Исследовательская работа по биологии «Влияние цвета на психологическое состояние учащихся»

Оглавление.
Введение. Стр.2
I.Наития древних и современные открытия. Стр.3
II.Феномен цветопредпочтения. Функциональная психология. Стр.4
III.Психологическое воздействие цветов. Классификация Стр.6 цветов по их психологическому воздействию.
IV.Иллюзии и ожидания. Стр.7
V. Цвет поверхности, создающий радость труда. Стр.8
VI. Характеристика и воздействие красного цвета. Стр.10 VII.Характеристика и воздействие синего цвета. Стр.11
VIII. Характеристика и воздействие желтого цвета. Стр.12 IХ.Характеристика и воздействие зеленого цвета. Стр.13
Х.Характеристика и воздействие коричневого цвета. Стр.14
XI.Характеристика и воздействие белого цвет. Стр.14
XII.Характеристика и воздействие черного цвета. Стр.15
XII. Методика определения психологического состояния
школьников. Стр.16
1. Методика «Пиктограмма», или Пляшущие человечки. Стр.16
2. Методика САН. Стр.17
3. Методика изучения уровня внимания. Стр.18 Приложение. Стр.19 Заключение. Стр.23 Литература. Стр.24






















Самые здоровые и красивые,
гармонично развитые люди –
это те, которых ничто не
раздражает.
Лихтенберг.

Введение.

Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовали исследователей души. Древние эзотерики, средневековые герметики и современные парапсихологи - сотни поколений ученых пытались разгадать загадку глубинного влияния цвета на внутреннюю жизнь человеческого микрокосмоса.
Цвет воистину всемогущ. В сочетании с направленным музыкальным воздействием он может приводить к исцелению даже в самых сложных случаях. Речь идет не только об органических заболеваниях, но и о тяжелых психозах. Цвет таинственен, ибо позволяет за считанные минуты по характеру предпочтения «вычислить» то интимно-внутреннее, о котором порой не догадывается и сам человек. Цвет жизненно необходим всякому, ибо питает тело и поддерживает душу. Цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции и биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека. Это было известно издревле. День сегодняшний требует перевода веками накопленных знаний на язык современной науки. Цвет жизненно важен для медиков и художников, психологов и строителей, педагогов и рекламщиков, учёных и политиков. Цвет синонимичен душевным состояниям, цвет родственен психическим процессам, цвет близок самому важному, самому глубокому, наиболее истинному в наших душах.



I. Наития древних и современные открытия.

Издревле ясновидящие отмечали наличие глубинных соответствий, наблюдаемых между различными энергоцентрами и энергоканалами и определенными цветами. Учение Живой Этики содержит множество указаний на прямую связь между наблюдаемыми экстрасенсами расцветками ауральной энергооболочки человека и определенными психическими состояниями. Гете была выработана концепция цвета: все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. Из тьмы выходит первым синий цвет, из света - желтый. Это основные цвета, из них идут остальные.
Древние именовали глаза «окнами» организма, «вратами восприятия». Мы привыкли к тому, что наш организм воспринимает цветовые потоки посредством зрительного анализатора. Однако это не единственный канал, по которому цветовая энергия может достигать организма. Многочисленные исследования феномена кожного зрения доказали принципиальную возможность восприятия цвета не только посредством рецепторов сетчатки глаза, но и практически любыми клетками организма.
Известный российский психолог А.Н.Леонтьев разработал методику развития у людей высокой чувствительности к цвету. В эксперименте ему удалось выработать у группы испытуемых условный рефлекс на восприятие цветовых потоков, которое осуществлялось с помощью ладони. Цветной луч падал на ладонь, а специальные приборы регистрировали наличие той или иной специфической реакции, причем ее характер точно соответствовал спектральному составу падающего на ладонь луча. Более того, испытуемые Леонтьева научились различать цвета ладонью, при полном исключении возможности увидеть цветовой поток с помощью глаз.
Аналогичные эксперименты проводились в 70-е годы в Чехословакии. Испытуемый, обвешанный датчиками, связанными с многочисленными регистрирующими устройствами, обнаженным заходил в «цветную комнату». Предметы в комнате были выкрашены в один определенный тон, и приборы регистрировали совершенно определенную реакцию человека на воспринимаемый всей поверхностью кожи цвет. По показаниям приборов можно было легко различить, в какую именно комнату - синюю или красную, желтую или зеленую -зашел испытуемый. Сами испытуемые со временем научались по каким-то еле уловимым признакам и одним лишь им ведомым критериям различать цвета, в поле действия которых они попадали. Самым удивительным в этом эксперименте оказалось получение достоверных значимых результатов при полном отсутствии освещения в «цветных комнатах». Люди заходили в темное помещение, в котором и глаз бы не различил превалирующий цветовой тон. Тем не менее, организм четко реагировал на «поставленную задачу» - происходило ясное определение характера цвета, в пространстве которого оказался человек.


II. Феномен цветопредпочтения. Функциональная психология.

Особое внимание хочется уделить работам Люшера. Он разработал основы функциональной психологии цветовосприятия и создал на ее базе широко известный в практике психодиагностики цветовой тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам и предназначенный для изучения ситуативного эмоционального состояния личности и ее адаптации к различным социально-психологическим ситуациям. Эта методика почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и психологов во всех странах мира. Она применяется в изучении особенностей психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и субкультурных объединений.
Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц. На них - 73 цветных поля и 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета. Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности. По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта. Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.
Исходной точкой построения цветопсихологической диагностической системы явилась интуитивно созданная концепция связи основных цветов с определенными настроениями и специфическим характером отношений человека с окружением.
Физиологам давно известно, что каждый определенный цвет вызывает у любого человека, у любого культурного слоя не только то же самое восприятие, но и точно такое же впечатление, независимо от настроения субъекта. К примеру, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. В этом заключена объективная общезначимость психологии цвета. Индивидуально различной является, однако, личная симпатия, равнодушие или антипатия человека по отношению к какому-нибудь цвету.
Люшер, синтезировав все имевшиеся в его распоряжении данные о психологическом воздействии определенных цветов, создал для каждого из них перечень генерируемых им сдвигов в состоянии организма (в самочувствии, в настроении, в характере понимания). Заметим, что действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависит от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуального предпочтения. Каждый цветовой оттенок производит одно и то же действие на любой организм, вызывает вполне определенный сдвиг в состоянии всякой биосистемы, будь то мышь или человек. Качественное своеобразие цвета очень тонко и четко дифференцировано. Любой чистый цвет в своем воздействии существенно отличается от «соседствующих» с ним на шкале спектра оттенков.
Тонкая интуиция и кропотливый анализ накопленных человечеством опытных данных позволили М.Люшеру точнейшим образом охарактеризовать каждый из четырех основных цветов и на основании этих исходных характеристик сформулировать значения многочисленных оттенков и тонов. Предположения Люшера о характере действия этих цветов на психику в дальнейшем были подтверждены работами сотен исследователей цветопредпочтений людей, изучавших цветовосприятие в самых различных условиях и ситуациях.


III. Психологическое воздействие цветов.

Классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
- красный: волевой, жизнеутверждающий;
- кармин: повелевающий, требующий;
- киноварь: подавляющий;
- оранжевый: теплый, уютный;
- желтый: контактирующий, лучезарный.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
- фиолетовый: углубленный, тяжелый;
- синий: подчеркивает дистанцию;
- светло-синий: уводит в пространство, направляющий;
- сине-зеленый: подчеркивает движение, изменчивость.
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
- розовый: нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
- лиловый: замкнутый, изолированный;
- пастельно-зеленый: ласковый, мягкий;
- серовато-голубой: сдержанный.
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
- чисто зеленый: требовательный, освежающий;
- оливковый: успокаивающий, смягчающий;
- желто-зеленый: обновляющий, раскрепощающий;
- пурпурный: изысканный, претенциозный.
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).
К ним относят две группы смешанных цветов.
6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
- охра: смягчает рост раздражения;
- коричневый, землистый: стабилизирующий;
- темно-коричневый: смягчающий возбудимость.
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: темно-серые, черно-синие, темные - зелено-синие.


IV. Иллюзии и ожидания.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета - чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный - на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.
В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.

V. Цвет поверхности, создающий радость труда.

Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены - в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции. Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий - тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему. В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота. В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, - это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка. Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение. Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный. При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской. Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть различным.

VI. Характеристика и воздействие красного цвета.

Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет (в зависимости от оттенка - способ достижения). Его положительные черты: лидерство, упорство, борьба за свои права, созидание, динамичность, настойчивость, первопроходство; отрицательные черты: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство. Тот, кто отклоняет красный цвет как несимпатичный, находится в состоянии перевозбуждения и легко раздражается.
В ресторане под воздействием красного цвета посетители торопливо едят и быстро уходят. Красный цвет на короткое время повышает, а затем снижает производительность труда. В медицине применяется при лечении гиперстензии (первого этапа неврастении), малокровия, бронхиальной астмы, пневмонии, простудных заболеваний, косоглазия, близорукости, меланхолии. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование, когда оно варьируется с желтыми тонами. Кто по своей натуре полон жизненной силы и энергии, а следовательно наделен чувством собственного достоинства, которое соответствует красному цвету, тот чувствует себя могущественным. Тот же, кто слаб и встречает сильного, воспринимает последнего как угрозу. По этой причине в красный цвет окрашивают предметы, указывающие на угрожающую опасность: красный сигнал светофора, противопожарное оборудование.

VII. Характеристика и воздействие синего цвета.

Это - концентрический цвет, он посвящает все только себе. Его положительные характеристики: организованность, непреклонность, идеализм, сила духа. Его негативные характеристики: фанатизм и подчиненность. Синий цвет - это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Синий цвет - потеря реальности, мечтание, фанатизм.
Синий вызывает безмятежный покой. Он предпочтителен для залов заседаний, так как способствует организованности, но негативен для детских комнат, так как вызывает меланхолию. При рассматривании его наступает вегетативное успокоение. Пульс, давление крови, частота дыхания и функции бодрствования снижаются. Организм настраивается на успокоение и отдых. При заболевании и переутомлении потребность в синем цвете повышается. Восприимчивость и готовность к боли повышаются. Синий цвет также помогает при рассеянности и при расстройстве кишечника.

VIII. Характеристика и воздействие желтого цвета.

Желтый цвет выражает многогранность, виртуозность, разносторонность, поиски, надежды, пылкость. Его положительные характеристики: ловкость, сообразительность, оригинальность, радость жизни, восприимчивость, терпимость, честность, уверенность в себе, справедливость, свобода, радость, веселье. Его негативные характеристики: язвительность, сарказм, вероломство, рассеянность, любовь к болтовне, критичность, нетерпимость. Желтый - цвет сплетен (желтая пресса). Он выражает основную психическую потребность - раскрыться. Он возбуждает моторику, стимулирует творческое начало, чередуя расслабление и напряжение; бодрит, по-женски утешает, умиротворяет. Под воздействием желтого цвета быстро принимается решение и мгновенно выполняется.
Желтый вызывает радостное настроение, успокаивает нервных, стимулирует работу мозга и зрение. Длительное лечение выравнивает перепады в течении болезни. Активизирует двигательные центры, генерируют энергию для мышц, стимулирует и очищает печень, кишечник, кожу, является слабительным и желчегонным средством. Используется при лечении диабета, при нарушении пищеварения, дисфункции желчного пузыря, печени, кишечника. В офтальмологии желтый используется при исправлении косоглазия, слабовидения, заболеваниях сетчатки и сосудов глаз. С помощью желтого лечат против меланхолии, а также «повышают» красоту. Еще Гиппократ выразил мысль, что желтуху следует лечить препаратами желтого цвета. Желтый противопоказан при возбуждении, температуре, воспалительных процессах, невралгиях и зрительных галлюцинациях. Этот цвет предпочтителен в салоне самолета и кухне.
IX. Характеристика и воздействие зеленого цвета.

Зеленый цвет происходит от слияния синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляется покой и неподвижность. Абсолютный зеленый самый спокойный цвет из существующих. Он никуда не движется и не имеет призвука радости, печали, страсти. Он ничего не требует, никуда не зовет. Чисто зеленый - абсолютно консервативен. Он выражает саморегуляцию и самооценку. Его положительные характеристики - стабильность, прогресс, обязательность, настойчивость, выдержка. Его негативные характеристики - эгоизм, ревность, ипохондрия (постоянное ощущение болезни). Зеленый соответствует стабильности, прочности, постоянству, настойчивости, силе воли, а что касается чувства самовосприятия - чувству собственной значимости. Зеленый может означать также и надежду, но только в том особом оттенке, который весной у молодой листвы и почек. Зеленый нейтрализует действие основных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Он приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение, помогает при шоке и обладает снотворным действием. Темно-зеленый цвет положителен в нежилых комнатах, в библиотеке, то есть там, где проводят много времени. Зеленый цвет повышает тонус, устраняет спазмы кровеносных сосудов, расширяет капилляры, понижает кровяное давление. Используется при лечении сердечно-сосудистых и нервных болезней, а также при переутомлении и истерии. Может служить как болеутоляющее средство. Зеленый цвет облегчает морскую болезнь, оказывает благоприятное действие на людей, страдающих клаустрофобией, предотвращает рвоту. Он замедляет реакции, после него нет вредных последствий.

X. Характеристика и воздействие коричневого цвета.

Коричневый - это затемненный желто-красный. В коричневом остается жизненность красного, которая, однако, теряет свою активность. Коричневый цвет выражает жизненные, телесно-чувственные ощущения. Его положительные характеристики: надежность и здравый смысл. Его отрицательные характеристики: депрессия и разочарование. Коричневый цвет олицетворяет стабильность, преданность, он весь на поверхности. При приеме на работу он оказывает положительное воздействие. Коричневый создает уют, но тянет отдыхать, поэтому его нельзя использовать в библиотеке, но хорошо использовать в суде как цвет незыблемости. Коричневый успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, отвергается, когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть.

XI. Характеристика и воздействие белого цвета.

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью как конечный пункт яркости, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу для возможностей и снятие препятствий. Белый вызывает собой положительные ассоциации, так как представляется малое количество цвета. Его положительные характеристики: нетронутость, полнота, самоотдача, открытость, единство, легкость, способность выявлять скрытое и ложное. Его негативные характеристики: изоляция, бесплодность, скука, чопорность, разочарование, отрешенность. Фундаментальное качество белого цвета - равенство, так как он заключает в себе все цвета, они в нем равны. Если белого цвета много, в силу вступают его негативные характеристики. Белый цвет гасит раздражение, но утомляет. Он сужает зрачки, обостряет ощущения и усиливает боль. Белый цвет управляет функциями эндокринной и зрительной систем. Белая одежда делает кожу намного мягче и нежнее. Лечение белым цветом осуществляется только в совокупности с другими цветами - в зависимости от недуга. Белый цвет осветляет, обновляет все цвета в организме, помогает убрать скованность. Он может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными тонами» или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание. Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения.

XII. Характеристика и воздействие черного цвета.

Черный цвет является конечным пунктом темноты. Как концентрическое сгущение он отражает агрессивное упорство, конфликт, борьбу с неизбежными страданиями, безверие. Черный - это отрицание и граница, за которой прекращается «цветовая» жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею «ничто». Ничто как абсолютный отказ, как смерть или как «нет» в боевом протесте. Черный выражает застой, защиту и вытеснение возбуждающих влияний. Черный цвет сосредотачивает, угнетает, вводит в оцепенение. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет от многого отказываться. Отказ для него означает лишение и пугающие нехватки.

XIII. Методика определения психологического состояния школьников.

Считается, что здоровье человека зависит от того, чем он дышит, какую ест пищу и какую пьет воду. И лишь совсем недавно выяснилось: наше психическое и физическое состояние определяется еще и тем, что мы видим. Выявлены психологические и физиологические воздействия цвета на человека. В данной работе я постаралась выявить влияние цвета, в который окрашены стены классов на учащихся. Для этого были проведены психологические тесты на определение внимания, памяти и самочувствия 6-х классов в 2008-2009 учебном году, а затем тех же классов через год. Тесты проводились один раз в четверть в одно и то же время.



Характеристика классов в 2008-2009 учебном году.

Класс
Количество учащихся
Расположение класса
Этаж
Окраска стен

6 "А"
25
восточная сторона
3
Светло-зеленая

6 "Б"
27
южная сторона
2
Бежевая

6 "В"
25
южная сторона
2
Синяя



Характеристика классов в 2009-2010 учебном году.

Класс
Количество учащихся
Расположение класса
Этаж
Окраска стен

7 "А"
25
восточная сторона
3
Светло-зеленая

7 "Б"
27
южная сторона
2
Бежевая

7 "В"
24
южная сторона
2
Салатовая




1. Методика «Пиктограмма», или Пляшущие человечки (память)

Цель. Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.
Материал. Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция. Учащимся предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения запоминания можно сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве узелка на память любое изображение, которое поможет им воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Слова зачитываются с интервалом не более чем в 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. В процессе выполнения задания не допускается написание испытуемым отдельных букв или слогов.
Пример набора слов и словосочетаний:
1.Глухая старушка
2.Война
3.Строгая учительница
4.Голодный человек
5.Слепой мальчик
6.Богатство
7.Озябшая девочка
8.Власть
9.Больная женщина
10.Обман
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 30 минут или более. По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе (Приложения № 1, 3).


2. Методика САН (самочувствие, активность, настроение).
Цель. Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения старших школьников
Материал. Опросник, карандаш или ручка.
Инструкция. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние.

1
Самочувствие хорошее
3210123
Самочувствие плохое

2
Чувствую себя сильным
3210123
Чувствую себя слабым

3
Пассивный
3210123
Активный

4
Малоподвижный
3210123
Подвижный

5
Веселый
3210123
Грустный

6
Хорошее настроение
3210123
Плохое настроение

7
Работоспособный
3210123
Разбитый

8
Полный сил
3210123
Обессиленный

9
Медлительный
3210123
Быстрый

10
Бездеятельный
3210123
Деятельный

11
Счастливый
3210123
Несчастный

12
Жизнерадостный
3210123
Мрачный

13
Напряженный
3210123
Расслабленный

14
Здоровый
3210123
Больной

15
Безучастный
3210123
Увлеченный

16
Равнодушный
3210123
Взволнованный

17
Восторженный
3210123
Унылый

18
Радостный
3210123
Печальный

19
Отдохнувший
3210123
Усталый

20
Свежий
3210123
Изнуренный

21
Сонливый
3210123
Возбужденный

22
Желание отдохнуть
3210123
Желание работать

23
Спокойный
3210123
Озабоченный

24
Оптимистический
3210123
Пессимистичный

25
Выносливый
3210123
Утомляемый

26
Бодрый
3210123
Вялый

27
Соображать трудно
3210123
Соображать легко

28
Рассеянный
3210123
Внимательный

29
Полный надежд
3210123
Разочарованный

30
Довольный
3210123
Недовольный


Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния. Обработанные результаты фиксируются в протоколе (Приложения №2, 4).



3. Методика изучения уровня внимания.

Цель. Изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.
Материал. Тест, ручка или карандаш
Инструкция. «Прочитай текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой». Исследователь фиксирует время работы с текстом. Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Обработанные результаты фиксируются в протоколе. (Приложения № 1, 3).









Приложение №1.


Протокол №1
обследования учащихся 6-х классов от 8. 10 2008 года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 8 «А» класса)
Сроки проведения: 8 октября 2008 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

6 «А»
25
20
45
30
25
50
30
20

6 «Б»
27
25
48
32
20
52
28
22

6 «В»
25
24
30
37
33
26
44
33



Протокол №2
обследования учащихся 6-х классов от 10. 12. 2008 года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 8 «А» класса)
Сроки проведения: 10 декабря 2008 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

6 «А»
25
22
48
33
19
43
38
19

6 «Б»
27
24
50
29
21
46
33
21

6 «В»
25
24
32
36
32
36
40
24



Протокол №3
обследования учащихся 6-х классов от 19. 02. 2009года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 8 «А» класса)
Сроки проведения: 19 февраля 2009 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

6 «А»
25
25
47
32
21
43
38
19

6 «Б»
27
23
50
27
23
46
33
21

6 «В»
25
22
43
34
22
36
40
24



Приложение №2

Протокол №1
обследования учащихся 6-х классов от 8. 10 2008 года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 8 «А» класса)
Сроки проведения: 8 октября 2008 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

6 «А»
14
43
43
14
38
48
7
48
45

6 «Б»
10
42
48
10
41
49
7
41
52

6 «В»
12
47
41
13
40
47
12
41
47



Протокол №2
обследования учащихся 6-х классов от 10. 12. 2008 года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 8 «А» класса)
Сроки проведения: 10 декабря 2008 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

6 «А»
12
40
48
13
46
41
18
38
44

6 «Б»
12
39
49
10
47
43
19
22
59

6 «В»
13
46
41
15
45
40
18
33
49



Протокол №3
обследования учащихся 6-х классов от 19. 02. 2009 года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 8 «А» класса)
Сроки проведения: 19 февраля 2009 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

6 «А»
13
43
43
10
45
45
15
41
44

6 «Б»
8
49
43
10
47
43
13
39
48

6 «В»
11
51
37
12
52
52
15
44
41


Приложение №3.


Протокол №1
обследования учащихся 7-х классов от 6. 10 2009 года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 9 «А» класса)
Сроки проведения: 6 октября 2009 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

7 «А»
25
21
41
35
24
51
28
21

7 «Б»
27
24
48
37
15
51
30
19

7 «В»
24
24
37
37
26
34
48
18




Протокол №2
обследования учащихся 7-х классов от 15. 12. 2009года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 9 «А» класса)
Сроки проведения: 15 декабря 2009 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

7 «А»
25
23
46
34
20
44
37
19

7 «Б»
27
25
50
30
20
47
34
19

7 «В»
24
22
40
35
25
38
43
19


Проиокол №3
обследования учащихся 7-х классов от 17. 02. 2010 года
Причина обследования: оперативная оценка внимания и памяти
Диагност: Щанкина Татьяна (ученица 9 «А» класса)
Сроки проведения: 17февраля 2010 года
Данные исследования

Класс
Кол-во уч-ся
Писало работу
Внимание, %
Память, %




Выс.
Сред.
Низ.
Выс.
Сред.
Низ.

7 «А»
25
22
45
33
22
44
35
21

7 «Б»
27
25
48
29
23
46
32
22

7 «В»
24
22
44
37
19
41
42
17



Приложение №4

Протокол №1
обследования учащихся 7-х классов от 6. 10 2009 года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 9 «А» класса)
Сроки проведения:6 октября 2009 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

7 «А»
17
42
41
15
38
47
9
46
45

7 «Б»
14
41
45
13
41
46
9
42
49

7 «В»
13
47
40
15
40
45
10
43
47



Протокол №2
обследования учащихся 7-х классов от 15. 12. 2009года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 9 «А» класса)
Сроки проведения: 15 декабря 2009 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

7 «А»
13
41
46
15
45
40
14
36
50

7 «Б»
12
40
48
10
46
44
15
27
58

7 «В»
10
46
44
13
45
42
16
33
51



Протокол №3
обследования учащихся 7-х классов от 17. 02. 2010 года
Причина обследования: оперативная оценка самочувствия, активности, настроения. Изучение уровня и характера утомляемости.
Диагност: Щанкина Татьяна (учащаяся 9«А» класса)
Сроки проведения: 17 февраля 2010 года
Данные исследования


Класс
Самочувствие, %
Активность, %
Настроение, %


Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.
Низ.
Сред.
Выс.

7 «А»
12
37
51
8
46
46
17
40
42

7 «Б»
9
44
47
7
49
44
10
42
48

7 «В»
88
47
45
6
44
50
14
43
43



Заключение.

Таким образом, проанализировав литературу и проведя исследования на тему цветопсихологии, становится понятным, как велико влияние цвета на жизнедеятельность человека, на его физическое и психологическое состояние. Это подтверждается практическими исследованиями. При правильном использовании цветовых оттенков и сочетаний можно создать более благоприятные условия для работы учащихся.
В результате психологического исследования, проведенного в 2008-2009 уч. году были сделаны следующие выводы:
1. Учащиеся 6 «Б» класса имеют процент внимания и памяти выше, чем в 6 «А» и 6 «В» классах.
2. В 6 «В» классе процент внимания самый низкий.
3. Уровень САН в 6 «А» и 6 «Б» классах практически одинаковый.
4. В 6 «В» классе уровень САН самый низкий.

Рекомендации:
По данным исследования светло-зеленый и бежевый цвета наиболее благоприятно влияют на психологическое состояние учащихся.
Синий цвет – неблагоприятен для визуального восприятия.
Желательно, чтобы окраска стен имела светло-зеленый цвет или, по крайней мере, - бежевый.

Перед началом 2009-2010 уч. года во время ремонта стены кабинета, где обучался 6 «В» класс были выкрашены в салатовый цвет.
В результате психологического исследования, проведенного в 2009-2010 уч. году были сделаны следующие выводы:
1. Учащиеся 7 «Б» класса имеют процент внимания и памяти выше, чем в 7 «А» и 7 «В» классах.
2. В 7 «В» классе процент внимания хотя и остался самым низким, но повысился по сравнению с предыдущим годом.
3. Уровень САН в 7-х классах практически одинаковый.

Рекомендации.
Расширить объекты исследования, обследовав учащихся начального звена.








Литература.
Люшер М. Цвет вашего характера/Сара д. тайны подчерка. – м.: Изд. «Вече: Персей, 1996. 394 стр.
Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. – М.: Изд. «Харвест», 2000. – 448 стр. (Серия «Библиотека практической психологии».
Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. Сост. Дубровская О. Ф. Изд. 4-е испр. – М.: Изд. «Когито-Центр», 2001. – 63 стр.
Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1997, 376 стр.
Фрилинг Г, Ауэр К. Человек – цвет – пространство. – М. : Изд. «Питер», 1995. – 76 стр






















13PAGE 15


13PAGE 14215




15