Рефлективный отчет о внедрении новых подходов на уроках истории.


Рефлективный отчет о внедрении новых подходов в обучение
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы
внушить ненависть к тем, кто их преподает,
и ко всему преподаваемому»
(Жан- Жак Руссо)
В современном мире, общество диктует новые подходы в образовании и обучении, это связано с тем, что в 21 веке требуется молодое поколение, позитивное, креативно мыслящее, компетентное, способное реализовать в быстро меняющемся мире, применить на практике свои знания. Обучившись на курсах второго уровня, я приступила к внедрению на практике идей семи модулей, а именно новые подходы и инновационные технологии. В своей практике я уже применяла инновационные методы и технологии, но не было системы, последовательности в применении современных технологий.
Целью моей педагогической практики является -  внедрение инновационных  образовательных технологий  в учебный процесс, для  развития креативной, самодостаточной, рефлексирующей личности.
Для реализации своей цели, я понимала, что надо начинать со среднесрочного планирования, которое позволяет определить последовательность этапов работы, конкретизировать цели обучения для каждого урока, для достижения прогнозируемых результатов, обеспечивающих положительную динамику. Если раньше при постановке целей и задач к уроку, мы особо не задумывались, насколько они реализуемы, а подменяли наши задачи средствами достижения целей. Познакомившись и ориентируясь на технологию СМАРТ, я научилась ставить цели, определяя для себя, чего мне необходимо достичь конкретно на уроке, обращала внимание на их соизмеримость, определяла сроки их достижения, то есть ориентировала на результат. Конечно, возникают трудности при определении обучающих целей, особенно, когда материал по ГОСО огромен, и несколько параграфов объединены в один, например изучение темы становления независимости Республики Казахстан, где невозможно пропустить важные моменты, а темы по программе даются обобщенные, тем самым, сокращая материал, я нарушаю целостную картину исторического процесса. Но еще более масштабные проблемы у нас наблюдаются при изучении всемирной истории, когда учебники, по которым мы занимаемся, издавались при одной нагрузке, а сейчас по новому ГОСО, сокращены часы на изучение этих тем, что несомненно вызывает трудности при планировании и на практике.
  Применение модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», создание коллаборативной среды позволило создать доверительную атмосферу в классе, располагающую к организации обучения на уроке. Эмоциональный настрой, или разминки, такие, как «Австралийский дождь», «Дарю, тебе лайк», «Мне сегодня хорошо, потому что…», «Только я …», «Здравствуйте…» способствовали снятию напряжения у некоторых учащихся, поднятию настроения. Если в начале практики я пыталась проводить физминутки, для снятия некоторого эмоционального стресса, но из- за того, что в 6 классах более 30 учеников, ученики 9 классов стесняются проявлять себя в неформальной обстановке, некоторые классы не способны быстро переключаться от одной работы к другой, я вынуждена на данный момент приостановить, думаю, для этого надо научить учеников правильно распределять время в группе, на уроке, что в дальнейшем нам позволит уделить время для физминутки. Организация групповой работы, несомненно является одним из составляющих внедрения новых подходов. Конечно и при традиционной системе я применяла групповую форму работу, но она организовывалась неосмысленно, и группы играли роль конфедераций, собрались на время, выполнили, забыли. Реализуя новые подходы, я применяю различные формы формирования групп, такие, как, собираться по пазлам, находить свою пару «Жокей и лошадь», по цветам ромашки Блума, по цвету брелков, распределяться по лидерам. При работе в группе учащиеся плодотворно работают, если выполняют практическую работу: составляют тесты, вопросы к тексту, систематизируют даты, события, составляют логическую цепочку. Но если задания носят более теоретический характер, и их взаимообучение организуется, например по методу Джигсо, разделиться по определенным подтемам, но учащиеся не все одинаково усваивают материал, и не все способны донести друг другу. В своей практике для меня самый сложный вопрос - это организация взаимообучения учащихся на уроке, потому, что после нескольких уроков я поняла, что моя групповая работа превращается в некую игру, и что очень удобно ученикам, они проговорили в группе, где не всегда наблюдается осмысление, поэтому, я более склоняюсь к организации парной работы, по маршрутному листу, и обсуждению в группе, для вырабатывания общей позиции. В 6-х классах часто применяю ЗХУ, инсерт, или чтение с остановками или пометками, особенно в 6 «д» классе, классе со слабыми способностями к усвоению материала. Хочу отметить, что для меня и моих учеников, тяжело дается распределение ролей в группе, если со спикером все понятно, лидеры, консультанты, выступают единым фронтом, но наблюдатели, как они могут одновременно участвовать в обсуждении задания, наблюдать за членами группы, и фиксировать вклад каждого члена группы. Поэтому иногда наблюдаю такую картину, что наблюдатели частенько сами себя освобождают от изучения новой темы, и выступают только в роли наблюдателей, что естественно им нравится.
Я уже затрагивала методы и приемы по модулю «Критическое мышление», приводя в пример некоторые стратегии, которые я использую на уроках. Несомненно, этот модуль является центральным во внедрении инновационных подходов и технологий, так как именно на стратегии критического мышления делается основная ставка, так как они дают учащимся возможность анализировать информацию, ставить новые вопросы, разрабатывать разнообразные идеи, аргументировать свою точку зрения, принимать неординарные продуманные решения. Уроки по данному модулю включают следующие этапы: вызов, осмысление, рефлексия. На этапе вызова часто использовала мозговой штурм, способствующий активизации мыслительной деятельности учащихся, ориентированной на решение проблемных вопросов. Просмотр видеороликов, видеоресурсов ЦОР на стадии вызова вводит учащихся в основное содержание темы, позволяет ориентировать учащихся на дальнейшую работу, вызвать интерес. Задания для основной части урока на каждый урок тщательно продумывала, используя приемы критического мышления, включила активные формы работы - Мини-дебатирование, «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», Составление таблицы «+, - », «Фишбоун», «Исследовательский фартук», «Бортовой журнал», «Логическая цепочка», «Диаграмма Венна», «6 шляп мышления», работа, через выполнение которых, учащиеся вступали в сотрудничество друг с другом. Эти задания отличаются от прежних тем, что они формируют новый стиль мышления, креативнось, мобильность, развивают критическое мышление, стимулируют творческую и поисковую деятельность, самоорганизуют, и легко соотносятся с идеями программы семи модулей. Рефлексия- это этап урока, на котором подводится итог не только изученному на уроке, но и деятельности каждого ученика на этом уроке, то есть итог может подводить сам ученик, оглядываясь назад. Например: «Займи позицию», «Неоконченное предложение», «Мишень», «Две звезды, одно пожелание», «Синквейн», «Чемодан, мясорубка, корзина». Не могу сказать, что на этапе осмысления у меня нет барьеров, иногда я чувствую, что нет осмысления учащимися, что вызывает во мне большую тревогу, но я стараюсь, через вопросы высокого порядка, устранять такой пробел, хотя возможно, я не всех учащихся способна охватить. Для вовлечения всех учащихся в учебный процесс и для результативности, внесла различные виды оценивания (формативное, суммативное, делая упор на взаимооценивание и самооценивание). Формативное оценивание, способствующее улучшению результатов обучения, реализую через взаимооценивание в группе, «Я дарю звезду…». Оценивание в группе, все еще оставляет желать лучшего, ученики завышают себе и одноклассникам оценки, хотя вместе с ними мы разработали критерии, но все равно учащиеся испытывают давление группы, но иногда, они снижают оценки некоторым учащимся, работой которых не удовлетворены. Я активно использую ИКТ, в чем большую поддержку оказывает Центральный Образовательный Ресурс, созданный Центром информатизации, видеоресурсы, дополнительный материал, позволяющие расширить видение и понимание материала, сделать урок интересным, дает возможность в самостоятельном получении знаний. Так же все уроки сопровождали электронные презентации, которые помогли мне в преподавании, позволили мне облегчить объяснение нового материала и обеспечили понимание учащимися новых тем. И чаще, сами учащиеся выступают со своими презентациями, что доказывает самостоятельную обработку данных. Модуль «Управление и лидерство в обучении» четко прослеживается в парной и групповой работе. Здесь инициативу по руководству над творческим процессом работы берут на себя лидеры, которые показывают свои ораторские способности при защите, мини- дебатировании и т д. Лидерство учащихся проявилось в их активной гражданской позиции, которую они смогли проявить, выступая на интеллектуальных конкурсах «Брейн- ринг», дебаты. Талантливые и одарённые на уроке, брали на себя роль спикера группы, лидера и модератора, тех учащихся, которые не хотели брать на себя роль лидера, я подталкивала, через задания, когда таким учащимся приходилось брать на себя ответственность за группу, и выполнение работы. Домашние задания ученикам А и В, составлялись таким образом, чтобы учащиеся использовали дополнительный материал, вышли за рамки учебника, давали оценку изучаемым событиям, смогли предложить свой план преобразований, выделяли плюсы и минусы. Учитывать возрастные особенности учащихся, мне приходилось при подготовке к урокам, составлении планов, выборе заданий. Для учащихся 6-х классов, я выбираю облегченные задания, по сравнению с учениками 8-9 классов, где больше превалируют задания высокого порядка.
Таким образом, подытоживая свою работу, могу сказать, внедрение ключевых идей семи модулей продвигается, не могу сказать, что все гладко и безболезненно, но не ошибается тот, кто ничего не делает, и возвращаясь к эпиграфу урока, могу сказать, что уроки стали интереснее для детей, где они себя чувствуют партнерами, учатся критически мыслить, стремятся к улучшению качества знаний, быть ответственными за свое обучение.
Учитель истории и права Сексембаева З.А