Конспект урока по окружающему миру по теме Насекомые, птицы, рыбы, звери (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Тема: Насекомые, птицы, рыбы, звери.
Цели: обобщить и систематизировать знания детей о животных, основных признаках групп животных.
Коммуникативные УУД: способность взаимодействовать с товарищами в группе, в паре.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Познавательные УУД: проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные УУД: способность к самооценке, знание основных правил поведения на уроке.
Оборудование: мягкая игрушка Лунтик, картинки с животными, картинки животных, разрезанные на части, загадки, карточки с заданиями – 8 штук, кружочки по 3 штуки на каждого, презентация.
Ход урока.
Мотивационно-целевой этап.
Учитель: Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Ребята, улыбнитесь друг другу. Как тепло стало в нашем классе от ваших улыбок. Ребята, к нам на урок сегодня пришел необычный гость. Отгадайте, кто же это? Он прилетел к нам с Луны и пока не знает множества простых вещей, и не понимает, как устроен окружающий мир. Но он очень добрый и всем помогает. Кто же это?
Ученики: Лунтик.
Учитель. Конечно, Лунтик. Лунтик хочет многое узнать о жителях нашей планеты. А вот о ком он хочет узнать, вы поймете, отгадав загадки.
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
Кто на елке, на суку счет ведет: ку-ку, ку-ку. (Кукушка)
Драчун и забияка живет в воде, кости на спине-щука не проглотит. (Ёрш)
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
На поляне, возле елок, дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нём миллион. (Муравьи)
С ветки на ветку, быстрый как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. (Белка)
С ветки на тропинку. С травинки на травинку прыгает пружинка, зелененькая спинка. (Кузнечик)
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Учитель по ходу отгадывания вывешивает картинки – отгадки.
Ориентировочный этап.
Постановка темы.
Как мы называем их всех, одним словом? (Животные). О ком же хотел узнать Лунтик? Значит, о ком мы будем говорить на уроке?
На доску вывешивается слово :животные.
Лунтик хочет узнать, а чем же животные отличаются друг от друга?
У птиц – перья, у рыб – чешуя, у насекомых – 6 ног, у зверей – шерсть.Поисково-исследовательский этап
Работа в группах.
У каждой группы на столах картинки с животными.
А теперь, ребята, нужно выбрать из этих карточек:
1 группа-только насекомых, 2 группа – только птиц.
Учащиеся делают вывод: насекомые маленькие, у них туловище разделено на 3 части: голова, грудь, брюшко, 6 ног.
У птиц 2 ноги, тело покрыто перьями.
Откройте учебник, стр. 42. Прочитайте, правильно ли вы ответили?
Работа в паре.Вы знаете, вредные гусеницы разорвали любимую книжку Лунтика. Вам нужно собрать эти картинки.
Дети собирают картинки с животными, разрезанные на части.
Работа по вопросам:
1 пара. 1. Кто у вас получился? (Бабочка)
2. Бабочка какая? (Красивая, нежная, легкая, бархатная, легкокрылая)
3 Что она умеет делать? (Летает, порхает)
4. А давайте придумаем самое красивое предложение о бабочке.
5. Ккакой группе относится бабочка? (насекомые)
6. Можно ли ловить бабочек?
А сейчас нам Лиза прочитает своё сообщение о бабочке.
2 пара. 1. Кто у вас получился? (Дятел)
2. дятел какой? (трудолюбивый, красивый, работящий, пестрый)
3. Что умеет делать дятел? (стучать, долбить, летать)
Как в народе называют дятла? (лесной доктор)
5. К какой группе относится дятел?
Дятел ест с помощью длинного языка, который имеет на конце немного клея, так он подбирает насекомых, которые прячутся в коре дерева, живут недолго, умирают от сотрясения мозгаю.
Кирилл прочитает стихотворение о дятле.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клены, ели,
Чтоб росли и не болели.
3 пара.
1. Кто у вас получился? Щука.
2. Щука какая? Зубастая, злая, хищная, зелёная, речная. Что она умеет делать?
3. К какой группе относится щука? Почему? Как вы думаете, для чего щуке нужна зеленая чешуя с темными полосами и пятнами? ( Такая чешуя нужна для того, чтобы речные рыбы не заметили хищницу среди водорослей).
4 пара.1.Кто у вас получился (Медведь)
2. Медведь какой? (Неуклюжий, бурый, косолапый, большой).
3. Что умеет делать медведь? ( Ревет, ворует мед, зимой спит)
4. К какой группе относится медведь? (Звери)
Сообщение Маши «Медведи»
Физкульминутка.
Встаньте в круг. Поиграем в игру с мячиком «Насекомое, птица, рыбы, зверь».
Я бросаю вам мячик и называю группу животных, а вы бросаете мне мячик и называете животное, относящееся к этой группе.
Угадай по описанию
Серый, голодный, зубастый. (Волк)
Пушистая, рыженькая, хитрая. (Лиса)
Трусливый, ушастый, быстрый. (Заяц)
Полосатый, хищный, страшный. (Тигр)
Выберите лишнее животное.
Черный, длинноклювый, перелетный. (Грач)
Шустрая, желтогрудая, красивая. (Синица)
Красногрудый, чернокрылый, зимующий. (СнегирьГолосистый, важный, красивый. (Петух)
Практический этап
Самостоятельная работа с проверкой.
Возьмите со стола листочки. Соедините стрелками признаки животных.
Насекомые перья
Рыбы шерсть
Птицы чешуя
Звери 6 ног
Самопроверка по эталону. Самооценка
Рефлексивно-оценочный этап
Как вы думаете, ребята. Мы смогли помочь Лунтику? Скажите, а откуда мы можем узнать ещё больше о животных? (Энциклопедии, справочники, интернет) Понравился ли вам урок?
Самооценка. Если вам понравилось, как вы работали, поднимите зеленый круг, если у вас не получилось, поднимите желтый круг, если не получилось ничего, поднимите красный круг.
Наш друг Лунтик очень рад, что вы помогли ему и в благодарность он дарит вам подарки – закладки, девочкам с птицами, мальчикам – с собачками.
МБОУ Чем-Куюковская ООШ
Пояснительная записка
Класс: 1
Учитель: Моисеева Лариса Григорьевна
Предмет: Окружающий мир, 2 часа в неделю, 66 часов в год
Программа: «Планета знаний»
Учебник: Окружающий мир. Авторы:Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов
Тема урока: Насекомые, птицы, рыбы, звери
Тип урока: закрепление новых знаний
Основные методы:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися,);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации );
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
самостоятельный, практический, стимулирования, контроля-самоконтроля
метод критического мышления (синквейн)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Система контроля:
-самоконтроль
-взаимоконтроль
В 1 классе обучается 8 человек: 5 девочек и 3 мальчика. Паспортный возраст учащихся 7 лет. По национальности все удмурты.
До поступления в 1 класс все дети посещали детский сад.
Дети воспитываются в благополучных семьях. Условия жизни в семьях благоприятные, у детей есть свой рабочий уголок, соблюдается режим дня. Дети в классе спокойные, дружелюбные. Они с желанием приходят в школу, проявляют интерес к учебе. Уважительно относятся к взрослым и друг к другу. Трудных и конфликтных детей в классе нет.
На уроках они активны, любознательны. С удовольствием отвечают на вопросы учителя, стараются добросовестно выполнять все задания.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся.
Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Для того, чтобы заинтересовать и мотивировать деятельность учащихся, на урок приходит герой мультфильма Лунтик. Затем учащимся предлагается разгадать загадки.
Следующий этап –ориентировочный. Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, постановка темы и цели урока. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный.
Следующий этап урока - поисково-исследовательский. На данном этапе основные формы работы - групповая, парная, использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа. Из предложенных карточек классифицировали животных на группы.
В группах собирали целое из частей. Рассказывали о получившемся животном. Здесь использовался метод критического мышления (синквейн).
Сильные ученики подготовили сообщение о бабочках, медведях, прочитали стихотворение. На этом этапе шла работа над развитием речи учащихся, расширением словарного запаса, развитием логического мышления (выбрать лишнее животное)
На практическом этапе учащиеся выполнили самостоятельную работу на карточках. Сами проверили свои работы по эталону, оценили свою работу.
Завершающим этапом – рефлексивно-оценочнымбыло подведение итогов, самооценка, сюрпризный момент, который стимулирует интерес к предмету и мотивацию.
Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель.
Выбранные учителем формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.