КСО (коллективный способ обучения) на уроках истории
Введение
Школьный возраст – возраст учения, когда приходится усваивать сравнительно большое количество учебного материала, в котором заключены основы наук, искусства, морали, права и других развитых форм общественного сознания. Основная образовательная задача школы состоит в обеспечении активного, сознательного, прочного и систематического усвоения знаний.
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, типов учебных заведений, программ и методов обучения. Но все это не меняет того общего положения, что ученик должен обладать определенным потенциалом, необходимым для усвоения учебного материала.
Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых.
Историческое образование сегодня – один из сложных и противоречивых элементов системы образования. Вопрос “Как сегодня преподавать историю в школе?” волнует широкую российскую общественность и учителей-предметников.
На основании десятилетнего опыта работы в Баклушинской средней общеобразовательной школы по внедрению развивающего обучения в учебный процесс можно с уверенностью утверждать, что применение на уроках истории таких прогрессивных технологий как КСО (коллективный способ обучения), ТРИЗ – педагогика (теория решения изобретательских задач), эвристического обучения, работа с историческими документами сделали процесс преподавания моего предмета более разнообразным, интересным и личностно окрашенным. В данной работе предпринята попытка систематизации и обобщения наблюдений, накопленных за годы работы в эксперименте, а также показано каким образом я разрешила для себя задачу – вопрос “Как сегодня преподавать историю в школе?”
Цель работы: рассмотреть новые формы организации коллективной работы школьников и исследовать степень влияния прогрессивных технологий обучения на уровень обученности и сплоченности коллектива школьников.
Задачи:
- Выбор методов изучения влияния на обученность и сплоченность школьников прогрессивных технологий;
- Проведение исследования влияния прогрессивных технологий на уровень развития школьника;
- Определение степени влияния прогрессивных технологий на развитие обученности и сплоченности школьников.
Гипотеза: рассмотреть новые формы прогрессивных технологий на организацию коллективной работы школьников и определить степень их влияния на уровень усвоения учебного материала и сплоченности коллектива школьников.
КСО (коллективный способ обучения) на уроках истории
1. Понятие «Коллективные способы обучения»
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. На практике своей работы убедилась, что во многих случаях это могут сделать и ученики, естественно, если им будет обеспечена необходимая помощь учителя. Следовательно, суть КСО можно трактовать и так: учит не только учитель, но и ученики друг друга.
Рассматриваемая развивающая технология была апробирована мною на уроках истории впервые в 2000 году. Хотя появление этой технологии относится к 1918 году, она не потеряла своей актуальности и по сей день. Педагог А.Г. Ривин, впервые разработавший и применивший коллективный способ обучения, дал ему такую характеристику: “Работая индивидуально и в парах, ученики делали все: решали задачи, конспектировали учебники, разучивали стихи, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного расписания в школе не было… Каждый ученик за это время освоил учебный курс 3-4-летнего обучения… Впечатляющим было и развитие учеников”.
Чтобы провести первый урок по КСО, нужна была длительная предварительная подготовка. Потребовалась огромная работа индивидуально с каждым учеником класса. Решая одну из насущных учительских проблем – отставание от календарно-тематического планирования (когда нужно было за короткий период времени изучить большую тему), я приобрела хороший педагогический опыт и потрясающий результат. Учитель заранее делит класс на группы по 5—6 учащихся в каждой и определяет лидеров. Это, как правило, способные ученики, проявившие склонность к предмету и хорошо по нему успевающие. Лидеры — будущие помощники учителя, который вместе с ними заранее подготавливает все необходимое к уроку: карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, образцы или модели изделий, трафареты, оборудование, инструменты и др. Следует отметить, что лидеры знают ответы на вопросы и умеют выполнять задания, поскольку они уже предварительно отвечали учителю. Члены каждой группы, получив карточки, приступают к работе, самостоятельно готовятся к устному ответу, делают записи в рабочих тетрадях. Лидер первой группы предлагает задавать вопросы друг другу, а также продумать вопросы для второй группы, та готовит вопросы для третьей группы и т.д. Если у отвечающего, возникают затруднения, то дают пояснения задающие вопрос. Лидер решает, кто из группы будет отвечать или задавать вопросы. Ознакомившись с коллективным способом обучения (КСО), я решила использовать его на уроках истории. КСО я обычно применяю на обобщающих уроках повторения определенной темы. В этом случае ученики, давая ответ, проговаривают известные им сведения, определения, даты, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы.
Проводя опрос, работу организую в парах (в 5-9 классах) и малых группах (в 5-9 классах), используя карточки с вопросами и ответами. Каждый ученик задает своему напарнику вопросы по карточке и по ней же проверяет его ответ, в случае необходимости поправляя и дополняя его. Ниже приводится образец карточки используемой на уроках истории.
КАРТОЧКА ВОПРОС – ОТВЕТ
Тема: Усобицы 11 – 12 в.в. Любеческий съезд.
Кто такие половцы? (Тюркоязычный кочевой народ.)
Когда они начали вторгаться в русские пределы? (1601 год)
Кто и когда из русских князей впервые привлек к себе на службу половцев? (Старший сын Святослава – Олег в 1078 году)
Тема: Правление первых Романовых.
Периоды Смуты (1 период. Боярский период – время правления Годунова (1598 – 1605 г.г.) Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру. 2 период. (!606 – 1610 г.г. – обострение классовой борьбы. Дворяне и казакаи, черносотенные и посадские крестьяне – все вернулись в смуту. 3 период – 1610 – 1613 г.г. – время польско – шведской интервенции. Главная проблема – защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне)
Итоги Смуты (- разрушение производительных сил; - потеря территорий(побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова); - ослабление всех государственных структур; – изменена природа царской власти (царя выбирали); – повысился статус церкви;)
В 9 классе (17 учащихся) на уроке истории применяю вариант игрового урока. Известно, что учебный материал принимается легче, если он изложен в игровой форме. Заранее сообщаю ученикам об игре, ее правилах, распределяю роли и прошу учащихся подготовиться к уроку, предварительно прочитав параграф. Класс делю на две группы.
Например:
Тема: Внешняя политика СССР. Успехи и просчеты.
Урок представляет собой диспут двух противоборствующих сторон о перспективах политики М.С. Горбачева, о соответствии идей перестройки идеалам революции. Работает две группы учащихся: «сторонники ГКЧП» и «противники ГКЧП». Выступление учащихся должны быть аргументированными, с ссылками на исторические факты. Требую, чтобы выступающие старались говорить с позиций своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики должны задавать вопросы выступающими (эти вопросы берут обычно с учебного пособия). Как учитель я вмешиваюсь в дискуссию, но не навязчиво. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку «пять».
На уроках истории использую объединение учащихся в пары. Напарники работают вместе, объясняют друг другу непонятное и готовятся отвечать и объяснять освоенный материал соседней паре. При этом заранее предупреждаю учащихся о том, что на следующем занятии они будут работать в группах или парах. Ученики знают, с кем они будут работать.
Например:
Тема: «Внешняя политика России в 1813 – 1825 г. г.» (8 класс, 5 учащихся). Изучение новой темы.
Работают две группы. Каждая группа получает карточку – задание. Работает по учебнику и использует документы из рабочей тетради.
Условия работы:
а) знакомство с карточкой – заданием и источниками.
б) работа с учебником – 15 минут
в) подготовка к выступлению – 5 минут
г) выступление группы – 5 минут
На доске таблица, обе группы выполняют задание (5 минут)
С изгнание армии Наполеона из России война не закончилась. Кутузов выступал против продолжения войны, а Александр 1 – за.
- В чем состояла цель заграничных походов русской армии?
- Подумайте, какие аргументы в пользу своей точке зрения могли двигать полководец и император?
(одна группа учащихся выдвигает точку зрения Кутузова, а другая Императора).
Кутузов Александр 1
Карточка №1.:
Работа с документом («Воззвание М.И. Кутузова к жителям Пруссии»:
- Кто автор документа?
- Когда и в какой исторической обстановке был написан документ?
- Как в документе объясняются цели пребывания русских войск в Пруссии?
Карточка №2.
- Какие доводы приводит Кутузов. Чтобы склонить Пруссию к войне против Наполеона?
- Какие строки из документа подтверждают стремление российского командования избежать конфликтной ситуации в связи со вступление русской армии на чужую территорию?
Беседа с учащимися: «Создание антинаполеоновской коалиции. Поражение Наполеона.
- Что такое коалиция?
- Какие страны входили в антинаполеоновскую коалицию осенью 1813 года?
- Покажите на карте г. Лейпциг. Почему состоявшееся около него сражение назвали «битвой народов»? Каковы были результаты сражения?
- Вспомните, какова была судьба Наполеона.
Применение КСО на уроках истории помогает учителю добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей их утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает такие качества, как взаимоконтроль, самоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
Дети чувствуют себя на таких уроках легко, раскованно, каждый из них ощущает ответственность за свои действия и стремится к достижению поставленной перед ним цели.
На обобщающих уроках (9 – 11 класс) предлагаю группам задания (пример):
* показать на карте страны, входившие в состав Российской империи в начале 20 века (работа с картой)
*какой была территория Российской империи в начале 20 века?
*какие проблемы, стоявшие перед страной в начале 20 века, вы считаете важными, острыми и почему? (решение исторических задач, работа с диаграммой, высказать свою точку зрения по определенному вопросу).
Исторические задачи. Решение исторических задач помогает ученику осмысливать и применять исторические знания, аналитически и критически оценивать исторические события, анализировать новые источники, аргументировать свою позицию. В выполнении этих задач я, как и многие педагоги сталкиваюсь с трудностью, что знания детей недостаточно действенны, т.е. они не умеют применять их в жизни, слабо развиты навыки и умения самостоятельно их приобретать. Все эти недостатки объясняются следующим:
1.значительную часть, не только фактического материала, но и выводов, оценок, теорий школьники получают в готовом виде;
2. т.е. традиционно учебная деятельность носит репродуктивный характер – ориентирование на воспроизведение прочитанного в учебнике и сказанного учителем.
Познавательные задачи, применяемые в обучении истории, выполняют несколько целей:
-выявление знаний и умений;
-проведение тренировочных упражнений для усвоения знаний;
-организация поисковой деятельности для приобретения новых знаний и умений;
-самостоятельная работа учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
Исторические задачи можно разделить на:
Познавательные задачи:
Проверочно – тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся);
пример: в какой период происходило формирование Древнерусского государства? (9 век, 862 год)
какое событие древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относится к 862 году. (призвание варягов в Новгород)
поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).
пример: кого привлекало правительство г. Хвалыни на возведение мощенного обработанного диким камнем шоссе от Хвалынска до Инерки (пленных австрийцев и чехов)
Биографические. Они требуют от учащихся выяснения «кто есть кто». Что такие задачи включают?
пример: Прервался древний царский род,Распалась связь времён,И обсуждают на Руси:“Кому же быть царём?”
(Земский собор - февраль 1613 года, избрание 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова на престол)
пример: имя князя, о деятельности которого идет речь: «заложил князь город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь Святой Софии, митрополию… и стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) стали множиться, и монастыри появляться…. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просвятил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей…. (Ярослав Мудрый) Хрестоматийно-литературные задачи. Они носят смешанный характер. В одном случае надо по отрывку из хрестоматии определить событие, в нём отраженное, в другом по стихам исторического содержания узнать автора и время, в котором он жил, в третьем по фрагменту из художественной книги выяснить о ком или о чём идёт речь, в четвертом по меню обеда попытаться узнать, в каком веке можно было так отобедать и т. п.
пример: Смертная казнь в России. Что вы знаете о ней? (Первое упоминание о смертной казни встречается в Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича; В «Уложении» царя Алексея Михайловича повешению подвергались за два преступления)
пример: узнать фамилию политического деятеля, выступившего с лозунгом: «превращение современной империалистической войны в гражданскую есть единственно правильный пролетарский лозунг» (В. И. Ленин (Ульянов)
пример: Впереди по звонким льдинам, Гремя тяжёлой чешуёй, Левонцы едут грозным клином, Свиной железной головой.
(5 апреля 1242 года, Ледовое побоище против немецких рыцарей на льду Чудского озера было выиграно под предводительством Александра Ярославовича, за победу на реке Неве над шведами он получил прозвище - Невский).
Биографические и хрестоматийно-литературные задачи используются мной на всех видах занятий, но чаще - в ходе самостоятельной подготовки учащихся к классным занятиям. При этом учащиеся лучше усваивают материал, конкретно общенаучные понятия.
Логические задачи. Оперировать знаниями, применять их для объяснения и истолкования других знаний дают возможность логические задачи. Содержанием всякой задачи является проблема, в основе которой лежит противоречие между искомым и известным, которая решается с помощью умственных суждений и практических операций.
Задача № 1. К дате принятия Русью христианства прибавить дату гибели князя, который всегда соблюдал правила рыцарской чести — никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы». Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связанно с числом, полученным в результате.
Ответ:
(988 + 972): 2 = 980, где 988 — принятия Русью христианства; 972 — гибель князя Святослава; 980 — начало правления князя Владимира.
Задача № 2
Этот выдающийся русский князь, причисленный православной церковью к лику святых, умер в возрасте 43 лет. До полного освобождения Руси от ордынского владычества оставалось еще 217 лет. О каком князе идет речь, и когда он родился?
Ответ: 1480 — (217 + 43) = 1220, где 1480 — освобождение Руси от ордынского владычества; 1220 — родился Александр Невский.
В случае, когда способ выполнения задания учащимся не известен и предстоит его искать, речь идет о проблемной задаче.
пример: «Почему князь Святослав, оставив Киев, хочет жить в Переяславце на Дунае? Чем его не устраивает Киев?»
как характеризовалась экономическая система СССР в 1930 году (господством государственной собственности)
2.Принципы «Коллективного способа обучения»
Применением КСО на уроках истории, выполняются сразу несколько принципов урока в системе развивающего обучения:
1) принцип доверия и расширения полномочий (дети выступают в роли учителя);
2) принцип гласности учета и контроля (на таких уроках обычно вывешиваем открытый лист – экран, куда каждый вносит или отмечает, что он выучил с помощью другого);
3) принцип дифференциации (разные по сложности задания для групп, в которых проходит работа в парах сменного состава);
4) принцип свободного выбора (ученик может выбирать любую форму проверки знаний: некоторые чересчур стеснительные подходят к учителю);
5) принцип полного самостоятельного освоения учебного материала.
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов: 1. Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий; 2. Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представители которых принимают участие в учебном процессе. При этом происходит взаимное проникновение культур на базе предметного изучения того или иного языка; 3. Дифференциальный подход: каждый из обучаемых может работать согласно своим возможностям и способностям; 4. Всеобщее сотрудничество и взаимопомощь: любой учащийся, прошедший процесс обучения, должен приобрести навыки сотрудничества с другими; уметь оказывать помощь и уметь получать ее; 5. Разновозрастность и разноуровневость: поскольку человек в жизни контактирует с людьми разного возраста и уровня, то это умение должно выработаться в учебном процессе; 6. Разделение учебного труда: с одной стороны, чем будет большее разнообразие изучаемых тем, тем богаче общество в целом; с другой стороны, значительно легче усвоить тот или иной учебный материал, когда до этого в нем уже разобрался твой товарищ; 7. Педагогизация населения: фактически любому человеку в своей жизни требуется кого-то учить, этому необходимо учиться в самом процессе обучения; 8. Безотлагательная и непрерывная передача знаний: знания, вырабатываемые обществом, должны немедленно становиться содержанием учебного процесса.
Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные.
Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми.
Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обучающимися и обучаемыми, т. е. общение между теми, кто имеет знания и опыт, и теми, кто их приобретает. Общение, в процессе которого и посредством которого происходит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятельности. Обучения вне общения не существует. Общение может происходить непосредственно (через устную речь, люди слышат и видят друг друга) и опосредовано (через письменную речь (газеты, журналы и т. д.), когда люди не видят и не слышат друг друга). Опосредованное обучение между обучающимися и обучаемыми в учебном процессе дает нам индивидуальную форму организации учебной работы.
Ученик выполняет учебные задания (пишет, читает, решает задачи, ставит опыты), и при этом ни с кем не вступает в прямое общение, никто с ним не сотрудничает. Непосредственное общение между людьми имеет различное построение: может происходить в паре (парная форма организации обучения, например 2 ученика совместно прорабатывают статью, решают задачи, разучивают стихотворения), со многими людьми (групповая форма организации учебного процесса, если один учит нескольких человек). Индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными. Ни одно из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава (общение либо с каждым отдельно, либо по очереди).
Методические приемы, используемые на коллективных занятиях.
Взаимные тесты.
Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила.
Порядок работы:
1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом). 2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) читает, а первый, прежде диктовавший, пишет. 3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (партнера) и без заглядывания в карточку проверяет написанный им диктант. 4. Открывают карточки и проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом второй. 5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор ошибок. 6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок. 7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все просматривают и ставят свои подписи: «проверял Аюпов, проверял Абуталипов». Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят новых партнеров, обмениваясь карточками. Новенькому диктуется тот текст, который диктующий сам перед этим писал. Т.е. над диктантом каждый ученик работает дважды, один раз он пишет сам и делает разбор ошибок под контролем товарища, другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок.
Ниже приводится образец карточки используемой на уроках истории.
Исторический диктант
КАРТОЧКА № 1.
Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки. 1.Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию произошел в 1950-1955 гг. 2. Началось противоборство между двумя державами, СССР и Англии. 3. Одной из причин разногласий стал вопрос о судьбах стран Западной Европы.
4. Оно получило название Семилетней войны.
5. Принятие «доктрины Черчилля» в марте 1946 года стало условной датой начала этой войны.
6. В январе 1948 года страны Восточной Европы создали военно-политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО).
7. После Второй мировой войны начался процесс дезинтеграции – распада колониальных империй европейских держав.
8. В 1947 году СССР испытал первую ядерную бомбу.
9. Наиболее острым конфликтом Семилетней войны был Берлинский кризис 1962 года.
10. В 1978 году три ядерные державы (США, СССР, Франция) подписали Договор о нераспространении ядерного оружия.
11. В 1982 году установились дипломатические отношения между ФРГ и ГДР. ОТВЕТ 1. Переход от сотрудничества между бывшими союзниками по антифашистской коалиции к противостоянию произошел в 1945-1947 гг. 2. Началось противоборство между двумя державами, СССР и США. 3. Одной из причин разногласий стал вопрос о судьбах стран Восточной Европы.
4. Оно получило название «Холодной войны».
5. Принятие «доктрины Трумэна» в марте 1947 года стало условной датой начала этой войны.
6. В апреле 1949 года страны Западной Европы создали военно-политическую Организацию Североатлантического договора (НАТО).
7. После Второй мировой войны начался процесс деколонизации – распада колониальных империй европейских держав.
8. В 1949 году СССР испытал первую ядерную бомбу.
9. Наиболее острым конфликтом «Холодной войны» был Карибский кризис 1962 года.
10. В 1968 году три ядерные державы (США, СССР, Англия) подписали Договор о нераспространении ядерного оружия.
11. В 1972 году установились дипломатические отношения между ФРГ и ГДР.
КАРТОЧКА 2.
Найдите в тексте допущенные исторические ошибки: Вторая мировая война началась 22 июня 1941 года, с нападения Японии на Данию. В ней участвовало 30 государств. В сентябре 1940 года был подписан Тройственный пакт – соглашение о военном союзе США, Англии, Франции. К началу 1941 года был выработан план «Тайфун», рассчитанный на молниеносную войну в течение нескольких месяцев на территории Восточной Европы. Решающим ударом по американскому изоляционизму стало нападение Италии на США 7 декабря 1941 года. В марте 1941 года сенат Англии принял закон о ленд-лизе. В мае 1945 года СССР, выполняя свои обязательства перед союзниками, объявил войну Италии. 6 августа Англия сбросила атомную бомбу на Хиросиму, 9 августа – на Нагасаки, полностью уничтожив эти города. Вторая мировая война закончилась безоговорочной капитуляцией Германии 8 мая 1945 года. Важнейшим итогом войны стал разгром держав, вставших на путь откровенной агрессии, воплощенной в идеологии пацифизма, возникшего впервые в Германии. ОТВЕТ: Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, с нападения Германии на Польшу. В ней участвовало 61 государство. В сентябре 1940 года был подписан Тройственный пакт – соглашение о военном союзе Германии, Италии и Японии. К началу 1941 года был выработан план «Барбаросса», рассчитанный на молниеносную войну в течение нескольких месяцев на территории СССР. Решающим ударом по американскому изоляционизму стало нападение Японии на США 7 декабря 1941 года. В марте 1941 года сенат США принял закон о ленд-лизе. В августе 1945 года СССР, выполняя свои обязательства перед союзниками, объявил войну Японии. 6 августа США сбросила атомную бомбу на Хиросиму, 9 августа – на Нагасаки, полностью уничтожив эти города. Вторая мировая война закончилась безоговорочной капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года. Важнейшим итогом войны стал разгром держав, вставших на путь откровенной агрессии, воплощенной в идеологии фашизма, возникшего впервые в Италии.
Работа по вопросникам.
Устное письменное выполнение упражнений: 1. Ученики выучивают термины и даты. Отвечает на поставленные вопросы. 2. Один ученик из пары проверяет, как другой усвоил термины, запомнил даты и предлагает выполнить упражнение. 3. Другой ученик из пары предлагает выполнить своему напарнику сое упражнение. Затем они расходятся для работы в следующей паре.
КАРТОЧКА 1.(для сильных учащихся)
Дата правления Екатерины 1. (1725 – 1727 г.г. )
Царствование Петра 1 (1723 – 1730 г.г.
Царствование Анны Иоановны (1730 – 1740 г.г.)
Дворцовый переворот (смена власти, совершившаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков).
Как вы думаете можно ли провести сравнение роли, которую играли гвардейцы в эпоху дворцовых переворотов, с ролью стрельцов в конце 17 века? (Да, они играли сходную роль в политической жизни страны)
Какие еще исторические параллели Вы можете привести? (Преторианцы в Древнем Риме)
КАРТОЧКА 2.(для слабых учащихся)
Что такое Сенат? (Высшее государственное учреждение, временный орган управления)
Каковы полномочия Сената? (осуществляет управление страной в отсутствие государя, по его особому распоряжению, а также надзор за судебными делами и расходованием средств.)
Когда восстановлен Северный союз (1709 г.)
Когда подписан Ништадский мир? (30 августа 1721 г.)
Коллективная работа учащихся.
Например тема “Великая Отечественная война”(9 класс, 17 учащихся ) занимает в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной “История России XX-начало XXI века” для 9-го класса семь параграфов. Мы изучили их за три урока.
1 урок: «Советский Союз накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны» – урок презентация.
2 урок: «Основные военные операции Великой Отечественной войны».
3 урок: «СССР во второй мировой войне (1939 – 1945 г.г.)»
Повторительно – обобщающий урок.
По плану, изучив на одном из первых уроков по Великой Отечественной войне темы “Начало Великой Отечественной войны ”, нужно было бы каждый последующий урок учить материал, включающий 1-2 великих битвы. И я решилась на следующий шаг. За неделю до изучения этой темы каждому из учащихся было дано опережающее задание: выучить одно из сражений Великой Отечественной войны («Битва под Москвой», «Курская битва», «Сталинградская битва», «Сражение на Северном Кавказе», «Ленинградская блокада», «Боевые действия на Украине», «Боевые действия на Белорусии», Битва за Берлин…. по материалам учебника (а по желанию использовать дополнительный материал). Составить презентации. В течение недели каждый ученик подходил к учителю со своим планом изучения, выделенными главными событиями и т.д., дополняя все это знаниями исторической карты. Когда все ученики (без исключения) были готовы, решено было проводить урок. Название темы урока дети предполагали – ведь учили о войне. Но урок начался с задания на смекалку и сообразительность. Из предложенного “набора слов” ученики выбрали на их взгляд самые точные и составили (методом проб и ошибок) самостоятельно название темы урока, задуманное учителем: “Основные военные операции Великой Отечественной войны”.
Пример: Набор слов:
Оборонительные сражения на границу, Основные военные операции Великой Отечественной войны, Трагические события лета 1942 года, От Сталинграда до Днепра.
Выбрана Тема урока: «Основные военные операции Великой Отечественной войны».
Таким образом, тему “сузили”. Далее дети начали работу в парах сменного состава. С упоением каждый из них по плану рассказывал об изученной накануне битве и показывал самостоятельно составленную презентацию. Показывалось на карте размещение войск, их продвижение, называли командующих, соотношение сил противников, конспектировали и т.д. Класс был похож во время урока на пчелиный улей, где каждый трудился. Ученики освоили за время урока восемь основных операций Великой Отечественной войны.
На третьем уроке «СССР во второй мировой войне (1939 – 1945 г.г.)»
Повторительно – обобщающий урок, было проверено тестированием качество знаний по изучаемому разделу.
Пример: Тест
Контрнаступление советских войск под Сталинградом началось:
А)5 декабря 1941 г.
Б)19 ноября 1942 года
В)5 июля 1943 года
Г)6 июня 1944 года
Какое из названных событий произошло в 1943 году?
А) Смоленское сражение
Б) Полное освобождение Ленинграда
В) Объявление СССР войны Японии
Г) Курская битва
Какой город был удостоен звания города – героя за мужество его защитников в первые дни Великой Отечественной войны?
А)Брест
Б) Киев
В) Ленинград
Г) Минск
В ходе какой битвы произошло крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной войны.
А) Битва за Москву
Б) Сталинградское сражение
В) Курская битва
Г) Битва за Берлин
5. Название «Дорога жизни» связано с сопротивлением врагу защитников
А) Севастополя
Б) Москвы
В) Одессы
Г) Ленинграда
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате:
А) Поражения немецких войск под Москвой
Б) Снятия блокады Ленинграда и освобождения Новгорода
В) Сражения под Сталинградом и на Курской дуге
Г) Освобождения Киева и Минск
7. Какая военная операция получила название «огненная дуга»
А) Курская битва
Б) Освобождение Киева
В) Сражение за Сталинград
Г) Снятие блокады Ленинграда
Операция советских войск под названием «Багратион» проводилась в 1944 году?
А) в Белорусии
Б) на Кавказе
В) в Венгрии
Г) в Крыму
9) Проведение партизанскими отрядами операций «Рельсовая война» и «Концетр» связаны с событиями:
А) Курской битвы
Б) Снятие блокады Ленинграда
В) Сталинградской битвы
Ошибок практически не было
5.Формы контроля КСО
Существуют следующие формы контроля КСО.
1. Ученики проверяют друг друга, сравнивая свои ответы («учитель – ученик»).
2. Ученики проверяют друг друга, сравнивая ответы партнера со своим списком ответов («помощник – ученик» и «учитель – ученик»).
3. Совместное сравнение результата с результатом в справочном материале.
4. Учитель проверяет результаты работы после ее завершения («ученик – ученик»).
Заключение
Вряд ли найдется учитель истории, который не заинтересуется тем или иным методом обучения. Перед современным учителем истории уже десятилетия стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений. Неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Поэтому, я считаю, применение инновационных технологий и коллективного способа обучения описанных в этой работе, ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.
Применение на уроках истории коллективного способа обучения поможет учителю научить детей самостоятельности. А ведь, как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные “почему” и “как” ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования. Уроки истории в системе развивающего обучения дают, на мой взгляд, как никакие другие наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий.
Содержание
Стр.
Введение1
КСО (коллективный способ обучения) на уроках истории
1. Понятие «Коллективные способы обучения»3
2. Принципы «Коллективного способа обучения».9
3 Формы организации учебного процесса...10
4.Методические приемы, используемые на коллективных занятиях……………………………………………………………………11
5. Формы контроля «КСО» …………………………………………… 17
Заключение ......................................................................................................... 18
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и социально-политического образования
Выпускная работа на тему:
«Прогрессивные технологии коллективного способа обучения на уроках истории»
Работу выполнила:
слушатель группы И-2,
учитель истории и обществознания
Хабиева Халимя Мансуровна
МКОУ Баклушинская средняя школа
Научный руководитель:
Бравина М.А.
Доцент, кандидат
исторических наук
Ульяновск
2016