Технологическая карта урока Тема:«Тепловая обработка овощей. Приготовление блюд из вареных овощей».
Технологическая карта урока технологии
5 класс
Тема: «Тепловая обработка овощей. Приготовление блюд из вареных овощей».
Выполнила:
Скороспешкина А.М.
Учитель технологии
МАОУ «СОШ №10»
ПЕРМЬ 2016
Класс: 5
Дата: Сентябрь
Занятие № 7-8
Тип урока: Комбинированный – формирование умений и навыков; применение знаний на практике.
Тема учебного занятия: «Тепловая обработка овощей. Приготовление блюд из вареных овощей».
Цель урока: ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей и формирование навыков по приготовлению блюд из варёных овощей.
Задачи:
Предметные; расширить кругозор учащихся при изучении материала о видах овощей и о месте овощей в питании человека; ознакомить с приемами первичной обработки овощей; научить приемам нарезки овощей; ознакомить с оформлением готовых блюд.
Регулятивные; развивать у учащихся умение организовывать работу в группах; умение анализировать, ставить себе и другим оценки.
Познавательные; формировать навыки анализа проблемы, поиска способов ее решения; развивать познавательные и творческие способностей; формировать навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные; учить доносить свою позицию до других; приобщать учащихся к работе в коллективе.
Личностные; воспитывать эстетический вкус и аккуратность во время работы
Основные понятия; Виды тепловой обработки: варка, жарение, тушение, запекание, припускание, пассирование, бланширование. Правила тепловой обработки. Требования к оформлению готовых блюд.
Межпредметные связи: Русский язык, Математика.
Ресурсы;
- Учебник Технология. 5 класс. Под. Редакцией О.А.Кожина
- Дидактические средства обучения: технологическая карта приготовления салата «Оливье», тетради, интерактивные модули.
- Технические средства обучения: мультимедийная презентация.
- Инструменты, оборудование: овощи для приготовления салата, ножи, разделочные доски, салатники.
Формы работы: Групповая работа, индивидуальная работа.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о тепловой обработке овощей, познакомятся с технологией приготовления салатов из варёных овощей, готовить салаты из варёных овощей.
Метапредметные: ответственное отношение к выбору питания, соответствующего нормам здорового образа жизни; объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
Личностные: Овладение технологией приготовления салатов и способами оформления кулинарного блюд, обучающийся получит, возможность научится ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, проявлять познавательную активность.
Этапы урока.
Этапы урока Деятельность Учителя Учащихся УУД
1.организационно - мотивационный Р: организация рабочего места.
2.Проверка усвоения
уч-ся материала прошлого урока (учитель планирует и организует фронтальный опрос, и индивидуальную работу у доски.)
Устный опрос по вопросам. Работа у интерактивной доски по классификации овощей.
Ответы на вопросы.
Работа у доски. Л: осознание своих возможностей, умение работать с интернет источниками.
Р: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено.
К:
Умение слушать и вступать в диалог.
3.Мотивация и формирование интереса к уроку. Актуализация знаний. (учитель формирует положительную мотивацию у учащихся к изучению новой темы. Устанавливает связь с прошлым уроком.) Демонстрация слайдов. Беседа. Восприятие. Ответы на вопросы. Размышление. 4. Постановка цели и задач урока.(Учитель поясняет что должны узнать учащиеся на уроке.) Сообщение цели урока Восприятие 5. Формирование знаний учащихся.
5.1. знакомство с понятиями «Варка», «Жаренье», «Запекание», «Бланширование», «Тушение». 5.2.Технология приготовления блюд из вареных овощей:
Объяснение. Демонстрация компьютерной презентации. Восприятие. Запись в тетради. П: умение анализировать и обсуждать.
Л: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6. Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж (целевые обходы). Заключительный инструктаж Выполнение задания. К: умение организовывать учебное сотрудничество в группах.
П: самостоятельно создавать способы решения проблемы творческого характера.
7.1. Проверка усвоения знаний Опрос Ответы на вопросы. 7.2. Рефлексия. Самооценка выполнения практической работы. Сообщают о своих достижениях и неудачах, о том чему научились, что нового узнали. Л: нравственно эстетическая ориентация, оценивание усеваемого содержания.
Ход урока:
1.Организационный блок:
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Проверка усвоения уч-ся материала прошлого урока:
Вопросы:
На какие группы классифицируются овощи?
О: Корнеплоды (свекла, морковь, редис, редька), Клубнеплоды (картофель), Тыквенные (огурцы, тыква, кабачки), Бобовые (горох, соя, фасоль, бобы). (http://LearningApps.org/282137)
Расставьте в определённой последовательности первичную обработку овощей? (http://LearningApps.org/317968)
О: Сортировка, мойка, чистка, промывание, нарезка.
Найдите в сетке слова, способы нарезки овощей? (http://LearningApps.org/1111279)
О: Соломкой, брусочками, кубиками, ломтиками, кружочками, кольцами, шашками.
3.Мотивация и формирование интереса к уроку и актуализация знаний.
- Что вы увидели на слайдах?
О: Салаты.
- А что такое салат?
О: Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой яйцами.
- А из каких овощей можно готовить салаты?
О: Варёных, сырых.
Значит тема нашего сегодняшнего урока?
О: Приготовление блюд из варёных овощей.
Целеполагание.
Цель нашего урока познакомится с видами тепловой обработки овощей и приготовить салат из варёных овощей «Оливье».
Формирование знаний учащихся.
Для приготовления овощных блюд используют все виды тепловой обработки: варку, жаренье, запекание, тушение, припускание.
Виды тепловой обработки овощей:
Варка – это нагревание продукта в воде, бульоне, молоке или на пару.
Жаренье – способ тепловой обработки, при котором продукт нагревается в жире или горячем воздухе.
Жаренье продукта на противнях или сковородах в духовке называется Запекание.
При тушении (это комбинированный способ тепловой обработки) овощи сначала обжаривают, а затем заливают небольшим количеством бульона, добавляют пряности, закрывают крышкой и доводят до готовности.
В том случае, когда необходимо получить сочный продукт, сохранив в нем значительную часть растворимых веществ, применяют варку в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при их нагреве. Этот способ тепловой обработки называется Припускание.
Вспомогательные приемы тепловой обработки: пассерование, бланширование.
При пассеровании продукты слегка обжариваются с жиром или без него.
Бланширование – быстрое обваривание или ошпаривание. Продукты или обдают кипятком в замкнутом сосуде, или погружают в кипяток (до одной минуты).
Варка на пару осуществляется в закрытой посуде. Продукты укладывают на решетку или сетку над кипящей жидкостью.
Варка на водяной бане. В большую посуду с горячей или кипящей водой помещается кастрюля с подготовленными продуктами для варки или для сохранения в горячем виде. (http://LearningApps.org/1308835), (http://LearningApps.org/1350144)
Важные правила тепловой обработки.
Технология приготовления блюд из вареных овощей:
1. Первичная обработка овощей, входящих в блюдо (сортировка, мойка, чистка).
2. Тепловая обработка овощей.
3. После тепловой обработки продукты должны быть охлаждены, так как при нарезании теплые овощи, яйца и другие продукты теряют форму и, кроме того, соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу приготовленных блюд.
4. Салаты заправляют перед подачей. Перемешивать их нужно осторожно, чтобы продукты не помялись.
5. Оформление и подача.
Приготовление блюд должно производиться в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Требования к качеству и оформлению готовых блюд
1. Варёные продукты, входящие в состав блюд, должны быть мягкими, но не разваренными и сохранять форму нарезки.
2. Вкус блюда из отварных овощей должен соответствовать натуральному вкусу овощей.
3. Цвет и запах блюд – свойственные свежим продуктам.
4. Оформление блюд должно быть красивым и аппетитным.
5. Практическая работа
5.1. Объяснение выполнения задания. Вводный инструктаж.
Сегодня вы готовите салат «Зимний» используя технологическую карту.
Давайте повторение правила техники безопасности при очистке и нарезке продуктов.
1. Резать все продукты на специальной доске;
2. Правильно держать нож и руки (2 см от лезвия ножа);
3. Передавать нож ручкой вперёд, при этом тупая часть ножа должна находиться у ладони;
4. Носить нож на мойку и с мойки, опустив лезвием ножа в низ.
5.2 Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Заключительный инструктаж.
Учащиеся выполняют групповую практическую работу по приготовлению блюд из варёных овощей, пользуются технологическими картами.
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует технологию приготовления, правильные приёмы работы, соблюдение правил техники безопасности.
- Уборка рабочих мест
- Просмотр оформленных блюд
- Дегустация готового блюда
6. Подведение итогов занятия.
6.1. Проверка усвоения знаний.
1. Какие виды тепловой обработки применяют при приготовление овощей?
О: Жаренье, варка, тушение и т.д.
2. Что относится к вспомогательным приёмам тепловой обработки?
О: Пассерование, бланширование.
6.2. Рефлексия.
1. Что нового вы узнали на уроке?
2.Чему вы научились на уроке?
6.3. Анализ и оценка работ учащихся.
- выставление оценок
6.4. Объяснение Д/З
С помощью программы bubbl.us вам необходимо составить интеллект карту по теме «Овощи»
start brainstorming – вход
Технологическая карта приготовление салата «Оливье»
1. Предварительно отварить картофель, морковку, яйцо. Продукты очистить.
2. Картофель нарезаем средним кубиком сечением 0,5 см
457200212090
3. Колбасу нарезаем кубиками сечением 0,5 см.
502920173990
4. Морковку нарезаем кубиками сечением 0,5 см.
5. Предварительно сваренные яйца очистить, нарезаем кубиком.
502920185420
6. Маринованные огурцы, очистить от кожуры, нарезать кубиками и дайте стечь лишней жидкости, подержав 5 минут в дуршлаге. 47244067310
7.
Репчатый лук очистить от кожуры, нарезать мелкими кубиками.
502920107950
8. Добавить консервированный горошек.
9. Все ингредиенты, заливаем майонезом или сметаной, аккуратно смешиваем, стараясь при этом не помять нарезанные кубики.
10. Оформить салат. Подать к столу.