Программа элективного курса по истории древнего мира Культура Древнего мира (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск Лицей №7
Рассмотрено и рекомендовано Утверждено Приказом № ____
для утверждения на заседании от ____________
методического совета Директор МБОУ Лицей № 7
МБОУ Лицей № 7 от _________ Даньшин Д.А
Протокол №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ИСТОРИИ
«КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА»
5 Г (гуманитарный ) КЛАСС
(соответствует ФГОС)
Разработала
Учитель истории
первой категории
Таранова Е.А.
г. Саяногорск, 2015 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по истории на уровне основного общего образования образования разработана на основе:
Фундаментального ядра содержания основного общего образования
Примерной основной образовательной программы основного общего образования принятой 8.04.2015 г.
Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Учебного плана МБОУ Лицей № 7
Программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию деятельности обучающихся 5 класса на уроке истории и направлена на формирование общей культуры, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей. Программа реализуется в МБОУ Лицей № 7, имеющего государственную аккредитацию и создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Программа по истории направлена на удовлетворение потребности:
-учащихся - в развитии познавательных и творческих возможностей личности;
-общества и государства - в развитии личности, способной к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.
Цели курса:
Личностные:
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
- воспитание уважения к истории и традициям народов
Метапредметные:
- развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
-овладение основами проектной деятельности
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Предметные:
- формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания;
- умение работать с различными источниками исторической информации;
Задачи:
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий:
- принимать и сохранять учебную задачу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
-контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий:
- формирование умений работать в группе
- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий:
-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
-развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Элективный курс «культура Древнего мира» изучается в 5 Г классе ( гуманитарном). Программа рассчитана на год обучения, предполагает изучение курса в течение 31 часа , из расчета 1 учебный час в неделю. Предусмотрены 3 часа резерва для обобщения и углубления отдельных тем.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к предмету. А этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” обозначает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В - третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. Изучение элективного курса «Культура Древнего мира» с использованием метода проектов, исторических задач, даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников.
4. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:
(ЛР21) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
(ЛР2) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам
(ЛР3) уважение к народам мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
(ЛР4) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
(ЛР5) формирование готовности к выбору профильного образования.
Предметные результаты:
(ПР1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества
(ПР2) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
(ПР3) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
(ПР4) объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
(ПР5) давать оценку наиболее значительным событиям и личностям.
(Пр6) проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках
(ПР7) анализировать информацию из исторических источников текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи;
(ПР8) систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
(ПР9) формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
(ПР10) использовать историческую карту как источник информации;
(ПР11) описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
Метапредметные результаты:
(МР1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; (МР2) формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
(МР3) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
(МР4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
(МР5) формирование умений работать в группе
(МР6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(МР7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
(МР8) для приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
(МР9) создание условий для практического освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
(МР10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
(МР11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
(МР12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
(МР13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
(МР14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
(МР15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
(МР16) формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
(МР17 формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
(МР18) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
(МР19) формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
(МР20) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение,
(МР21) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
(МР22) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
5. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Вводное занятие. Знакомство с курсом. Понятие культура.
Открытия и изобретения древнейших людей
Как первобытные люди рисовали на скалах? Первобытная живопись. Первые дома и храмы.
Загадки Древнего Востока
Загадки египетских пирамид. Существует ли проклятье фараонов? Мифы Древнего Египта. Египетский храм. Рельефы и росписи. Скульптура Древнего Египта.
Письмена на глиняных табличках. Город и зиккурат.
О чём рассказывает книга книг? Дискуссия: Можно ли считать Библию историческим источником? Оформление и презентация творческого проекта
Культура Ассирийской державы.
Портрет жителя Древней Индии (по мифологии, верованиям и другим историческим источникам). Храмы Древней Индии. Китайский дом, дворец, храм.
Древняя Греция
Мифы Древней Греции. Мифы о Зевсе. Мифы об олимпийских богах. Сказания о греческих героях. Геракл и его подвиги. Миф о Тантале. Миф об аргонавтах. Остров лабиринтов- Крит. Храмы Древней Греции. Афинский Акрополь. Скульптура Древней Греции. Керамика Древней Греции. В древнегреческом театре. Изучение истории древнегреческого театра. Афинская школа.
Древний Рим
Архитектура и скульптура Древнего Рима. Мифы Древнего Рима. Литература, театр, религия. Римская школа.
6. Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности
№ Тема часы Основные понятия Планируемые результаты Вид контроля (форма контроля)
предметные Метапредметныеличностные
1 Введение 1 Культура,
ПР- 1 МР-4,6 ЛР-5 собеседование
2 Открытия и изобретения древнейших людей 2 Первобытное общество, наскальный рисунок, храм ПР-1,2,3,4,6,8 МР-1-9,11.13,15,18, 21,22 ЛР-2,3,5,6 собеседование
3 Загадки Древнего Востока 13 Фараон, клинопись, зиккурат ПР-1,2,3,4,5,6,7,8 МР-1-9,11.13,15,18, 21,22 ЛР-2,3,5,6 тест
4 Древняя Греция 9 демократия ПР-1,2,3, 6,7,8 МР-1-9,11.13,14,15, 16, 17,18, 21,22 ЛР-2,3,5,6 Решение исторических задач
5 Древний Рим 6 Право,законПР-1,2,3, 6,7,8 МР-1-9, 10,1213,15,17,18, 21,22 ЛР-2,3,5,6 Защита проекта
Резерв 3 7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Выпускник научится:
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: А) положения основных групп населения в древневосточных обществах Б) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
8.ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В рамках курса обучающиеся выполняют проекты по изучаемым темам, решают исторические задачи, тесты.
Исследовательский+ творческий проект- Пишем учебник сами
Оценивание теста.
90%-100% -«5»;
70%-89% -«4»;
50%-69% -«3»;
49% и менее - «2».
Оценивание творческой работы (проекта) Оценка «5» ставится, если содержание работы полностью соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют, содержание изложенного последовательно, работа отличается богатством словаря, достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.
Оценка «4» ставится, если содержание работы в основном соответствует теме, имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы, оформление работы неаккуратное, нарушены правила библиографического и иллюстративного оформления.
Оценка «2» ставится, если работа не соответствует теме, допущено много фактических ошибок, нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними, беден словарь, нарушено стилевое единство текста. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы.
Критерии для оценивания устного ответа
Оценка «5» ставится, если ученик: 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя. Оценка «4» ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка «3» ставится, если ученик: 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно. 2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении. 4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки. Оценка «2» ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 5. Полностью не усвоил материал.
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия для учителя:
Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДО, 2005.
Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.
3.Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.
Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история. М.: «Первое сентября» 200о
Уколова И.Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколова.-М.: Росмэн, 2005.
М.А. Гузик «В поисках золотого руна» М.: «Просвещение» 1994
Дополнительная литература для учителя:
Евтухов И.О. Материалы по истории Древнего мира и Средних веков: справ. пособиеИ.О. Евтухов, В.А. Федоскин, А. А. Прохоров. - М. : Книжный дом, 2004.
Девятайкина Н.И. Мифология: книга для чтения по истории и мировой художественной культуре: в 2 ч. / Н.И. Девятайкина, Е.В. Смыков, Л. Лукьянова. - М. : Центр гуманитарного образования, 2001.
Яновский О.А. Всемирная история: в 3 ч. / О. А. Яновский. - М.: Юнипресс, 2002.
Чернова М.П. Справочник учителя истории 5-11 классов / М.П. Чернова. - М. : Экза,2008.
1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А.Н. АлексашкинойМ.: АСТ, 1996.
К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа 1990
Дополнительная литература для учащихся:
1.Афонъкин С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2001
Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки: пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.
100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н.М. Ионина. - М. : Вече, 2007.
История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. Капица Т.М. - М.: Слово, 1996.
Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф.С. Капица В.А. Григшев, Е.П. Новикова. - М.: АСТ, 2010.
Энциклопедия для детей. Т 1 : Всемирная история / сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1999.
Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира: энциклопедия / З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.
Пономарёв М.В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. Пономарев С.В. Колпаков А.В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.
Учебно-методическое обеспечение:
История Древнего мира. Уроки Всеобщей истории Кирилла и Мефодия. СД.
Технические средства обучения.
Телевизор.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.