ДокладИспользование КСО(коллективный способ обучения) по В.К.Дьяченко на уроках русского языка
КГУ «Юбилейная средняя школа»
Использование технологии «Коллективный способ обучения
по В.К. Дьяченко»
на уроках русского языка
Выполнила: Топчая В.Н.,
учитель русского языка и литературы
с. Юбилейное, 2016 гИспользование технологии «Коллективный способ
обучения по В.К.Дьяченко» на уроках русского языка
В создании методического пособия я ставила перед собой задачу – показать концептуальные основы технологии коллективного способа обучения по В.К.Дьяченко. В пособии кратко рассмотрены особенности содержания и сущностные характеристики КСО. Также показано практическое применение одной из методик данной технологии КСО на уроках русского языка. Метод. Пособие предназначена для учителей, преподающих русский язык и литературу.
Существующее образование не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребёнку самоопределиться в жизни, решить возникающие проблемы, не теряться в потоке информации. Опираясь на теорию коллективного способа обучения В.К.Дьяченко, учителя получают возможность обучать детей, включая их в межличностные отношения на уроке.
Формы коллективной работы позволяют наилучшим образом учитывать индивидуальные особенности учащихся, создать условия для их развития и помогают учителю организовать работу всех учеников. Весь класс изучает новую тему, отвечает на вопросы, данные в учебнике, на карточках, все задают друг другу вопросы, участвуют в диалоге. Такие уроки проходят живо и интересно.
Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех.
По В.К. Дьяченко, сущность обучения есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения.
Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
В.К. Дьяченко использует идею взаимного обучения, без учета
различий наличного уровня знании и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем.
Особенности содержания и сущностные характеристики
КСО – это коллективный способ обучения. Полное название – «коллективно – группо – парно - индивидуальный метод обучения». Системообразующей становится коллективная форма.
Динамическая пара.
Это малая группа из четырёх человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами
микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.
Каждая четвёрка работает по заданию, написанному на доске или плакате. Учитель даёт 4 варианта заданий, 4 вопроса, 4 пункта плана. Могут быть группы и с большим количеством участником коллективной работы, только число их должно быть обязательно чётным.
При подготовке материалов для взаимообучения в динамической паре необходимо учитывать, что материал будет прорабатываться каждым учеником в разной последовательности. Работа по таким материалам должна быть обязательно совместной работой группы по обобщению и систематизации изученного. При подготовке материалов для взаимоконтроля учитель должен предусмотреть предварительное обобщённое восприятие всего материала в системе. Динамическая пара становится школой повышения адаптации учащихся друг к другу в условиях постоянной смены партнёров, школой свободного общения каждого с каждым.
Вариационная пара.
В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый
работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Вариационная пара является одним из видов коллективного обучения. В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, ввариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов. В вариационной паре обрабатываются разнообразные материалы, подготовленные каждым членом коллектива самостоятельно.
Например, каждый готовит карточку с вопросами, примерами. На обороте
карточки даны ответы на вопросы и примеры. После проверки карточек
учителем, который подходит к каждому ученику, учащиеся усаживаются в четвёрке так, чтобы каждый из них мог варьировать режим работы то с левым, то с правым соседом.
Работа ведётся в три такта. Первый такт
– работа с рядом сидящим. Каждый опрашивает соседа устно по своей карточке и сличает ответы с записью на обратной стороне
карточки. После взаимопроверки и взаимообучения партнёры меняются карточками.
Поворот к новому партнёру. Начинается второй такт
- работа с учеником, сидящим за соседним столом. Проверяющий работает по карточке, по которой был только что проверен сам. После завершения работы происходит смена карточек. Поворот к прежнему партнёру.
Третий такт
– работа с прежним партнёром, но по новой карточке. Работа завершается, как только вернулась своя карточка. В любой микрогруппе с чётным числом участников можно организовать работу в вариационной паре. Такое обучение имеет ряд преимуществ перед традиционным:
- у учителей и учащихся появляется больше времени на изучение данного предмета,
- на расширенное знакомство с методической литературой,
- на совершенствование технологии преподавания предмета,
- на повышение своего педагогического мастерства,
- на качественное усвоение предмета учащимися.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой – умения общаться в сотрудничестве, решать учебные задачи.
КСО – это новая педагогическая эпоха с бесконечным количеством новых, еще невиданных и, может быть, даже невообразимых для современных педагогов — образовательных технологий, методик и систем.
При использовании КСО на уроках формируется следующая система работы:
ученик слушает объяснение теории, учит материал самостоятельно по опорному конспекту, сдает теоретический зачет или впереди идущему товарищу, или учителю, передает знания следующему, приступает к выполнению практической части вопросника (упражнения на
развитие речи, слова для запоминания и т.д.), выполняет контрольную работу (диктант, зачет, тест).
Принцип работы состоит в следующем: ¼ часть времени работают самостоятельно, ¾ времени по парам и группами постоянного и сменного состава, в которых каждый ученик изучает новую тему самостоятельно.
А затем дети, встречаясь друг с другом, прорабатывают по частям свои статьи. При этом система знаний по учебному предмету формируется у них благодаря самостоятельной работе и общению с товарищами. А учитель здесь только содействует, помогает формированию этой системы. При переходе на коллективную форму обучения, особенно в процессе становления, учитель выступает и в роли организатора: ведь ему нужно
всех учеников настроить, организовать, чтобы у них появился коллектив –
вначале образовательный, а потом и самообразовательный. Последнее, пожалуй, является главной целью коллективного способа обучения.
Каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Введение коллективной формы организации учебных занятий как системообразующего фактора всего учебно – воспитательного процесса открывает объективные возможности каждому ученику обучаться по способностям, то есть продвигаться вперёд при изучении программного материала в своём темпе.
Приемы и методы КСО
- взаимные диктанты в парах сменного состава.
- Взаимопередача темы
- Взаимообмен заданиями (ВОЗ).
Методика «Взаимодиктант»
Порядок работы при использовании методики следующий.
1.Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет(диктуют друг другу так, как диктует всему классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
2. Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде
диктовавший, пишет.
3. Потом каждый берёт тетрадь своего соседа (партнёра) и, не заглядывая в карточку, проверяет диктант
4. Ученики открывают карточки и по ним проверяют вторично (работая вместе) сначала один диктант, потом второй.
5. Ребята устно разбирают ошибки.
6. Каждый ученик в своей тетради выполняет работу над ошибками (своими).
7. Ученики снова берут тетради друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи ("Проверял Петров").
8. Совместная работа пары заканчивается. Ученики обмениваются карточками и переходят к другому партнёру.
Новому партнёру диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает под контролем товарища разбор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, слушает разбор ошибок, ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнёром, участники обмениваются карточками и расходятся, чтобы приступить к работе с третьим партнёром, и т.д. При каждой новой встрече новый текст диктанта.
Методика взаимопередач и темы
Для организации работы в сменной паре нужно выдать специальное руководство, памятку, алгоритм:
1. 1. Слева –«учитель»
а) 1.«Учитель» вписывает в тетрадь «ученику» No карточки, тему, примеры скомментариями, рассказывает теорию, объясняет примеры.
б) 2.«Учитель» ставит оценку
«ученику» за знание теории и за объяснение примеров.
2. 2.Слева – «ученик»
1. 1.Справа – «ученик»
а) 1.«Ученик» следит за грамотностью записей, по учебнику следит за правильностью рассказа (объяснения), исправляет неточности, дополняет.
б) 2.«Ученик» пересказывает
услышанное, проговаривает объяснение примеров.
2. 2.Справа – «учитель». Работают по вышеуказанному плану
3. 3.Поменялись карточками и самостоятельно выполнили упражнения из новой карточки.
4. 4.Сверили выполненные упражнения друг с другом и вернули карточки.
5. 5.Сменили пару.
Взаимообмен заданиями (ВОЗ)
Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ)
* Работа в малых группах (сколько человек в группе – столько и текстов)
1 этап - Индивидуальный
1. Ознакомьтесь с предложенным текстом.
2. Структурируйте его в форме плана, схемы, опорного конспекта или каким
- либо иным способом.
3. Сформулируйте выводы, правила и запишите.
2 этап – Работа в парах сменного состава
4. Перескажите партнёру свой текст так, чтобы он сам мог структурировать его на основе прослушанного. Ответьте на его вопросы.
5. Выслушайте пересказ текста партнёра, задайте ему необходимые вопросы,
уточните неясное, чтобы можно было структурировать этот текст самостоятельно.
3 этап – Индивидуальный
6. Структурируйте обговоренный текст и сформулируйте выводы.
4 этап – Работа в паре.
7. Обсудите самостоятельную работу, сформулируйте и запишите вывод, правила (ознакомьтесь с записями друг друга, обсудите преимущества каждой работы, внесите коррективы по необходимости)
5 этап
8. Образуйте другую пару и повторите работу с пункта 4.
Памятка для работы в паре
Получи карточку и поставь точку на листке учёта против своей фамилии.
Выполни первое задание. Научись сам объяснять это задание.
Самостоятельно выполни аналогичное задание во второй части карточки.
Правильность выполнения проверь у учителя. В листке учёта вместо точки поставь плюс.
Объясни задание первой части своей карточки партнёру.
Проследи, как он делает записи в свою тетрадь и правильно ли комментирует написание. Ответь на вопросы по необходимости. Убедись, что партнёр понял задание
Выслушайте партнёра по первой части его карточки. Сделай записи в свою тетрадь, попутно комментируя.
Обменяйтесь карточками. Каждый самостоятельно выполните второе задание новой для вас карточки.
Сверьте второе задание. Если есть ошибки, исправьте их.
Лист учёта
Лист учёта
Лидер
№ Ф.И. учащихся № карточки
1 2 3 4 5 6
1 Сидоров - 2 Козлов - 3 Петров - 4 Иванова - Для того, чтобы ученики научились друг другу диктовать, проверять, выполнять работу над ошибками, оценивать, учителю рекомендуется
вначале показывать им алгоритм проведения взаимных диктантов перед классом, можно первое время учителю самому работать в парах сменного состава, выполняя всё то, что требуется от ученика.
Практическая часть (образ урока)
Урок русского языка в 6 классе
по теме «Имя прилагательное»
( технология КСО, методика «Взаимообмен карточками»)
Тема: «Имя прилагательное»
Цель: - повторить теоретические знания и закрепить практические навыки по теме;
- развивать орфографическую зоркость, умение работать в сменных парах;
- воспитывать культуру межличностных отношений.
Тип урока: урок закрепления и обобщения
Технология: технология КСО, методика « Взаимообмен карточками»
Форма организации учебно – познавательной деятельности учащихся: работа в парах сменного состава (ПСС)
Оборудование: карточки для индивидуальной работы
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Сегодня у нас зачётный урок по теме «Имя прилагательное». Мы проводим его, работая в сменных парах. Поэтому наша задача не только повторить теоретические знания об этой части речи и вспомнить правила правописания имён прилагательных, но и продолжить учиться работать в парах сменного состава. Вспомним наши основные правила, необходимые для этой работы.
На доске написано:
-Говорим вполголоса!
-Общаемся культурно!
- Пересаживаемся тихо!
2. Взаимообмен карточками. Работа учащихся в парах сменного состава.
( Для работы заготовлено 12 карточки – по количеству учащихся в классе, в каждом по два задания: теоретическое и практическое).
Алгоритм работы
1. Каждый учащийся получает карточку ( Приложение 1), внимательно читает задание и выполняет его. Затем он получает от учителя карточку – ключ (Приложение 1) и проверяет по ней, правильно ли он выполнил задание. Если находит ошибки, то делает работу над ошибками.
2.Затем учащиеся, сидящие в парах, обмениваются карточками и выполняют карточку соседа
( карточка – ключ в это время лежит на краю парты «лицом вниз»). Затем проверяют друг у друга задание, обращаясь при необходимости к карточке – ключу. Если есть ошибки, то исправляют их. Если ошибок нет, то партнёры выставляют отметку за первое задание, пользуясь критериями (Приложение 2), подписывают второе задание: « Проверял Петров», благодарят друг друга и ищут новую пару.
3. В новой паре работа начинается с пункта №2. ( Карточка, полученная учеником в начале урока, остаётся у него до конца).
( Если учащиеся не могут сразу найти свободную пару, то они выполняют работу «Свободная минутка»)
Свободная минутка?
( на доске)
Задание: сделать морфемный разбор слов.
Задумчивый, старейший, каменистый, сероватый, бабушкина, бараний, Петиного, о молчаливом, трусливее, дальнозоркий, выше, дерзкий, одесский, приморский, телефонный, тюленьего, высочайший, свинцовому, древнерусский.
3. Итог урока. Учащиеся сдают работы на проверку.
Литература
1.Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004
2.Светлышева В.Н., Давыдова О.А. Русский язык: Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 кл.-3 –е изд., - М.: Дрофа, 2001
Приложение 1
Карточки для взаимообмена
Карточка №1
1.Что называется именем прилагательным? Назовите его грамматические, морфологические и синтаксические признаки.
2. Спишите, обозначьте основы предложений, определите синтаксическую роль имен прилагательных.
Конкретные и точные выводы этой работы нас устраивают.
Выводы этой работы конкретны и точны. Карточка – ключ №1
1.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей? Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Морфологические признаки – прилагательное изменяется по родам, числам, падежам и согласуется с именем существительным.
Синтаксические признаки – в предложении прилагательные бывают определением или сказуемым.
пр. пр.
2.Конкретные и точные выводы этой работы нас устраивают.
кр. пр.
Выводы этой работы конкретны и
кр. пр.
точны.
Карточка №2
1.Какие имена прилагательные называются качественными?
2.Выпишите качественные прилагательные и образуйте от них краткую форму.
Красивый (пейзаж), летний (день), могучий (голос), воронье (гнездо), беспокойная (ночь), сибирские (морозы), весенний (день), неуклюжий (медвежонок), точные (указания).
Карточка-ключ №2
1.Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внутренним качествам.
2. Красивый – красив
Могучий – могуч
Беспокойный – беспокоен
Неуклюжий – неуклюж
Точный – точен
Карточка №3
1.Какие прилагательные называются относительными?
2.Выпишите относительные прилагательные, вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.
Удивительный (поступок), каме…ая (лестница), листве…ый (лес), чугу…ая (ограда), тюле…ий (заповедник), сестриц…н (платок), сови…ая (охота), карти…ая (галерея), крепкие (нервы), оловя..ая (ложка), станцио…ый (буфет). Карточка-ключ №3
1.Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывает на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета и т.д.
2.Каменная лестница, лиственный лес, чугунная ограда, картинная галерея, оловянная ложка, станционный буфет.
Карточка №4
1.Какие прилагательные называются притяжательными?
2.Выпишите притяжательные прилагательные, вставьте буквы, обозначьте орфограммы.
Зелёный лес, заяч..ий след, олен..ий заповедник, сестриц..н платок, пёс..я конура, из сороч..их гнёзд, горяч..ий чай, беговая дорожка, охотнич..его ножа, свеж..е утро. Карточка-ключ №4
1.Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному и отвечают на вопрос чей?
2.Заячий след (м.р., ед.ч., И.п.), олений заповедник (м.р., ед.ч., и.п.), сестрицын платок, пёсья конура (не м.р., ед.ч., и.п.), из сорочьих гнёзд (не м.р., ед.ч., и.п.), охотничьего ножа
( не м.р., ед.ч., и.п.).
Карточка №5
1.Назовите пять отличительных признаков качественных имён прилагательных.
2.Выпишите качественные прилагательные и образуйте от них формы сравнительной степени.
Серебряный поднос, звонкий голос, крепкий кофе, птичий гомон, лесной массив, воронье перо, красивый закат, вечернее небо. Карточка-ключ №5
1.Качественные прилагательные
- образуют степени сравнения;
- краткую форму;
- сочетаются с наречием очень;
- образуют новые слова с приставкой не-;- образуют сложные прилагательные путём повторения .2.Звонкий – звонче, более (менее) звонкий; крепкий – крепче, более (мене) крепкий; красивый – красивее, более (менее) красивый.
Карточка №6
1.Расскажите, как образуются формы сравнительной степени.
2.Найдите формы сравнительной степени, определите их синтаксическую роль.
Я понимал что мой карнавальный костюм красивее и ярче. Более выносливые ребята отправились на поиски дров. Карточка-ключ №6
1.Сравнительная степень имеет простую и составную формы. Простая форма образуется при помощи суффиксов – ее (-ей), - е,
-ше. Составная сравнительная степень образуется от полной формы при помощи слов более, менее.
2.Я понимал, что мой карнавальный костюм
Пр.ср.ст. пр.ср.ст.
красивее и ярче. Более выносливые ребята отправились на поиски дров.
Приложение 2
Критерии оценки правила
«5» - учащийся знает правило, чётко и последовательно рассказывает его полными предложениями, не ошибаясь и не делая длинных пауз.
«4» - учащийся знает правило, но рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, запинаясь, делая большие паузы.
«3» - в основном знает правило, но рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, допускает 1-2 фактические ошибки.
«2» - учащийся не знает правило полностью, рассказывает его нечётко, непоследовательно, неполными предложениями, допускает боле 2х фактических ошибок.
(критерии заранее прорабатываются с учащимися, а на уроке записываются на доске или в отпечатанном виде раздаются на каждую парту).
Список литературы
1.Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам/под ред. А.Г.Хрипковой и М.В.Андроповой, М.,1982/
2.Актуальные вопросы формирования интересов в обучении. Сб.ст., М.,1984
Батраков С.Н.
3.Об изучении профессиональной готовности учителя к эмоциональному воздействию на учащихся. Барнаул, 1978г
4.Добрынин М.Ф. Интерес и внимание. М., 1941
5.Инновационное обучение. Стратегия и практика/под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994.
6.Коротаев А.А., Исследование индивидуального стиля педагогического общения./Вопросы психологии.- 1990.