Доклад по теме: Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке, как средство эффективной работы по качеству образования
МКОУ "Приреченская основная общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области"
Доклад по теме:
«Управление
познавательной деятельностью учащихся на
уроке, как средство
эффективной работы по
качеству образования»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Козлова Л.В.
2013 – 2014 уч. год
В школе протекает множество сложнейших по своей структуре процессов, требующих конкретного, систематического, научно – обоснованного управленческого воздействия. Один из таких процессов – урок, во всем многообразии его типов, видов и форм. Решение подавляющего числа педагогических задач, так или иначе, зависит от его качества. Управление уроком – это не только педагогическая, но и управленческая проблема
Проблема управления познавательной деятельностью учащихся на уроке является одной из ключевых при организации образовательного процесса в современной школе.
Цели нашего педсовета: обосновать необходимость использования управленческих знаний и навыков при планировании и организации урока; выявить их связь с педагогическими, методическими и психологическими знаниями, необходимыми для управления современным процессом обучения.
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам» высказывание А. Гина.
Наша задача состоит в осмыслении положений теории управления и выявлении их связей с положениями педагогической науки и возрастной психологии. Что объединяет нас – учителей разных предметных областей? Во– первых, это наши ученики, во – вторых, организация процесса обучения,
основанная на законах дидактики, в–третьих, урок как основная форма организации учебного процесса. Вот этих «трех китов» и положим в основу наших рассуждений.
Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интеллекта, их интересов? Наши ученики очень разные, но есть общее, что, несомненно, объединяет их. Они – люди другого времени. И это мы должны учитывать. Опыт показывает, что многие педагогические приемы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.
Посмотрим на наших учеников с позиции нового заказа общества системе образования, который был сформулирован в документах, посвященных модернизации образования. Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях?
Этот вопрос задают себе педагоги, психологи, социологи не только у нас в России, но и во многих странах мира. Для них вопрос реформирования образования так же актуален, как и для нас.
В книге «Школа для XXI века. Приоритеты образования» американский педагог Филипп С. Шлехти, подчеркивает: « нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Это и понятно, рассуждает автор. Если ученик знает, как учиться в школе, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить нужную информацию, чтобы решить ту или иную проблему и т. п., то ему легче будет повысить квалификацию, получить дополнительные знания, что и нужно в жизни. Конечно, этого значительно труднее добиться, чем научить учащихся читать, писать, считать и усваивать сумму разнообразных знаний по различным предметам, что, как правило, с успехом делала традиционная школа.
Таким образом, наш выпускник – выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать следующими качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить;
- видеть возникающие в реальной действительности проблемы и используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь контактировать с представителями различных социальных групп, уметь работать с ними сообща в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость их воспитания у себя.
Сегодня учитель приобретает иные роль и функции в учебном процессе, нисколько ни менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является существование образовательного пространства, дающего возможность каждому обучающемуся систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению «хочу» и «могу». Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими же должны быть мы, педагоги, чтобы сделать это? Мы не просто должны, мы обязаны стремиться не только к профессиональному, но и человеческому совершенству. Конфуций сказал: «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий; и путь опыта – это путь самый горький». У нас с вами выбора нет, нам надо идти по всем трем дорогам сразу. Это жесткое требование нашей профессии. И движение по этим дорогам познания привело к мысли о том, что учителю необходимы управленческие знания.
Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.
Вернемся в наши студенческие годы. Насколько мне известно, ни в одном педагогическом вузе не читался курс теории управления. Хотя кто как не учитель по своим функциям является управленцем?
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью процесса обучения, который состоит из преподавания и учения (обучение = преподавание + учение).
Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства. Они стремятся к своим результатам, которые возможно, не совпадают с нашими. В пространстве урока собраны индиви-дуумы, деятельность которых нужно «привести к общему знаменателю», к норме деятельности, которую знает и задает учитель.
Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, и нормой деятельности каждого конкретного ученика. За счет чего возможно преодоление этого противоречия? Путей много. Сегодня мы говорим только об одном – об управлении деятельностью учащихся.
Что же такое управление? Управление – это процесс, состоящий из непре-рывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управле-ния, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта; устанавливаются цели совместной деятельности; определяются способы их достижения; разделяется, если необходимо работа, между участниками. Управление необходимо на любом этапе урока. Его основа – системное проектирование познавательной деятельности ребенка, его суть – поэтапное вхождение ученика в учебную деятельность.
Чем же необходимо управлять? Понимая, из каких составляющих складывается учебная деятельность, учитель должен управлять:
- целеполаганием учащихся;
- мотивацией их деятельности;
- формированием умений учащихся;
- созданием обратных связей «учитель» - «ученик»;
- созданием проблемных ситуаций;
- комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя, очевидно, что все это должно находиться в поле его зрения, под его управленческим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности заключается в том, что мы управляем учениками, которые являются живыми людьми, способными внести непредвиденные для педагога коррективы в ход урока.
Рассмотрим теперь условия эффективности управленческого воздействия в сравнении с условиями обеспечения эффективности обучения школьников.
Условия эффективности управленческого воздействия
Условия обеспечения эффективности обучения школьников
Совместная работа хорошо спланирована и организована
Применение активных методов организации учебной деятельности; дифференциация и индивидуализация
заданий по степени сложности
Исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают
Привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию зна-ний, к процессу учебной работы и ее результатам; формирование на этой основе интереса к обучению
Исполнители заинтересованы в полу-чении ожидаемых результатов и ис-пытывают удовлетворение от своей работы
Мотивационная направленность обучения
Социально – психологический кли-мат в коллективе благоприятен для продуктивной работы
Контакт между учителем и учащимися
Управление своевременно реагирует на происходящие изменения. Для этого руководители должны иметь информацию об изменениях
Показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь этих знаний с жизненным опытом, интересами, запросами ребят
Профессиональные контакты между педагогами
Осуществление межпредметных связей в обучении
Даже без детального сравнительного анализа нетрудно заметить, что эти условия близки по своей сути. Учебная деятельность, как и любая другая, требует создания определенных условий для обеспечения ее эффективности.
Таким образом, мы можем зафиксировать еще одну проблему для детальной последующей проработки – как в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения школьников? Тем самым, каждый из вас частично сможет выявить уровень сформированности у себя управленческих умений и навыков.
Чтобы сделать это, необходимо оценить успешность деятельности учителя на уроке. Поэтому остановимся на дидактических требованиях к современ-ному уроку.
Дидактические требования к современному уроку.
Четкое формулирование образовательных задач в целом, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков на уроке в целом, так и на отдельных его этапах.
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, которые позволяют обеспечить их оптимальное воздействие на каждом этапе урока, высокую познавательную активность учеников.
Сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке с максимальной самостоятельностью учащихся.
Нетрудно заметить, что эти требования в достаточной степени перекликаются с условиями эффективности управленческого воздействия. Случайны ли выявленные совпадения?
По мнению академика В. В. Краевского, обучение в процессе развития общества приобрело характер специфического вида общественной деятельности. Его сущность и назначение состоит в передаче социального опыта новому поколению. Одни дидакты считают, что главное дидактичес-кое отношение познавательное – между учеником и учебным материалом. Другие думают, что главное дидактическое отношение- отношение между деятельностью учителя (преподаванием) и учащегося (учением). Встречаются также высказывания, что проблемы, связанные с обучением, вообще можно решать более эффективно не с дидактических позиций, а с позиций психологии и кибернетики.
Все это дает основание высказать мнение, что, во–первых: первичные управленческие знания, умения и навыки, необходимые учителю для профессиональной организации учебного процесса, находят свое отражение в дидактических целях и задачах, а во–вторых, повышение уровня профессионального мастерства учителя неразрывно связано с его управлен-ческой компетентностью.
Рассмотрим теперь некоторые педагогические приемы с управленческих позиций.
Деятельность людей все в большей степени зависит от информирован-ности, способности эффективно использовать информацию. Информация становится одним из ценнейших ресурсов общества. Войти в 21-й век образованным человеком можно, только хорошо владея информационными технологиями. Это делает исключительно актуальной задачу подготовки подрастающего поколения к жизни и работе в информационном обществе.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (аудио, видео, компьютер и т.д.).
По-настоящему полноценное использование информационных технологий возможно лишь в школе, направленной на развитие познавательных способностей своих учеников, которые учатся самостоятельно добывать новые знания.
В нашей школе созданы условия для организации познавательной деятельности учащихся: оборудован компьютерный класс, учащиеся школы имеют постоянный доступ в Интернет.
Наглядность и красота представления полученной с помощью компью-тера информации, радость коллективной работы, когда каждому найдется дело по душе, способствуют формированию внутренней мотивации к работе за компьютером.
Для учащихся стало привычным пользоваться услугами Интернет при выполнении проектных заданий по предметам. Применение находят электронные презентации, сделанные учениками школы под руководством учителей-предметников.
Внедрение информационных технологий позволяет обогатить среду учебной деятельности школьников, существенно расширяет круг доступных для решения задач, избавляет от рутинной работы. Компьютер способствует удовлетворению потребности учащихся в самоуважении, самореализации, развитию самостоятельности мышления, умению самостоятельно получать новые знания и совершать собственные "микро открытия".
Учителя нашей школы разрабатывают и проводят уроки с использованием ИКТ.
Другим средством для решения данной задачи может оказаться метод про-ектов. О нём в последние годы уже много сказано и написано. Акцентирую лишь внимание на том, что проектная деятельность в зависимости от реали-зуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это мо-жет быть грандиозный проект на целый учебный год и более, а может – про-ектом на один или несколько уроков (мини-проект). Безусловно, не всякую деятельность возможно и целесообразно трансформировать в проектную.
Вряд ли слабого или среднего ученика привлечёт такой вид деятельности, результат или назначение которой – учение. Учение нынче «не в моде». К тому же большинство учащихся часто даже не осознают роль получаемых в школе знаний. Поэтому результат любой практической работы должен обязательно иметь личную значимость для ученика, т.е. мотив. Одним из таких мотивов могут стать бинарные уроки. Ученик выполняет работу и к информатике, и к другому или другим предметам, тратит гораздо меньше времени на подготовку, а получает сразу несколько оценок. В этом случае возникает мотив к познанию, развивается стремление к дальнейшим действиям.
Основной акцент бинарных уроков приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуще-ствление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принци-пиальной перестройки всей системы учебной работы.
Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу как ученика, так и учителя, приучает к аккуратности, формирует положи-тельные нравственные качества и коллективистические отношения. Контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки.
От того, как осуществляется проверка и оценка знаний во многом зависит дисциплина на уроке, отношение учащихся к обучению и формирование таких важных качеств личности школьника как самостоятельность, инициа-тива, трудолюбие.
При изложении учителем нового материала, когда учащиеся получают информацию преимущественно в готовом виде, степень их активности в мыслительной работе невелика. Поэтому у учеников далеко не всегда возни-кает потребность в приобретении новых знаний и в обосновании способов их использования. У них не вырабатываются навыки учебного труда творчес-кого характера, не стимулируется стремление к поискам, изобретательству, рационализаторству. Высокий уровень креативности школьников прояв-ляется в умении самостоятельно находить в окружающей жизни проблему, строить план ее решения и осуществлять его.
Чтобы обеспечить полноценное усвоение знаний, необходимо вооружить учащихся эффективными методами и приемами самостоятельной работы. Они должны знать рациональные правила ее организации и уметь поль-зоваться ими в своей учебной деятельности.
Высокий уровень познавательной деятельности учащихся отражается на организации работы, на характере педагогического руководства. Оно при-нимает форму управления действиями учеников. Учитель организует и нап-равляет самостоятельную работу школьников.
Важнейшим признаком правильно организованной познавательной деятельности является мыслительная активность учащихся. Она проявляется в целенаправленном анализе и синтезе, обобщении и абстрагировании, классификации и систематизации учебного материала, в рассуждениях, умозаключениях, в применении индукции и дедукции, в обосновании утверждений, в овладении системой знаний. В понятии "самостоятельность учебной деятельности" особо следует выде-лить такой признак, как способность обучающихся ориентироваться в новой ситуации, критически подходить к оценке фактов и явлений, независимо от суждения других. Подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность, неподверженность чужим влияниям.
«Развитие и образование, - писал А. Дистервег в своей книге «Руководство к образованию немецких учителей», - ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Одним из методических приемов содействующих возбуждению познава-тельной активности учащихся в процессе обучения является выдвижение познавательной проблемы. Познавательная проблема определяется, как про-тиворечие между знанием и незнанием и которая может быть разрешена только путем поисков ответов на возникающие вопросы. Она порождает потребность что–то осмыслить, объяснить, в чем–то разобраться. Создать проблемную ситуацию – значит поставить учащихся перед новыми вопро-сами, разрешить которые они не в состоянии при наличном запасе знаний. Так у них появляется потребность в познании. В процессе проблемного обучения отличают два основных вида поисков. В одном случае раскры-вается логика научного подхода к исследованию истины. В другом же случае проблемное обучение состоит в раскрытии учащимися системы доказа-тельств тех или иных изучаемых положений, разрешении возникающих противоречий. Проблемное обучение как важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся требует применения специальных методических приемов и определенного педагогического мастерства.
Большой эффект в обучении дает живое слово учителя в сочетании с наглядностью. Демонстрируя наглядные пособия, а, также показывая опыты, учитель мобилизует внимание учащихся и привлекает к восприятию изучаемого материала не только слух, но и зрение, а в некоторых случаях и обоняние, осязание. Должно стать непреложным правилом: нельзя объяснять словесно то, что может и должно быть усвоено практически и наглядно.
Существенные изменения, которые вносятся в содержание школьного образования, требуют всемерного совершенствования процесса обучения.
«Человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит, а ветряную мельницу» - Стивен Кинг.
Памятка для учителей
Приемы управления познавательной деятельностью учащихся:
1) активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;
Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.