Статья влияние музыки на эмоциональное состояние подростка
Новикова Оксана Анатольевна
учитель – музыки
МБОУСОШ № 30
Влияние музыки на эмоциональное состояние подростка Фридрих Ницше сказал: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». И он был прав. Каждый этап нашей жизни мы связываем с музыкой, с самого раннего детства. В подростковом возрасте приходит первая любовь, расставание, обиды, и чувства преобладают над тобой. Подросток пытается выразить свои чувства в стихах, в живописи, музыке. Очень много говорят и пишут о том, как музыка влияет на здоровье человека, расставляя положительные акценты, прежде всего на классическую музыку. С этим трудно поспорить, но жизнь диктует нам свои правила. Подросток опирается на свой жизненный опыт, а мы в свою очередь должны принять и подкорректировать его. Работая в школе, я на собственном опыте ощущаю, что система ценностей подростков отличается от системы ценностей взрослого человека. Подростку сложно чувствовать себя счастливым человеком, принимая за истину авторитарное мнение взрослого. Увлечение музыкой у большинства современных подростков вызывает позитивные эмоции, позволяет уйти от неприятных переживаний. Популярная музыка, которую слушает подросток естественно не входит в программы по предмету музыке, но как не странно, именно она в большей мере и влияет на эмоциональное состояние подростка. На сегодняшний день в современном образовании важно знать о том, как же влияет музыка на подростка, не только классическая, но и современная. Выяснив, как эти жанры, влияют на эмоции и чувства подростка, мы можем контролировать эмоциональную динамику поведения подростка в разных жизненных ситуациях. Музыка властвует над нашими эмоциями. Они выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребности значимости происходящего. «Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её» [9,с.56]. Подростковый возраст характеризуется как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Известно, что в подростковом возрасте музыкальная культура достигает определенного уровня развития. У подростка развивается собственный музыкальный вкус, появляется свой круг музыкальных интересов и предпочтений, который постепенно приобретает устойчивость, являясь психологической базой ценностных ориентации подростка в последующей взрослой жизни. Психологи отмечают, что для подросткового возраста характерен резкий скачек формирования отношения к искусству. При этом подростки зачастую не имеют прочной системы знаний и достаточно ясных критериев оценки явлений современной культуры. Специальные исследования свидетельствуют о том, что «легкая» музыка обслуживает потребности в общении, движении, разрядке, в то время как классическая – в уединении, обдумывании, больших серьезных чувствах. Так как же сделать, так что бы популярная музыка и классическая не только приносили подростку положительные эмоции, но и прививали ему высокие художественные ценности. Ответ на этот вопрос мы нашли вместе с учащимися. При знакомстве с «программным» классическим произведением «Времена года» А. Вивальди, учащиеся принесли на урок аудио записи того же самого произведения только в различных современных обработках; джаз, электронная музыка, рок. Во время слушания и мы были поражены не обычными ритмическими рисунками, яркостью тембровой окраски, разнообразными колоритами звучания. У учащихся обогатились музыкальные представления, они по новому с другой стороны посмотрели на классику. После апробации новой работы провели диагностику и выяснили, что 85% учащихся - заинтересованы в работе и получают только положительные эмоции,14% -делают работу, так как за неё можно получить дополнительную оценку, положительные эмоции получают не всегда ,1% -не заинтересованы, эмоциональный отклик слабый. По моему мнению, целесообразно включать в урок «вариативное электронное домашнее задание» связанное с различными современными аранжировками классической музыки. Так как эта работа не только включает в себя ИКТ технологии, поисковую деятельность, но и пополняет эмоциональный багаж подростка. Выдающийся педагог - композитор Д.Б. Кабалевский говорил о важности принципа связи музыки с жизнью. Мы тоже решили последовать этому принципу и разработали с учащимися новую работу. Новизна нашей работы заключается в том, что мы впервые применяем звучание музыки в стенах школы не только на уроке музыки и школьных мероприятиях, но и перед началом и окончанием смен, а так же в столовой, уроках и переменах. Что бы начать такую работу учащиеся составили предварительный онлайн опрос на сайте «одноклассники», его задача была выявить наиболее популярный жанр музыки у подростка. В опросе участвовало 197 подростка, массовость обуславливается тем, что нам, требовалось получение сведений о большей группе индивидов. Из представленных жанров определили самые слушаемые произведения. Это не только классическая музыка, современная и популярная, но и некоторые рок обработки, духовная музыка, народная, авторская песня, электронная музыка. Выбор музыки проводился в соответствии с учетом музыкальных предпочтений подростка. На основе этого, по принципу контраста для основной работы были выбраны произведения, которые в дальнейшем и вошли в слушание на переменах. Изучив теоретический материал и исследовав данный вопрос, была составлена таблица по использованию эмоционального состояния подростка для работы в школе и разработаны рекомендации, использования музыки для регуляции эмоционального состояния. Создано электронное приложение с подбором материала для активизации эмоционального воздействия музыки на подростка. На данный момент, на переменах звучит разная музыка, это классическая музыка-50%, современная музыка-29%, джазовая-20%, рок музыка-1%. А так же представлены результаты диагностики. По ним мы видим, что с началом проведённой работы у учащихся появилась высокая эмоциональная отзывчивость и положительное эмоциональное отношение к звучащей музыке. Музыка на перемене приводит к улучшению эмоционального тонуса школьника, делает его эмоциональное самочувствие и поведение более ровным. Музыка может явиться «рычагом» для изменения эмоциональной жизни школьника в процессе воспитания. Нельзя забывать, что перестройка чувств-процесс длительный, поскольку в него вовлечены и сложившееся формы эмоционального регулирования, и не всегда ясно осознаваемые ребенком эмоциональные установки и пристрастия, свойственные ему. Но важно то, что в процессе воспитания чувства и эмоции изменяются. Иногда такие сдвиги выступают в более выпуклой, и иногда в более «смазанной» форме. В настоящее время современная музыка, рок, классика по-разному влияют на эмоциональное состояние человека. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие, расслабляющие и успокаивающие. Восприятие музыки очень индивидуально. Выбор музыкального произведения зависит от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического состояния. Практическое применение сводится к возможности её использования в урочной и во внеурочной деятельности школьников для улучшения эмоционального состояния подростка. При прослушивании произведений используемых в нашей работе мы выяснили, что все они вызывают положительные эмоции. Поэтому мы рекомендуем применять прослушивание разных музыкальных стилей в урочной и во внеурочной деятельности. На этом наша работа, не окончена и смотря в будущее, хотелось бы видеть в школе кабинет релаксации, где бы было: массажное кресло, правильно подобранная цветовая гамма стен, мебели, функционировал фонтан, из стерео системы которой был бы оснащён кабинет, звучала музыка, которая приводила эмоциональную сферу в необходимое состояние.
Литература
Гриндберг Д. Управление стрессом. — СПб.: Питер, 2002
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. — М.: издательство МГУ, 1993
Петренко С.А. Психология здоровья. — М.: МОДЭК, 1996
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996
Степанов С.С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна: Феникс,2006
Стресс жизни. Сборник. — СПб.: ТОО «Лейла»,1994
7. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с. 8. Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997. – 544 с. 9. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.