АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Евстифеева Валентина Васильевна, учитель начальных классов,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11»,
Калужская область, г. Калуга
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Начальное общее образование – это первая ступень общего образования. Знания, умения и навыки, полученные в начальной школе, служат фундаментом для последующего обучения и успешности в жизни ребёнка. Очень важно, чтобы выпускники начальной школы в пятом классе не испытывали трудности в формировании умений:
- самостоятельно распределять своё время, принимать определённые решения в процессе текущей работы;
- самостоятельно работать;
- вступать в диалог, выражать свои мысли, вести беседу;
- слушать и слышать собеседника, уважать его чувства и мысли.
Отсюда вытекает необходимость создания новых условий, предполагающих формирование помимо предметных умений и навыков метапредметных УУД. Сегодня школа должна стать проводником социальной адаптации подрастающего поколения. Познавательные интересы и уровень развития познавательных процессов значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные процессы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Многообразие и сложность решения данной проблемы требуют совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения. Так, предмет «Окружающий мир» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий через линию «Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир)». Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире». Приведу несколько наиболее эффективных методов приобретения новых знаний учениками 1 класса на уроках предмета «Окружающий мир».
1. Метод проектов.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения учащиеся самостоятельно приобретают новые знания.
На уроке в 1 классе по теме «Моя малая родина» дети выполняли проект по следующим направлениям:
- История моего города.
- Население моего города.
- Достопримечательности моего города.
Ребята самостоятельно искали новую информацию, фотографировали, набирали текст на компьютере, оформляли и защищали проекты.
2. Создание проблемной ситуации.
Проблемную ситуацию можно создать различными способами:
- знакомство с противоречащими фактами;
- противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми;
- предъявление парадоксов (противоречие между жизненными и научными представлениями);
- постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять и объяснить и др.
Например, изучая тему: « Куда текут реки?»
Ребята сравнивали реку и море. Один ученик сказал: «Вода в реке пресная, а в море солёная».
Второй возразил: « Вода в реке солёная, а в море пресная».
Ученица согласилась: «Вода в реке и в море одинаковая».
Кто же из них прав?
3. Моделирование.
Метод моделирования ценен, прежде всего, тем, что позволяет научить ребенка видеть целостную картину мира, уметь выделить главные, ключевые моменты программного материала и в целом представить продукт учебной деятельности. Тема урока: «Что у нас над головой».
Учитель читает загадку.
Голубой платок, алый колобок.
По платку катается, людям улыбается.
- С чем сравнивается в загадке небо? ( с голубым платком)
- С чем сравнивается солнце ? (с алым колобком)
- Почему? (Солнце имеет форму шара)
Достаньте пластилин, вылепите из него модель солнца.
4.Работа с первоисточником.
На этапе изучения темы в разделе целеполагания данная работа позволяет учащимся не только увидеть научно-обоснованную теорию, но и предоставляет возможность провести самоконтроль собственной деятельности и мыслей по поводу выдвинутых гипотез, развивает познавательные УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Тема «Что у нас под ногами».
У каждого ученика на парте лежат образцы камней и лупа. Учитель просит узнать названия камней, используя атлас - определить.
5. Работа с учебником.
Тема: « Что общего у разных растений»
- Рассмотрите рисунок на стр.22. Кто узнал длинное растение?(Кабачок)
- Рассмотрите, из каких частей он состоит? (Учащиеся читают название части растения и показывают её на рисунке)
6.Опытно-экспериментальный .
Данный метод является, прежде всего, исследовательским в рамках урока, а значит позволяет не только развивать универсальные учебные действия, но и способствует выявлению исследовательских способностей на ранних этапах развития ребенка.
Тема: «Откуда берётся снег и лёд».
Для того, чтобы изучить свойства снега и льда, нужно провести опыты.
-У вас на партах стоят стаканы со снегом и льдом.
- Рассмотрите снег и лёд. Попробуйте из снега сделать горку, ямку, а теперь то же самое сделайте со льдом. Ударьте молоточком по льду, что вы заметили? (Снег рыхлый, а лёд хрупкий)
- Какого цвета снег? А лёд? Посмотрите стаканы стоят на цветной бумаге. Что выв заметили? (Снег белый, а лёд бесцветный)
- Возьмите снег и лёд в руку. Что происходит? (Снег и лёд тают)
7.Мультимедийная презентация.
Данный вид деятельности позволяет не только обобщить изученный и изучаемый материал, но и развивает информационную культуру ребенка и его коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Тема: «Откуда берётся мусор?»
На слайде фотографии мусора после использования различных продуктов. Задание рассортировать мусор по контейнерам. Дети выполняют на компьютере данное задание и делают вывод.
Таким образом, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости
· коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Литература
ФГОС: опыт реализации в Калужской области /сост. В.А. Романенко, М.А. Резник, -Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2011, - 304 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт /под редакцией Кезина Л.П., Кондакова А.М. – М., 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования /под редакцией Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, 2009.