Научная работа Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее »
«Психология»
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский,
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Орловская средняя общеобразовательная школа»
Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка
Выполнил:
Батракова Мария, 11 класс
Научный руководитель:
Селезнева Любовь Александровна,
Учитель истории и обществознания.
п. Орловский
2015 год
Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка
Батракова Мария
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс
Краткая аннотация
Мир музыки – совершенно необычайный и волнительный. В последнее время интерес к музыке объясняют и ее благотворным влиянием на организм и лечебным эффектом. Интересно было определить, как она влияет на душевное состояние, проследить психо-эмоциональное переживание подростка, в зависимости от определенного музыкального направления и стиля. Развитие науки позволило исследовать психо-эмоциональные реакции, возникающие в организме в ответ на музыку, дать научное обоснование музыке, как средству против стрессов и усталости, повышающему жизненный тонус, работоспособность и иммунитет подростка.
Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка
Батракова Мария
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс
Аннотация
Цель: определить, как музыка влияет на психо-эмоционально состояние подростка
Задачи:
1. Анализировать информацию о аспектах музыкальной терапии и ее истории;
2.Исследовать влияние различных видов музыки на психическое состояние подростка;
3. Выяснить музыкальные предпочтения подростков.
Объектом данного исследования являются различные виды музыки.
Предметом в данной работе является влияние музыки на подростков Орловской средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: Если мы выявим негативные влияния некоторых видов музыки на психо-эмоциональное состояние подростков, то мы сможем предупредить о вреде этих видов музыки.
Для решения поставленных задач использовались следующие общетеоретические методы:
Теоретико-методологические
- анализ специальной литературы, по исследуемой проблеме.
Эмпирические методы:
- Педагогическое наблюдение, содействовавшее накоплению и фиксации фактического материала.
Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка
Батракова Мария
Россия, Забайкальский край, Агинский район, п. Орловский, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа», 11 класс
Научная статья
Актуальностью темы "Влияние музыки на психо-эмоциональное состояние подростка" является то, что многие люди слушают музыку разных стилей и жанров, даже не задумываясь о его влиянии на их психику и поведение. Интересно исследовать влияние различных видов музыки на психическое состояние подростков и выяснить их музыкальные предпочтения.
Каждый чувствовал магию музыки. Одни только воспоминания о любимых песнях могут поднять настроение и дают ощущение радости. Игра на музыкальных инструментах или пение также доставляет особое удовольствие, и даже ощущение счастья.
Музыка интересует людей давно. Она привлекла внимание из-за своей неведомой силы, которая может влиять на поведение человека. Человек входит в мир целительных звуков, выходит из него, его психологическое состояние качественно улучшается, оно становится более спокойным, отдохнувшим, как после прогулки в лесу, купания в море или разговора с близким другом. «Кто или что может проникнуть в тайну сочинения музыки? Звук моря, линия горизонта, ветер в листве, пение птиц вызывают различные впечатления в нас. И совершенно внезапно, не спрашивая нашего разрешения, одно из этих воспоминаний выражает себя в языке музыки» писал Клод Дебюсси
Способ лечения больных с помощью музыкальных звуков был известен человечеству на протяжении тысяч лет. Древние целители знали о способности музыки влиять на психические и физиологические процессы в организме человека. В древние времена, ни один терапевтический сеанс не обходился без музыки, а также различные формы лечебных ритуалов были сохранены в качестве секретного магического знания. Самая ранняя притча процессуального влияния музыки представлена в Ветхом Завете: Давид, играющий на арфе, исцелял Саула от нервной депрессии.
История музыки
С незапамятных времен человек был окружен звуками. И не было никакой музыки, но это была песня птиц, журчание ручья и шелест листьев. Все эти звуки сообщали людям об окружающем пространстве. На основе врожденного и приобретенного опыта, люди могли воспринимать звуки по-разному. Например, высокий визг был звонком для пробуждения. В то же время были успокаивающие звуки - звуки дождя, шелест листьев, пение птиц.
Различные частоты звуков влияют на людей. Ученые установили, что это напрямую связано с ритмами головного мозга. Ритмы каждого человека имеют свою частоту. Поэтому люди имеют разные вкусы в музыке.
Музыкальная терапия впервые упоминается в Библии, где повествуется о чудесном исцелении царя Саула, терзаемого тяжелой меланхолией. Ни один лекарь не мог справиться с этой загадочной болезнью, и в качестве последнего средства ему рекомендовали пригласить во дворец арфиста для музицирования. Самым искусным музыкантом был Давид из Вифлеема, всего лишь простой пастух. Его игра на арфе понравилась Саулу и принесла ему большое облегчение. Библия также говорит, что пение и игра пастухов оказывала положительное влияние на рост стада.
В культуре Древней Греции была хорошо развита музыкальная терапия. Великий Гомер описал, как мелодичные песни способствовали заживлению ран героев. В Парфии в III веке до н.э. с помощью специально подобранных мелодий лечили людей от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Способ лечения больных с помощью музыкальных звуков был известен человечеству на протяжении нескольких тысяч лет. Древние целители знали о способности музыки влиять на психические и физиологические процессы в организме человека. В древние времена, ни один терапевтический сеанс не обходился без музыки, а также различные формы лечебных ритуалов были сохранены в качестве секретного магического знания.
Музыкальная терапия также упоминается в культуре древней Греции. Еще у великого Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
Широко известно учение Пифагора об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», человек может войти в ритм жизни своего тела, своего окружения, природы, а затем и подключиться к ритму мирового целого — жизни космоса, основанной на законах Вселенской гармонии.
Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.
Пифагор в своей школе проводил специальные занятия по хоровому исполнению песен, так как считал, что гармония в музыке рождает гармонию в душе.
Сохранились сведения, что Пифагор первым начал составлять лечебную книгу музыкальных рецептов, где каждой болезни предназначалась своя мелодия.
Гиппократ, отец современной медицины, активно использовал музыкальную терапию. В древнем Египте с её помощью уменьшали родовые боли.
Платон говорил, что могущество и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало, так как музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим.
Аристотель подробно описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики в том или ином направлении. Музыка, звучащая в одних ладах, делает человека жалостливым и размягченным, звучание других ладов способствует раздражению или возбуждению.
В произведениях греков мы находим множество свидетельств того, как музыка оказывает воздействие на психическое состояние человека. В эпосе об Одиссее приводится описание того, как от музыки и пения рана Одиссея перестала кровоточить. Древнегреческий герой Ахилл приступы своей ярости смирял пением и игрой на лире. Знаменитый Орфей своим пением не только смягчал нрав людей, но также укрощал диких зверей и птиц. Суровый царь Спарты Ликург сам сочинял музыку для своего войска и никогда не шел в бой, если его солдаты предварительно не были приведены в боевое состояние звуками труб и барабанов.
Развитие музыкальной терапии
Американские индейцы племени Оджибва верили, что звук магическим образом соединяет силы неба и земли, и исцеляли, сидя около больного и напевая песни под аккомпанемент тыквенных трещоток. Барабан и трещотки использовались для повышения целебной силы растений и для прямого лечебного воздействия.
В средние века лечение музыкальная терапия вышла из моды, однако в 1621 году английский мыслитель Роберт Бертон выпустил книгу «Анатомия меланхолии», где высказывает мысль, что музыка может быть очень полезной при лечении различных нервных расстройств.
В 1729 году Ричард Браун написал известный труд «Medicina Musica».
В XIX веке спокойной расслабляющей музыкой лечили своих пациентов многие европейские психологи, однако настоящий взрыв интереса к музыкальной терапии случился на Западе только в середине XX века. Сторонники этого метода лечения объявили, что музыкой можно лечить не только нервные расстройства, но и другие болезни. Во многих странах открываются специальные лечебные центры музыкальной терапии, выходят серьезные монографии по этой теме, выпускаются специализированные журналы.
К настоящему моменту музыкальная терапия стала одним из самых популярных направлений альтернативной медицины в западных странах.
С 1993 года музыкальная терапия стала одним из самых популярных способов лечения в США. Так доктор Шульман излечивает пациентов, предлагая им прослушать аудиокассету со звуками различных внутренних органов человека: сердца, легких, желудка, кишечника. По его мнению, больной организм, «послушав» гармоничные звуки здоровых органов, самостоятельно начнет выздоравливать.
Американские диетологи и наркологи начали поставлять на рынок аудиокассеты для сбрасывания веса, против табакокурения и алкоголизма. В Институте звукотерапии (штат Аризона, США) с помощью музыкальной терапии даже отращивают волосы у облысевших.
В США музыкальная терапия широко применяется в больницах, особенно в палатах для военных и психиатрических пациентов.
В Китае массово выпускают музыкальные альбомы с такими названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы. Подобные музыкальные сборники издаются и в Японии.
В Индии древние врачи широко использовали музыку в качестве лечебного средства. В оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков: «храам», «хриим», «хруум», «храйм», «храум», «хра» и магический звук «ом» использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению. Так, мантра «храам» предписывалась при заболеваниях легких и помогала избавиться от таких болезней, как астма, бронхиты, туберкулез. Мантра «хруум» предписывалась при заболеваниях печени, селезенки, желудка и кишечника. Мантрой «храйм» лечили почки.
Также в Индии национальные напевы используются как профилактическое средство во многих больницах. Музыка применяется для исцеления ума, характера и души. А в Мадрасе открылся даже специальный центр по подготовке врачей-музыкотерапевтов. Ими уже найдены музыкальные пьесы для лечения гипертонической болезни и некоторых психических заболеваний, перед которыми традиционная медицина зачастую бессильна.
Музыкальная терапия в России
В России пока музыкальная терапия не так популярна, но определённая работа в этом направлении ведётся.
В Москве, при врачебно-физкультурном диспансере N4, профилактикой и лечением детской астмы занимается врач-педиатр Михаил Лазарев. Он делает то, что категорически запрещали до него специалисты, - заставляет детей заниматься спортом, активно двигаться, бегать и играть на свежем воздухе, ходить в баню.
Но главное, астму он лечит музыкой, пением и игрой на духовых инструментах. Так у малышей снимается страх перед дыханием. Они до того увлекаются игрой, что начинают смело вдыхать и выдыхать.
«Лечение астмы, - говорит Михаил Лазарев, - если есть хоть какая-то потенциальная опасность ее возникновения, следует проводить еще до рождения. В утробе матери. Музыкой. Петь должна, естественно, мама. Это еще и дыхательная гимнастика - вентиляция легких. Звуки, долетая извне до младенца, стимулируют его правильную двигательную активность. Он как бы танцует. Шевелится в такт мелодии. В результате нормализуется весь обмен веществ, сводится к минимуму риск заболевания».
Практика показывает: если в строго фиксированное время, например, перед тем как начать есть, женщина поет или слушает музыку, а потом однажды вдруг забывает это сделать, малыш становится беспокойным. Вертится, толкается. Словно просит - где песенка? Он требует не еды, а музыки. Успокаивается не тогда, когда мама начинает есть, а тогда, когда звучит мелодия. И не какая угодно, а именно привычная. Так что поле музыкальной терапии действительно огромно, и плоды, которые она может принести, значительны.
Влияние музыки на организм человека
Многочисленные древние учения представляют собой воздействие музыки на животных, растений и человека. Есть три области музыки влияния на организм человека:
• духовное
• интеллектуальная
• физическая
Музыка может поднять настроение, успокоить, уменьшить боль и даже лечить болезнь. Поскольку в науке 19 века скопилось много важной информации о воздействии музыки на человека и живых организмов. Экспериментальные исследования проводились следующими способами:
• влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы;
• влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;
• воздействие на организм человека народной музыки.
Постепенно накопленные научные данные показали, что музыка является мощным источником энергии, который влияет на людей.
Научное исследование
Ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Знаменитый русский хирург, Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций. По его наблюдениям, человеческий организм работает более гармонично под ее влиянием .
Звуки музыки были также использованы в лечении диабета. Было установлено, что существует определенное взаимодействие между уровнем сахара в крови и психическим состоянием. Таким образом, изменением и корректировкой психического состояния, человек может изменить уровни сахара в крови. Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер рекомендует с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также "Лесного царя" Шуберта, одy "К радости" Бетховена, которые стали абсолютно полезными для лечения диабета. Ученый доказал, что прослушивание этих музыкальных произведений вносит большой вклад в восстановление больных сахарным диабетом.
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.
Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например, гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, способствуют росту растений, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт, Бортнянский. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, кто его вдохновлял на этот труд – это играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.
Сегодня в Китае выпускают музыкальные альбомы с весьма неожиданными для европейца названиями: «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень». Есть также «Печень», «Легкие», «Сердце» и даже «Концерт для почки с оркестром». Китайцы «принимают» эти музыкальные произведения, как таблетки или лекарственные травы, чтобы поправить здоровье. Подобные сборники музыки издаются также в Японии и США. Музыка имеет свое влияние на психику человека. Она характеризуется:
1. Жесткий ритм;
2. Однообразие;
3. Объем, более частоты;
4. Свет - эффект.
Ритм является одним из самых мощных способов воздействия на организм человека. Простые, но мощные ритмы заставляют людей двигаться по ним. Человек может перейти от экстаза до галлюцинаций в истерики, от истерики до потери сознания.
Если ритм кратен полутора ударов в секунду и сопровождается сильным давлением с ультра-низких частот, это может привести к экстазу. Когда ритм равен двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в транс. Чрезмерное обилие и высоких, и низких частот, серьезно травмирует мозг. В металлических концертах часто есть звуковые контузии, потеря слуха и ожоги.
Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук 70 дБ. Но перебирая все пороги нормального восприятия, чрезвычайно активизированный звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука в металлических концертов, достигает 120 дБ, а в середине концерта это до 140-160 дБ. (120 дБ соответствует объему ревущий реактивный самолет пролетел в непосредственной близости, а средние значения плеер с наушников 80-110 дБ).
Каковы последствия металлической музыки на поведение слушающего?
Как я уже сказала, каждый звук имеет свой собственный "слуховой путь" и меняет поведение человека. Если нервные клетки связаны с отрицательными эмоциями, то он сразу же отражается на поведении. Психологи указывают на следующие негативные последствия металлической музыки на человеческий мозг:
1. Агрессивность
2. Ярость
3. Гнев
4. Депрессия
5. Опасения
6. Состояние транса
7. Суицидальные тенденции
Подростки имеют эти тенденции в возрасте 11-12. Если они будут продолжать слушать металл, эти особенности психики подростка провоцируются или усиливаются в гораздо более старшем возрасте. Это, конечно, не означает, что у человека, который имеет страсть к рок-музыке, несомненно, есть все эти качества. На самом деле, он имеет большое расположение к ним.
Как уже упоминалось ранее, терапевтические эффекты музыки на организм человека известны с древних времен. В древности и в средние века, вера в чудотворную силу музыки была исключительно велика. Гете сказал в свое время, что он всегда работал лучше после прослушивания Концерта со скрипкой Бетховена. Лирические мелодии Чайковского, Шопена мазурки, Рапсодия Листа могут помочь преодолеть трудности, преодолеть боль, получить эмоциональную силу. В нашем сложном мире каждое явление имеет как положительные, так и отрицательные черты. Музыка не является исключением.
В настоящее время широкое использование музыки влияет на состояние человека. Музыка сейчас применяется в терапевтических сессиях, рекламах, кино и т.д. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин (David Elkin) доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, оказалось через три часа “сваренным” всмятку). “Тяжелый металл” приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнабельному. А американский певец Джимми Хендрикс (1942-1970) когда-то сказал: “С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня, и там, находя их самое слабое место, ты можешь им вбить в голову все, что угодно” (из интервью журналу “Лайф”). Это одна сторона музыки.
Музыкальная терапия является одним из наиболее интересных и до сих пор неизведанных областей традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или человеческого организма в целом. Специалисты определили конкретные песни, которые вы хотите слушать с некоторыми заболеваниями, а также для предотвращения заболеваний.
• уменьшить чувство тревоги и неопределенности (Мазуркас и прелюдии, вальсы Штрауса Шопена);
• уменьшить раздражительность и бессонница (Бетховена, произведения Баха, "Кантата № 2", в частности, и Чайковского "Баркарола";
• облегчить симптомы высокого кровяного давления и напряженности в отношениях с другими людьми (Баха "Концерт в сделать минор для скрипки и" Кантата № 21 и Бартока "квартет № 5";
• быстрая обработка головной боли (Моцарта "Дон Жуан", Гершвина "Венгерская рапсодия № 1", "Американец в Париже";
• уменьшить чувство боли и гнева (Баха "Итальянский концерт" и Hydn в "Симфонии".
Анкетирование
В ходе данной работы нами было проведено анкетирование среди подростков Орловской средней общеобразовательной школы, где всего приняло участие 64 учащихся с 6 по 9 классы. Подросткам было предложено ответить на 3 вопроса:
Играете ли вы на музыкальных инструментах? Если да, то на каких?
Любите ли вы петь?
Расположите музыкальные жанры в порядке значимости для вас:
Клубная музыка
Классическая музыка
Поп-музыка
R&B
Низкий реп
Быстрый реп
Техно-музыка
Электронная музыка
Металлическая музыка
Результаты:
1.Играете ли вы на музыкальных инструментах? Если да, то на каких?
Большинство из них играют на гитаре, другие не играют вообще.
2. Нравится ли вам петь?
Большинство респондентов дали положительные ответы.
Результаты первого и второго опроса представлены в диаграмме (приложение 2)
3.Расположите музыкальные жанры в порядке значимости для вас:
Большинство подростков предпочитают слушать поп-музыку. Наименьшее
предпочтение отдается металлической и классической музыке (приложение 3)
Заключение
В заключении, мы хотим сказать, что поп-музыка и классическая музыка лучше всего подходит для слушателей и их здоровье. Эти виды музыки вызывают положительные эмоции. Классическая музыка создает психо-эмоциональное состояние спокойствия и безопасности. Что касается поп-музыки, она вызывает приподнятое настроение и желание танцевать. Это хорошо, чтобы слушать их, когда вы расстроены или подавлены.
Напротив, металл имеет отрицательный эффект на здоровье подростков. Это связано с эмоциональным всплеском агрессии и насилия. Запоминаются плохие события . Следовательно, лучше слушать, как можно реже или не слушать вообще.
Учитывая все обстоятельства, я могу сказать, что нужно слушать музыку и научиться жить в гармонии с ней. Очень часто, любимые песни помогают восстановить душевное равновесие, отвлечься от повседневной жизни. Музыка кратчайший и наиболее легкий путь к счастью и радости.
Список использованной литературы:
Адорно Т. Избранное. Социология музыки. – М.; СПб., 1999. – 435 с.
Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. — М., 1985
Вебер М. Избранные произведения: рациональное и социологическое в музыке. – М., 1990. – 725 с.
Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004
Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию — СПб.: Питер, 2003
6. / Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия — СПб.: Питер, 2000.
http://www.verim.org/project/musicter/istorija_muzykalnoj_terapii8. http://lidadhi.narod.ru/mr_lisovskaja.html
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=music&uinfo=ww-1351-wh-667-fw-1126-fh-461-pd-1
10. http://www.yourfreedom.ru/vliyanie-muzyki-na-cheloveka/
11. http://www.baimusic.ru/novosti/260