Конспект вводного урока по литературе на тему Русская литература на рубеже 19-20 веков (11 класс)
Уроки 1,2.
Вводные уроки литературы в 11 классе.
Тема: Русская литература на рубеже19-20 веков. Обзор русской лит-ры 20 века. Модернизм и реализм.
Цели урока:
1.Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
2.Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
3.Дать представление о традиционной периодизации литературы XX века;
4.Осознать кризисность эпохи начала XX века и понять её причину;
5. Дать общее представление о литературных течениях начала XX века;
6.Воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.
Значение художественной литературы огромно потому, что
она действует одновременно и одинаково сильно на мысль и
чувство.
М.Горький.
Ход урока.
Оргмомент. Психологический настрой на урок.
Совместное формулирование темы и целей урока.(Русская литература на рубеже 19-20 веков.
Рассмотреть взаимосвязь литературы и общественно-политической мысли конца 19 - начала 20 веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние.
Познакомиться с тенденциями русской литературы конца 19 - начала 20 веков; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».) Слайд 1,2
Лекция учителя. (По ходу лекции беседа)
Историко-культурная ситуация.
Вступление к уроку. На рубеже веков Россия пережила перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризовался предельной напряжённостью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Слайд 3
Вопрос: Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале 20 века? Слайд 4
Слово учителя. Слайд 5
Для России это время ознаменовалось тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принёсших народу неисчислимые страдания.
Вопрос: Какой была внутриполитическая обстановка в стране?
Слово учителя. Слайд 6
Необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали 3 основные политические силы: защитники монархии, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции.
Выдвигались различные варианты программ перестройки: Слайд 7
-«сверху», средствами «самых исключительных законов», приводящих «к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин).
Средства переустройства «сверху»:
Манифест 17 октября 1905 года, учреждение Думы.
-«снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин).
Средства переустройства «снизу»:
Теоретическая подготовка революции и террор.
Слово учителя. Слайд 8
Рубеж 19 и 20 веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.
Вопрос: Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время? Слайд 8
Слово учителя. Слайд 9
Научные открытия в области естествознания:
-открытие рентгеновских лучей,
-определение массы электрона,
-исследование радиации,
-создание квантовой теории,
-теория относительности,
-изобретение беспроволочной связи.
Вывод: Слайд 10 Естествознание 19 века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
Научные открытия рубежа 19-20 веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поиску иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Слайд 11.Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании.
Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое – либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».
Слайд 12.В 1893 году Дмитрий Мережковский в работе « О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: « Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
Слайд 13. Л.Н.Толстой в 1905 году в работе «Конец века» отмечал:« Век и конец века на евангельском языке не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
Слайд 14. В книге Волынского «Книга великого гнева» ( 1904) :
«Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожение наших душ и умов и рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий»
Слайд 15. Вывод:
Философ Н.Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса:
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания интереса к мистике и оккультизмусоединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Слайд 16. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф.Ницше с его обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога( «Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Бога-человека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего – толкни».
Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство – это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа.
Слайд 17.
Философия на рубеже веков:
Марксистская (Развитие эстетики будет происходить с опорой лишь на «материалистическое понимание истории»).
Ф.Ницше и его теория о «воле и свободе» (« а нищих надо бы совсем уничтожить»;«укоры совести учат кусать других»;«падающего – толкни»).
Богоискательство (Перестроить формы гражданского быта и человеческого существования на основании обновления христианства. То есть попытка сформулировать универсальные законы, которые сдержат агрессивные силы человечества).
«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н.Бердяев).
.Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать способом установления мировой гармонии, способом постижения истины.
Примечание: Все три основных направления философии уходят от истинной веры – акт богоотступничества.
Русская литература на рубеже 19-20 веков.
Слово учителя. Слайды 18,19
Литература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г Н.А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции "Числа"). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т.е. XIX столетие он назвал отечественным "золотым веком", а последовавшие за ним "как бы стиснутые в три десятилетия явления" - "серебряным веком". Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение "серебряный век" относили и к русскому искусству в целом - к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия "культура рубежа веков". Однако в литературоведении термин "серебряный век" постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскимитечениями - символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и футуристической литературой.
Слайд 20. Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л.Н. Толстой и А.П. Чехов - их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы.Слайд 21. В это время создавали свои произведения В.Г. Короленко, В.В. Вересаев, М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л.Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис.
Новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на сотворчество, звали к диалогу.
Новый реализм ориентировался на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.
Слайд 22. В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. "Пролетарские поэты" привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Слайд 23. Понятие "серебряный век" связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. "новейший", "современный") подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику -роль прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. Модернизм охватил все сферы искусства.
Слайд 24. В эстетике модернизма отразился пафос "конца века", неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. "упадок"). Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество -Моя пустынная душа.Серебряный век не был "оборван" в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.Слайд 25. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями - реализмом и модернизмом- характерна для литературной жизни рубежа веков.
Но споры о роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
«Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное».
В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов. Литература понимается как форма агитации и пропаганды.
Слайд 26. Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны.
Слайд 28. Задание: Прослушайте стихотворение В.Брюсова «Мы» и сопоставьте время, в которое мы живём, с рубежом 19-20 веков.
В мире широком, в море шумящем
Мы-гребень встающей волны,
Странно и сладко жить настоящим,
Предчувствием песни полны.
Радуйтесь, братья, верным победам!
Смотрите на даль с вышины!
Нам чуждо сомненье, нам трепет неведом,-
Мы-гребень встающей воны.
- Вот результаты сопоставления:
1. Перестройка во всех областях жизни.
2. Борьба идей.
3. Многопартийность.
4. Путь реформ и насильственный путь(терроризм)
Промежуточная проверочная работа. Тест. Слайд 29.
1. какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже 19-20в. ?
2. Как повлияло развитие науки на умонастроения общества?
3. Дайте характеристику основных политических сил в России в н.20в.
4. Как вы понимаете высказывание Ф. Ницше: «Бог умер!»?
5. В чем суть богоискательства?
6. Кто ввел определение «Серебряный век»: Н.Бердяев, Н.Оцупа, А.Блок, В.Соловьев?
7.Назовите имена писателей-реалистов, работавших в н.20в.
8. Дайте определение понятия «Серебряный век».
9. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
10. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?
Слово учителя.
Итак, последнее десятилетие 19 века открывает в русской литературе новый этап. Радикально изменились буквально все стороны жизни России – экономика, политика, наука, культура, искусство. Н.Бердяев так сказал об этом времени: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности» Русская литература стала многослойной. Появились различные литературные направления. Перечислим их.
Основные направления литературы 19-20 веков.
Критический реализм.
Декаданс.
Модернизм: символизм, акмеизм, футуризм.
Социалистический реализм.
Рассмотрим их более подробно. Учащиеся по ходу урока составляют таблицу.
Литературное направление
Особенности литер. направления.
1. Критический реализм.
2.Декаданс (конец 19-начало 20 в.), в переводе с французского «упадок»
3.Модернизм ( от франц. «современный»).
А) Символизм (1870-1910г.)
Первое и самое крупное течение, возникшее в России.
Б) Акмеизм (возникло в начале 1910-х годов)
В) Футуризм (будущее)
4. Соц. реализм.
1.Правдивое, объективное отображение действительности в её историческом развитии.
2.Продолжение традиций русской литературы 19 века, критическое осмысление происходящего.
3.Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.
4. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.
1.Это определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости.
2.Настроение безнадёжности, неприятия действительности, стремление замкнуться в своих переживаниях.
1.В творчестве возобладало не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменить мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистике.
2.Основу его составляли 3 течения: символизм, акмеизм, футуризм.
1. Выражение идеи с помощью символов.
2. Метафоричность, «Поэзия намёков», иносказательность, культ впечатления.
3. Внутренний мир человека – показатель общего трагического мира, обречённого на гибель.
4. Существование в двух планах: реальном и мистическом.
5. Главная заслуга- создание новой философии культуры, выработка нового мировоззрения. Оно сделало искусство более личностным.
1.Это попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от стремления символистов познать непознаваемое.
2.Возврат слову его изначального, не символического смысла.
3. Главное значение – Художественное освоение многогранного и яркого земного мира.
1.Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие.
2. Создание «заумного языка», игра слов и букв.
3. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.
1.Правдивое, исторически-конкретное изображение действительности в её революционном развитии.
2. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.
3. Писатель-это выразитель идей социализма.
4. Герои-борцы за идею, труженики, честные, справедливые люди.
5. Итог урока. Слово учителя.
Вывод. Наша задача, задача читателя,-разобраться в духовной жизни ушедшего века. Духовная память народа должна пережить века и тысячелетия, чтобы воскресла духовная мощь России. Лучшие поэты эпохи редко замыкались в рамках определённого литературного течения. Поэтому реальная картина литературного процесса этого периода определяется творческими индивидуальностями писателей и поэтов, чем историей направлений и течений.
6. Домашнее задание.
1) Выучить основные положения лекции.
2) Мини-сочинение на одну из тем: «Рекомендую почитать», «Любимая книга современной прозы», «Меня потрясла книга» и др. ( по жел.)
3) Сообщения о жизни и творчестве И.А.Бунина, об особенностях лирики поэта, выраз.чт стихов.