Рабочая программа по биологии для 7 класса вечерней школы в пенитенциарной системе с нагрузкой 1 час в недел


МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ____________
«___»______________201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
КЛАСС: 7
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
к рабочей программе по биологии 7 класса
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю, 3 зачёта в год.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренного стандартом.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «требования к уровню подготовки учеников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активности, мотивации к самообразованию личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с заданиями в рабочей тетради с печатной основой:
Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 7 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» - М.:Дрофа
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умений узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и/или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются на уроках в качестве самостоятельных, проверочных, практических работ. Все лабораторные работы выполняются как элемент урока в группах, индивидуально, в виде демонстраций.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: учебник/ В.Б.Захаров, Н.И.сонин. – 7-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. -255, ) с.:ил.
А также методических пособий для учителя:
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. –М.: Дрофа 2010. – 138с.;
Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
Дополнительной литературы для учителя:
Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс.». – М.: Дрофа, 2010.;
Т.А. Дмитриева, С.В. Суматохин Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 классы: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 128с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
1. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.
2. Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».
3. Биология. 1С: Репетитор.
4. Экология 10-11 кл. «1С: Образование 3.0»
5. Биология 6-11 кл. «Физикон»
6. Биология. Химия. Экология.
7. Биология. 1С: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс
8. Биология. 6 класс БЭНП «Кирилл и Мефодий».
9. Биология в школе. Растительный мир. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
10 Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
11.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Просвещение. 2005год (2СD)
12. Электронный атлас для школьника «Ботаника 6-7 классы»2004год «Новый диск».
Видеоархив:
Невидимая жизнь растений. ВВС. 2 диска.
Животные – взгляд изнутри. ВВС.2 диска.
Эти заточные животные. Часть 1-6.
Прогулки с пещерным человеком. ВВС.
Птицы. Крылья природы.
Птицы – 2: путешествие на край света.
Микрокосмос.
Генезис.
Прогулки под водой.
Живые драконы.
Бездна.
Тело человека. 4 диска. ВВС.
Развитие жизни на земле.
Формы проведения учебных занятий:
УИНМ – урок изучения нового материала;
ЗУ – зачётный урок;
КУ – комбинированный урок;
ЛУ – лабораторный урок;
УПЗУ – урок применения знаний и умений;
УК – урок контроля.
Форма промежуточной аттестации
Специфика обучения в вечерней школе предполагает, что обучающиеся не всегда присутствуют на занятиях, но получить оценку они могут, сдав необходимые зачеты и выполнив контрольные работы. Таким образом, возникает настоятельная необходимость наличия системы контролирующих заданий, позволяющих определить уровень знания обучающегося и оценить эти знания.
Различают несколько видов контроля: текущий, периодический, итоговый, самоконтроль.
Текущий контроль используется после каждого урока для оценивания уровня усвоения материала классом.
Периодический контроль будет использоваться по итогам изучения отдельной темы.
Итоговый контроль осуществляется по итогам полугодия, года, а также как итоговая аттестация при завершении курса.
Основные требования к уровню знаний:
- при текущем контроле проверке подлежат лишь вопросы, затронутые на предыдущем занятии;
- при тематическом контроле проверке подлежат знания, зафиксированные необходимыми нормативными документами;
- итоговый контроль осуществляется при переходе с одной ступени на другую и предполагает наличие необходимого минимума знаний для дальнейшего обучения.
Оценка знаний учащихся:
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей, учащихся необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятия и закономерностей, точность употребления предметной терминологии;
- самостоятельность ответов;
- логичность, доказательность в изложении материала;
- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Оценка устных ответов:
Отметка "5" - ответ полный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование таблиц и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка "4" - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка "3" - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании таблиц при ответе.
Отметка "2" - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий.
Оценка письменных работ:
Отметка "5" - учащийся правильно выполнил работу, с соблюдением необходимой последовательности, самостоятельно сформулировал цель и выводы, в правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы.
Отметка "4" - учащийся правильно сформулировал цель, но допускает одну - две несущественные ошибки, допустил небольшие неточности в описании результатов работы.
Отметка "3" - за правильное выполнение действий и выводы, в ходе проведения работы были допущены ошибки, недостаточная самостоятельность при применении знаний.
Отметка "2" - учащийся не может провести необходимые наблюдения и опыты даже с помощью учителя, результаты работы не позволяют сделать правильный вывод, отсутствие умения делать вывод, логически грамотно описывать наблюдения.
Оценивание тестов.
Результаты тестов оцениваются отметкой:
"5" за 90-100% правильных ответов
"4" за 75-89%
"3" за 60-74%
"2" за 59 и менее.
Изменения в программе:
Все лабораторные работы проводятся как элемент урока с использованием ИКТ – ресурсов.
Демонстрационные работы так же осуществляются с использованием ИКТ – ресурсов.
Практические работы проводятся как элемент урока.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

УР. НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ КОЛ-ВО УРОКОВ
1 Введение. Многообразие живых организмов. 1
2 Раздел 1. Царство прокариоты. 1
3-5 Раздел 2. Царство грибы. Лишайники. 3
6 Зачёт №1 «Царство прокариоты. Царство грибы» 1
Раздел 3. Царство растения 8
7 Тема 3.1. Общая характеристика растений. 1
8 Тема 3.2. Подцарство низшие растения. Водоросли. 1
9-11 Тема 3.3. Подцарство высшие растения. 3
12 Тема3.4. Голосеменные растения. 1
13-14 Тема 3.5. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения. 2
15 Зачёт №2 «Царство растения» 1
Раздел 4. Царство Животные. 17
16 Тема 4.1. Общая характеристика животных. Подцарство одноклеточные. 1
17 Тема 4.2. Подцарство многоклеточные животные. Общие характеристики. Тип Губки и Тип Кишечнополостные. 1
18 Тема 4.3. Тип плоские черви. 1
19 Тема 4.4. Тип круглые черви. 1
20 Тема 4.5. Кольчатые черви. 1
21 Тема 4.6. Тип Моллюски. 1
22-24 Тема 4.7. Тип Членистоногие. 3
25 Тема 4.8. Тип Иглокожие. 1
26 Тема 4.9. Тип Хордовые, бесчерепные животные. 1
27 Тема. 4.10. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы. 1
28 Тема. 4.11. Класс Земноводные. 1
29 Тема 4.12. Класс Пресмыкающиеся. 1
30 Тема 4.13. Класс Птицы. 1
31-32 Тема 4.14. Класс Млекопитающие. 2
33 Зачёт №3 «Царство животные» 1
Резерв 3
ИТОГО 36
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. (1 час)
Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Признаки живых организмов, их появление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химич. состава, обмен в-в и превращение энергии, рост, развитие, раздражение, раздражимость, приспособленность к среде обитания.
Раздел 1. Царство прокариоты. (1 час)
Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор. Многообразие и особенности происхождения прокариотов организмов. Подцарство настоящие бактерии.
Подцарство архибактерии.
Подцарство оксифотобактерии.
Значение в природе и жизни человека.
Раздел 2. Царство грибы. Лишайники. (3 часа)
Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.Признаки царства грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Особенности строения плесневых грибов. Их разнообразие и значение в природе и жизни человека.
Л.Р. №1 «Строение плесневых грибов»
Шляпочные грибы. Признаки царства грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Особенности строения шляпочных грибов. Их разнообразие и значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых шляпочных грибов»
Лишайники – симбиоз водорослей и грибов. Условия жизни. Значение. Питание и размножение.
Зачёт №1 «Царство прокариоты. Царство грибы» - 1 час.
Раздел 3. Царство растения (8 часов)
Общая характеристика растений. Признаки царства растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений.
Л.Р.№3 «Распознавание растений разных отделов»
Водоросли. Основные признаки водорослей. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Отделы водорослей.
Л.Р.№4 «Изучение внешнего строения водорослей»
Л.Р.№5 «Распознавание отделов водорослей»
Отдел Моховидные. Основные признаки. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность.
Л.Р. №6 «Распознавание растений отдела Моховидные»
Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевид-ные. Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№7 «Распознавание растений отделов Плауновидные и Хвощевидные»
Отдел Папоротниковые. Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№ 8 «Распознавание растений отдела Папоротниковые»
Л.Р.№ 9 «Изучение внешнего строения папоротников»
Голосемен-ные растения. Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Виды растений, наиболее распространённые в Пермском крае.
Л.Р.№10 «Распознавание растения отдела Голосеменные»
Л.Р. №11 «Изучение растений и многообразия Голосеменных растений»
Отдел покрытосеменные (цветковые) растения. Особенности строения покрытосеменных. Жизненные формы. Размножение. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Признаки класса Двудольные, Однодольные. Значение Однодольных и Двудольных в природе и жизни человека. Виды, наиболее распространённые в Пермском крае. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры.
Л.Р.№12 «Распространение растений отдела Покрытосеменные»
Л.Р.№13 «Изучение строения и многообразия Покрытосеменных растений»
Л.Р.№14 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»
Л.Р.№15 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные»
Л.Р.№16 «Распознавание важнейших с/х растений»
Зачёт №2 «Царство растения» - 1 час.
Раздел 4. Царство Животные. (17 часов)
Общая характеристика животных. Подцарство одноклеточные. Признаки царства животные. Систематика. Симметрия тела. Простейшие. Особенности жизнедеятельности и размножения. Значение в природе и жизни человека.
Общие характеристики. Тип Губки и Тип Кишечнополостные. Признаки многоклеточных организмов. Лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательных клеток. Однослойные и двухслойные организмы.
Л.Р.№17 «Распознавание животных типа Губки и типа Кишечнополостные»
Тип Плоские черви. Признаки типа Плоские черви. Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека.
Л.Р.№18 «распознавание животных типа Плоские черви»
Тип круглые черви. Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями.
Л.Р.№19 «распознавание животных типа Круглые черви»
Кольчатые черви. Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Классы: малощетинковые, многощетинковые. Роль в природе и жизни человека.
Л.Р.№20 «распознавание животных типа Кольчатые черви»
Тип Моллюски. Образ жизни. Особенности строения. Среда обитания. Способы питания и размножения. Многообразие и практическое значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№21 «распознавание животных типа Моллюски»
Особенности организации членистоногих. Класс Ракообразные. Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и строение ракообразных. Многообразие и значение ракообразных.
Л.Р.№22 «распознавание животных типа Членистоногие»
Класс Паукообразные. Тип членистоногие. Способы питания и передвижения. Образ жизни и строение Паукообразных. Многообразие и значение Паукообразных.
Класс Насекомые. Образ жизни и особенности строения насекомых. Типы ротового аппарата. Развитие насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Образ жизнедеятельности и особенности строения. Роль иглокожих в природе и жизни человека.
Тип Хордовые, бесчерепные животные. Признаки хордовых: нервная трубка, внутренний скелет, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость. Местообитания и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.
Л.Р.№23 «Распознавание животных типа Хордовые»
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы. Хрящевые рыбы, черты примитивного строения. Особенности строения Черепных. Роль плавников в движении рыб. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека.
Л.Р.№24 «Определение принадлежности костных рыб к отрядам»
Класс Земноводные. Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране.
Л.Р.№25 2выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
Л.Р.№26 « Выявление приспособленности земноводных к среде обитания, образу жизни»
Класс Пресмыкающиеся. Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№27 «Выявление приспособлений у пресмыкающихся к среде обитания»
Л.Р.№ 28 «Определение принадлежности пресмыкающихся к отрядам»
Класс Птицы. Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Происхождение. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№29 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни»
Л.Р.№30 «Выявление приспособлений у птиц к среде обитания»
Класс Млекопитающие. Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Шерстяной покров. Системы внутренних органов. Особенности обмена веществ. Строение органов размножения. Вскармливание молоком детёнышей. Особенности развития. Внутреннее развитие. Происхождение. Многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Л.Р.№31 «Определение принадлежности млекопитающих к отрядам»
Л.Р.№32 «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания»
Зачёт №3 «Царство животные» -1 час
Резерв – 3 часа. Закрепление пройденного материала за курс 7 класса.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий, животных.
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения и животных, растения разных отделов, животных разных таксономических групп; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения; животных своего края, значение животных разных таксономических групп в природе и жизни человека.
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними, значение с/х пород
животных в жизни человека.
Данные об авторе
Гизбрехт Юлия Владимировна
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», учитель химии и биологии
МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор ВСШ
А.В. Третяков ___________
«___»_____________201__ г.
Тематическое планирование по биологии
КЛАСС: 7
УЧИТЕЛЬ: ГИЗБРЕХТ ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1 полугодие 2 полугодие
Всего 22 В неделю 1,3 Плановых уроков 17 Зачётных уроков 5 Зачётных тестов 1 2
- планирование составлено на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класса. Биология 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010г.)
- учебник: «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: учебник/ В.Б.Захаров, Н.И.сонин. – 7-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. -255, ) с.:ил.
№ УРОКА П/П ТЕМА УРОКА
№ УРОКА ПО ТЕМЕ Тип урока ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, КОНТРОЛЬ
Введение. (1 час)
1 Многообра-зие живых организмов. 1 УИНМ Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Признаки живых организмов, их появление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химич. состава, обмен в-в и превращение энергии, рост, развитие, раздражение, раздражимость, приспособленность к среде обитания Знать: разнообразие живых организмов на Земле; их сходство; значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; признаки живых организмов; различия между растениями и животными.
Уметь: объяснять значение живых организмов в живой и неживой природе и жизни человека; отличие живых существ от тел неживой природы; различия между растительным и животным миром; обмен веществ и все процессы жизнедеятельности живого организма;
называть царства живой природы. ИКТ
Раздел 1. Царство прокариоты. (1 час)
2 Царство прокариоты. 1 УИНМ Строение бактериальной клетки. Питание, размножение, образование спор. Многообразие и особенности происхождения прокариотов организмов. Подцарство настоящие бактерии.
Подцарство архибактерии.
Подцарство оксифотобактерии.
Значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.
Объяснять и выделять особенности жизнедеятельности бактериальной клетки.
Объяснять значение бактерий в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Раздел 2. Царство грибы. Лишайники. (3 часа)
3 Общая характерис-тика грибов. Плесневые грибы. 1 КУ Признаки царства грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Особенности строения плесневых грибов. Их разнообразие и значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать особенности строения и жизнедеятельности грибов, особенности строения плесневых грибов.
Называть способы питания многоклеточных грибов, значение плесневых грибов в природе и жизни человека.
Сравнивать растения с растениями и животными.
--//--
Л.Р. №1 «Строение плесневых грибов»
4 Шляпочные грибы. 2 КУ Признаки царства грибов. Строение грибов. Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Особенности строения шляпочных грибов. Их разнообразие и значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать особенности строения и жизнедеятельности грибов, особенности строения шляпочных грибов.
Называть способы питания многоклеточных грибов, значение шляпочных грибов в природе и жизни человека.
Приводить примеры разнообразных шляпочных грибов, произрастающих в Пермском крае.
Сравнивать растения с растениями и животными.
--//--
Л.Р.№2 «Распознавание съедобных и ядовитых шляпочных грибов»
5 Лишайники. 2 КУ Лишайники – симбиоз водорослей и грибов. Условия жизни. Значение. Питание и размножение. Распознавать и описывать строение лишайников, их роль в природе и жизни человека. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
6 Зачёт №1 «Царство прокариоты. Царство грибы» 1 ЗУ Тестовые задания Раздел 3. Царство растения (8 часов)
Тема 3.1. Общая характеристика растений. (1 час)
7 Общая характерис-тика растений. 1 КУ Признаки царства растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. Называть признаки растений. Распознавать и описывать отделы растений, низшие и высшие растения. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№3 «Распознавание растений разных отделов»
Тема 3.2. Подцарство низшие растения. (1 час)
8 Водоросли. 2 КУ Основные признаки водорослей. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Отделы водорослей. Распознавать и описывать отделы водорослей, особенности строения и жизнедеятельности, тип размножения.
Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа по карточкам.
Л.Р.№4 «Изучение внешнего строения водорослей»
Работа по рисункам в учебнике.
Л.Р.№5 «Распознавание отделов водорослей»
Работа с вопросами в учебнике.
Тема 3.3. Подцарство высшие растения. (3 часа)
9 Отдел Моховидные 1 КУ Основные признаки. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Давать определения термину высшие споровые растения.
Распознавать и описывать строение мхов, выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р. №6 «Распознавание растений отдела Моховидные»
10 Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевид-ные. 2 --//-- Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Называть места обитания и условия жизнедеятельности.
Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№7 «Распознавание растений отделов Плауновидные и Хвощевидные»
11 Отдел Папоротниковые. 3 --//-- Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Называть места обитания и условия жизнедеятельности.
Распознавать растения отдела Папоротниковые.
Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№ 8 «Распознавание растений отдела Папоротниковые»
Л.Р.№ 9 «Изучение внешнего строения папоротников»
Тема 3.4. Голосеменные растения. (1 час)
12 Голосемен-ные растения. 1 КУ Основные признаки. Строение и жизнедеятельность. Места обитания и распространения. Значение в природе и жизни человека. Виды растений, наиболее распространённые в Пермском крае. Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отдела Голосеменные.
Описывать этапы развития голосеменных растений.
Выделять особенности строения и жизнедеятельности растений отдела голосеменные. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№10 «Распознавание растения отдела Голосеменные»
Л.Р. №11 «Изучение растений и многообразия Голосеменных растений»
Тема 3.5. Отдел покрытосеменные (цветковые) растения. (2 часа)
13 Общая характеристика покрытосеменных растений. Систематика. 1 КУ Особенности строения покрытосеменных. Жизненные формы. Размножение. Признаки классов Однодольные и Двудольные. Распознавать растения отдела Покрытосеменные. Распознавать и описывать жизненные формы отдела Покрытосеменные.
Объяснять происхождение Покрытосеменных.
Называть классы.
Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№12 «Распространение растений отдела Покрытосеменные»
Л.Р.№13 «Изучение строения и многообразия Покрытосеменных растений»
14 Семейства класоов Двудольные и Однодольные растения. 2 --//-- Признаки класса Двудольные, Однодольные. Значение Однодольных и Двудольных в природе и жизни человека.
Виды, наиболее распространённые в Пермском крае.
Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. Распознавать и описывать наиболее распространённые в Пермском крае растения класса Двудольные, класса Однодольные.
Определять принадлежность растений к классам.
Распознавать семейства Лилейные и Злаки.
Объяснять роль Покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Распознавать важнейшие с/х растения. Объяснять причины сокращения численности редких охраняемых растений.
Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№14 «Определение принадлежности растений к классу Однодольные»
Л.Р.№15 «Определение принадлежности растений к классу Двудольные»
Л.Р.№16 «Распознавание важнейших с/х растений»
15 Зачёт №2 «Царство растения» 1 ЗУ Тестовые задания Раздел 4. Царство Животные. (17 часов)
Тема 4.1. Общая характеристика животных. Подцарство одноклеточные (1 час)
16 Общая характеристика животных. Подцарство одноклеточные. 1 КУ Признаки царства животные. Систематика. Симметрия тела. Простейшие. Особенности жизнедеятельности и размножения. Значение в природе и жизни человека. Различать царства живых организмов.
Знать признаки животных организмов. Уметь определять и характеризовать принадлежность животных к систематическим группам. По рисункам определять симметрию тела организмов. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Тема 4.2. Подцарство многоклеточные животные. (1 час)
17 Общие характеристики. Тип Губки и Тип Кишечнополостные. 1 КУ Признаки многоклеточных организмов. Лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательных клеток. Однослойные и двухслойные организмы. Называть признаки многоклеточных животных.
Объяснять происхождение многоклеточных животных.
Распознавать и описывать строение кишечнополостных, их процессы жизнедеятельности. Распознавать животных типа Губки и типа Кишечнополостные.
Объяснять роль Губок и Кишечнополостных в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№17 «Распознавание животных типа Губки и типа Кишечнополостные»
Тема 4.3. Тип плоские черви. (1 час)
18 Тип Плоские черви. 1 КУ Признаки типа Плоские черви. Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и особенности жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека. Называть системы органов плоских червей, органы и их функции.
Распознавать животных типа Плоские черви.
Выделять особенности строения.
Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. Распознавать и описывать паразитических червей. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№18 «распознавание животных типа Плоские черви»
Тема 4.4. Тип круглые черви. (1 час)
19 Тип круглые черви. 1 КУ Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печёночного сосальщика.
Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№19 «распознавание животных типа Круглые черви»
Тема 4.5. Кольчатые черви.
20 Кольчатые черви. 1 КУ Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Классы: малощетинковые, многощетинковые. Роль в природе и жизни человека. Распознавать по рисункам и описывать, выделять особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Сравнивать строение кольчатых круглых червей. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№20 «распознавание животных типа Кольчатые черви»
Тема 4.6. Тип Моллюски. (1 час)
21 Тип Моллюски. 1 КУ Образ жизни. Особенности строения. Среда обитания. Способы питания и размножения. Многообразие и практическое значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать животных типа Моллюски.
Выделять основные признаки животных типа Моллюски.
Выявлять приспособленность моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом.
Л.Р.№21 «распознавание животных типа Моллюски»
Тема 4.7. Тип Членистоногие. (3 часа)
22 Особенности организации. Класс Ракообраз-ные. 1 КУ Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и строение ракообразных. Многообразие и значение ракообразных. Распознавать и описывать животных типа Членистоногие. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Выявлять приспособленность к среде обитания, образу жизни. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№22 «распознавание животных типа Членистоногие»
23 Класс Паукообразные. 2 КУ Тип членистоногие. Способы питания и передвижения. Образ жизни и строение Паукообразных. Многообразие и значение Паукообразных. Распознавать и описывать животных типа Членистоногие. Распознавать на рисунках и описывать строение Паукообразных. Выявлять приспособленность к среде обитания, образу жизни. Объяснять их роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
24 Класс Насекомые 3 КУ Образ жизни и особенности строения насекомых. Типы ротового аппарата. Развитие насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие насекомых. Значение в природе и жизни человека. Распознавать и описывать животных типа Членистоногие, строение насекомых. Называть системы органов, органы и их функции. Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать стадии развития с неполным превращением. Приводить примеры редких насекомых, обитающих на территории Пермского края. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Тема 4.8. Тип Иглокожие. (1 час)
25 Тип Иглокожие. 1 КУ Образ жизнедеятельности и особенности строения. Роль иглокожих в природе и жизни человека. Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Тема 4.9. Тип Хордовые, бесчерепные животные. (1 час)
26 Тип Хордовые, бесчерепные животные. 1 КУ Признаки хордовых: нервная трубка, внутренний скелет, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия, вторичная полость.
Местообитания и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. Называть подтипы хордовых и приводить примеры представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№23 «Распознавание животных типа Хордовые»
Тема. 4.10. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы. (1 час)
27 Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы. 1 КУ Хрящевые рыбы, черты примитивного строения. Особенности строения Черепных. Роль плавников в движении рыб. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Роль в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Объяснять роль хрящевых и костных рыб в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№24 «Определение принадлежности костных рыб к отрядам»
Тема. 4.11. Класс Земноводные. (1 час)
28 Класс Земноводные. 1 КУ Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности внешнего строения. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране. Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки. Выявлять приспособительные особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Определять принадлежность земноводных к отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с учебником. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№25 2выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни»
Л.Р.№26
« Выявление приспособленности земноводных к среде обитания, образу жизни»
Тема 4.12. Класс Пресмыкающиеся. (1 час)
29 Класс Пресмыкающиеся. Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Значение в природе и жизни человека. Выявлять приспособительные особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. Определять принадлежность к отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№27 «Выявление приспособлений у пресмыкающихся к среде обитания»
Л.Р.№ 28 «Определение принадлежности пресмыкающихся к отрядам»
Тема 4.13. Класс Птицы. (1 час)
30 Класс Птицы. 1 КУ Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Происхождение. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Называть системы органов, органы и их функции. Объяснять происхождение. Объяснять особенности строения птиц к полёту. Распознавать принадлежность птиц по рисункам к различным экологическим группам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам.
Л.Р.№29 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни»
Л.Р.№30 «Выявление приспособлений у птиц к среде обитания»
Тема 4.14. Класс Млекопитающие. (2 часа)
31-32 Класс Млекопитающие. 2 КУ Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Приспособления к образу жизни. Шерстяной покров. Системы внутренних органов. Особенности обмена веществ. Строение органов размножения. Вскармливание молоком детёнышей. Особенности развития. Внутреннее развитие. Происхождение. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Называть системы органов, органы и их функции. Объяснять происхождение. Распознавать принадлежность к классу млекопитающие. Выделять особенности строения. Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детёнышей. Объяснять особенности развития млекопитающих. Объяснять роль в природе и жизни человека. Задания со свободным ответом. Работа с рисунками и по карточкам. Работа с учебником.
Л.Р.№31 «Определение принадлежности млекопитаю-щих к отрядам»
Л.Р.№32 «Выявление приспособлений у млекопитающих к среде обитания»
33 Зачёт №3 «Царство животные» 1 ЗУ Тестовые задания. Резерв 3 Темы зачётных уроков:
Первое полугодие:
Царство прокариоты. – 1 час
Царство грибы. – 1 час
Царство растения. – 1 час
Царство растения. – 1 час
Царство животные. – 1 час
Второе полугодие:
Царство животные. - ____ часов.