Предмет: русский язык Тема урока: Слова, которые отвечают на вопрос «Кто» и «Что»
Автор: Сергеева Людмила Григорьевна
Предмет: русский язык
Класс: 1
Тема урока: Слова, которые отвечают на вопрос «Кто» и «Что»
Тип урока: ОНЗ
Тема:
Слова, которые отвечают на вопрос «Кто?», «Что?»
Цель: формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто», «Что»
Познавательные
УУД:
развитие познавательного интереса в исследовании русского языка, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации.
Личностные УУД:
проявление познавательной инициативы в оказании помощи учащимся, формирование личностного смысла.
Предметные УУД:
развитие умения ставить вопросы «кто?», «что?» к словам, обозначающим предметы, различать слова – названия одушевленных и неодушевленных предметов; закреплять умения в правописании имен собственных с заглавной буквы в именах, фамилиях, отчествах людей; чтение загадок и сочинение стихотворений по рифме.
Форма работы
Фронтальная работа, работа в группах, работа с интерактивными средствами обучения.
Материально-техническая база
Учебник русского языка; проектор, презентация к уроку, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки с заданиями), рисунок «Дерево успеха».
Конспект урока
Технология проведения
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
(слайды)
Оргмомент
1мин.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: доброе утро!
Доброе утро солнце и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Приветствуют
2.
Актуализация знаний и фиксирование проблемы, постановка целей урока
2.1
Мотивация
2мин.
- Ребята, вы любите мультфильмы? Ну, тогда всё в порядке, т.к. к нам сегодня на урок пришли герои любимого мультфильма «Маша и медведь». Дело в том, что Маша также как и вы пошла в 1 класс. Сегодня на уроке поможем Маше изучать такую сложную науку, как «русский язык».
Давайте вспомним, что знаем о предложении.
У некоторых из вас на парте лежат конверты №1,№2,№3, в них задание с вопросами. Ученик читает задание , а вы отвечаете на поставленный вопрос.
-Молодцы!
-Назовите любые слова, которые наиболее приятны или важны для вас.
-Каждое слово что-либо означает, поэтому обращаться со словом надо аккуратно и бережно!
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно, сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
-Маша многому научилась на уроке. А Мишка, опять ей даёт новое задание.
Ответы учеников
Конверт №1
Чем является предложение?
-Предложение является частью текста.
Конверт №2
Что выражает предложение?
-Предложение выражает законченную мысль.
Конверт № 3
Из чего состоит предложение?
-Предложение состоит из слов.
-Мама, Родина, семья, школа, друзья
Слайд № 1
на партах лежат конверты №1,№2,№3
слайд №2,3, 4
Слайд № 5
2.2
Чистописание
3мин.
Написать красиво каллиграфическим подчерком заглавную и строчную буквы Аа
Анна Андреевна Алмазова
-Почему все слова написаны с заглавной
буквы?
Правильно. Молодцы! На доске две группы слов и Маша не может понять какая из них является предложением. Давайте ей поможем. Докажите.
-Эти слова обозначают имя, отчество и
фамилию.
1.Маша, в, идёт, школу
2.Маша идёт в школу.
-Вторая группа слов является предложением,
т.к выражает законченную мысль.
-
Слайд№6
2.3 Физминутка для глаз 1мин..
Выполняют физминутку
Слайд № 7
3.Совместное открытие знаний
15мин.
Слова: корова, пенал, собака, книга, кошка, тетрадь, ручка, коза, петух.
-На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам?
-Молодцы!
-Как же определить какой вопрос нужно ставить к предметам?
-Я думаю вы догадались, какова тема урока?
-С темой мы определились.
-что мы должны узнать на уроке?
Правильно.
Пока мы свами работали, Мишка для Маши приготовил интересные загадки. Давайте поможем ей их разгадать.
-Ребята, Маша разделила все отгадки на две группы.
Посмотрите, верно ли она выполнила задание?
-Хорошо .А какой вопрос поставить к каждому столбику слов она затрудняется .
А, вы?
-Как можно назвать слова первой группы одним словом?
-Можно ли слова второй группы назвать одним словом?
-Почему?
-Чем интересно это слово?
-Как называются такие слова?
-Молодцы! Справились и с этим заданием.
-Домашние животные и школьные принадлежности и слова, отвечающие на вопросы (кто?) и (что?)
-Да. Тема урока - это слова,
которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?»
-Мы должны
научиться подбирать вопросы к названиям предметов.
-Разгадывают.
1.Белка, ёжик, лягушка.
2.Морковь, капуста, замок.
Верно.
-К первому столбику вопрос «кто?», потому что в нем все названия предметов одушевленные
-Ко второму столбику слов вопрос «что?», потому что в нем все названия предметов неодушевленные
-Животные.
-Нет.
-Потому что есть лишнее слово «замок»
-Оно имеет не одно значение.
-Такие слова называются многозначные.
Слайд № 8
Слайд № 9
Интерактивные загадки
Рыжая, пушистаяНа ёлочке живёт.Крепкими зубкамиОрешки грызёт.
Не боится волкаМаленькая кроха.Острые иголкиЗащитят надолго..
Сидит девица в темнице -Коса на улице.
Скачет по болотуЗелёная квакушка.Зелёненькие ножки,Зовут её ...
Сто одёжек -Все без застёжек.
Не лает, не кусает, и в дом не пускает.
Слайд № 10
Физминутка
1мин.
Мы с вами хорошо потрудились, пора и отдохнуть. Давайте поиграем в игру, которая называется «Живой-неживой». Я вам буду кидать мяч и называть слова, которые отвечают на вопрос «кто?», вы должны заменить одну согласную букву и называть слово , которое будет отвечать на вопрос «что?».
Тогда начинаем!
(лиса, кот, коза, рак, цапля, щука, зверь)
Молодцы! Хорошо справились с заданием и немного отдохнули.
Предполагаемые ответы:
липа, рот, коса, мак, капля, мука, дверь.
Мяч у учителя
Самостоятельная работа
4мин.
Маше очень понравилась играть вместе с вами. Но её и нас ждёт следующее испытание.
Я сейчас раздам карточки с текстом.
- Вам нужно вставить в каждое предложение нужное слово. Слова для справок записаны внизу текста.
Приступайте к работе.
А теперь оцените свою работу.
Если справились без ошибок-закрасьте красный кружок, если есть ошибки – зелёный.
Молодцы.
Самостоятельная работа
Весна
Наступила (что?) . Ярко светит
( что?) . . Бегут говорливые (что?) . . (Кто?) .. пускают кораблики. Летят перелётные (кто?) .. . Все рады приходу весны.
Карточка с заданием
Слайд № 11.
Проверка.
Весна
Наступила (что?) весна. Ярко светит
( что?) солнце . Бегут говорливые (что?) ручьи. (Кто?) Дети пускают кораблики. Летят перелётные (кто?) птицы. Все рады приходу весны.
Работа с рифмой
3мин.
Пока вы работали с текстом, Мишка для Маши придумал новое трудное задание, но очень интересное. Но прежде чем начнете его выполнять, давайте вспомним, что такое рифма?
Верно.
-Вам нужно составить небольшие стихотворения по предложенной рифме.
-Один из группы должен выйти и защитить свой проект.
Учащиеся делятся на группы.
-Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
Работают в группах.
На столах листы со словами.
Вспоминают правила работы в группах.
Защита проектов
2мин.
-Молодцы! Каждая группа очень хорошо потрудилась .
Нам досталась рифма : далеко молоко.
Мы сочинили стихотворение:
Пасут коровок далеко
Они дают нам молоко.
Вторая группа
-Нам досталась рифма: ночка дочка.
Мы сочинили такое стихотворение:
Наступила ночка.
Спать ложится дочка.
Третья группа
-Нам досталась рифма: ручки тучке.
Мы сочинили стихотворение:
Размахну я ручки,
Улечу я к тучке.
Четвертая группа
-Нам досталась рифма: щенок ветерок.
Мы сочинили стихотворение:
По двору бежит щенок,
А за ним и ветерок.
4. Итог.
2мин.
Наш урок подошел к концу и я предлагаю вам продолжить предложения.
-Я понял, как правильно ставить вопросы к названиям предметов.
Я легко справился со всеми заданиями.
Мне было трудно сочинять стихотворения.
Самое интересное для меня было все.
Слайд № 11
Я понял...
Я легко справился
Мне было трудно
Самое интересное для меня было
5.Рефлексия
1мин.
Давайте оценим свою работу на нашем «Дереве успеха».
Посмотрите, как оно подросло, мы знаем, что наше дерево растет от знаний, которые мы получили на уроке. У вас на столах кружки красного, зеленого и синего цветов.
Кто из вас все хорошо усвоил на уроке,
прикрепите красный кружок к «Дереву успеха»,
А те кому было не совсем понятно прикрепите зеленый кружочек , ну и кому совсем трудно - синий.
Крепят кружки к «Дереву успеха»
Рисунок
«Дерева успеха»
15