Доклад по математике Коллективный способ обучения
Коллективный способ обучения.
Коллективный способ обучения (КСО) есть осуществление процесса обучения через четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную, при этом ведущей является последняя.
Коллективные способы обучения позволяют активизировать учебный процесс таким образом, чтобы каждый школьник выступал одновременно в роли ученика и учителя.
Только коллективная организация учебной деятельности школьников дает возможность ученику максимально проявить свои способности, а учителю дойти до каждого ученика.
В основе коллективного способа – естественное общение детей, в процессе которого происходит постоянное увеличение информации при постоянном контроле и самоконтроле за усвоением материала.
Такая форма работы предполагает не только сотрудничество, но и соперничество, соревнование в самом хорошем значении этого слова. Допустим, до момента общения на уроке каждый ученик (A, B, C, D) обладал какой-то информацией (соответственно a, b, c, d). На начальном этапе работы дети общаются друг с другом, передавая партнеру информацию в постоянных парах, т.е. как сидят за партой А (B, C(D, при этом каждый из ребят попеременно является то учителем, то учеником.
В результате такого общения каждый из учащихся овладевает двойной информацией активно. Затем происходит смена пар, и общение организуется по той же схеме. При этом каждый ученик, уже имеющий двойную информацию, увеличивает свою информацию опять вдвое.
Методики коллективного способа обучения.
Методика мониторов – предназначена для работы над учебным текстом для получения новой информации. Учебный текст разделяется на смысловые части. Для каждой готовится карточка, которая содержит вопросы к тексту. Каждая карточка имеет свой номер и цветовой сигнал. Эта методика предполагает работу в парах, где один ученик является учителем, а другой – учащимся. По ходу работы ребята свободно передвигаются по классу до тех пор, пока не изучат всю тему. По окончании работы производится опрос либо дается тест.
Алгоритм работы:
Внимательно прочитайте текст
''Учитель'' пересказывает прочитанное
''Ученик'' задает вопросы с карточки
''Учитель'' отвечает на вопросы и задает обобщающий вопрос ''ученику''
Если вы затрудняетесь ответить на вопросы, возвращайтесь к пункту первому
''Учитель'' становится ''учеником'' и уходит работать с другой карточкой
''Ученик'' становится ''учителем'' и остается на месте
Данная методика позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учащихся, формировать учебные навыки работы с текстом, связного пересказа, работы в парах.
Методика опроса мнений наиболее часто используется на уроках математики. Она подходит как для вводных уроков, так и для итоговых, так как позволяет выявить представления всех учащихся по изученной теме. Для подготовки такого занятия учитель составляет несколько ключевых вопросов, вокруг которых пойдет обсуждение темы. Количество рабочих групп определяется числом вопросов (обычно 4 – 5). Класс разделяется на группы. Каждая получает вопрос и алгоритм работы.
Алгоритм работы:
Внимательно прочитайте вопрос и перепишите его в тетрадь
Найдите пару для работы в другой группе
Задайте свой вопрос и запищите ответ
Дайте ответ на вопрос вашего партнера
Смотри пункт 2 (пока не поработаете с представителями каждой группы)
Возвращайтесь в свою группу
Обсудите все полученные ответы, обобщите их, сделайте вывод
После работы в группах происходит общее обсуждение. Таким образом, в течение урока учитель получает картину представления ребят по интересующим его вопросам. Кроме этого, у учащихся формируются навыки работы в группе, в паре, умение обобщать и систематизировать.
Доводящие карточки в основном используются при организации коллективных учебных занятий. ''Доводящая карточка'' – это система особым образом подобранных вопросов и указаний, доводящих ученика до усвоения определения, правил. Подобные карточки являются как бы ''представителями'' учителя при самостоятельной работе ученика. Их отличие заключается в том, что они используются не для проверки уровня усвоения ученика излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию этой темы.
По-другому говоря, ''доводящая карточка'' организует процесс понимания и в каком-то смысле управляет мышлением ученика.
''Доводящая карточка'' по теме: ''Теорема Пифагора''
Теорема: В прямоугольном треугольнике сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
Вопросы и задания:
1. Что такое прямоугольный треугольник?
2. Сколько катетов имеет прямоугольный треугольник?
3. Как называется самая большая сторона прямоугольного треугольника?
4. Чему равняется квадрат числа 3?
5. Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равна 3. Чему равен квадрат длины этого катета?
6. Найти квадрат числа 4.
7. Длина одного из катетов прямоугольного треугольника равна 4. Чему равен квадрат длины этого катета?
8. Чему равна сумма квадратов 3 и 4?
9. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 3, а длина другого 4. Чему равняется сумма квадратов длин этих катетов?
10. Квадрат какого числа равняется 25?
11. Длина гипотенузы прямоугольника равна 5. Чему равняется квадрат длины гипотенузы?
12. Читай теорему Пифагора.
13. Что больше: сумма квадратов чисел 3 и 4 или квадрат числа 5?
14. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 3, а другого 4. Длина гипотенузы равна 5. Что больше: сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы?
15. О чем теорема Пифагора?
16. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна а, длина другого – b, длина гипотенузы – c.
а) Чему равняется сумма квадратов длин катетов?
б) Чему равняется квадрат длины гипотенузы?
в) Читать теорему и ответить на вопрос: что больше – сумма квадратов катетов или квадрат гипотенузы?
17. В прямоугольном треугольнике длина одного катета равна 6, а другого 8.
а) Чему равняется сумма квадратов длин этих катетов?
б) Чему равняется квадрат длины гипотенузы?
в) Чему равна длина гипотенузы?
18. В прямоугольном треугольнике длина гипотенузы равна 5, а длина одного катета равна 3.
а) Чему равняется квадрат длины другого катета?
б) Чему равна длина другого катета?
Разным ученикам даются на изучение разные по темам карточки. Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя.
Для изучения другой карточки ученик работает с тем учеником, который уже освоил эту карточку. В этом случае второй ученик играет роль проверяющего учителя. Потом второй ученик изучает свою новую карточку (одну из тех, которая усвоена первым) с помощью первого ученика. В этом случае первый играет роль проверяющего учителя.
После этого данная пара расходится. Каждый из напарников ищет нового товарища для изучения новых тем. И так далее, пока каждый ученик не изучит все карточки.
Для координации такой работы удобно составить таблицу следующим образом.
КАРТОЧКИ
Т 1
Т2
Т3
Т4
Ученик 1
+
.
+
Ученик 2
.
+
Ученик 3
.
+
+
Ученик 4
+
.
+
Здесь знаком ''плюс'' отмечаются усвоенные карточки, а знак ''.'' означает, что ученик работает над данной карточкой.
Методика взаимотренажа – используется для организации повторения, закрепления и тренировки.
Для работы используются задания на карточках, снабженных ответами. Ученики в паре имеют разные карточки. Первый ученик диктует второму задания из своей карточки, второй ученик отвечает на вопрос задания.
Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то первый ученик диктует следующее задание, если же ответ неправильный, то первый ученик предлагает товарищу еще раз ответить на вопрос. Если товарищ опять ошибается, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему заданию своей карточки.
Когда первый ученик продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями.
В паре задания можно диктовать по очереди.
Использование этой методики КСО позволяет вовлекать всех учащихся в постоянную работу, заставляет учащихся при работе в паре сменного состава быть внимательным, сосредоточенным, вникать в суть дела.
Есть постоянная необходимость слушать, говорить, передавать знания, получать знания. Учащиеся учатся доступно излагать материал напарнику, что возможно только при наличии знаний, т.е. возникает потребность постоянно учиться. Для этого необходимо управлять собой и напарником, уметь себя оценивать и контролировать.
Методика взаимообмена заданиями (ВОЗ)
Эта методика предназначена для обучения решениям стандартных типовых задач.
Что представляет собой задание? Это однотипные задания – задачи, упражнения или вопросы. Каждое задание имеет свой номер. Удобно нумеровать их буквами и цифрами. Буквы – для обозначения разделов, цифры – для обозначения номера задания в данном разделе.
Целесообразно задания оформлять на специальных карточках.
Например: тема ''Решение неравенств''.
Условно обозначим первое задание РН1.
Решить неравенства:
а)
б)
Задание РН2:
Решить неравенства:
а) х2 + х – 2 > x
б) x2 + 5x + 4 > x+2
Основной прием работы:
К примеру: Иванов знает решение заданий карточки РН1, Петров знает все решения карточки РН2. Тогда они могут в паре обменяться заданиями.
Делается это следующим образом: Иванов учит Петрова, как решать задание ''а ''из своей карточки. Сам Петрову подробно решает в его тетради (специальной для ВОЗ) это задание ''а'', по ходу дает при необходимости теоретическую консультацию, отвечает на все вопросы Петрова. Затем аналогично Петров учит Иванова решать свое задание ''а''. Далее Иванов и Петров самостоятельно решают задание ''б'' из карточек напарников. Затем они проверяют друг у друга правильность решения заданий, и пара распадается.
Аналогичную работу можно организовать и в сводном отряде.
а) По какой-то определенной теме, к примеру, ''решение неравенств'' (РН): РН1, РН2, РН3, РН4, РН5, РН6
б) Для координации работы составляется таблица учета:
Фамилии
РН1
РН2
РН3
РН4
РН5
РН6
Петров
Иванов
Озеров
Степанов
Попов
Кузнецов
в) Все шесть заданий распределяются между учениками и в табло против фамилии появляется ''.'' (точка).
г) Далее идет
1. ''Запуск'' – его делает учитель или подготовленный старшеклассник.
2. Учитель индивидуально каждому объясняет решение задания ''а'' карточки, дает ему теоретическую консультацию, отвечает на его вопросы, записывая при этом решение задачи прямо в тетрадь ученика.
3. Затем задание ''б'' ученик решает самостоятельно.
4. Затем проверяет правильность решения у учителя.
5.После этого табло учета против этого задания вместо ''.'' ставится ''+''.
6. ''Запуск'' считается законченным, если каждое задание выполнено в сводном отряде хотя бы одним учеником (т.е. против каждой фамилии должен стоят ''+'').
д) Затем в этом сводном отряде идет работа в парах сменного состава так, сто каждый ученик должен встретиться с каждым, организуя работу, как отмечено в пункте 3 ''основной прием работы''.
е) И в итоге против каждой фамилии табло должны появиться все плюсы. Ведет табло командир сводного отряда.
Эту методику можно одновременно ''запускать'' во всем классе, деля его на несколько сводных отрядов.
а) Каждый сводный отряд работает по разделу, своей теме, которые не зависят друг от друга.
б) ''Запускает'' каждого ученика учитель или старшеклассник, подготовленный учителем.
в) Далее из освободившихся учеников, т.е. кто, выполнил все задания своих разделов, в своем отряде образуется новая пара или сводный отряд, который выполняют задания очередного раздела. Таким образом, сводные отряды регулярно переформируются.
г) Для координации работы всех групп составляется общая, наглядная для всех учащихся класса, таблица учета, которая систематически заполняется с учетом таблиц учета в сводных отрядах и из нее видно кто, где и с кем занимается и как двигаться дальше тому или другому ученику.
Но если одновременно делать запуск по методике ВОЗ необходимо структурировать изучаемую программу, поделив ее на разделы так, чтобы можно было составить задания для каждого раздела с соблюдением следующих моментов:
а) В каждом разделе количество заданий от 6 до 10.
б) Разные задания из одного раздела состоят из задач разных типов.
в) Каждое задание одного раздела можно выполнять независимо от остальных заданий этого раздела.
г) Далее необходимо установить логическую зависимость между разделами и определить возможные варианты последовательности изучения тем, т.е. ''маршрутность'' изучения тем.
Если хотим сделать запуск какого-то сводного варианта
а) Остальным учащимся класса можно дать задание по повторению пройденного или по тренажу, к примеру, по методику взаимотренажа (ВТ).
б) Об этом сводном отряде, пока ими занимается учитель, пусть думают по своим карточкам, разбираются с теорией, или работают с ''карточкой-подсказкой'' и т.д. А лучше к запуску привлечь коллег, старшеклассников, тогда и дальнейшая работа будет облегчена.
Ну а в дальнейшем, когда сводный отряд выполнил все задания раздела А, а другой – все задания раздела Б, тогда они могут сделать ''запуск'' друг другу.
Методика ВОЗ дает возможность обучаться, работать самостоятельно, идет индивидуальный подход к учащимся.
Методика поабзацной проработки текста (А.Г. Ривин).
Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.
Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически, каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе 9 – 11. Поэтому, если в классе 30 – 40 учеников, то, следовательно, 3 – 4 одновременно ''ведут'', ''специализируются'' по одной и той же теме. Объем статей для изучения должен быть не меньше одной страницы.
С самого начала перед каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы. Суть этой методики заключается в том, что каждый ученик получают свою особую тему и прорабатывает ее не в одиночку и не в пар с каким-то одним учеником, а постепенно, работая по очереди то с одним, то с другим, то с третьим одноклассником. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя.
Алгоритм работы в сменной паре:
1) Получите карточку и поставьте точку в листок учета.
2) Выполните задание первой части карточки (самостоятельно, с консультацией, с помощью ассистента или в группе). Научитесь объяснять это задание. Убедитесь, что вы можете записать его в тетрадь партнера.
3) Выполните задание второй части карточки. В листе учета замените точку на крестик.
4) Найдите партнера в своей малой группе.
5) Сядьте рядом. Объясните партнеру задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради. Ответьте на его вопросы и задайте свои контрольные вопросы.
6) Выслушайте объяснения партнера по первой части его карточки. Проверьте, как партнер сделал записи в вашу тетрадь.
7) Обменяйтесь вариантами и выполните каждый второе задание принятой карточки.
8) Сверьте вторые задания. Если задания выполнены одинаково, то поблагодарите друг друга и ищите нового партнера в своей малой группе. В листе учета обведите крестик кружочком против той карточки, которую вы передали партнеру.
9) Если задания выполнены неодинаково, то проверьте их друг у друга, найдите ошибку и исправьте ее.
10) Найдите нового партнера и работайте, как описано, начиная с пункта 4.
Одним из преимуществ КСО является освобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.
Литература:
В.К. Дьяченко ''Сотрудничество в обучении'' – М., Прос-вещение. 1991 год.
Брейтерман М. ''Оргдиалог Александра Ривина'', журнал ''Частная школа'' – 1995 год, № 6.
В.К. Дьяченко ''Обучение по способностям'', журнал ''Народной образование'' – 1994 год, № 2.
Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников под ред. И.В. Первина, М. ''Педагогика'', 1985 год.
М. Мкртчян ''Коллективный способ обучения'', //Математика в школе – 1990 год, № 6.
Лийметс Х.И. ''Групповая работа на уроке. – М.: Знание, 1975 год.
Мамигонова Т.А. ''Дидактическая основа технологии интенсивного обучения / под ред. Т.И. Шамовой – 1993 год.
В.К. Дьяченко '' Сотрудничество в обучении.'' – М.: Просвещение, 1991 год.
13PAGE 15
13PAGE 14215
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
Root Entry