Доклад на тему Особенности работы над кантиленными произведениями в старших классах ДМШ
методический доклад
на тему
«Особенности работы
над кантиленными произведениями
в старших классах ДМШ»
Винницкая Оксана Николаевна,
МКУДО «ДМШ №2»,
преподаватель
Кантилена ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] cantilena «песенка» от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] cantilena «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]») широкая, свободно льющаяся напевная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Основным видом голосоведения в пении является кантилена, т. е. плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку.
Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Мы знаем замечательные кантиленные мелодии как итальянских, так и французских, немецких и других композиторов. Выдающиеся по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Аренского и у многих других. Кантилена у русских композиторов органично связана с кантиленой наших русских протяжных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ. Связное, плавное кантиленное пение это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, пение legato еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность певучесть обязательно требует свободно льющегося звука. Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звук у этих инструментов льющийся, плавный характер.
Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, так и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой. Из сказанного ясно, что овладение кантиленным пением непосредственно связано с правильным звукообразованием.
Большинство молодых певцов, начинающих учиться пению, еще не обладает хорошей кантиленой. Она вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения. При нахождении правильной координации в работе голосового аппарата звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и его становится достаточно для пения относительно длинных нот. Со стороны обычно отмечают, что звук вырос по силе и приобрел качества профессионального звучания. Педагоги говорят, что звук «потянулся» или что у певца стало держаться дыхание, подчеркивая этим нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Это свойство певческого звука тянуться и говорит о том, что найдена та координация в работе гортани, при которой дыхание расходуется наиболее экономно, правильно. До этого момента певец его искусственно пытался держать и бережно расходовать, а оно улетучивалось, несмотря ни на какие ухищрения. После нахождения верного звучания оно само «держится», даже при максимальном желании его отдать. Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивого вибрато. Попытки искать хорошую кантилену вне связи с правильным звучанием за счет мудрствования с дыханием, искусственного развития длительного выдоха и вдоха, задержки его и т. п. не могут привести к убедительному успеху. Без работы над качеством голоса, без поисков полноценно высококачественного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены.
Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.
Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.
Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и вовсе выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.
Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.
Пение legato предполагает связное пение при точном переносе звука с ноты на ноту, без захвата промежуточных тонов. Другой вид связного пения portamento предполагает перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссанди-рует с ноты на ноту вверх или вниз. Оно употребляется как вокальный прием во многих произведениях, причем этот вид вокализации специально оговаривается автором. Неумеренное пользование portamento напоминает пение с завыванием, с подъездом к каждой ноте, что делает его антимузыкальным. Однако поскольку portamento выразительный и употребляемый в практике прием, его следует специально изучать. Обычно он легко осваивается, так как скольжение звука голоса свойственно для естественной речи. Если ученик затрудняется в этом виде звуковедения, то полезно потрениваться в речи на интонациях удивления (portamento вверх) и на интонациях утверждения (portamento вниз), а потом предложить спеть какие-либо интервалы, подложив это ощущение скольжения звука. Другой прием это представить, что между звуками, которые требуется связать приемом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении. Эти приемы обычно легко приводят к развитию движения portamento.
Техника связного пения (легато)
Связную вокализацию можно использовать не только при вокальном исполнении песни, но и при исполнении кантилены (исполнение произведений с текстом). Стиль кантилены bel canto если говорить простыми словами это протяжное, красивое широкое пение. Кантилена получила свое развитие в итальянском вокале. Итальянский язык является самый певучий, из-за большого количества гласных звуков.
Что касается русского и украинского языков, то они ненамного уступают итальянскому языку по певучести и поэтому кантиленное пение в русском вокале достигло высокого уровня.
В основе русской музыки лежит народная песня, для которой, как правило, характерно широкое связное пение, а именно кантилен. Можно дать однозначное определение кантилены это непрерывно поющиеся звуки, которые составляют основу всего пения.
Кантилен образуется в том случае, объединения всех звуков между собой, и каждый новый выпевающийся звук является продолжением ранее спетого. Этот вид пения именуется связным или, иначе говоря, пением легато. Для выработки кантилены рекомендуется выполнять упражнения на легато тренировка для правильного, длительного и равномерного выдоха. Данные упражнения, а именно легато замечательно развивает дыхательный аппарат при пении. При легато с постоянно увеличивающимися музыкальными фразами проще всего переносить с одного звука на другой нужное звучание. Из этого можно сделать вывод о том, что связное пение отдельных тонов помогает мелодии звучать ровно.
Главным видом голосоведения является кантилена. Это красивое слово означает плавное, льющееся пение. Кантилена невозможна без умения петь legato (т.е. петь, связывая один звук с другим, не прирывая). Но! Самое главное условие кантилены свободно льющийся голос. Без зажатости, надрывности, крика. Иначе не видать вам кантилены, как зеленых человечков на Луне!
Что вам нужно, чтобы овладеть этим замечательным навыком? Прежде всего, увы, терпение. Потому как процесс это не быстрый, но увлекательный. А теперь по пунктам:
1. Правильно организованная дыхательно-мышечная работа.
2. Гармоничное соотношение головного и грудного резонаторов.
3. Пение legato.
Гаммы, арпеджио, упражнения со скачками на различные интервалы вам в помощь.
Существует еще один прием выразительного связного пения portamento (портаменто) скольжение звука по всей гамме промежуточных тонов. В инструментальной музыке такой прием называется глиссандо. На гитаре он получается в результате лёгкого скольжения пальца по струне вдоль грифа. На фортепиано его можно получить, если тыльной стороной лодони провести по клавишам от одгого звука к другому.
Но и здесь есть подводный камешек! Неумелое использование этого приема превращается в кровожадное завывание! Впрочем, вы всегда можете сказать, что исполняли арию волка.
Способ тренировки представить, что между звуками. которые требуется связать приемом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении.
Советы для начала занятий вокальными упражнениями
"Первоначальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной и с одинаковой силой".
Указания Глинки: при упражнениях "тянуть звук, не сбавляя силы".
Упражнения для самых начинающих должны быть просты ритмически, построены на узких интервалах и в пределах квинты, чтобы внимание не отвлекалось в начале от координации вокальных процессов, начинающий успевал следить за legato дыхания и качеством звука.
Старые учителя пения рекомендовали для начала использовать звук "а", потому что при этой гласной больше вероятности, что гортань будет спокойно опущена, глотка раскрыта, расширена и мягкое небо приподнято.
Конечно, все очень индивидуально, часто бывает, что начинающему спеть звук "а" очень трудно, легче атакируются гласные "о" или "у".
Педагог Витт советует "найти удобно формирующуюся и хорошо звучащую гласную и от нее строить голос, стараясь ощутить "место звука".
Глинка называл это так: "Петь сначала легко берущиеся звуки". (Школа примарного тона).
Конечно, в дальнейшей работе надо использовать все гласные, чтобы в пении при чередовании в тексте разных гласных и согласных звук оставался ровным и, по возможности, красивым.
Ровность звука не должна зависеть от преодоления музыкальных интервалов, от изменения гласных и согласных. Все гласные должны иметь одну вокальную форму. Согласные не должны вырывать гласный звук из его вокального гнезда, они должны быть легкими и четкими в произношении и не прерывать поток гласных.
Именно на упражнениях приобретается навык пения звуком красивым и ровным по силе, качеству и тембру.
Непрерывность и ровность красивого звучания голоса - основа художественной ценности пения. Достигается эта ровность, легатность звука совершенствованием стабильности и скоординированности процессов дыхания и атаки звука.
Дыхание - как бы педаль, связывающая звуки вместе.
Все упражнения необходимо петь предельно legato.
Кантилена - умение плавно переходить от одной ноты к другой, без толчков, без перерывов в дыхании. Это можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию.
Для начальной работы над legato и кантиленой надо брать простые упражнения и произведения, напевные, в спокойном темпе.
Вот что о ровности и легатности звука говорил М.Гарсиа: "При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на следующую нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто все построение составляет только один ровный и продолжительный звук... Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука".
Ровность тембра создается единообразностью работы гортани.
Относительно пения forte и piano советует педагог Витт: "Обучающимся пению необходимо помнить, что сила голосалегко опережает свободное управление им.
Создавая наилучшие условия для хорошего звучания, певец как бы "растит" свой голос, а не выгоняет его силой. Никогда не надо форсировать звук".
Для каждого голоса forte и piano должны быть индивидуальны. Никогда не надо забывать итальянскую поговорку: "Нужно петь процентами своего голоса, не пользуясь капиталом".
Результат хорошей вокальной "школы" - это когда мышечный автоматизм в пении проходит через слуховой "контроль" поющего. Надо с самых первых упражнений учиться слушать свой голос, уметь его воспринимать критически, но и уметь его любить, как нежное растение, растить, оберегать, любоваться - тогда голос зазвучит, заблестит.
Работу надо начинать буквально с одной ноты, но она должна отвечать всем требованиям вокала
Список используемой литературы.
1. Певцам нужна всем кантилена. Интернет-источники из сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Вокальные упражнения по развитию вокально-хоровых навыков. Интернет-источники из сайта musicexplore.ru.
3. Упражнения по видам вокализации. Интернет-источники из сайта http://masterskayavokala.ru.