Рабочая программа по биологии для 11-12 классов вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в неделю
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков _________
«___»___________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
11 -12 КЛАССЫ
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 УЧ.ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
КУРСА ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Рабочая программа курса Общей биологии для 11-12 классов составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класса. Биология 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2010г.).
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 11 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю, зачётов -3; для 12 класса – в объёме 1 час в неделю, зачётов – 3.
Курс Общей биологии рассчитан на два года обучения, поэтому рабочая программа рассчитана на 11-12 классы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень): • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно - научной картины мира; о методах научного пользования; • овладение умениями: обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; • воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно — научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественно-научной картины мира при изучении биологии в графе «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активности, мотивации к самообразованию личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые выполняются как с использованием ИКТ-рессурсов, так и с использование микроскопа, наглядных материалов видеоматериалов.
Учебно – методический комплект.
Учебно – методический комплект выбран в соответствии с традиционной формой обучения, а именно использую для работы большое количество методических пособий по химии и биологии, дополнительную литературу для учителя, дидактические материалы:
- Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. /В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова – 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. -2013.-286, (2)с.:ил.. - С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин ‚под ред. Захарова/Общая биология. 10 класс: - - Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова В.Б.Захарова, Н.И.Сонина Биология. Общие закономерности. 9 класс.-М.: дрофас.; - Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. —М.: дрофа 2010.-138с.
- Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
- Лернер Г. И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: «Аквариум», 2004г;
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004г.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
5. Биология 6-11 кл. «Физикон»
6. Биология. Химия. Экология.
7. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
8. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
9. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
10 Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
11.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
12. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2004год «Новый диск».
Видеоархив:
Невидимая жизнь растений. ВВС. 2 диска.
Животные – взгляд изнутри. ВВС.2 диска.
Эти заточные животные. Часть 1-6.
Прогулки с пещерным человеком. ВВС.
Птицы. Крылья природы.
Птицы – 2: путешествие на край света.
Микрокосмос.
Генезис.
Прогулки под водой.
Живые драконы.
Бездна.
Тело человека. 4 диска. ВВС.
Развитие жизни на земле.
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ – ресурсов.
Демонстрационные работы так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
П/П Наименование раздела, темы Кол-во часов
1 год обучения – 11 класс
Раздел 1. Введение в курс общей биологии. 2
1 Уровни организации живой материи. 1
2 Основные свойства живой материи (критерии живых систем) 1
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. 2
3 История представлений о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле. 1
4 Современные представления о возникновении жизни. 1
Раздел 3. Учение о клетке. 10
5,6 Химическая организация клетки. 2
7 Строение и функции прокариотических клеток. 1
8,9 Структурно-функциональная организация клеток эукариот. 2
10 Жизненный цикл клетки. Деление клетки. 1
11,12 Обмен веществ в клетке (Метаболизм). 2
13 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги 1
14 Клеточная теория строения организмов. Учение о клетке. 1
15 Зачёт №1 «Химическая и структурная организация клетки» 1
Раздел 4. Размножение и развитие организмов. 8
16 Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение. 1
17,18 Половое размножение. Его формы. 2
19 Гаметогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. 1
20 Эмбриональное развитие. История эмбриологии. 1
21 Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. 1
22, 23 Постэмбриональное развитие. Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон. 2
24 Зачёт № 2 «Размножение и развитие организмов» 1
Раздел 5. Основы генетики и селекции. 7
25 История развития генетики. Основные генетические понятия. 1
26,27 Генетика. Основные закономерности наследственности. 2
28,29 Основные закономерности изменчивости. 2
30,31 Селекция животных, растений и микроорганизмов. 2
32 Обобщение материала за курс 11 класса. 1
33 Зачёт № 3 «Основы генетики и селекции» 1
РЕЗЕРВ 3
ИТОГО
36
№ П/П Наименование раздела, темы Кол-во часов
2 год обучения – 12 класс
1 Введение. Учение об эволюции органического мира 1
Раздел 6. Эволюционное учение. 10
2 История развития представлений о развитии жизни на Земле. 1
3 Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение об искусственном отборе. 1
4 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы отбора. Формы борьбы за существование. 1
5 Микроэволюция. Вид. Критерии вида и структура. 1
6 Мутации. Генетические процессы в популяциях. 1
7 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 1
8 Видоообразование как результат микроэволюции. 1
9 Главные направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса. 1
10 Эволюция. Макроэволюция. Дарвинизм. 1
11 Зачёт №1 «Закономерности развития живой природы» 1
Раздел 7. Развитие органического мира 7
12-15 Развитие жизни на Земле. 4
16-18 Происхождение человека. 3
19 Зачёт № 2: «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» 1
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды. 8
20 Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. 1
21 Круговорот веществ в природе. 1
22 Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Биологические области. 1
23 Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. 1
24 Факторы среды. Взаимодействие факторов среды. 1
25 Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ. 1
26, 27 Взаимоотношения организма и среды. Взаимоотношения между организмами. 2
Раздел 4. Биосфера и человек. Основы экологии. 5
28-30 Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек. 3
31,32 Основы экологии. 2
33 Зачёт № 3 «Биосфера. Жизнь в сообществах. Ноосфера» 1
РЕЗЕРВ 3
ИТОГО 36
Основное содержание курса общей биологии
11 класс (1 час в неделю)
I. Введение в курс общей биологии (2 часа)
Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека.
Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Место биологии в формировании научных представлений о мире. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы; молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Основные свойства живой материи (критерии живых систем)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующих живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю.
Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества, взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
II. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (2 часа)
История представлений о возникновении жизни на Земле.
Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.
Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки; первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.
Современные представления о возникновении жизни на Земле
Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточное.
III. Учение о клетке (10 часов)
Химическая организация клетки
Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержании гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК; структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме.
Строение и функции прокариотической клетки
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот
Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин.
Жизненный цикл клеток
Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Обмен веществ в клетке (метаболизм)
Обмен веществ и превращения энергии в клетке — основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги
Вирусы — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги.
Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной теории; современное состояние клеточной теории строения организмов многоклеточные водоросли). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клетки. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы, их строение. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Кариотип. Жизненный цикл клетки. Митотический цикл, митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
IV. Размножение организмов (8 часов)
Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение.
Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.
Половое размножение. Его формы.
Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения.
Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение.
Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Эмбриональное развитие животных
Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двухслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.
Постэмбриональное развитие животных
Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Онтогенез высших растений
Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей, формирование побеговой и корневой систем.
Демонстрация схем эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.
Общие закономерности онтогенеза
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и Ф. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Развитие организма и окружающая среда
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Понятие о регенерации.
V. Основы генетики и селекции (7 часов)
История представлений о наследственности и изменчивости. История развития генетики.
Основные закономерности наследственности
Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов).
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием.
Селекция животных, растений и микроорганизмов
Центры происхождения культурных растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
12 класс (1 час в неделю)
Введение. Учение об эволюции органического мира. (1 час)
VI. Эволюционное учение (10 часов)
Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Дарвинизм
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция
Синтез генетики и классического дарвинизма. Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Закон Харди—Вайнберга. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.
Основные закономерности эволюции. Макроэволюция
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
VII. Развитие органического мира (7 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эру. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов; направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Происхождение человека
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие
членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
VIII. Взаимоотношения организма и среды (8 часов)
Понятие о биосфере
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Жизнь в сообществах
История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия. Биогеография. Основные биомы суши и Мирового океана. Биогеографические области.
Взаимоотношения организма и среды
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Взаимоотношения между организмами
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
IX. Биосфера и человек. Основы экологии (5 часов)
Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (гинь человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование.
Бионика
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналоги (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т. д.).
В 11 классе Зачёты:
Химическая и структурная организация клетки
Размножение и развитие организмов
Основы генетики и селекции
В 12 классе Зачёты:
Закономерности развития живой природы.
Развитие жизни на Земле. Происхождение человека.
Биосфера. Жизнь в сообществах. Ноосфера
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии ученик должен
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор,) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В.Третяков _________
«___»__________201__ г.
Тематическое планирование по биологии
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КЛАСС: 11
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 полугодие 2 полугодие
Всего 25,5 В неделю 1,5 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 8,5 Зачётных тестов 1 2
Тематическое планирование курса Общей биологии для 11-12 классов составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класса. Биология 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2010г.).
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. /В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова – 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. -2013.-286, (2)с.:ил..
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ
Раздел 1. Введение в курс общей биологии. (2 часа)
1 Уровни организации живой материи. 1 УПЗУ,
КУ Система биологических наук. Жизнь.
Объект изучения биологии – живая природа. Методы познания живой природы: описательный, исторический, метод моделирования. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира.
Отличительные признаки живой природы: уровневая организация, эволюция.
Основные уровни организации живой природы. Называть:
- естественные науки, составляющие биологию;
- вклад учёных (основные открытия) в развитие биологии на разных этапах её становления;
- методы исследований живой природы.
Объяснять:
-роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании естественно-научной картины мира.
Давать определение понятию: жизнь.
Перечислять:
- уровни организации живой материи. Работа с таблицами, карточками, ИКТ – ресурсами, учебником.
2 Основные свойства живой материи (критерии живых систем) 1 КУ Свойства живого – дискретность, целостность, наследственность и изменчивость, открытость, ритмичность, адаптация.
Метаболизм, саморегуляция, размножение, раздражимость и движение. Перечислять:
- основные свойства живого.
Оличать биологические системы от объектов неживой природы.
Характеризовать проявление свойств живого на различных уровнях организации.
Сравнивать сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма. --//--
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. (2 часа)
3 История представлений о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле. 1 УИНМ Научные точки зрения на возникновение жизни: абиотические, биогеоценоз. Религиозная точка зрения. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки возникновения жизни. Источники энергии и возраст Земли. Условия среды на древней Земле. Перечислять космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путём на нашей планете; вещества, определяющие состав первичной атмосферы; возможные источники энергии; условия для синтеза органических веществ.
Привести пример реакций ядерного синтеза.
Развёрнуто обосновывать значение для возникновения органических веществ восстановительного характера атмосферы; вода – необходимое условие для жизни.
Объяснять роль различных источников энергии на процессе образования органических молекул. --//--
4 Современные представления о возникновении жизни. 1 УИНМ Коацерванты, анаэробы, автотрофы, аэробы, гетеротрофы,эктодерма, энтодерма.
Экспериментальное получение коацерватных капель. Возможности для преодоления низких концентраций. Роль фотосинтеза в эволюции протобионтов. События в биологической эволюции: появление эукариот, многоклеточности, полового процесса.
Возникновение энергетических систем. Становление гентического кода. Появление фотосинтеза. Возникновение растительной и животной клеток.
Гипотеза происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Давать определения ключевым понятиям.
Перечислять главные события биологической эволюции.
Характеризовать модель образования коацерватных капель, этапы эволюции метаболизма, принципы естественного отбора коацервантов.
Объяснять роль гипотезы происхождения протобиополимеров в формировании научного мировоззрения. --//--
Раздел 3. Учение о клетке. (10 часов)
5,6 Химическая организация клетки. 1,2 КУ Основные понятия: микроэлементы, макроэлементы, биоэлементы, углеводы, липиды, гормоны, белки, гормоны, ферменты, нуклеиновые кислоты, нуклеотид.
Факты: Особенности химического состава живых организмов. Микроэлементы и макроэлементы, биоэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ молекул живого вещества. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества, их роль в организме: углеводы и липиды. Биологическая роль углеводов (энергетическая, строительный материал, информационная функция). Функции липидов: источник энергии, источник воды, защитная, строительная, регуляторная.
Свойства липидов: образование энергии и воды при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде. Белки - биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. Функции белковых молекул (структурная, каталитическая, двигательная, транспортная, защитная, энергетическая).
Нуклеиновые белки – биополимеры. ДНК,РНК. Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке. Виды РНК и нахождение в клетке.
Редупликация ДНК. Передача наследственной информации из поколения в поколение. Давать определения понятиям: микроэлементы, макроэлементы, биоэлементы.
Приводить примеры: микроэлементов, макроэлементов, биоэлементов.
Называть неорганические вещества клетки.
Характеризовать:
- биологическое значение макро и микроэлементов, биоэлементов;
- биологическую роль воды;
- биологическое значение солей неорганических кислот.
Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и её свойствами.
Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам.
Называть:
- органические вещества клетки;
- клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.
Характеризовать:
- биологическую роль углеводов;
- биологическую роль липидов.
Давать определения основным понятиям.
Называть:
- функции белков;
- продукты, богатые белками;
- связь, образующую первичную структуру белка;
- вещество – мономер белка;
- нахождение молекул ДНК в клетке;
- мономер нуклеиновых кислот;
- виды РНК, их функции.
Характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот. --//--
7 Строение и функции прокариотических клеток. 3 КУ Кольцевая хромосома, мезосома, прокариоты, спорообразование.
Бактерии и синезелёные водоросли (цианобактерии).; строение и жизнедеятельность; уровни клеточной организации: прокариотический и эукариотический; значение прокариот в биогеоценозе; разнообразие по строению и особенностям жизнедеятельности.
Особенности обмена вещества.
Механизм спорообразования; деление надвое. Давать определения ключевым понятиям.
Называть уровни клеточной организации.
Описывать строение прокариотической клетки.
Выделять ососбенности размножения бактерий.
Характеризовать процесс спорообразования. Объяснять причины быстрой реализации наследственной информации бактериальной клеткой.
Обосновывать значение прокариот в биоценозе. --//--
8,9 Структурно-функциональная организация клеток эукариот. 4,5 КУ Понятия6 пиноцитоз, фагоцитоз, эукариоты. Наружная цитоплазматическая мембрана. Органоиды эукариотической клетки, их строение и функции. Особенности строения растительной клетки. Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. Гаплоидный и диплоидный наборы хромосом. Кариотип. Давать определения ключевым понятиям.
Называть уровни клеточной организации.
Характеризовать строение эукариотических клеток. Сравнивать хромосомы эукариот и бактерий, кариотип мужчины и женщины, строение прокариот и эукариот. --//--
10 Жизненный цикл клетки. Деление клетки. 6 КУ Жизненный цикл. Интерфаза.. роль интерфазы в жизненном цикле клетки. Механизм митотического цикла, его биологическая роль. Особенности протекания каждой фазы митоза. Редупликация, синтез РНК, белков – ферментов, синтез АТФ, удвоение центриолей. Давать определения ключевым понятиям.
Называть уровни клеточной организации. Объяснять значение интерфазы, характеризовать её процессы. Объяснять биологический смысл митоза. Работа с микроско-пом, учебником. DVD.
11,12 Обмен веществ в клетке (Метаболизм). 7,8 КУ Анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, гомеостаз, гликолиз, метаболизм, транскрипция, трансляция. Автотрофы и гетеротрофы. Хемосинтез. Хемотрофы. Биосинтез. Матричный характер реакций биосинтеза. Роль ДНК, и-РНК, т-РНК, АТФ, рибосом в биосинтезе белка. Этапы транскрипции. Этапы трансляции. Комплементарность. Энергетический обмен., его этапы: подготовительный, бескислородный, кислородный. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Энергия окислительно-восстановительных реакций – источник энергии для реакций. Давать определения ключевым понятиям.
Называть уровни клеточной организации.
Раскрывать сущность метаболизма как совокупность реакций обмена веществ и энергии. Объяснять сущность матричных реакций. Открывать роль ферментов во всех процессах жизнедеятельности.
Объяснять сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с пластическим обменом. Характеризовать фазы фотосинтеза. Обосновывать космическую роль зелёных водорослей. Объяснять сущность хемосинтеза.
Работа с таблицами, карточками, ИКТ – ресурсами, учебником.
13 Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги 9 КУ Внеклеточные формы жизни. Внутриклеточный паразитизм. Вирусология. Вирусы и бактериофаги, химический состав, строение. Особенности генома вирусов. Виды вирусов, содержащих РНК, ДНК. Жизненный цикл вирусов, проникновение в клетку, размножение, выход из клетки. ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (СПИД, ГРИПП, ГЕРПЕС). Давать определения ключевым понятиям.
Описывать проявление специфичности действия вирусов.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов.
Характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа рисунка учебника. Обосновывать пути предотвращения вирусных заболеваний. Прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога. --//--
14 Клеточная теория строения организмов. Учение о клетке. 10 УИНМ М. Шлейден и Т. Шванн – основоположники клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественно-научной картины мира. Положения клеточной теории. Цитология. Отличать теорию от гипотезы. Доказывать положения клеточной теории. Обосновывать единство происхожджения живых организмов. Задания со свободным ответом. Работа с учебником. DVD.
15 Зачёт №1 «Химическая и структурная организация клетки» ЗУ Тестовые задания, карточки. Раздел 4. Размножение и развитие организмов. (8 часов)
16 Бесполое размножение. Его формы. Вегетативное размножение. 1 УИНМ
КУ Размножение. Бесполое размножение. Особенности бесполого размножения. Способы бесполого размножения. Причины генетического однообразия при бесполом размножении. Роль в природе. Вегетативное размножение растений и животных. Распространение в природе и сельском хозяйстве. Давать определения ключевым понятиям: размножение, бесполое размножение, вегетативное размножение.
Выделять особенности бесполого, вегетативного размножения. Характеризовать биологическое значение бесполого и вегетативного размножения.
Объяснять причины генетического однообразия при бесполом размножении; распространённость в природе и сельском хозяйстве вегетативного размножения. Работа с таблицами, карточками, ИКТ – ресурсами, учебником.
17,18 Половое размножение. Его формы. 2,3 УИНМ
КУ Размножение. Оплодотворение. Партеногенез. Половое размножение. Приспособленности у обоеполых растений или животных для предотвращения самооплодотворения. Особенности полового размножения и его биологическое значение. Виды оплодотворения. Давать определения ключевым понятиям. Выделять эволюционное преимущество полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения. Обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды обитания. Сравнивать бесполое и половое размножение. --//--
19 Гаметогенез. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. 4 УИНМ
Гаметогенез. Гаметы. Гермафродитизм. Овогенез. Репродуктивный период. Сперматогенез. Мейоз. Гаплоидный набор хромосом. Конъюгация. Кроссинговер, его типы. Деление половых клеток. Два деления. Фазы. Особенности продолжительности репродуктивного периода у разных полов. Давать определения ключевым понятиям. Описывать изменения с хромосомами в процессе кроссинговера. Характеризовать этапы гаметогенеза, особенности 1-го и 2-го мейотического деления. Сравнивать процессы овогенеза и сперматогенеза. Объяснять биологическое значение мейоза. --//--
20 Эмбриональное развитие. История эмбриологии. 5 УИНМ
Онтогенез. Биогенетический закон. Учение о зародышевых листках А.О. Ковалевского. Периоды онтогенеза. Бластомеры, бластоцель, бластула, дробление, эмбриология, эмбриональный период. Особенности строения бластулы. Митотическое деление во время дробления. Биологическое значение. Давать определения ключевым понятиям. Называть предпосылки биогенетического закона. Описывать периоды онтогенеза. Характеризовать вклад российских учёных в развитие эмбриологии. Сравнивать стадии зиготы и бластулы. Объяснять биологическое значение дробления. Выделять особенности дробления по сравнению с митозом. Характеризовать процесс дробления. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками, учебником. ИКТ
21 Эмбриогенез: гаструляция и органогенез. 6 УИНМ
Гаструляция. Гомологичные органы. Мезодерма. Эктодерма. Энтодерма. Гаструла. Зароджышевые лепестки. Механизм гаструляции и органогенеза. Дифференцирование клеток. Эмбриональная индукция. Давать определения ключевым понятиям. Объяснять механизм гаструляции и органогенеза. Сравнивать стадии гаструлы и нейрулы. Доказывать проявление эмбриональной индукции. Приводить доказательства единства происхождения животного мира. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками, учебником. ИКТ
22,23 Постэмбриональное развитие. Общие закономерности онтогенеза. Биогенетический закон. 7,8 УИНМ
КУ Дорепродуктивный период. Метаморфоз. Непрямое развитие. Постэмбриональный период. Прямое развитие. Репродуктивный период. Периоды постэмбрионального развития. Изменения в дорепродуктивном периоде у животных. Биологический смысл развития с метаморфозом. Биология продолжительности жизни. Определённый и неопределённый рост. Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры неопределённого и определённого роста. Объяснять биологическое значение метаморфоза. Обосновывать биологическое значение стадий. Сравнивать прямое и непрямое развитие. Характеризовать типы постэмбрионального развития. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Задания со свободным ответом. Карточки. Работа с рисунками, учебником. ИКТ
24 Зачёт № 2 «Размножение и развитие организмов» ЗУ Тестовые задания, карточки. Раздел 5. Основы генетики и селекции. (7 часов)
25 История развития генетики. Основные генетические понятия. 1 УИНМ
Генотип. Гены. Геном. Гетерозигота. Гомозигота. Изменчивость. Наследственность. Локус. Признак (доминантный, рецессивный). Фенотип. Основные генетические понятия. Генотип как результат взаимодействия генов. Молекулярно-гентический уровень проявления признаков. Строение гена эукариот. Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков. Схематично обозначать хромосомы, расположение аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. Выделять отличия свойств живых систем от неживых, особенности в строении генов в прокариотической и эукариотической клетках. Отличать признаки, определяемые аллельными генами. Характеризовать признаки организмов на различных уровнях организации. Объяснять сущность генотипа как результат взаимодействия генов, механизм проявления признака на молекулярно-генетическом уровне. Карточки. Работа с рисунками, учебником. ИКТ
26,27 Генетика. Основные закономерности наследственности. 2,3 УИНМ
1,2,3 законы Менделя. Неполное доминирование. Чистота гамет. Множественный аллелизм. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Универсальный характер. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Давать определения ключевым понятиям. Раскрывать сущность понятий генетики, сравнивать их друг с другом. Уметь применять генетические законы при решении генетических задач. Карточки. Учебник. ИКТ.
28,
29 Основные закономерности изменчивости. 4,5 УИНМ
Изменчивость. Комбинативная, наследственная изменчивость.источники комбинативной изменчивости. Уровни возникновения комбинаций генов. Мутаген. Мутагенез. Мутации. Классификация мутаций. Причины мутаций. Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая) изменчивость. Вариационный ряд. Модификации. Морфоз. Норма реакции. Влияние широты нормы реакции на приспособление к конкретным условиям. Представления Ч.Дарвина о ненаследственной изменчивости среды. Давать определения ключевым понятиям. Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости, разных типов классификаций мутаций. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов, размножающихся половым путём; последствия влияния на организм мутаций; причины наследственных изменений, генных и хромосомных мутаций, ненаследственных изменений. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде. Обосновывать биологическое значение мутаций, влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать типы мутаций, биологическое значение модификаций. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из различных источников. Карточки. Учебник. ИКТ.
30,
31 Селекция животных, растений и микроорганизмов. 6,7 УИНМ
Селекция. Одомашнивание. Гетерозис. Гибридизация. Отбор. Порода. Сорт. Геном. Клонирование. Цели и задачи селекции. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Виды отбора: индивидуальный и массовый. Типы скрещивания: родственное и неродственное. Отдалённая гибридизация у растений и животных. Биотехнология. Генная инженерия. Особенности селекции микроорганизмов. Успехи биотехнологии. Современные методы селекции. Этические аспекты развития исследований биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). Давать определения ключевым понятиям. Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, значение селекции микроорганизмов. Характеризовать положение учения о центрах происхождения культурных растений, успехи биотехнологии, породы (сорта). Выделять признаки сорта и породы. Сравнивать отдалённую гибридизацию у растений и животных. Давать оценку этическим аспектам биотехнологии. Карточки. Учебник. ИКТ.
32 Обобщение материала за курс 11 класса. 1 УПЗУ 33 Зачёт № 3 «Основы генетики и селекции» 1 ЗУ Тестовые задания, карточки. Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Основные свойства живой материи (критерии живых систем) – 1 час
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле – 1 час
Учение о клетке – 6 часов
Размножение и развитие организмов – 1 час
Второе полугодие:
Размножение и развитие организмов –
Основы генетики и селекции -
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков __________
«___»___________201 __ г.
Тематическое планирование по биологии
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КЛАСС: 12
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 1 полугодие 2 полугодие
Всего 22,1 В неделю 1,3 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 5,1 Зачётных тестов 1 2
Тематическое планирование курса Общей биологии для 11-12 классов составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования и Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класса. Биология 6-11 классы. – М.:Дрофа, 2010г.).
Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. /В.И.Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова; под ред. акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова – 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа. -2013.-286, (2)с.:ил..
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТЬ УЧАЩИХ-СЯ, КОНТ-РОЛЬ
Введение. Учение об эволюции органического мира (1 час)
1 Введение. Учение об эволюции органического мира 1 УПЗУ Макроэволюция. Микроэволюция. Эволюция. Сущность эволюционных преобразований. Объяснять сущность эволюционных преобразований.
Знать: сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разные периоды развития человеческой мысли
Уметь: работать с дополнительной литературой, делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу Учебник, карточки
Раздел 6. Эволюционное учение (10 часов)
2 История развития представлений о развитии жизни на Земле . 1 УИНМ КУ Античные и средневековые представления. Креационизм. Научные и религиозные представления об эволюции. Система органической природы К.Линнея. Развитие эволюционных идей Ж.Б.Ламарка. Характеризовать религиозные и научные представления об эволюции; значение работ К.Линнея; значение эволюционного учения Ж.Б.Ламарка. Учебник, карточки, задания со свободным ответом.
3 Эволюционная теория Ч.Дарвина. Учение об искусственном отборе. 2 УИНМ КУ Естественно-научные предпосылки теории Ч.Дарвина. Экспедиционный материал Ч.Дарвина. Искусственный отбор. Формы И.О. Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч.Дарвина. Выделять предпосылки эволюционной теории. Давать определения И.О. составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка. Описывать механизм И.О. Объяснять значение учения об И.О. для формирования эволюционных взглядов. Задания со сво-бодным ответом. Карточки, работа с учебни-ком.
4 Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Формы отбора. Формы борьбы за существование. 3 УИНМ КУ Борьба за существование. Естественный отбор. Размножение организмов в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование. Причины борьбы за существование. Направленность эволюции. Значение эволюционной теории Ч.Дарвина. Видообразование на основе дивергенции. Давать определения: борьба за существование, Е.О. называть формы борьбы за существование. Выделять наиболее напряжённую форму борьбы за существование. Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии. Объяснять причины борьбы за существование. Характеризовать положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Задания со сво-бодным ответом. Карточки, работа с учебни-ком. ИКТ
5 Микроэволюция. Вид. Критерии вида и структура. 4 УИНМ КУ Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Вид. Критерии вида. Биологическая концепция вида. Популяция. Давать определения: вид, популяция. Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида. эволюционно значимые результаты видообразоания. Доказывать, что вид объективно существует в природе. --//--
6 Мутации. Генетические процессы в популяциях. 5 УИНМ КУ Эволюционная роль мутаций, мутагенеза. Источники наследственной изменчивости в популяции. Популяционно-генетические закономерности. Дрейф генов. Микроэволюция. Движущие силы эволюции. Изменение частоты встречаемости гена. Давать определения: микроэволюция, дрейф генов, популяция. Характеризовать эволюционную роль мутаций. Называть процессы, изменяющие частоты встречаемости генов в популяциях. Доказывать, что популяция – элементарные единицы эволюции. --//--
7 Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 6 УИНМ КУ Адаптации и их многообразие, виды адаптаций. Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов конкретным условиям среды обитания. Процесс формирования приспособленности. Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать приспособленность как закономерный результат эволюции, виды адаптаций.
Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды. --//--
8 Видоообразование как результат микроэволюции. 7 УИНМ КУ Видообразование. Географическое видообразование. Экологическое видообразование. Изоляция биологическая, географическая. Видообразование – результат микроэволюции. Способы видообразования, их отличительные особенности. Описывать генетические механизмы, лежащие в основе видообразования. Приводить примеры видообразования и доказывать реальное их существование. Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования. Называть эволюционно значимые результаты видообразоания. --//--
9 Главные направления эволюции. Пути достижения биологического прогресса. 8 УИНМ
КУ Главные направления эволюции. Арогенез. Аллогенез. Катагенез. Биологический прогресс. Ароморфоз. Дегенерация. Идиоадаптация. Морфофизиологический прогресс. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс. Давать определения ключевым понятиям.
Характеризовать главные направления эволюции. Сравнивать их. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. 10 Эволюция. Макроэволюция. Дарвинизм. 9 УПЗУ Основные закономерности эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция. Эволюция. Дарвинизм. Уметь применять теоретические знания, необходимые в качестве опорных при изучения следующих разделов. Тестовые задания. Карточки. Работа с рисунками. ИКТ.
11 Зачёт №1 «Закономерности развития живой природы» 1 ЗУ Тестовые задания. Раздел 7. Развитие органического мира
12-15 Развитие жизни на Земле. 1-4 УИНМ
КУ Биологическая эволюция. Зоны: криптозой, или докембрий, фанерозой. Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Давать определения ключевым понятиям. Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции. Устанавливать взаимосвязь закономерностей органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами. Карточки. Работа с рисунками. ИКТ. DVD.
16-18 Происхождение человека. 5-7 УИНМ
КУ Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира. Антропогенез. Атавизмы. Рудименты. Доказательство животного происхождения человека. Сравнительные доказательства родства человека с млекопитающими животными. Человек – биосоциальное существо. Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Расы и нации. Расизм. Давать определения основным понятиям. Называть место человека в органическом мире. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук. Называть стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии, давать им характеристики. Называть и различать человеческие расы. Объяснять механизмы формирования расовых признаков. Доказывать на основе научных фактов несостсоятельность расизма и социал-дарвинизма. Карточки. Работа с рисунками. ИКТ. DVD.
19 Зачёт № 2: «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» 1 ЗУ Тестовые задания. Раздел 8. Взаимодействие организма и среды.
20 Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. 1 УИНМ
КУ Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Учение Вернадского о биосфере. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биогеохимические циклы. Направление потока вещества в пищевой сети. Роль производителей, потребителей, разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе.
Осн. понятия: трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая цепь.
Солнечный свет – энергет. ресурс экосистем. Роль авто и гетеротрофов. Пищевые связи в экосистемах. Направление потока веществ в пищевой цепи.
Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусств. экосистемы. Структура экосистем: биоценоз, экотоп. Пространственная и морфологическая структуры. Популяция – элемент экосистемы. Классификация наземных экосистем. Свойства экосистем: обмен веществ, круговорот веществ. Видовое разнообразие- признак устойчивости.
Абиотические и биотические факторы среды. Их взаимодействие.
Факторы, определяющие естественную смену биоценозов. Саморегуляция экосистем.
Основные понятия: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм.
Типы взаимоотношений между организмами. Давать определение понятию биосфера. Называть: признаки биосферы, структурные компоненты и свойства. Характеризовать живое, биокосное, косное вещество биосферы.
Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, углерода, азота. Объяснять значение круговорота веществ. Характеризовать сущность круговорота веществ и роль живых организмов в жизни планеты.
Давать определение терминам: автотрофы, гетеротрофы, трофический уровень, пищ. цепь. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Составлять схемы пищевых цепей.
Давать определение понятиям: биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Называть: компоненты биоценоза, показатели структуры популяций, признаки и свойства экосистем. Приводить примеры естественных и искусственных экосистем.
Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры факторов. Анализировать воздействие факторов.
Давать определения ключевым понятиям Приводить примеры факторов. Анализировать воздействие факторов.
Давать определения терминам: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Карточки. Работа с рисунками. ИКТ. DVD.
21 Круговорот веществ в природе. 2 КУ Тестовые задания, карточки
22 Жизнь в сообществах. История формирования сообществ живых организмов. Биологические области. 3 КУ Тестовые задания, карточки
23 Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. 4 УПЗУ Тестовые задания, карточки
24 Факторы среды. Взаимодействие факторов среды. 5 УПЗУ Тестовые задания, карточки
25 Смена биогеоценозов. Причины смены, формирование новых сообществ. 6 УПЗУ Тестовые задания, карточки
26,
27 Взаимоотношения организма и среды. Взаимоотношения между организмами. 7,8 УПЗУ Тестовые задания, карточки
Раздел 9. Биосфера и человек. Основы экологии.
28-30 Биосфера, её структура и функции. Биосфера и человек. 1-3 УПЗУ Природные ресурсы и их использование. Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозорбновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования.
Экология – наука о взаимоотношениях организмов и окр. Среды. Абиотические и биотические факторы среды. Их взаимодействие. Последствия хоз. деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха, пресных вод и Мирового океана, антропогенное изменение почвы, радиоактивное загрязнение, влияние на раст. и жив. мир. Сохранение биоразнообразия. Приводить примеры: агроэкосистем, неисчерпаемых, исчерпаемых ресурсов. Раскрывать сущность рационального природопользования. Называть антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Приводить примеры.
Давать определение терминам: экология, биотические и абиотические, антропогенные факторы. Приводить примеры факторов. Анализировать воздействие факторов. Тестовые задания, карточки
31,
32 Основы экологии. 4,5 КУ 33 Зачёт № 3 «Биосфера. Жизнь в сообществах. Ноосфера». 1 ЗУ Тестовые задания. Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Эволюционное учение – 3 часа
Развитие органического мира – 2 часа
Второе полугодие:
Взаимодействие организма и среды –
Биосфера и человек. –
Основы экологии. -