ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий.
Происходящие перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В настоящее время востребованными в образовании становятся результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действии, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развитие личности в системе школьного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов образования, в том числе и предметов естественнонаучного цикла.
На практике ориентируется на следующие виды УУД: - личностные, - регулятивные, - познавательные, - коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; - уровень развития речи; - степень владения русским языком; - умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; - стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке.
Недопустимо стихийность развития универсальных учебных действий, которая находит отражение в острых проблемах школьного обучения: - в разбросе успеваемости, - различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, - низком уровне общепознавательных и логических действий, - трудностях школьной адаптации, - росте случаев девиантного поведения.
В связи с этим роль учителя существенно меняется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно- нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"
В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Учебные предметы естественнонаучного цикла имеют большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей зависит от способов организации учебной деятельности школьников, которые позволяют не только обучать, но и воспитывать, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Основным средством формирования УУД в курсе предметов естественнонаучного цикла являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков: - выявлять их сходство и различие; - проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); - устанавливать причинно следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; - обобщать.
Вариативность учебных заданий, опора на опыт ученика, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).
Вариативные учебные задания, представленные в каждой теме учебника целенаправленно формируют у детей весь комплекс УУД, который следует рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, что и составляет сущность понятия «умение учиться».
Не менее важным условием формирования УУД является логика построения содержания курса предметов естественнонаучного цикла. Он построен по тематическому принципу.
Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. На всех этапах усвоения содержания предметов естественнонаучного цикла (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально.
Важно, чтобы полученные результаты самостоятельной работы (как верные, так и неверные) обсуждались коллективно и создавали условия для общения детей друг с другом, что важно для формирования коммуникативных УУД (умения слышать, слушать и понимать партнѐра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться учитывать позицию собеседника). Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В процессе такой работы формируются умения: контролировать, оценивать свои действия и вносить соответствующие коррективы в их выполнение. При этом необходимо, чтобы учитель активно включался в процесс обсуждения.
Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ обучающийся учится отвечать на вопросы; ‐ обучающийся учится задавать вопросы; ‐ обучающийся ученик учится вести диалог; ‐ обучающийся учится пересказывать сюжет; ‐ обучающихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».
Изучение предметов естественно – математического цикла способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлѐнность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Хотелось бы подчеркнуть очень важный момент: при изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно.
Развитию УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, проектная деятельность, модульного обучения, интеграция предметов естественнонаучного цикла.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умения учиться.
Результат формирования УУД на уроке: - для педагога:
обеспечит инновационное планирование образовательного процесса, дополнив традиционное содержание учебно-воспитательных программ,
конкретизирует требования к результатам образования,
обеспечит необходимый оптимальный уровень преемственности общего образования.
- для обучающихся – результаты развития УУД:
адекватная школьная мотивация;
мотивация достижения;
формирование рефлексивной адекватной самооценки;
развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения;
формирование внутреннего плана действия;
развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Сегодня мы можем констатировать определенные достижения и проблемы формирования УУД у учащихся.
Идёт накопление определенного положительного педагогического опыта, но вместе с тем имеется ряд проблем.
Учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Лидирующие позиции снова остались за теми видами УУД, которые относятся к познавательной группе. Категория «универсальные учебные действия» была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя сталкиваются с рядом трудностей при их формировании.
Основными проблемами при формировании УУД по результатам диагностики выступают: - нехватка времени на уроках, - отсутствие специальных методик, - пооперационных алгоритмов формирования и оценивания УУД,
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация обучающегося на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.