Конспект интегрированной образовательной деятельности по экологическому образованию Тема «Защитим нашу Землю»
Детский сад «Березка» ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка
Конспект интегрированной образовательной деятельности
по экологическому образованию
Тема «Защитим нашу Землю»
В старшей группе
Разработала
Дмитриева Елена Вячеславовна,
Воспитатель СП – Детский сад «Березка»
ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка
г.о. САМАРА, 2016г.
Тема «Защитим нашу Землю»
Тип: Обощающий
Вид: Экологическое образование
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.
Задачи:
Оразовательные:
1. Расширять представления детей о планете Земля, об окружающей природе.
2. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
3. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
4. Систематизировать знания детей о способах защиты окружающей среды
5. Закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие.
6. Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Формировать умение различать вопросы« сколько», « какой», « который» и правильно отвечать на них.
7. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений (вступление).
8. Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций, закреплять навыки аккуратного наклеивания.
9. Совершенствовать умение детей проводить несложные опыты, логически мыслить, делать выводы.
Речевые:
1. Формировать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
2. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части, развивать умение слышать и слушать произносимые слова.
3. Продолжать развивать умение отвечать на поставленные вопросы, делать выводы; развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.
Развивающие:
1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе, делать логические умозаключения.
2. Развивать наблюдательность, формировать потребность делиться своими впечатлениями.
3. Развивать познавательный интерес к окружающей среде.
4. Развивать творческое воображение, фантазию детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде, понимание ее значения в жизни человека, желание заботиться о ней.
2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
Предварительная работа
Подготовка воспитателя:
Составила конспект, подобрала наглядный и дидактический с материал, подготовила аудиозапись П.И. Чайковского «Шум ветра», «Подснежник», подготовила презентацию для игры «Четвертый лишний», оборудование для опытов.
Подготовка детей: предварительная беседа по теме занятия, беседы о правилах поведения в природе, о воздухе (значение воздуха, причины загрязнения воздуха, пути очищения), о воде (значение воды, причины загрязнения, пути очищения воды), о живой природе (правила поведения в природе)
Материалы и оборудование:
Глобус, письмо, картинки с изображением деревьев леса
( береза, осина, липа, дуб, клен, ель, сосна, рябина, ольха), звукозапись «Шум ветра», « Подснежник» П.И. Чайковский. компьютер, презентация игры « Четвертый лишний»(деревья), мяч; для опытов: стаканчики с водой, трубочки, целлофановый пакет, мыльные пузыри; магнитофон, медальоны для дидактические игры « Паутина жизни»( волк, заяц, пчела, цветок, дерево, вода ,воздух, птица, морковь, солнце); изображения цветов различных по цвету и величине, клубок, пособие «Цветик-семицветик», клей карандаш, салфетки, клеенки, изображения природных явлений, для рефлексии эмблемы цветы: василёк, мак.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая
Создание игровой ситуации, игра « Четвертый лишний», игра «Паутина жизни»
Познавательно-исследовательская
Опыты с воздухом, « Разложи цветы по порядку»
Музыкальная
Слушание П. Чайковского « Подснежник»
Изобразительная
Аппликация « Экологические знаки»
Коммуникативная
словесные игры « Скажи одним словом», « Раздели слова на слоги» , вопросы, ситуативные разговоры, игра « Если бы я был волшебником», беседа по результатам деятельности
Восприятие художественной литературы
Загадывание загадки о воде
Двигательная
Физ.минутка «Подснежник»
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые результаты
Ввод-ная часть
09.35-09.45
Обращает внимание на состояние погоды за окном: «Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро?»
«Да, сегодня солнечный и радостный день.
Доброе утро, всем, кто проснулся.
Доброе утро, кто улыбнулся.
Глазки откройте, на нас посмотрите,
Мы вас всех любим, и вы нас любите.
Доброе утро, Солнце!
Доброе утро, Небо!
Доброе утро, Земля!
Стук в дверь Воспитатель вносит глобус с прикрепленным письмом».
«Внимание! Жители планеты Земля вызывают службу спасения. Сообщаем: наша планета в опасности: отравлен воздух, вода, вырублены леса, уничтожены цветы, многие животные; мы обращаемся ко всем, кто нас слышит. Помогите нам расскажите о нашей беде всем. Может быть, тогда люди услышат нас. Очень надеемся на помощь! »
Воспитатель: «Вы хотите помочь Земле, спасти её от гибели? Превратить в зеленый рай, где щебечут птицы, журчит чистая вода?»
Предлагает детям помочь планете земля: «Тогда давайте докажем, что мы действительно являемся защитниками окружающей среды. Кто знает, кто такие защитники окружающей среды?
Кто знает, что такое окружающая среда?
Чтобы доказать, что мы настоящие защитники окружающей среды, необходимо много знать. Вот сейчас проверим, знаете ли вы всё.
Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. – Но, как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?
Давайте превратимся в облака.
В облака мы превратимся,
К лесу ближнему помчимся.
Чтоб увидеть с высоты
Деревья, травы и кусты»
Устанавливают взаимосвязь погоды и настроения.
Отвечают на вопросы: «Хорошее, веселое и радостное»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Наблюдают за действиями педагога,
Дети обнаруживают конверт.
Отвечают на вопросы: «Да, хотим помочь».
Эмоционально откликаются, отвечают на вопросы: «Это люди, которые стоят на защите нашей природы, охраняют окружающую среду.
Это всё то, что окружает людей на Земле, вода и горы, небо и земля, растения и города, фабрики и заводы. Это те места, где мы живем, отдыхаем, работаем».
На автобусе, пешком, на машине.
Дети закрывают глаза и «превращаются» в облака
Устанавливают взаимосвязь погоды и настроения
Развивается наблюдательность, формируется потребность делиться своими впечатлениями.
Формируется интерес к предстоящей НОД Вызвать эмоциональноположительный отклик на игровую ситуацию
Воспитывается бережное отношение и любовь к окружающей среде, желание заботиться о ней.
Основная часть
09.45-09.55
Предлагает присесть на стульчики и рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев: «Волшебный лес приготовил для нас испытание. Какие деревья вы знаете?
Как называется лес, в котором растут эти деревья?
Как можно назвать одним словом деревья: ель, пихта, сосна, кедр? И почему?
Ребята, а ещё какой бывает лес? Какие деревья растут в смешанном лесу. Посмотрите, как весело стало на земле с растениями»
1.Ели – ельник (еловый лес).
2.Дубы – дубрава (дубовый лес).
3.Сосны – сосняк (сосновый бор).
4.Осины – осинник (осиновая роща)
Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: «Рябина, береза, тополь, осина, клен, ольха.
Лиственный.
Хвойные, потому, что у них вместо листьев – хвоинки.
Смешанный.
Лиственные и хвойные»
Развивается умение устанавливать причинноследственные связи, существующие в природе.
закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие;
Игра «Четвертый лишний»
Группируют предметы методом исключения, по общим признакам
Тренируется внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивается логическое мышление. Формируется умение объединять предметы по общим признакам.
« Скажи, одним словом»
(игра с мячом )
«Я буду бросать мяч, и называть листья и плоды деревьев, а вы мне говорить, как это называется одним словом
лист березы - березовый
лист осины - осиновый
лист клена – кленовый
лист дуба – дубовый
лист липы - липовый
лист ольхи – ольховый
лист рябины - рябиновый
лист тополя - тополиный
шишка ели - еловая
шишка сосны – сосновая»
Под контролем воспитателя подбирают слова-признаки к словам – предметам.
Формируется умение образовывать прилагательные от существительных, закрепляются навыки словообразования
« Разложи цветы по порядку»,
«Какой по счету»
«Земле нравится, когда в лесу много цветов мы оказались с вами на цветочной полянке
Сколько красивых цветов на полянке! Давайте посчитаем их. (Дети считают.)
Все ли цветы одинаковые?
Правильно, они отличаются по цвету и по размеру. Какой по счёту слева оранжевый маленький цветок? Какой по счёту слева синий цветок? ...красный цветок? Давайте мы сейчас, их разложим в порядке возрастания».
Сравнивают цветы, называют отличительные признаки (величина, цвет), считают цветы слева направо и наоборот. Ответы детей.
Ответы детей.
Совершенствуются навыки счета в пределах10. Формируется умение различать вопросы
« Который», «Какой по счету» и правильно отвечать на них.
Физминутка « Подснежник» с музыкальным сопровождением П.И. Чайковский
Представьте, что вы маленькое семечко, и вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверенно. Раз мы поднимаемся, два мы раскрываемся, три - наши листики тянутся к ласковому солнышку. Наши бутончики распускаются. Мы красивые цветы. Мы улыбаемся солнышку. И вдруг подул холодный, порывистый ветер. Он волнует цветочное поле, раскачивает: вперед, назад, вправо, влево, но мы крепко держимся за землю. Никакой ветер не сможет погубить красивые цветы. Так добро побеждает зло! Молодцы! Вы были настоящими цветочками
Продолжим наше путешествие, здесь много еще интересного
Узнают и называют автора и название произведения.
Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив её руками.Выполняют движения в соответствии с характером музыки
Совершенствуется музыкальная память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений.Формируется умение представлять себя в роли объекта, использовать различные средства выразительности, соответствующие характеру музыки
«Раздели на слоги» (береза, тополь, ромашка, дуб, роза, туча, вода, солнце, сорока, ворона)
«Возьмите картинки и назовите что на ней изображено.
Слово нужно повторить
И на слоги разделить»
Делят слова на слоги
Формируется умение делить двусложные и трехсложные слова на части.
Звучит шум ветра.(аудиозапись)
«Что это?
Что такое ветер?
Для чего нужен воздух?
Давайте проверим, есть ли воздух на нашей планете?» - предлагает детям провести опыт с воздухом «Что в пакете?»
«Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его.
Каких размеров стал пакет? Что в пакете?
Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его»
Стакан с водой, трубочка. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
«Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Закройте пальчиками свои носики? Ну как можете вы долго не дышать? Чем мы дышим?
Значит наш невидимый друг воздух.
Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Давайте и мы мыльные пузыри попускаем.
Да, остался ещё воздух на Земле, но в нем много микробов. Почему иногда очень тяжело дышать на Земле, как вы думаете?
Без чего еще нельзя прожить на Земле?
Если руки наши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли -Жить нельзя нам без ...»
Ветер.
Это движение воздуха
Воздухом дышит наша Земля, как и все люди, живущие на Земле.
Принимают активное участие в проведении опыта.
Он пуст.
Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.
В нём нет воздуха.
слоги
Выходят пузырьки.
Высказывают свои предположения о необходимости воздуха для жизни, прогнозируют вывод: «Без воздуха нет жизни на земле»
Мыльные
Дети аргументируют результаты выполнения опытов
Воды
Формируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности, учатся делать выводы на основе проведенного опыта.
Игра « Хорошо - плохо»
«Дети, а когда вода – это хорошо?»
«Отлично справились с заданием. Послушаем ответы второй вопрос «Вода – это плохо. Почему?».
Рассуждают на заданную тему, высказывают собственные предположения.
Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, мыть машину стирать одежду. Водой закаляются. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Это хорошо!
Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть, , большие лужи после дождя. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.
Совершенствуется умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать логические умозаключения.
Игра « Паутина жизни»
Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру.
Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела (любой персонаж), берет клубок ниток.
Воспитатель: что нужно пчеле?
Ребенок (со значком "цветок"): цветок! Я нужен!
Ребенок -"Пчела" передает клубок ребенку-цветку. Конец нити остается у "Пчелы".
"Цветок"-ребенок: что нужно мне для жизни?
"Вода"- ребенок: я нужна, вода!
К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.
«Ниточки, которые соединили вас, существуют и в природе, только они невидимы. Эти ниточки неразрывно связывают одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Точнее "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина соединяющая каждого с каждым.
Ребята, потяните за свои ниточки. Крепки связи? "Цветок" отпусти свою ниточку. Что происходит?»
«Так может случиться, если погибнет, хотя бы один вид растений или животных.
Молодцы, ребята! Сматываем клубок ниток.
Рассуждают о необходимости таких факторов для жизнедеятельности.
Паутинка начинает рассыпаться.
Формируется понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.
Дидактическая игра
« Если бы я был волшебником»
Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение, передавая волшебную палочку или беря лепестки у цветика- семицветика.
1.Земля я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
2.Земля, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
3.Земля, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
4.Земля, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
5.Земля, Земля я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
6.Земля, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
7.Земля, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
8.Земля, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
10.Земля, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.
11.Земля, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.
Формируется умение решать проблемную ситуацию, активизируется творческая фантазия.
«Вот сколько чудесных встреч приготовил нам сказочный лес.
Что же нужно сделать, чтобы на нашей планете не произошло беды?»
«Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения на планете земля, которые мы тоже должны соблюдать. Нам необходимо научить всех – правильно вести в природе. Давайте защитники окружающей среды вспомним о правилах поведения в природе.
А сейчас мы сделаем с вами запрещающие экологические знаки, чтобы люди знали, что нельзя делать на планете земля. Давайте наклеим запрещающие знаки и развесим их на экологической тропе.
Посмотрите на эти экологические знаки: О чем нас предупреждают знаки?
Что они обозначают?
Беречь, охранять, защищать природу
ответы детей
Под контролем педагога выполняют работу по изготовлению экологических знаков
Формируется желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций. Закрепляются навыки аккуратного наклеивания.
Подведение итогов
Рефлексия
09.55-10.00
Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
Защитники окружающей среды, кому сегодня было очень интересно спасать нашу землю от загрязнений, возьмите в подарок – красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите синий василек.
Почему взяли красный мак?
А почему ты взял – синий василёк?
Мне сегодня очень приятно, что вы помогли нашей Земле – спасли её от гибели. И думаю, что в дальнейшем вы будете ежедневно защищать и беречь окружающий нас мир!
Спасибо вам за работу, ребята!
Выбирают картинки с изображением мака или василька
Формируется умение самостоятельно обобщать результаты своей работы, совершенствуются навыки самоконтроля.
15