контроль выполнения заданий по технологии
КСО
«Быть начеку»
Объяснить задание с ошибкой, надо найти её и объяснить.
Контроль выполнения заданий по технологии
КСО
66808353069590006680835306959000
Групповые формы работы на уроке
Класс делится на группы по 4-5 человек. Группы формируются на добровольных началах, примерно одинаковые по работоспособности. Для каждой группы выбирается консультант – очень важная фигура. Его права и обязанности таковы : организация работы при выполнении группового задания на уроке, проверка тетрадей (записи), прием зачета у товарищей по решению задач, проведение в случае необходимости консультаций, заполнение открытого листа учета для своей группы.
Раз в неделю учитель занимается с консультантами: анализ деятельности групп, коллективный разбор наиболее сложного материала, планирование дальнейшей работы.
Группам дается нестандартное, творческое задание: для слабоуспевающих учащихся предусматриваются репродуктивные поручения. Каждый коллектив делает «свое» дело.
Задание 1 группе: Подготовить сообщение, используя алгоритмический план рассказа.
Литература …
Задание 2 группе: Рассказать об особенностях ….
Для этого проанализировать модель и сделать вывод. К своему рассказу подготовить кодограмму.
Задание 3 группе: Сравнить …. Для этого воспользоваться учебником, а также ответить на вопросы …
Задание 4 группе: Подобрать … (работа на компьютере).
Задание 5 группе: Подготовить (рассказ) сообщение … Литература…
На выполнение задание дается 10 минут.
Каждая группа должна подготовить сообщение или выступление на 3-4 мин. Работа рецензируется: каждому члену группы ставится оценка с учетом коэффициента трудового участия.
Проверочные задания по вариантам можно провоцировать на экран интерактивной доски. Учащиеся выполняют работу на двух листах, с приложением между ними копировальной бумагой; где верхние листы сдаются на проверку учителю, а нижние – у учащихся. После этого на экране появляются ответы. Ученики сравнивают их и сами оценивают свою деятельность. Для более эффективной работы групп между ними устраивается соревнование: кто быстрее и лучше справится с заданием.
Общий алгоритм работы с текстом
Работа в паре над текстом
1) С какими новыми понятиями, словами вы познакомились при чтении этого параграфа, текста, абзаца.
2) Что означает это слово или словосочетание? Объясните значение своими словами или прочитайте ту часть текста, в которой объясняется значение. Дайте определение данному понятию, или найдите определение в тексте. Как вы считаете, это понятие относится к объектам, явлениям, процессу? Приведите примеры.
3) Что выражает новое понятие? Признак, свойство, способ образования, принадлежность к виду, отношение к объекту. Прочитайте часть текста, подтверждающую ваш объект, приведите примеры.
4) Перескажите текст.
5) Озаглавьте каждую отдельно прочитанную часть.
6) Составьте план всего прочитанного текста.
7) Составьте краткий конспект прочитанного текста, параграфа.
8) Выпишите данные слова, предложения. Вставьте пропущенные буквы.
9) По данным прочитанного текста составьте схему, таблицу. Обозначьте, подпишите .
10) Ответьте на вопросы.
11) Составьте опору для изучения содержания данного текста.
Работа с учебником
Разбивается класс на группы. Каждой группе предлагается освоить тему по учебнику самостоятельно и подготовить ответ. Работа ведется по вопросам, таблицам, рисункам.
ИЛИ: на доске выписать вопросы к теме, которую нужно изучить на уроке. Класс делится на группы с капитаном. Каждый самостоятельно ищет ответы в учебнике на все вопросы или каждый разбирает один конкретный вопрос, затем рассказывает ответ команде. Цель работы: за 10 мин – все члены команды должны узнать ответы на все вопросы.
Команда, которая первая достигла цели, получает право первого ответа. Задается любой вопрос любому члену команды. Если ученик отвечает на предложенный ему вопрос, то всем членам команды выставляется «5». Если ученик не отвечает на данный вопрос, он может попросить помощь у команды, но тогда все ее участники получают «4» .
Если вся команда не знает ответа на 2 вопроса, то оценка «3».
Далее ребята проверенной команды исполняют роль учителя и оценивают знания других учащихся. Ребята усваивают материал, на уроке учатся работать с книгой, в учебу втягиваются самые слабые, так как чувствуют ответственность за свою команду, тем самым повышается интерес к предмету.
Инструкция
для работы над сочинением
(по КСО)
1.Выбрать тему.
2.Составить и обсудить план.
3.Распределить среди участников группы вопросы плана, каждому подготовить письменный ответ.
4.Подобрать эпиграф.
5.Готовые ответы прочесть по порядку, обсудить, сделать дополнения, вписать в тетрадь.
6. Прочесть вариант всего сочинения группе, обсудить, внести дополнения, изменения.
7.Прочесть окончательный вариант всего сочинения классу, выслушать замечания, внести, если нужно, дополнения, изменения.
8.Переписать сочинения начисто, тщательно соблюдая правила записи сочинения, норм страниц и сдать для проверки лидеру группы.
9.Готовое сочинение сдать на проверку учителю.
10.Провести анализ грамматических, речевых ошибок.
3.Практическая часть
5класс КСО
Орфография
( повторение)
П.О – С. У -3 Карточка№1
1.Вспомни: правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонения существительных на – ия, - ий, - ие.
2.Объясни написание: на площади, в зале, о революции, в степи, по тропинке, у башни, о дяде, в санатории, на заседании.
3.Напиши верно:
О государственной власт.. , в палат.. , во дворц.., в здан.., на экскурс.., по Москва – рек.., у рек.., в муз.., о народ.., у подруг.., о дочер.., о молодёж.., в лагер.., до осен.., о лет.. .
П.О – С. У -3 Карточка№2
1.Вспомни: как пишутся приставки в русском языке, как пишутся приставки на – з -, - с -?
2.Объясни написание: разрасталась, поднялась, загрохотал, сдал, промелькнул, расписание, бездельник, написал, передал.
3.Напиши верно; ра..свет, ра..двинул, бе..грамотный, бе..совестный, и..дание, по..разделение, ..бежал, ..делал, ..гонял, в..бежал, о..крыл, п..плыл, ..хранять, о..дал, п..седел, п..р..писал, н..писал
П.О – С. У -3 Карточка№3
1.Вспомни: как проверить сомнительную согласную?
Как проверить непроизносимую согласную?
2.Объясни написание: молодежь, солнце, ненастный, сторожка, дуб, рюкзак, молотьба, луг, местный, ёж, берёзка.
3.Напиши верно: подру..ка, варе..ка, доро..ка, лес..ница, грус..ный, чудес..ница, несчас..ный, избу..ка, пр..ьба, прекрас..ый, яс..ный, моро.., холо.., ска..ка, дож..ь, расска.., гри.. .
П.О – С. У -3 Карточка№3
1.Вспомни: когда в корнях – лаг - -лож - пишутся о – а?
Как пишутся корни – раст - - рос -, -кос- -кас- ?
2.Объясни написание: росток, растение, выращенный, отрасль; положить, излагать, сложение, слагать; коснулся, прикасался.
3.Напиши верно: прил .. гательное, предло..ение, сл..гаемое, выр..сли, подр..сли, Р..стов, р..сток, отр..сль, пор..сль, ср..щение, прик..сновение, подр..сли.
П.О – С. У -3 Карточка№4
1.Вспомни: когда в корнях с чередованием – мер - -мир, - пер - -пир -, и др., пишется е – и?
2.Объясни написание: замирать, умереть, застилать, постелить, отдирать, стереть, блистать, блестит.
3.Напиши верно: отп..реть, отп..рать, соб..ру, соб..рать, уб..ру, ст..лить, ст..лется, ум..рать, забл..стел, бл..стает, заж..гается, заж..чь, выт..реть, выт..раю, раст..рать, зам..рает.
5 класс КСО
Фонетика. Орфография
( закрепление)
П. Ф. – О У-2 Карточка№ №1
1. Вспомни, когда употребляется ъ – ь разделительно.
2. Объясни написание слов:
Шьём, съели, бурьян, воробьи, объявление, предъюбилейный, вьюга, семья, объём, почтальон, сошью.
3. Напиши верно:
С…естное, под…ём, необ…ятный, выл…ю, солов…и, раз…езд, бул…он, бар…ер, в…шка, мурав…я, под…ехать, с…ёмка.
П. Ф. – О У-2 Карточка№2
1.Вспомни правописание слов с ь знаком.
2.Объясни написание слов:
Судьба, мальчик, огонь, речка, октябрьский, январский, ночь, нож, меньше, барабанщик, барышня, гвоздик, шалаш, молодёжь.
3.Прос…ба, виш…ня, июл…ский, сторож…, доч…, ноч…ка, гвоз…дика, сел…ский, кон…ки, пил…щик, сентябр…ский, тон…ше, вос…мой.
П. Ф. – О У-2 Карточка№3
1.Вспомни, когда в корне слова после шипящих и ц пишется О, когда Е.
2.Объясни написание:
Щётка, чёрный, жёлтый, шорох, шёлковый, шофёр, шоколад.
3. Напиши верно:
Ш…рстка, щ…лкать, ч…ртик,капюш…н, ж…лудь, ш…пот, ш…ссе, ч…тный, расч…ска, щ…чка, ж…лоб, щ…ли, ж…нглёр.
П. Ф. – О У-2 Карточка №4
1. Когда в суффиксах и окончаниях слов после шипящих О, когда – Е?
2. Объясни написание слов:
В чужом, с товарищем, девчонка, ситцевый, ежовый, врачом, крыльцом, хорошего, зайчонок, синица.
3.Напиши верно:
В больш…м, хорош…му, медвеж…нок, полотенц…м, свинц…вый, свеж…го, собач…нка, птиц…й, крыш…й, печ…нка.
П. Ф. – О У-2 Карточка №5
1. Вспомни состав слова. Как найти основу слова? Какие слова являются однокоренными?
2. Сделай разбор слова по составу:
Перелесок, подберёзовик, серебристый, поехали.
3.Объясни написание слов:
Циркач, акация, цыплёнок, цилиндр, цыган, станция, цифра, революция, циркуль, на цыпочках.
6 класс КСО
Имя прилагательное
( закрепление)
Карточка №1
1 . Дать определение имени прилагательного
2. Вставьте подходящие по смыслу прилагательные:
Кругом лежит … снег. Дремлют … деревья. К земле прижались … кусты. … лес молчит. Заснула … речка.
3. Вставьте буквы, выдели окончания, определи их падеж:
На син._м вечерн._м небе ; по нижн._му парку ; за рыж_.й белкой ; до ближн._й деревни ; на дальн_.ю планету ; у хорош_.го ученика.
4. Как проверить безударную гласную в окончании имени прилагательного?
А) подбором однокоренных слов
В) определением падежа, рода
С) постановкой вопроса
Карточка №2
1 . Разряды имен прилагательных
2. Определи разряд имен прилагательных
Горький запах, свинцовая пуля, кошачий хвост, хорошая планета, деревянная посуда, бабушкина книга.
3. К данным существительным подбери прилагательные, определи род:
… пенальти, … кино, … рояль, … шоссе,… тюль,… повидло.
4 . Найти качественное имя прилагательное:
А) поздний (вечер )с) лисья (нора)
В) упругие (мышцы)
Карточка №3
1. Как пишутся прилагательные с основой на шипящую?
2. Образуйте краткую форму от полных прилагательных:
Дремучий -, колючий -, могучий -, скрипучий -, пахучий -, горячий-.
3 . Замени в данных предложениях полные формы прилагательных краткими.
1) Зал для соревнований был светлым и вместительным.
2) Наш класс чистый и уютный.
3) Цветок был свежим и пахучим.
4. В каких словах пропущен разделительный мягкий знак?
А) медвеж _ й (ню);
В) лис _ я (нора);
Д) заяч _ й (хвост);
Е) к собач _ему (лаю).
Карточка №4
1 . Способ определения окончания прилагательного.
2. Согласуйте главные и зависимые слова .
1) Повеяло (холодный, зимний) зарей.
2) Мы любовались (яркий, вечерний) зарей.
3) На (дальний) севере, за (полярный) кругом сейчас весна.
3.Образуйте прилагательные от данных слов:
Без, участие; без, сила; у, диво; сверх, интерес; под, итог.
4 . Найти слово с мягким знаком после шипящих:
А) колюч…; В) ткач …; С) полноч …; Д) туч ….
Карточка №5
1. План морфологического разбора прилагательного.
2 . Произвести синтаксический разбор предложения:
Мы радуемся теплому3, тихому весеннему дню4.
3. О или Е в окончаниях прилагательных после шипящих?
Болш_го , хорош_го , могуч _ го , к чуж _ му , о лучш_й , о колюч _м .
4. Найти прилагательные, которые пишутся через дефис:
А) (древне) русский; В) (бледно) розовый; С) (свинцово) синий.
6 класс КСО
Имя прилагательное
(контрольные работы)
Контрольная работа №1
1.Дай определение имени прилагательного.
2. Когда имена прилагательные пишутся слитно, когда – через дефис?
3. Спиши и обозначь орфограммы в имени прилагательном.
Пр..школьный, пр..лестный, красив..йший, горч..йший, слащ.., (не)настный, (не)аккуратный, (не)вежливый, а грубый; (не)приятный, хорош..го, свинц..вый, оловя..ый, дли..ый, обществе..ый, зеле..а, тума..а, раб..ий, франзуз..ий, казах..ий.
4.Рассавить знаки препинания, сделай разбор предложения по членам, указанные слова как части речи:
Дикие лебеди..ые шеи вскинулись вверх золотые клювы раскрылись громкие торжестве..ые клики понеслись над водой.
5. Над водой – морф.
Лебеди..ый – морф.
Контрольная работа №2
1.Как образуются степени сравнения?
2. На какие разряды делятся имена прилагательные? Что обозначает каждый разряд?
3. Спиши и обозначь орфограммы:
Пр..лежный, пр..красный, глубоч..йший, (сверх)идеальный, велич..йший, прост..йший, (не)ряшливый, (не)уклюжий, (не)решительный, (не)долог, медвеж..я, перц..вый, голуби..ый, ветре..ый, станцио..ый, ржа..ой, (беловато)розовый, (юго)восточный, (право)бережный, (серебристо)синий, (русско)немецкий.
4.Расставь знаки препинания, разбери предложение по членам:
Птицы кричали прямо в весеннее небо били по воде белыми крыльями взбивали (желтовато) белую пену.
5. Сделай морфологический разбор слов: белыми, пену
Контрольная работа №3
1.Как проверить безударное окончание прилагательных?
2. Когда в суффиксе прилагательных пишется – н, когда – нн?
3. Спиши и обозначь орфограммы:
Пр..родный, пр..миальный, широч..йший, счастлив..йший, (не) добрый, далеко (не) удачный ответ, (не) хорош, в больш..м, соколи..ый, кожа..ый, соломе..ый, свеж..го, стекля..ый, торжестве..ый, белорус..ий, (бело) курый, верт..лётный, (судо) ремонтный.
4.Расставь знаки препинания, разбери предложение по членам:
Дятел деловито стучит по стволу переворачивает шишки перебирает пёстрые пёрышки на спинке.
5. Сделай морфологический разбор слов:
По стволу, пёстрые
Контрольная работа №4
1.Как изменяются краткие прилагательные? Какими членами предложения они бывают?
2. Как пишутся суффиксы – ск – и – к – в именах прилагательных?
3. Спиши и обозначь орфограммы:
Пр..забавный, пр..спокойный, пр..городный, (не) лёгкий, (не) счастливый, (не) пролазный, утре..ий, лиц..вой, пунц..вый, ветря..ая мельница, клюкве..ый сок, деревя..ый, песча..ый, шмели..ый, лимо..ый, близ..кий, турец..ий, белору..кий, апрель..ий, (синя) чёрный, (садово)огородный, (стале)литейный, (двух)дневный.
4. Расставь знаки препинания, разбери предложение по членам:
Всё лето листья подставляли солнышку свои зелёные щёчки спинки и животики.
5. Сделай морфологический разбор слов:
Солнышку, зелёные
6класс КСО
Имя прилагательное
(взаимообмен)
ВОЗ №1
1.Вспомни образование степеней сравнения прилагательных, напиши суффиксы степеней:
Красив.., удобн.., слащ.., твёрж.., мягч.., дорож.., быстр.., лучш.., тонь.., рань.., хуж.., смел.., круч.., красив..ий, мил..ий, велич..ий, ближ..ий, прост..ий, богат..ий, тонч..ий, интересн..ий.
ВОЗ №2
1.Вспомни написание – не – с именами прилагательным. Напиши верно:
Без хвоста и ворона (не) ненавистна. Петя был (не) робким мальчиком. Мы получили (не) ожиданное известие. Ты сегодня совсем (не) внимательный. (Не) долга зима, а долгое ожидание весны. Весьма (не) удачное решение задачи.
ВОЗ№3
1. Вспомни, когда в словах после шипящих и ц пишется 0 , когда - е? Напиши и объясни:
Свинц …вый, лиц …вой, медвеж …нок, зайч …нок, свеж …го, ключ…вая, пятач … к, врач … м, плюш … вый, рубаш…нка, руч…нка , хорош…го, в больш…м , деш … вый , ореш… к , кулач…к , камыш…вый , ш…колад , ш…лковый , морж ..вый .
ВОЗ №4
1) Вспомни, когда в суффиксах прилагательных пишутся – н - и – нн -? Напиши верно:
Под деревя…ым мостом, серебря…ый иней, искусстве…ый лед, дли …ая дорога, шерстя…ая ткань, соломе..ая крыша, торжеств…ая клятва, песча…ая коса, тума …ое утро, кожа …ый мяч, лебеди..ая песня, це..ый подарок, ю…ый герой.
ВОЗ №5
1.Какие прилагательные пишутся через дефис? Напиши верно:
(Русско) немецкий словарь, (юго) восточный ветер, (бело) розовый зефир, (садово) огородный инвентарь, (десяти) этажный дом, (шахматно) шашечный турнир, (сельско) хозяйственный институт, (бледно)каштановый волос, (северо) западный район,(трех)метровый .
6 класс КСО
Морфология. Повторение
(взаимообмен)
Карточка № 1
1.Распределите написанные ниже слова в два столбика н и нн.
Лебеди_ая песня, соловьи_ые трели,
43561002540стари_ый рояль, оловя_ая ложка,
перепели_ая семья, ветре_ый человек,
румя_ые пирожки, экскурсио_ый тур,
льви_ая грива, карма_ая мелочь, кожа_ый
пояс, стекля_ая ваза, тума_ый берег,
тыкве_ая каша, ю_ый художник, соломе_ый
тюфяк, зелё_ый помидор, сови_ая голова,
огне_ый шар, песча_ый берег.
2.Знаете ли вы, что означает фразеологизм лебединая песня? Придумайте с ним предложение.76295252222500
Карточка № 2
1.От данных слов образуйте однокоренные прилагательные с суффиксами:
445770091440-ан - (-ян) трава, серебро, песок, кожа;
-ин- лебедь, мышь, зверь, муравей, гость;
-н- луна, длина, сон, закон, стена;
-енн- огонь, жизнь, свойство, утро, чувство;
-онн- лекция, коллекция, экскурсия, авиация. 726757511176000
Карточка № 3
1.Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, выделите окончания у глаголов.
(Не)чу_ствуеш_ усталости; (не)уча_ствуеш_ в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдеш_ до станци_; брату (не)здоровилось; (не)увидиш_ в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищ_м; увидиш_ся (в)скоре; (з,с)десь повстречаеш_.
12134855137150
4177665704850Карточка № 4
1.Спишите, распределяя глаголы в два столбика:
с не пишутся раздельно / с не пишутся слитно
(Не)забыл, (не)поздоровилось, (не)здоровался, (не)хотел,
(не) участвовал, (не)был, (не)взлюбила, (не)услышишь,
(не) пробежал, (не)навидел, (не)истовствовал, (не)терпел,
(не)годовал.
Карточка № 5
1.Спишите. Определите род имен существительных, вставьте пропущенные буквы.
Стереч_ дом; испеч_ пироги; помоч_ маме; помощ_ другу; возле дач_; ветер свеж_; сбереч_ время; разжеч_ костер; убереч_ся от огня; достич_ цели; ценная вещ_; леч_ спать.
12992105924550
8235315-127000
4749165527050Карточка № 6
1.Спишите слова, подчеркните буквы гласных в корне,
написание которых нужно проверить.
Зелёный, полёт, весёлый, глазки, ведёрко,
травка, речной, смолистый, глазастый.
50349151212850 Карточка № 7
1.Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова
Л…сной, м...сной, в…сёлый, м…л…дой,
б…жать, св…тить, св…стит, ст…нать,
тр…пинка, в…дитель, вр…дитель, зв…нить.
694944012827000
478726515113000 Карточка № 8
1.Распределите слова в две группы.
Трава, Саша, травка, лиса, столик, книга, волки, река,
озеро, листопад, библиотека, котята, вечер.
Карточка № 9
1.Прочитайте слова.
47491657747000 Стекло́, дива́н, зво́нишь, сливо́вый, космо́навт,
контролёр, ребя́та, то́поль.
2.Найдите слова с неверно обозначенным ударением.
Исправьте ошибки: поставьте ударение правильно
6 класс КСО
Пунктуация
( повторение за 5 класс)
Карточка №1
1.Ответить:
Что такое предложение?
Из каких членов оно может состоять?
На какие группы делятся члены предложения?
Как определить члены предложения?
2.Объясни, какие знаки ставятся в конце предложения.
3.Сделай синтаксический разбор данного предложения по членам:
После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.
Карточка №2
1.На какие группы делятся простые предложения по цели высказывания, по наличию второстепенных членов, по интонации?
Что такое грамматическая основа предложения?
2. Вспомни план разбора простого предложения.
3. Разбери данное предложение по плану.
Ветер срывает с деревьев одинокие листочки и гонит их по чистому полю.
Карточка №3
1.Вспомни:
Что такое однородные члены предложения?
Какие знаки ставятся в предложении с однородными членами предложения?
Как связываются однородные члены предложения?
2. Объясни знаки препинания в данных предложениях:
На траве, на былинках, на соломинках блестели нити паутины. На столе лежали стопкой школьные принадлежности: пенал, тетради, учебники, альбом.
3. Расставь знаки и объясни:
Небо светило холодело синело. В избушке было тесно душно и темно. Огромные но не страшные волны набегали на берег. Ты теперь не друг мне а враг.
Карточка №4
1.Что такое обращение?
Как выделяется обращение на письме?
2. Объясни схемы: 1)О!....2) О,…. 3)…, О,….
3.Расставь знаки препинания:
Родина Необъятна ты и могуча.
Живи земля моя счастливо!
Любите свою планету люди.
Ты был сегодня на спектакле Саша.
Дедушка подари мне белку.
Карточка №5
1.Вспомни:
Какие предложения называются сложными?
Как связываются простые предложения в сложном?
Как отличить простое предложение от сложного?
Как сделать разбор сложного предложения?
2.Объясни знаки препинания в сложном предложении по схемам:
1) [ ],[ ]. 2) [ ],a [ ]. 3) [ ], и [ ].
3. Расставь знаки препинания:
Тяжёлая дверь плавно открылась путники вошли в большую комнату.
Сверкнула молния раздался удар грома всё озарилось вокруг.
Алексей почувствовал что кто-то его тянет.
Улетели лебеди туда где солнце встаёт.
6 класс КСО
Глагол
Самодиктант
(обобщение)
Гл. П. Самодиктант№1
1.Вспомни, что такое глагол и план морфологического разбора.
2. Подчеркни все глаголы в этом тексте. Один из них разбери.
Что за жук полза.. т по полю? Тарахт..т, гуд..т, дым..т. Ловко п..р..в..рачивает землю, г..товит её к п..севу, корм..т весёлых г..стей – гр..чей. Этот работяга (не) знает усталости. Он ран..ше всех пр..сыпа..тся, т..ропит..ся в пол.. . А вечером уствш..й жук зажигает глаза – ф..нари, когда стемне..т, и ползёт в деревню на отдых.
Гл. П. Самодиктант№2
1.Вспомни, когда в окончаниях глаголов пишутся е – и? Что для этого нужно знать? Подчеркни окончания глаголов. Сделай морфологический разбор одного из них:
Пр..слушивайт..сь к тем звукам, которые разда..тся на улиц.. вечером. Напишите с..чинение о пр..исхожден.. этих звуков. Укажите, что вы слыш..те вначале, когда вечер только начина..тся, что позже. Представ..те: вы стоите у раскрытого окна, зат..ха..т в..т..рок, смолка..т в клубе музыка, засыпа..т деревня.
Вот и начало вашего соч..нения…
Гл. П. Самодиктант№3
1.Вспомни, как пишется не с глаголами. Подчеркни эту орфограмму в предложениях. Сделай морфологический разбор любого глагола.
1) (Не) сидит..ся в хате тесной, (не) лежит..ся на печи. 2) Мне сегодня что (то) (не) здоровит..ся. 3) Если был бы я девч..нкой, я бы время (не) терял, я б на улице (не) прыгал, я б рубашку пост..рал. 4) Я сходила бы за хлебом, чтоб (не) жаловался дед. 5) (Не)навижу (не)вежд и (не)рях.
Гл. П. Самодиктант№4
1.Вспомни правописание глаголов повелительного наклонения.
Подчеркните эти орфограммы. Сделай морфологический разбор любого глагола.
1)Буд..те всегда стойкими и смелыми, пр..одолевайте любые трудности.
2) Павел писал Николаю: «(Не) оставьте её, утеш..те мою мать. Расскажите всё, она поймёт».
3) Встан..те поран..ше, выйдите на крыльцо и ждите в..схода солнца.
4) Буд.. сыном не только своего отца – буд.. и сыном своего народа.
5) Красуйся и слав..ся, родная страна, державная, вольная, смелая.
Гл. П. Самодиктант№5
1.Вспомни суффиксы глаголов – ова-ева -, -ыва-ива. Выдели их в словах. Сделай морфологический разбор любого глагола.
Участв..вать, рассказ..вать, б..сед..вать, совет..вать, б..л..вать, просматр..вать, чу..ств..вать, испыт..вать, потч..вать, ра..чит..вать, досад..вать, команд..вать, уклад..вать, танц..вал, затраг..вал, проветр..вал, ноч..вал, нап..вал, нал..вал, прип..вал, приб..вал, лик..вал, торжеств..вал, вскрик..вал.
6класс КСО
2057401206500Фонетика. Орфография
Взаимодиктант
(повторение)
П.Ф – О. Взаимодиктант. Инструкция
Познакомься с текстом.
Продиктуй его партнёру по предложению.
Напиши под диктовку текст партнёра. Проверь.
Обменяйся тетрадями и проверь его работу (без карточки).
Проверь диктант по карточке, помоги партнёру разобраться в ошибках. Выслушай замечания по своей работе.
Сделай письменно работу над ошибками своего диктанта.
Ещё раз проверь тетрадь партнёра и сделай надпись: «Проверил…»
Найди нового партнёра и продолжи работу в том же порядке.
Золотая рожь
Рожь – древнейшая зерновая культура. Её возделывали наши предки в первом веке. Ржаной хлеб начали выпекать на Руси более тысячи лет назад. Жаль, что не сохранилось имени первого хлебопека.
С давних времён живёт в народе уважение к хлебу. Люди верно говорят: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка». Среди множества пословиц вряд ли найдётся хоть одна, где о хлебе говорится неуважительно.
В трудные годы военной поры, разрухи рожь спасала от голода людей, давала жизнь. Человек, который небрежно обращается с хлебом, не бережёт его, разбрасывает, достоин презрения.
2057403111500
П.Ф – О. Взаимодиктант. Инструкция
1.Познакомься с текстом.
2.Продиктуй его партнёру по предложению.
3.Напиши под диктовку текст партнёра. Проверь.
4.Обменяйся тетрадями и проверь его работу (без карточки).
5.Проверь диктант по карточке, помоги партнёру разобраться в ошибках. Выслушай замечания по своей работе.
6.Сделай письменно работу над ошибками своего диктанта.
7.Ещё раз проверь тетрадь партнёра и сделай надпись: «Проверил…»
8.Найди нового партнёра и продолжи работу в том же порядке.
Ранняя осень
За Доном в лесу прижилась тихая ласковая осень. С шелестом с тополей падают сухие жёлтые листья. На мёртвой траве лежит роса, блестит на сухих былинках паутина.
Горько пахнет рябиновая гроздь, аромат осенних грибов так и манит в чащу. Вот красноголовый подосиновик из травы, а вот и нарядный мухомор. Только не берёт его никто: ни ёжик, ни белка. Так и засохнет на своей тонкой ножке.
Красиво в лесу ранней осенью, тихо, торжественно. Наряден лес в пору листопада. Жёлтые, красные, багровые, бурые листья кружатся в воздухе.
16764015430500
П.Ф – О. Взаимодиктант. Инструкция
1.Познакомься с текстом.
2.Продиктуй его партнёру по предложению.
3.Напиши под диктовку текст партнёра. Проверь.
4.Обменяйся тетрадями и проверь его работу (без карточки).
5.Проверь диктант по карточке, помоги партнёру разобраться в ошибках. Выслушай замечания по своей работе.
6.Сделай письменно работу над ошибками своего диктанта.
7.Ещё раз проверь тетрадь партнёра и сделай надпись: «Проверил…»
8.Найди нового партнёра и продолжи работу в том же порядке.
Утро
Утро было прекрасное. Недалёкое озеро чуть – чуть рябило от лёгкой зыби. Глаза невольно сжимались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые сверкали то алмазами, то изумрудами в воде.
Плакучие берёзы купали в озере свои ветви. По берегам росла осока, в которой прятались жёлтые цветы. На зеркальной воде, среди камышей, грациозно плавали белые кувшинки.
Вот где-то плеснула рыба, по воде пошли круги. Началось новое утро, и обитатели лесного озера просыпались.
62865444500
П.Ф – О. Взаимодиктант. Инструкция
1.Познакомься с текстом.
2.Продиктуй его партнёру по предложению.
3.Напиши под диктовку текст партнёра. Проверь.
4.Обменяйся тетрадями и проверь его работу (без карточки).
5.Проверь диктант по карточке, помоги партнёру разобраться в ошибках. Выслушай замечания по своей работе.
6.Сделай письменно работу над ошибками своего диктанта.
7.Ещё раз проверь тетрадь партнёра и сделай надпись: «Проверил…»
8.Найди нового партнёра и продолжи работу в том же порядке.
Папина машина
Какое удовольствие ждёт Сеню вечером, когда отец загонит во двор самосвал. Мальчику будет позволено вместе с отцом мыть машину у колодца. Он встанет на цыпочки, чтобы достать до стёкол кабины. С тяжёлым ведром и тряпкой обойдёт он всю машину. Как приятно пахнет бензином! Как ярко блестит на вечернем солнце голубая краска на капоте!
Отец возится рядом, показывает: «А ну-ка, подай сюда отвёртку! Придержи гаечку, подверни. Вот так, хорошо. Подай ключ на двенадцать»
А Сеня доволен, что может выполнить просьбу отца, что сразу находит нужный инструмент. Ещё бы! Ведь он тоже мечтает стать шофёром, когда вырастет.
12001510223500
П.Ф – О. Взаимодиктант. Инструкция
1.Познакомься с текстом.
2.Продиктуй его партнёру по предложению.
3.Напиши под диктовку текст партнёра. Проверь.
4.Обменяйся тетрадями и проверь его работу (без карточки).
5.Проверь диктант по карточке, помоги партнёру разобраться в ошибках. Выслушай замечания по своей работе.
6.Сделай письменно работу над ошибками своего диктанта.
7.Ещё раз проверь тетрадь партнёра и сделай надпись: «Проверил…»
8.Найди нового партнёра и продолжи работу в том же порядке.
В школу
Раннее сентябрьское утро. Ещё коровы не ушли на пастбище, а школьники уже бегают по улицам, собираются стайками, срезают в палисадниках цветы. Девчонки в нарядных белых фартуках, мальчишки в строгих синих костюмах. Сразу вроде, и те же озорники, что носились утром по улицам, забирались в сады и огороды, до черноты загорали на речке…
Издалека слышится заливистый школьный звонок. Он зовёт всех на школьный двор, на праздничную линейку. Вот разыскали ребята свои классы, поздоровались с учителями и замерли в чётком строю загорелые, подросшие. Только улыбок спрятать нельзя. Уж больно рады все новому учебному году.
7 класс КСО
Причастие
(обобщение)
П. Прич.
Карточка№1
1.Вспомни, как изменяются причастия, согласуй их с существительными:
Поющ… артисту, не выпавш… снегу, подросш… мальчиком, над зеленеющ… лугом, по высохш… дороге, о потерявш… ребенке, вернувш…ся детей, о моросящ… дожде.
2. Какие гласные пишутся перед суффиксом действительных причастий настоящего времени?
Дыш..щий, та..щий, стро..щий, хлопоч…щий, леч..щий, служ…щий.
3. Выдели и подчеркни причастный оборот в предложении:
Сквозь зеленую листву виднелась поляна пестреющая цветами.
Карточка№2
1. Какие гласные пишутся в суффиксах страдательных причастий настоящего времени:
Склоня..мый, вид..мый, незабыва..мый, управля..мый, множ..мое,
вычита..мое, гон..мый, слыш…мый,уважа..мый .
2.Вспомни правописание страдательных причастий прошедшего времени:
Обеща…ый, переведе…ый, незавеще..ый, кова..ый, жаре..ый, казне..ый, тренирова..ый,обиже..ый,кова..ая кузнецом лошадь.
3. Сделай синтаксический разбор предложения:
Обещание, данное вчера мною, так и не было выполнено.
Карточка№3
1.Когда в суффиксах страдательных причастий перед – н - и – нн - пишется
–а, когда – я?
Отрез…нный, неслых..нный, невид…нный, потер…нный, разрез…нный, выков..ны, вспах…но, расстрел…ны.
2.Вспомни, сколько – н - пишется в кратких причастиях и прилагательных:
Ране..ы, вспаха..о, медле…ы, тума..ы, рассея…а, зеле…ы, свяще..а.
3.Расставь знаки препинания и сделай морфологический разбор причастия: Разноцветные шары и сосульки развешанные на новогодней елке страшно звенели в ночной тишине.
Карточка№4
1.Когда в суффиксах страдательных причастий после шипящих пишется – е, а когда – ё?
Сколоч…нный, обобщ…нный, испеч…нный, потуш…нный, освещ…н, разреш…н, увлеч..н, сожж ..нная.
2.Как отличить причастия от отглагольных прилагательных? Выпиши сначала причастия, потом отглагольные прилагательные:
Рассеянные семена, рассеянная ученица, подавленное настроение, оживленная артистка, испуганный заяц.
3. Расставь знаки препинания и произведи синтаксический разбор предложения:
Тимка нес в руке маленький кораблик сделанный им в подарок отцу.
Карточка№5
1.Образуй от данных глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени:
Запретить, вырастить, огородить, жевать, ковать, изменить, решить, дать, избаловать.
2. Образуй от данных причастий причастный оборот:
Замороженный, летящий, пересаженный, раскрашенный, смеющийся, бегущий, раненый.
3. Объясни знаки препинания, произведи морфемный разбор причастия:
Казалось, что какая – то сила снесет наш домик, стоящий на самом берегу реки.
7 класс КСО
Причастие
(закрепление)
ВОЗ №1
1.Образуй от глаголов страдательные причастия прошедшего времени:
Смешать, заметить, замешать, развесить.
2. Вставь пропущенные буквы:
В горо..ском саду всё красиво.
В центре б..ёт ф..нтан, окружё..ый клумбами, на которых растут розы.
В конце парка тянется пруд, обсаже..ый ветлами.
3. Расставь знаки препинания:
Луга пестреющие цветами чудесны.
Колёса скрипели по дорогам заросшими травой.
ВОЗ №2
1. Просклоняй словосочетание – предполагавшийся поход.
2. Вставь пропущенные буквы в словах:
Дли..ая цепь, бездо..ая пропасть, варе..ая картошка, маринова..ые грибы, засуше..ая ветка.
3. Раскрой скобки в предложениях:
Разведка (не) обнаружила (не) приятеля.
Он возбужденно передавал (не) относящиеся к делу подробности.
ВОЗ №3
1.Образуй от глаголов действительные и страдательные причастия прошедшего времени:
Развеять, расстрелять, удивить, освежить.
2.Раскрой скобки в предложениях:
На столе лежала (не) законченная мною работа.
В саду лежал (не) сожжённый хворост.
Двор был (не) убран.
3. Вставь пропущенные буквы в словосочетаниях:
Девочка взволнова ..а, самоувере..ый ученик, нежда..о – негада..о, лица сосредоточе..ы, моще..ая дорога.
ВОЗ №4
1.Раскрой скобки и запиши причастия в нужном падеже:
Летучие мыши уже носились над (заснувший) верхушками осинника.
Глухо отдавались мои шаги в (застывающий) воздухе.
2.Всавь пропущенные буквы в словосочетаниях:
Сорва ..ая ветка, ране..ый зверь, жаре..ый в масле лещ, рва..ая одежда, изране..ый боец.
3.Расставь знаки препинания в предложениях:
Его некрасивое лицо оживлённое быстрой ездой горело удалью.
Мы преодолели обвалы загромоздившие нашу дорогу.
ВОЗ №5
1.Раскрой скобки в предложениях:
Твёрдый, (не) мигающий взгляд несколько смутил Павку.
С (не) успевающими учениками велись дополнительные занятия.
2.Вставь пропущенные буквы в словосочетаниях:
Поле засея..о кукурузой, нарисова..ая картина, сваре..ый суп, золочё..ые орехи, вскипячё..ое молоко.
3.Просклоняй словосочетание: проснувшийся лес
ВОЗ №6
1.Раскрой скобки в предложении:
Деревья, ещё (не) тронутые первым морозом, стояли очарованные.
2.Вставь пропущенные буквы в словосочетаниях:
Смышлё..ый ребёнок, нежда..ый привет, свяще..ый долг, жела..ый друг.
3.Расставить запятые в предложениях:
По реке идут баржи гружённые лесом.
Варежки связанные сестрой оказались очень тёплыми.
7 класс КСО
Деепричастие
(обобщение)
ДП-О Карточка№1
1.Что называется деепричастием? Какие общие грамматические признаки имеются у деепричастий и причастий?
2.Перепишите, расставляя пропущенные запятые, над деепричастиями надпишите букву – д:
Безжизненные туманы дымчато висят над водой отражаясь призрачными оч..ртаниями. Ветер ч..тко дремлет затаившись в иглистых ветвях (не) зар..бит уснувшей воды (не) шелохнёт зелёной хвои. Стаи перелётных уток телепая крыльями беспокойно подымаются с воды а лебеди изогнув длинные шеи чутко прислушиваются к лесному эху. (А.Серафимович)
ДП-О Карточка№2
1.Как пишется не с деепричастиями?
2.Спиши, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.
А) У порога, на сундуке, сидит бабушка, согнувшись (не) двигаясь (не) дыша.
Б) Дед и бабушка слушали мать молча (не) перебивая.
В) Мать (не)годуя рассказывала о моих проделках.
Г) (Не) ответив мать смотрела в лицо мне так, что я окончательно растерялся.
Д) Вдруг дед вышел на середину комнаты встал на колени и (не) устояв ткнулся вперёд коснувшись рукой пола. (А.М.Горький)
ДП-О Карточка№3
1.Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?
2.Спиши, заменяя причастие несовершенного вида деепричастием несовершенного вида, а причастия совершенного вида – деепричастиями совершенного вида.
А) Шестиклассники, пос..тившие Третьяковскую га(л,лл)ерею, задали много вопросов экскурсоводам. Б) Рыбаловы, наде..вшиеся на хорошую погоду, с ра (н,нн)его утра засели на берегу пруда с удоч(?)ками. В) По морю идёт теплоход, держащий курс на восток. С) Самолёт, поднявшийся в воздух в семь часов, взял курс на юг.
ДП-О Карточка№4
1.Что называется деепричастным оборотом? Как он выделяется на письме?
2. Спиши, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначь графически деепричастные обороты.
А) Отойди Лёня сказала бабушка взяв меня за плеч (о, ё).
Б) Пр..мостившись на узлах и сундуках я смотрю в окно.
В) (Не) бойся гворит бабушка и легко пр..подняв меня мя..кимируками снова ставит на узлы.
С) Мать закинув руки на голову стоит твёрдо и неподвижно.
Д) Говорила она, бабушка, как-то особенно выпевая слова…
ДП-О Карточка№5
1.Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты?
2. Спиши, выпиши глаголы, с относящимися к ним деепричастными оборотами.
А) Бабушка никогда не плутала в лесу, безошибочно определяя дорогу к дому.
Б) Надо мной звенит хвойный лес, отряхивая с зелёных лап капли росы.
В) Сидя у окна, бабушка сучила нитки для кружев.
С) Девочка капризничает, не хочет идти спать, не простившись со мною.
Д) «Прощай, до завтра»,- сказала девочка, протянув мне руку. (А.М.Горький)
8 класс Лист взаимного контроля
«Однородные члены предложения »
1) Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
2) Как однородные члены предложения соединяются между собой?
Назовите виды связи между однородными членами предложения. Приведите примеры.
3) Назовите группы сочинительных союзов.
4) Знаки препинания при однородных членах предложения : назовите случаи, когда при однородных членах предложения запятая не ставится, когда – ставится. Приведите примеры.
5) Работа с карточками.
Карточка №1
1.Подчеркните в данных предложениях однородные члены, определите, как они соединяются.
Бытовые картины изображают события повседневной жизни, события, близкие и понятные каждом. И в будничной жизни художник умеет раскрыть глубокие чувства. С любовью выписывает лица своих героев, все мелочи обстановки, не пропуская ни одной детали, словно говорит зрителю: присмотритесь внимательно, как живут люди. Неужели не трогают вас их страдания, их маленькие радости?
Карточка № 2
1.Подчеркните в данных предложениях однородные члены, определите, как они соединяются.
Картины, на которых изображены овощи, фрукты, посуда и другие предметы, художники называют французским словом «натюрморт». В переводе это слово означает «неживая природа ». Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все – таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, лето и другие времена года, пробудить радость или грусть.
Карточка №3
1.Подчеркните в данных предложениях однородные члены, определите, как они соединяются.
Грозные волны с брызгами и пеной, гибнущие корабли, прибой у крутых прибрежных скал изображают на своих полотнах художники-маринисты, так называют живописцев, создающих морские пейзажи, а их работы называют маринами. Маринисты пишут и в бурю, и в штиль, когда бессильно повисают паруса кораблей.
Карточка №4
1.Подчеркните в данных предложениях однородные члены, определите, как они соединяются.
Каждый из вас с интересом читает исторические повести и романы. В картинной галерее тоже есть такие романы в красках. И Петра Великого, и стрельцов, и царицу Софью, и удалых запорожцев увидев на полотнах художников, вы увидите и батальные картины былых сражений. О славе наших предков, о силе народной рассказывают эти увлекательные полотна.
6) Перепишите схемы, расставляя знаки препинания, под каждой из них напишите предложения. Графически укажите, какими членами предложения являются однородные члены в ваших примерах:
1) или 0 или 0 или 0 .2) 0 на 0 . 3) и 0 и 0 и 0 и 0 .4) 0 или 0 . 5) 0 и 0 .6) 0 и 0 и 0 . 7) 0 а именно и 0.
7) Расставьте знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
Вариант 1
И радость, и горечь разлук мы все испытали. Все мне дорого горы дивные, города и заводы новые, и кремля купола старинные, и ракеты в полет готовые. И светлая мечта, и интересное дело, и полет фантазии все подвластно юности. Нет, ничего откладывать нельзя ни праздник, ни воскресную прогулку.
Вариант 2
Этот юноша брал всей силой и смелостью, и ловкостью, и умом, и душевной щедростью. Юноша был мастер на все руки слесарь , столяр , плотник и даже механик . Знать, желать, делать все это взаимосвязано в человеке. Честность, мужество, воля, выдержка все это должно быть присуще каждому человеку.
8) Подготовьте сочинение – миниатюру, развивая приведенное начало. Используйте в сочинении однородные члены предложения. Озаглавьте его.
Как ты прекрасна, как хороша! С чем сравнить тебя? Разве только с радугой разноцветной!
3. Конспекты уроков русского языка
Урок русского языка в 6 классе
по теме «Имя прилагательное»
( технология КСО, методика «Взаимообмен карточками»)
Тема: «Имя прилагательное»
Цель: - повторить теоретические знания и закрепить практические навыки по теме;
- развивать орфографическую зоркость, умение работать в сменных парах;
- воспитывать культуру межличностных отношений.
Тип урока: урок закрепления и обобщения
Технология: технология КСО, методика « Взаимообмен карточками»
Форма организации учебно – познавательной деятельности учащихся: работа в парах сменного состава (ПСС)
Оборудование: карточки для индивидуальной работы
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас зачётный урок по теме «Имя прилагательное». Мы проводим его, работая в сменных парах. Поэтому наша задача не только повторить теоретические знания об этой части речи и вспомнить правила правописания имён прилагательных, но и продолжить учиться работать в парах сменного состава. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.
На доске написано:
-Говорим вполголоса!
-Общаемся культурно!
- Пересаживаемся тихо!
2. Взаимообмен карточками. Работа учащихся в парах сменного состава.
( Для работы заготовлено 12 карточки – по количеству учащихся в классе, в каждом по два задания: теоретическое и практическое).
Алгоритм работы
1. Каждый учащийся получает карточку ( Приложение 1), внимательно читает задание и выполняет его. Затем он получает от учителя карточку – ключ (Приложение 1) и проверяет по ней, правильно ли он выполнил задание. Если находит ошибки, то делает работу над ошибками.
2.Затем учащиеся, сидящие в парах, обмениваются карточками и выполняют карточку соседа
( карточка – ключ в это время лежит на краю парты «лицом вниз»). Затем проверяют друг у друга задание, обращаясь при необходимости к карточке – ключу. Если есть ошибки, то исправляют их. Если ошибок нет, то партнёры выставляют отметку за первое задание, пользуясь критериями (Приложение 2), подписывают второе задание: « Проверял Петров», благодарят друг друга и ищут новую пару.
3. В новой паре работа начинается с пункта №2. ( Карточка, полученная учеником в начале урока, остаётся у него до конца).
( Если учащиеся не могут сразу найти свободную пару, то они выполняют работу «Свободная минутка»)
Свободная минутка?
( на доске)
Задание: сделать морфемный разбор слов.
Задумчивый, старейший, каменистый, сероватый, бабушкина, бараний, Петиного, о молчаливом, трусливее, дальнозоркий, выше, дерзкий, одесский, приморский, телефонный, тюленьего, высочайший, свинцовому, древнерусский.
3. Итог урока. Учащиеся сдают работы на проверку.
Литература
1.Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004
2.Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 кл.-3 –е изд., - М.: Дрофа, 2001
Приложение 1
Карточки для взаимообмена
Карточка №1
1.Что называется именем прилагательным? Назовите его грамматические, морфологические и синтаксические признаки.
2. Спишите, обозначьте основы предложений, определите синтаксическую роль имен прилагательных.
Конкретные и точные выводы этой работы нас устраивают.
Выводы этой работы конкретны и точны. Карточка – ключ №1
1.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей? Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Морфологические признаки – прилагательное изменяется по родам, числам, падежам и согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки – в предложении прилагательные бывают определением или сказуемым.
пр. пр.
2.Конкретные и точные выводы этой работы нас устраивают.
кр. пр.
Выводы этой работы конкретны и
кр. пр.
точны.
Карточка №2
1.Какие имена прилагательные называются качественными?
2.Выпишите качественные прилагательные и образуйте от них краткую форму.
Красивый (пейзаж), летний (день), могучий (голос), воронье (гнездо), беспокойная (ночь), сибирские (морозы), весенний (день), неуклюжий (медвежонок), точные (указания).
Карточка-ключ №2
1.Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внутренним качествам.
2. Красивый – красив
Могучий – могуч
Беспокойный – беспокоен
Неуклюжий – неуклюж
Точный – точен
Карточка №3
1.Какие прилагательные называются относительными?
2.Выпишите относительные прилагательные, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Удивительный (поступок), каме…ая (лестница), листве…ый (лес), чугу…ая (ограда), тюле…ий (заповедник), сестриц…н (платок), сови…ая (охота), карти…ая (галерея), крепкие (нервы), оловя..ая (ложка), станцио…ый (буфет). Карточка-ключ №3
1.Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывает на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета и т.д.
2.Каменная лестница, лиственный лес, чугунная ограда, картинная галерея, оловянная ложка, станционный буфет.
Карточка №4
1.Какие прилагательные называются притяжательными?
2.Выпишите притяжательные прилагательные, вставьте буквы, обозначьте орфограммы.
Зелёный лес, заяч..ий след, олен..ий заповедник, сестриц..н платок, пёс..я конура, из сороч..их гнёзд, горяч..ий чай, беговая дорожка, охотнич..его ножа, свеж..е утро. Карточка-ключ №4
1.Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному и отвечают на вопрос чей?
2.Заячий след (м.р., ед.ч., И.п.), олений заповедник (м.р., ед.ч., и.п.), сестрицын платок, пёсья конура (не м.р., ед.ч., и.п.), из сорочьих гнёзд (не м.р., ед.ч., и.п.), охотничьего ножа
( не м.р., ед.ч., и.п.).
Карточка №5
1.Назовите пять отличительных признаков качественных имён прилагательных.
2.Выпишите качественные прилагательные и образуйте от них формы сравнительной степени.
Серебряный поднос, звонкий голос, крепкий кофе, птичий гомон, лесной массив, воронье перо, красивый закат, вечернее небо. Карточка-ключ №5
1.Качественные прилагательные
- образуют степени сравнения;
- краткую форму;
- сочетаются с наречием очень;
- образуют новые слова с приставкой не-;
- образуют сложные прилагательные путём повторения .2.Звонкий – звонче, более (менее) звонкий; крепкий – крепче, более (мене) крепкий; красивый – красивее, более (менее) красивый.
Карточка №6
1.Расскажите, как образуются формы сравнительной степени.
2.Найдите формы сравнительной степени, определите их синтаксическую роль.
Я понимал что мой карнавальный костюм красивее и ярче. Более выносливые ребята отправились на поиски дров. Карточка-ключ №6
1.Сравнительная степень имеет простую и составную формы. Простая форма образуется при помощи суффиксов – ее (-ей), - е,
-ше. Составная сравнительная степень образуется от полной формы при помощи слов более, менее.
2.Я понимал, что мой карнавальный костюм
Пр.ср.ст. пр.ср.ст.
красивее и ярче. Более выносливые ребята отправились на поиски дров.
Приложение 2
Критерии оценки правила
«5» - учащийся знает правило, чётко и последовательно рассказывает его полными предложениями, не ошибаясь и не делая длинных пауз.
«4» - учащийся знает правило, но рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, запинаясь, делая большие паузы.
«3» - в основном знает правило, но рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, допускает 1-2 фактические ошибки.
«2» - учащийся не знает правило полностью, рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, допускает боле 2х фактических ошибок.
(критерии заранее прорабатываются с учащимися, а на уроке записываются на доске или в отпечатанном виде раздаются на каждую парту).
Урок русского языка в 6 классе
по теме
«Правописание имен существительных»
изучение и закрепление орфограмм по данной теме;
развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;
воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.
Технологии: КСО
Оборудование: презентация с темой занятия, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид работы Время
1.Ориентация.
Организационный момент. Приветствие учителя.
Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно.
Приветствие учащихся.
2 мин.
Актуализация знаний.
Вопросы.
1. Над каким модулем мы работаем?
2. Какие орфограммы изучаем?
3. Какую цель поставим перед собой на урок? «Имя существительное».
Перечисляют орфограммы.
Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике. 2 мин.
Знакомит с планом работы Командиры получают табло учета. Учащиеся получают
маршрутный лист. 1 мин.
2. Получение новых знаний и закрепление.
Работа по методике «Взаимообмен заданиями».
Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике? Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен. Пары сменного состава. 15 мин.
Возврат в группу Если учащийся закончил, то он возвращается в сводный отряд. Если в группе есть еще один свободный учащийся, то они работают по методике «Взаимотренаж». Если в отряде никого нет, то он изучает теорет. материал. Физкультминутка. Учащиеся под музыку выполняют зарядку. 2 мин.
Методика взаимотренажа Командиры раздают
Карточки ВТ, табло учёта заполняют в процессе выполнения карточек. Пары сменного состава. 5 мин.
Рефлексия Учащиеся записывают в тетрадь слова, в которых были допущены ошибки. Индивидуально 2 мин.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Ребята, чтобы легче усвоить правописание – ек, ик посмотрим отрывок мультфильма. Просматривают фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». 2 мин.
Организация работы в малых группах.
Ответы на контрольные вопросы. Командир опрашивает учащихся по контрольным вопросам, затем группа отвечает учителю. В малой группе. 5 мин.
Выполнение теста.
Взаимопроверка. Выполняют самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют.
Выставляют оценки в табло учета. В паре постоянного состава.
5 мин.
3. Завершение.
Рефлексия
Какую цель вы сформулировали в начале урока?
Удалось ли приблизиться к ней?
Что было для вас наиболее трудным, непонятным сегодня?
С каким типом заданий не справились? Почему? Учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось.
Пишут ответы на листочках. Индивидуально. 3 мин.
Домашнее задание. Учащиеся, получившие отметку «5» и «4», берут на дом карточку №1, остальные берут карточку под номером 2. Индивидуально. 1 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист.
1. Работа по методике ВОЗ (работа в паре, обмен заданиями).
2. Взаимотренаж
3. Контрольные вопросы (ответить в группе, сдать учителю).
4. Выполнение теста (взаимопроверка).
5. Домашнее задание
Табло учёта.
ФИО ВОЗ - 1 ВОЗ-2 ВОЗ-3 ВОЗ-4 ВОЗ-5 ВОЗ-6 Взаимотренаж Контрольные вопросы Тест
1 2 3 4 5 Карточки ВОЗ.
ВОЗ -1. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.
1. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Алгоритм.
Выдели суффикс.
А) если перед суффиксом стоят буквы Д - Т, З-С, пиши – ЧИК-
Б) если перед суффиксом нет Д - Т, З-С, пиши – ЩИК.
Упаков…ик, развед…ик, вклад…ик, обид…ик, ракет...ик, постанов…ик, перевод…ик, застрой…ик, извоз…ик, бомбардиров…ик.
2. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Контор..ик, автомат…ик, свар…ик, мебель…ик, обман…ик, заговор…ик, дрессиров…ик, газет…ик, рассказ…ик, ответ…ик.
ВОЗ-2. Гласные Е - И в суффиксах–ЕК, - ИК существительных.
1. Е или И? Вставь нужную букву.
Алгоритм.
Поставь существительное в родительный падеж (кого? чего?) и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:
А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е. Например, замочек – замочка.
Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И. Например, ключик – ключика.
Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.
Е или И? Вставь нужную букву.
Стол..к, зайч..к, чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.
ВОЗ-3. Буквы О - Е после шипящих в суффиксах существительных.
1. Вставь пропущенные буквы:
Алгоритм.
Выдели суффикс. Поставь ударение.
А) если ударение падает на суффикс, то пиши после шипящей О.
Б) если нет, пиши после шипящей Е.
Петуш..к, сюртуч..к, старич…к, пиджач…к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка.
Вставь пропущенные буквы:
Гребеш…к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к
ВОЗ-4. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1.Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм:
1.Выдели окончание. Поставь ударение.
2.Если ударение падает на окончание, пиши О. Например, в слове ключом окончание – ом является ударным, значит пиши о.
3.Если ударение падает не на окончание, пиши Е. Например, в слове пальцем окончание – ем является безударным, значит пиши е.
Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м
2. Спиши, вставляя нужное окончание. Составь 2 вопросительных предложения из данных слов.
Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.
ВОЗ – 5. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм.
Определи, к какому склонению относится слово.
- если слово относится к 1 склонению, проверь его по окончанию слов стена, земля
- если слово относится ко второму склонению, проверь его по окончанию слов слон, конь
- если слово относится к 3 склонению, проверь его по окончанию слова степь
К свобод., на лошад., в дом., о мам., для передач., по правд., о честност., по совест., о дружб., о любв.
2. Спиши, вставляя нужную букву.
На стол., в тетрад., о молодёж., на окн., по земл., на рук., у подруг., в передач., на урок., в жизн.
ВОЗ – 6. Суффиксы имен существительных мужского рода.
Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик, -щик.
Алгоритм.
Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: писать – писа- основа слова, счет – основа счет-
К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.
Например: писа + тель = писатель, счет- + чик.
Писать, выключать воспитать, искать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, учет.
Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик. Составь 2 предложения.
Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет, газета, вагон, зависть, ключ, целина.Тренаж
Карточка 1
Врачом
Перцем
Малышом
Оконцем
Тучей
Карточка 2
Нет собаки
В клетке
На ватке
Без бумажки
Дам пичуге
Карточка 3
Объездчик
Прокатчик
Сортировщик
Рассказчик
Экскаваторщик Карточка 4
Сыночек
Мячик
Замочек
Носик
Карандашик
Карточка 5
Снежок
горошек
лужок
ручонка
зайчонок
Карточка 6
Обогреватель
Связист
Грабитель
Скотник
Помощник
Контрольные вопросы.
Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонениям?
Объясните правописание суффикса – чик (-щик)?
Как определить когда писать Е , а когда И в падежных окончаниях существительных?
В каком случае с суффиксе –ЕК, -ИК мы пишем Е - И?
Что нужно сделать, если затрудняешься в выборе гласной при написании суффиксов после шипящих?
Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании окончаний существительных после шипящих и Ц?
Тест.
1. В каких существительных пишется суффикс – чик?
а) развед… б) налад… в) обман… г) разнос… д) точиль…
2. Отметьте слово, в котором пишется Е:
а) на собран… б) у речки… в) на опушк… г) к площад… д) на работ…
3. Выберите слово с буквой Е в суффиксе:
а) сыноч… к б) мяч…к в) замоч…к г) нос…к д) карандаш…к
4. Укажите варианты, где пишется О после шипящих в суффиксах существительных.
а) снеж…к б) горош… к в) зайч…нок г) кош…чка д) пирож…к
5. Выберите слова, в которых пишется гласная О после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
а) врач…м б) товарищ…м в) малыш…м г) задач…й д) гараж…м
6. Выберите правильный вариант
а) Обогреватель, связник, пулемётник, скотник, помощник
б) Обогреватель, связист, пулемётчик, скотник, помощник
в) Обогреватель, связник, пулемётчик, скотник, помощник
Домашнее задание.
Карточка № 1
1. Выпиши словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составь 3-4 словосочетания из слов, которые имеют окончание – и в данных падежах.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, гулять по площад…, лежать в кроватк…, искать на сайт….
2. Запиши существительное в именительном и творительном падежах единственного числа. Используй предлоги над, под, перед, с.
Свечи, ключи, рощи, тучи, матчи, клатчи, граница, полотенце, конец.
Карточка № 2
1. Распредели в два столбика.
ч щ
Буфет…ица, копиров…к, перепис…к, лет…к, свар…к, автомат…ик, опрессов…ик, леп…ик, пулемет…ик..
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Сыноч…к, мяч…к, самолет…к, звоноч…к, кусоч…к.
3. Спиши, распредели в два столбика:
о е
Друж…к, жуч…к, ореш…к, волчон…к, собач…нка, реч…нька, горош…к.
Список литературы
1. Мкртчян М.А. Общие методики коллективных учебных занятий. - Красноярск, 2002.
2. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике ВОЗ (КСО). – Павлодар, 2009.
Список литературы
1.Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам/под ред. А.Г.Хрипковой и М.В.Андроповой, М.,1982/
2.Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. Сб.ст., М.,1984
Батраков С.Н.
3.Об изучении профессиональной готовности учителя к эмоциональному воздействию на учащихся. Барнаул, 1978г
4.Добрынин М.Ф. Интерес и внимание. М., 1941
5.Инновационное обучение. Стратегия и практика/под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
6.Коротаев А.А., Исследование индивидуального стиля педагогического общения./Вопросы психологии.- 1990.
7.Маркова А.К.,Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
8.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
9.Общие формы организации процесса обучения: Актуал. пробл. теории и практика обучения. В.К.Дьяченко, изд. Красноярского ун-та, 1984г.
10.Организационная структура учебного процесса и её развитие. В.К.Дьяченко, М. Педагогика,1989.
11.Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя-М. Просвещение 1991 – Дьяченко. - М. Народное образование.2006.
12.Основные направления развития образования в современном мире. - М. Школьные технологии, В.К. Дьяченко, 2005г.