Рабочая программа по химии для 8 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков _________________
«___»___________________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
КЛАСС: 8
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 уч. Год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного курса «Неорганическая химия» для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программе соответствует учебник: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013. – 286, (2)с.:ил. Программа рассчитана на нагрузку 1 час в неделю, 3 зачёта в год.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений.
Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально полученные знания на богатом практическом материале.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Ведущими идеями предлагаемого курса являются:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ -ресурсов, так как в нашей школе, согласно режимным требованиям, нет возможности использовать на лабораторных уроках химические препараты.
Демонстрационные работы, подразумевающие использование химических препаратов, так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
Учебно – методический комплект.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
Учебник «Химия 8 класс», О.С. Габриелян, М.Дрофа, 2010 г.;
Настольная книга учителя. Химия 8 класс. Авт. О.С.Габриелян и др., изд. Дрофа.- 2009г.
Методическое пособие. Химия 8-9 класс. Авт. О.С.Габриелян, 2009г.;
Поурочные планы по химии: 8 класс по учебнику О.С.Габриеляна, авт. С.В. Бочарова, изд. Учитель – АСТ.
«Неорганическая химия. Весь школьный курс в таблицах», Минск. Современная школа. Кузьма – 2007 г.
Комплект раздаточного материала «Химические формулы. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва.
Комплект раздаточного материала «Периодический закон Д.И.Менделеева. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москваг.
Комплект раздаточного материала «Лабораторный практикум. Задания для самостоятельной работы», А.А.Журин, изд. Аквариум, Москва.
«Дидактические карточки – задания по химии» к учебнику «Химия 8 класс» (М.:Дрофа, авт. О.С.Габриелян), авт. Н.С.Павлова, М.:Экзамен.
VHS фильмы:
Химия 8 класс.
Химия элементов.
multimedia комплекс:
Издательство «Кирилл и Мефодий», репетитор по химии и биологии.
Общеобразовательная коллекция «1С» химия базовый курс 8-9 классы.
«Физикон» - «Открытая химия 2.5.»
НПФК Виртуальная версия лабораторных работ по химии 8 – 11 классы (2 диска).
Репетитор. Химия + ЕГЭ, коллекция «1С».
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ ур. Раздел. Тема. Кол-во часов
Введение. 3
1 Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.
Вводный инструктаж по Т.Б. 2 Знаки химических элементов. Химические формулы. ПСХЭ Д.И. Менделеева. 3 Относительная атомная и молекулярная массы. Тема 1: Атомы химических элементов. 6
4 Атом, строение атомов, состав атомных ядер. 5 Изменение числа протонов и нейтронов в атоме. Строение электронных оболочек атомов. 6 Изменение числа электронов. Ионная связь. 7 Ковалентная связь. 8 Металлическая связь. 9 Обобщение по теме «Атомы химических элементов.» Тема 2: Простые вещества. 4
10 Простые вещества неметаллы 11 Количество вещества. Моль. Молярная масса. 12 Молярный объем газообразных веществ. 13 Решение задач. 14 Зачёт №1
Атомы химических элементов. Простые вещества. 1
Тема 3: Соединения химических элементов. 6
15 Степень окисления. Бинарные соединения. Оксиды. Летучие водородные соединения. 16 Степень окисления. Бинарные соединения. Оксиды. Летучие водородные соединения. 17 Основания. Кислоты. Соли. 18 Основания. Кислоты. Соли. 19 Аморфные и кристаллические вещества.
Чистые вещества и смеси. 20 Массовая и объёмная доля компонентов смеси. Тема 4: Изменения, происходящие с веществами. 6
21 Химические реакции 22 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 23,24 Расчёты по химическим уравнениям. 25 Типы химических реакций 26 Обощение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов, Изменения, происходящие с веществами» 27 Зачёт №2
Соединения химических элементов.
Изменения, происходящие с веществами. 1
Тема 5: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 4
28 Растворение как физико-химический процесс.
Растворимость. Электролиты и не электролиты. 29 Основные положения ТЭД.
Ионные уравнения. 30 Вещества в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ. 31 Окислительно-восстановительные реакции. 32 Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса. 1
33 Зачёт № 3 Итоговый за курс 8 класса 1
Резерв 3
ИТОГО 36
Содержание курса
Введение (3 часа)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
ТЕМА 1 Атомы химических элементов (6 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2 Простые вещества (4 часа)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
ТЕМА 3 Соединения химических элементов (6 часов)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4 Изменения, происходящие с веществами (6 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо - и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
ТЕМА 5: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (4 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Обощение и систематизация знаний по курсу 8 класса.
(1 час)
Зачёты (контрольные) – 3 часа
Атомы химических эле-ментов. Простые вещества.
Соединения химических элементов. Изменения, происходящие с веществами.
Итоговый за курс химии 8 класса.
Резерв – 3 часа Закрепление пройденного материала за курс 8 класса.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащиеся должны
знать/понимать
важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.
уметь
называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент
использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тема «Введение» - 3 часа
Учащиеся должны
Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула. различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе. называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов - 6 часов
Учащиеся должны
Знать определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.
Уметь объяснять физический смысл атомного ( порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.
Тема 2. Простые вещества - 4 часа
Учащиеся должны
Знать общие физические свойства металлов. определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.
Уметь характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи).
Тема 3. Соединения химических элементов – 6 часов
Учащиеся должны
Знать определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 6 часов
Учащиеся должны
Знать способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии. Определение понятия «химическая реакция».
Уметь
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли.
Составлять уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ.
Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из
продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определённую долю примесей.
Отличать реакции разложения, соединения, замещения и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов.
Составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов.
Определять возможность протекания реакций обмена в растворах до конца.
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 4 часа.
Учащиеся должны
Знатьопределение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей. определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».
Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ________________
«___»_________________201__ г.
Тематическое планирование
по химии
КЛАСС: 8
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 22 В неделю 1,3 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 5 Зачётных тестов 1 2
Планирование учебного курса «Неорганическая химия» для 8 класса составлено на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. Изд. Учитель,г.Волгоград, 2009 г.
Учебник: Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян. – 2-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2013. – 286, (2)с.:ил.
№ п/п Тема раздела Тема урока Кол-во уроков Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля, измерители
1-3 Введение
3 часа Предмет химии. Вещества.
Превращение веществ.
Вводный инструктаж по Т.Б.
1 УИНМ Химия – наука о веществах.
Понятие о химическом элементе, формах его существования.
Превращения веществ. Явления физические и химические.
Правила работы в школьной лаборатории. Правила безопасности. Знать понятия – химический элемент, вещество, атомы, молекулы, химическая реакция.
Различать понятия – вещество и тело, простое вещество и химический элемент.
Уметь отличать химические реакции и физические явления Фронтальный,
Работа по карточкам.
Знаки химических элементов. Химические формулы. ПСХЭ Д.И. Менделеева. 1 КУ Знаки химических элементов, их происхождение. Язык химии.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, её структура. Химические формулы.
Закон постоянства состава вещества. Знать:
- знаки первых 20 химических элементов;
- определение химической формулы;
- формулировку закона постоянства состава вещества.
Понимать, записывать и читать химические формулы.
Уметь:
- определять положение элемента в ПСХЭ;
- называть химические элементы;
- определять состав вещества по формуле;
- определять принадлежность веществ к простым и сложным. Работа группами и по карточкам
Относительная атомная и молекулярная массы 1 КУ Относительные атомная и молекулярная массы.
Массовые доли элементов в химическом соединении.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Уметь вычислять
- относительные атомные и молекулярные массы.
- массовые доли элементов в химическом соединении.
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием Работа группами и по карточкам
Практическая работа №1 по теме: Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
4-9 №1 Атомы химических элементов.
6 часов
Атом, строение атомов, состав атомных ядер. 1 УИНМ Строение атома, состав атома, атомного ядра. Частицы протоны, нейтроны, электроны. Изотопы. Уметь
– объяснять физический смысл атомного номера;
- определять состав атома.
Знать определение понятия – химический элемент. Устный, карточки. ПСХЭ, таблицы.
Изменение числа протонов и нейтронов в атоме. Строение электронных оболочек атомов. 1 КУ Изотопы. Ядерные реакции. Строение электронных оболочек атомов 1-20 элементов ПСХЭ. Уметь
- объяснять физический смысл атомного номера, номеров группы и периода;
- составлять схемы строения атомов 1-20 элементов ПСХЭ;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. Устный, карточки, ПСХЭ, таблицы.
Изменение числа электронов. Ионная связь. 1 КУ Ионная химическая связь. Ионы. Знать:
- понятия – ионы, химическая связь;
Определять тип хим. связи в соединениях. ПСХЭ, таблицы. Компьютер-ная презента-ция темы.
Ковалентная связь. 1 КУ Ковалентная химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная. Кратность связи, длина связи, электронные и структурные формулы. химическая связь. Электроотрицатель-ность. Знать:
- понятия – химическая связь;
Определять тип хим. связи в соединениях.
Составлять формулы.
ПСХЭ, таблицы. Компьютер-ная презента-ция темы.
Металлическая связь. 1 КУ Металлическая связь. Знать:
- понятия – химическая связь;
Определять тип хим. связи в соединениях.
ПСХЭ, таблицы. Компьютер-ная презента-ция темы.
Обобщение по теме «Атомы химических эле-ментов.»
1 УПЗУ Периодический закон и строение атомов. Типы химической связи. Уметь:
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
- определять тип химической связи в соединрениях. Работа по карточкам или тестам
10 №2 Простые вещества
4 часа
Простые вещества неметаллы 1 КУ Положение неМе в ПСХЭ. Важнейшие простые вещества – не Ме, образованные атомами: O, H, N, S, P, C.
-Молекулы простых веществ – не Ме: Н2, О2, N2, галогенов.
Аллотропия.
Уметь:
- характеризовать химические элементы на основе положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов;
- объяснять связь между составом, строением и свойствами веществ. ПСХЭ, таблицы. Компьютер-ная презента-ция темы.
11 Количество вещества. Моль. Молярная масса. 1 КУ Кол-во вещества. Моль. Молярная масса. Постоянная Авогадро, киломоль, миллимоль. Знать:
- понятия – моль, молярная масса.
Уметь:
- вычислять количество вещества, массу по количеству вещества. Задания из учебника, карточки.
12 Молярный объем газообразных веществ. 1 КУ Молярный объем, милимолярный и киломолярный объёмы газов.
Нагревательные устройства. Знать:
- понятие «молярный объём»
- Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Методы анализа вществ.
Уметь:
- вычислять объём по количеству вещества.
- обращаться с нагревательными приборами. Задания из учебника, карточки, ДМ
Практическая работа №2
Наблюдение за горящей свечой.
13 Решение задач. 1 УП Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «число Авогадро». Знать:
- изученные понятия.
Уметь:
- производить вычисления. Работа группами и по карточкам
14 ЗАЧЁТ №1
Атомы химических элементов. Простые вещества. 1 УК Тесты или карточки
1516 №3 Соединения химических элементов
6 часов Степень окисления. Бинарные соединения. Оксиды. Летучие водородные соединения. 2 КУ Понятие о степени окисления. Составление формул по степени окисления. Оксиды. Летучие водородные соединения. Уметь:
- определять степени окисления элемента в соединении;
- называть бинарные соединения, оксиды, гидриды;
- определять состав вещества по их формуле. ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
Компьютер-ная презента-ция темы.
1718 Основания. Кислоты. Соли. 2 КУ Основания, ионы, катионы, анионы. Кислоты. Соли. Определение характера среды. Индикаторы. Составление формул по степени окисления. Знать:
- названия кислот.
Уметь:
- называть вещества по формулам;
- составлять формулы оснований, солей;
- определять степени окисления элемента в соединении;
- определять состав вещества по их формуле. ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
Компьютер-ная презента-ция темы.
19 Аморфные и кристал-лические вещества.
Чистые вещества и смеси. 1 УИНМ Вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава вещества.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Знать:
- классификацию веществ.
Уметь:
- использовать знания для оценки информации о веществах, применяемых в быту.
- обращаться с химической посудой и оборудованием
Работа группами и по карточкам.
Компьютер-ная презента-ция темы. Практическая работа № 3 «Очистка загрязненной поваренной соли»
20 Массовая и объёмная доля компонентов смеси.
1 УПЗУ Массовая доля растворённого вещества. Уметь:
- вычислять массовую долю вещества в растворе, вычислять m, V, ʋ продукта реакции по m, V, ʋ исходного вещества, содержащего примеси.
- обращаться с химической посудой и оборудованием
ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
Практическая работа № 4
«Приготовление раствора с заданной массовой долей»
21 №4 Изменения, происходящие с веществами.
6 часов Химические реакции 1 УИНМ Химические реакции. Условия и признаки протекания реакций. Классификация химических реакций по поглощению и выделению энергии. Знать: понятия – химическая реакция, классификация химических реакций.
Компьютер-ная презента-ция темы. Работа по карточкам.
22 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. 1 УК Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнения и схема химической реакции. Составление уравнений хим. реакций. Знать: закон сохранения массы веществ.
Уметь:
- составлять уравнения хим. реакций. Работа по карточкам.
23
24 Расчёты по химическим уравнениям. 2 УПЗУ Вычисление по хим. уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества. Уметь:
- вычислять по хим. уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества. Работа по карточкам.
25
Типы химических реакций 1 КУ Типы химических реакций:
- разложение;
- соединение;
- замещение; - обмен.

Знать: закон сохранения массы веществ.
Уметь:
- составлять уравнения хим. реакций;
- определять тип реакции, возможность. Работа по карточкам.
26 Обощение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов, Изменения, происходящие с веществами» 1 УПЗУ Простые и сложные вещества. Классы неорганических веществ. Химические реакции. Типы химических реакций. Уравнения химических реакций.
Проведение химических реакций в растворах. Наблюдение. Описание. Проведение химических реакций при нагревании. Уметь:
- определять принадлежность веществ к определённому классу;
- составлять формулы веществ, уравнения химических реакций;
- определять тип химических реакций;
- решать расчётные задачи на установление формулы вещества по массовым долям элементов.
- обращаться с химической посудой и оборудованием, определять признаки хим.реакций ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
Практическая работа №5
Признаки химических реакций.
27 Зачёт №2
Соединения химических элементов.
Изменения, происходящие с веществами. 1 УК Тесты
28 №5 Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. 4 часа Растворение как физико-химический процесс.
Растворимость. Электролиты и не электролиты. 1 КУ Растворение как физико-химический процесс.
Понятие о гидратах и кристаллогидратах.
Растворимость.
Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы.
Значение растворов.
Электролиты и не электролиты.
Степень электролитической диссоциации.
Сильные и слабые электролиты. Знать:
- классификацию веществ по растворимости;
- понятия – электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация. ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
29 Основные положения ТЭД.
Ионные уравнения. 1 КУ Основные положения ТЭД.
Ионные уравнения реакций.
Реакции обмена, идущие до конца.
Классификация ионов, их свойства.
Знать:
- понятия – ион, электролитическая диссоциация.
Уметь:
- составлять уравнения реакций;
- определять возможность протекания реакций ионного обмена;
- объяснять сущность реакций ионного обмена. ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
30 Вещества в свете ТЭД. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
1 КУ - Кислоты, их классификация.
- Основания, их классификация.
- Соли, их классификация.
- Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.
- Генетические ряды Ме и неМе.
- Генетическая связь между классами неорганических Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ. Правила работы в школьной лаборатории.Правила безопасности.
Проведение химических реакций в растворах. Наблюдение. Описание. Веществ. Уметь:
- называть вещества;
- составлять формулы веществ;
- составлять уравнения реакций;
- определять возможность протекания реакций.
Уметь обращаться с химической посудой и оборудованием. Распознавать опытным путем растворы кислот, щелочей
ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
Практическая работа №6
Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между классами неорг. соединений»
31 Окислительно-восстановительные реакции. 1 КУ Классификация реакций по изменению степеней окисления; окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Знать:
- понятия – окислитель, восстановитель, окисление и восстановление.
Уметь:
- определять степени окисления элемента в соединении;
- составлять уравнения реакции. ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
32 Обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса. 1 УПЗУ Уметь:
- называть вещества;
- составлять формулы веществ;
- вычислять по хим. уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества;
- определять степени окисления элемента в соединении;
- составлять уравнения реакции.
ПСХЭ, таблицы.
Работа группами и по карточкам.
33 Зачёт
№ 3
Итоговый за курс 8 класса 1 УК Тесты
34-36 Резервные часы
Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Первоначальные химические понятия – 1 час
Атомы химических элементов – 2часа
Простые вещества – 1 час
Соединения химических элементов. – 1 часа
Второе полугодие:
Соединения химических элементов – ___час.
Решение задач - ___ час.
Изменения, происходящие с веществами - ___ час.
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. - ___час.