Конспект урока по окружающему миру на тему :Какие бывают растения
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ№6» Савина Надежда Фёдоровна .Краснодарский край, ст. Тбилисская.
Урок «открытия новых знаний» во втором классе
Тема: Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека.
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся умений реализации нового способа действия-умения устанавливать по схеме различия между группами растений.
Содержательная цель:
Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых понятий
Задачи урока:
выявить особенности растений по группам: деревья, кустарники и травы,
расширять словарный запас детей,
развивать кругозор, наблюдательность,
воспитывать эстетическое воздействие растений на человека.
Структура урока:
Этап мотивации.
Актуализация и пробное учебное действие.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Презентация к уроку.
Ход урока.
Проверка домашнего задания:
-Где в природе встречается вода?
-Какое значение имеет вода для растений, животных, человека?
-Как нужно охранять и беречь воду.
Мини – рассказы детей о красоте воды ( с коллажем картинок и фото)
1.Этап мотивации:
Выставка книг писателя М. Пришвина о природе.
- Читая книги этого писателя мы учимся быть наблюдательными. Произведения этого писателя учат нас любить природу и охранять её.
Презентация
- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:
Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём. (Лес)
Презентация
2. Актуализация и пробное учебное действие.
Актуализация.
- Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса природы.
( учитель вывешивает картину «Лес»)
-посмотрите и вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения растут в лесу?
3. Выявление места и причины затруднения.
- Наша задача - разделить все эти растения на группы
Какая группа будет самая первая?
- Чем деревья отличаются от остальных растений ? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви. Они более высокие) . Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте о каких деревьях идёт речь?
- Это дерево называют могучим, великаном. Его плодами любят лакомиться многие животные, а особенно дикие кабаны. (Дуб)
- Русская красавица в зелёной кофточке и в белом сарафане. ( Берёза)
-Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы.
( Рябина)
- Никто не пугает, а она дрожит. ( Осина)
Что же это за девица? Не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. ( Ель)
Презентация
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Чем ель отличается от других деревьев? ( У неё иголки вместо листьев)
Опорные слова листья иголки (хвоя)
Значит, на какие группы делят деревья? ( Лиственные и хвойные)
-Лиственные- это деревья, у которых листья в виде пластинки: берёза, осина, рябина, дуб.
-А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, кедр…
- А как мы назовём одним словом эти растения: смородина, сирень,. (Это кустарники)
Презентация
-Чем кустарники отличаются от деревьев?( У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тоненьких стволов) – Приведите свои примеры(шиповник, орешник, малина)
_ Опишите как выглядит трава. ( много листьев, низкая, тонкий мягкий стебелёк)
Презентация
Презентация
5. Реализация построенного проекта
Разбор схемы, появившейся в результате проделанной выше работы
Презентация
Физкультминутка (прослушивание птичьих голосов в лесу)
6. Первичное закрепление с проговариванием
Работа по учебнику – с. 54
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение задания на с.55 ( работа в группах)
8. Включение в систему знаний и повторение
Ответы на вопросы учебника с.57 (работа в паре)
1. Чем отличаются друг от друга деревья, кустарники и травы? 2. Чем отличаются друг от друга лиственные и хвойные растения?
Среди растений есть деревья, кустарники, травы. Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные.
Сделать вывод
.
Дополнительное чтение « Красота растений»с.56
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Презентация
Презентация
10. Задание для самоподготовки. Подготовить коллаж (кустарников, деревьев, травы – по выбору)
Учебник – с.54-57