Мастер-класс с применением Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему Современная русская литература на рубеже веков (90-е годы 20 века- нач.21 века)
Косьяненко Елена Юрьевна
учитель русского языка и литературы
МОУ Лицей г.Фрязино Московской области
Мастер-класс с элементами технологии развития критического мышления через чтение и письмо на тему: «Современная русская литература 90-е годы 20 века – нач.21 века»
Обзор литературного процесса новейшего времени
Сегодня в России каждый день появляются книги сотен различных наименованием. Для читателей это настоящий вызов.
В недалеком прошлом книг печаталось не меньше. Сейчас ситуация изменилась: тиражи стали мельче, но появилось много новых имен. Всё больше писателей стемится обрести читательское признание, и если повезет- популярность. Как же ориентироваться в этом потоке литературы?
Только некоторые произведения становятся образцовыми: если не для современников, то для последующих поколений читателей. Некоторые из современных авторов уже легко узнаваемы и прочно заняли свои ниши в русской литературе. Многих мы только открываем для себя, не зная, какое именно место займут они в современном литературном процессе, который представлен следующим направлениями:
ВЫЗОВ: перечислить основные течения литературы конца 20века - нач.21 века.
- новая реалистическая проза;
- современная военная проза;
- постмодернистская проза;
- современная поэзия / постмодернистская поэзия
концептуализм метареализм (определение) (определение)
предметность развёрнутая метафора
ВЫЗОВ: ? Вспомнить основные модернистские направления 21 века.
Трансформированные жанры
- утопия
- антиутопия
- фантастика
- детектив
- эссеистика
области постижения
эссе
жизнь религия философия
наука искусство
Новейшая драматургия
Новая волна: «магнитофонная драматургия»
«поствампиловская драматургия»
Главное – бессюжетность
алогизм
художественное своеобразие - «боязнь банального нравоучения»
Представители: Л.Петрушевская, Н.Садур, А.Галит, Е.Гришковец
Детективы:
- иронический (Д.Донцова)
- ретро (Б.Акунин)
- боевик
- шпионские
Заполнение таблицы
Прозаические жанры определение проблема представители
неореализм Реализм+фантасмагорияМногообразие отношений человека и мира В.Маканин «Человек свиты», «Предтеча»; Л.Улицкая «казус Кукоцкого; А.Слаповский «Глокая куздра»
Современная военная проза Постоянное обращение писателя к пониманию подлинной правды о том времени и понимание себя сегодняшнего. Осмысление новых конфликтов, возникающих в новейшей истории и проявление гуманистического начала Г.Владимов «Генерал и его армия»; О.Ермаков «Крещение»; А.Ббаченко «Алхан-юрт»
постомодернизмАвангард+соцреализм (А.Генис) Особое умонастроение. Осознание иррациональности существования, расколотости, раздробленности сознания индивида через иронию, сарказм, гротеск А.Битов «Пушкинский дом», В.Пелевин «Чапаев и пустота», «Омон Ра»; Вен.Ерофеев «Москва- Петушки»; Б.Пьецухэссеистика Прозаические сочинения свободной композиции, выраженные индивидуальным впечатлением Области постижения (см.схему) Вик.Ерофеев, С.Лурье, А.ГенисФантастика, утопия, антиутопия, детективы В.Маканенко «Лаз», С.Лукьяненко «Императоры иллюзий»; Д.Донцова;иА.Маринина, Б.Акунин
Поэтические искания Ситуация вызова
? вспомнить основные модернистские поэтические направления начала 20 века
Концептуализм (предмет) Основа- концепт-идея, не соответствующая действительности.
Гротеск, ирония
абсурд
особенность – нет лирического героя Мнимость ценностных обозначений; демонстрация преходящего быта низших форм культуры. Протест против окостенения языка
Т.Кибиров, Д.Пирогов, Л.Рубинштейн
- стихотворения М.Айзенберга (= Н.Некрасов) (приложение)
- стихотворение Т.Кибирова (= Ф.Тютчев) (приложение)
- «каталожная поэзия» Л.Рубинштейна. Поэзия картотеки (приложение)
метареализмМетафора+реализм.
Поэзия подчеркнутых слов,
Рисующих нарочито усложненную картину окружающего мира с помощбю развернутых метафор Показ расширенной, усложненной, трансформированной до неузнаваемости действительности И.Жданов, А.Ерёменко, В.Кальпиди.
Практическая часть с применением приёма «Чтение с остановками»
на примере рассказа А.Слаповского «Чернильница».
Писатель Евдокимов был честолюбив за счет молодости, крепкого здоровья и желания решать такие задачи, которые не под силу были предшественникам, пусть даже и великим.
Он прочитал как-то слова Чехова, что рассказ можно написать о чем угодно, хоть о чернильнице. Это его поразило. Сам-то не написал! — неуважительно подумал он о Чехове. Ну-ка я!
Он обошел все магазины в поисках чернильницы и не нашел, потому что давно уже не производят чернильниц и никто уже чернилами из чернильниц не пишет. Тогда он пошел к своей бабушке, зная, что она ничего не выбрасывает из старых вещей, и точно, нашлась у нее чернильница. Он налил в нее чернил (чернила еще продают — для чернильных ручек, хотя эти ручки никто не покупает, они плохие, если не «Паркер», но для «Паркера» нужны совсем другие чернила, а других нет, поэтому эти никто не покупает и зачем их продают — непонятно).
Евдокимов поставил чернильницу с чернилами перед собой и стал думать.
Чернильница была из прозрачного когда-то стекла, но от чернил стала темно-синей.
Она была непроливайка, то есть с конусом внутрь, и действительно не проливалась, если ее осторожно перевернуть. А если плеснуть (Евдокимов попробовал), то проливается, конечно.
Остановка
Составление кластера
Предположения о финале
Три дня и три ночи он думал над чернильницей — и ничего не придумал, и в отчаянии от своей бездарности повесился.
С одной стороны, грустно, а с другой стороны, вы его не жалейте, ведь никакого писателя нет, я его выдумал. А вот чернильница у его бабушки есть, зачем-то она хранит ее. «С дерьмом не расстанется!» — темпераментно говорит о ней зять, отец Евдокимова, не любящий тешу. Впрочем, тьфу ты, Господи, не может же быть у Евдокимова отца, поскольку нет никакого Евдокимова!
Запутался я. Извините...
ПРИЛОЖЕНИЕ
М.Айзенберг* * *Мелкий дождик ходит тихо,как индейский проводник.Вот крапива, вот гречиха.Кто садовник? Я грибник.
Елей пасмурная хвоя,их драконья чешуя.Но не вижу ничего я.Ничего не слышу я.
Только слышу – тоньше вздохаветер ходит надо мной,да шумит ольха-елохадалеко за тишиной.
С неба ровно-голубого,из недальнего угладля живущего любогоизготовлена стрела.
Кто успеет уклониться,лёт ее признав едва?Вот невидимая птицаи поет как тетива.
Т.КибировШалтай-БолтайНет — увы — никакой я не зайка уже(ни в смысле Чайковского, ни, тем боле, Киркорова),и не вещая птица над Ледой.Вот сравненье другое,не простое, а золотое,вот метафора сказочно точная:Его били-били — не разбилидед и баба(т. е. всякие объективныесоциально-политическиеи социокультурныетяготы и лишения),а мышка бежала(ах, ты, мышка моя!),хвостиком махнула —оно и упало.И разбилось.И что уж теперь завывать-призыватьвсю королевскую рать?И вся конница эта,и сам Корольне имеют значенья,не играют рольв этом свете,на этом свете…А что будет на том,мы узнаем потом,мы узнаем потом, без сомненья!Так лежу я и жду продолжения.
Л.Рубинштейн
56. И тут наконец-то появляется большая серебряная пуговица на дорожном плаще молодого человека, едущего навестить умирающего родственника.
57. И дрожит дуэльный пистолет в руке хромого офицера.
58. И дрожит раскрытый на середине французский роман в руке молодой дамы.
59. И дрожит серебряная табакерка в руке бледного молодого человека.
60. И дрожит оловянный крестик в руке пьяного солдата.
61. И дрожит большой серебряный самовар в руках пьяного военного врача.
62. И слегка подрагивает блестящий клюв большой черной птицы, неподвижно сидящей на голове гипсового бюста античной богини.