методическая разработка на тему Особенности планирования воспитательной работы в вечерней школе при исправительной колонии


Методическая разработка «Особенности планирования воспитательной работы в вечерней школе при исправительной колонии».
Разработала:
Классный руководитель
10 класса УКП при ИК№2
Горшкова О.Н.
Воспитание детей – рискованное дело,
ибо в случае удачи последняя приобретена
ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи –
горе, несравнимо ни с каким другим.
Демокрит.
УКП при ИК г.Алатыря – долгие годы является образовательным учреждением для осужденных отбывающих свой срок наказания в ИК №2. Воспитательная работа в школе при ИК является составной частью единого учебно- воспитательного процесса и заключается в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных в целях их исправления, формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общества, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной и право послушной жизни в обществе.
Процесс обучения и воспитания в школах закрытого типа имеет ряд особенностей, в том числе:
- негативное отношение к учёбе, которое сформировалось у большинства обучающихся ещё до того, как они попали в школу при колонии;
- психологические особенности осужденных;
- длительный перерыв между предыдущей и настоящей учёбой;
-сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков, алкоголя,других зависимостей;
- «текучесть» обучающихся, обусловленная различными причинами.
Цель работы:
Разработка плана воспитательной работы с учётом социальных особенностей классного коллектива.
Актуальность темы:
С точки зрения современного общества, в иерархии потребностей высшими являются духовные. К их числу относится потребность к саморазвитию. Одним из аспектов саморазвития является приобщение к знаниям, к сокровищнице культуры. Учитывая неразвитость духовного мира большинства людей, совершающих преступления, решение задач духовного развития представляется особенно актуальным.
Школа в колонии это место, где осужденных- учащихся больше всего воспитывают в духовном отношении. Учитывая специфику нашей школы, где учителя являются как бы связующим звеном
или «окном» через которое веет свежий ветер свободы, любая учащаяся может рассчитывать на поддержку и понимание, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.
В связи с этим воспитательная работа имеет несколько направлений:
- по нравственному воспитанию нацелен на формирование морально – этических установок, а так же на то, чтобы осужденные познакомились с основами этики, психологии общения, приобщились к общечеловеческим ценностям.
- правовое воспитание направлено на формирование у осужденных представлений о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, осознания необходимости соблюдения правовых норм;
- эстетическое воспитание направлено на эмоциональное развитие осужденных, развитие способности воспринимать достижения человеческой культуры.
Пояснительная записка
Основной целью данной воспитательной программы является предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире, других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, понимание перспектив будущего, которые затронут их самих.
Задачи:
*Помочь почувствовать и раскрыть свои способности и положительные качества
*Поддержка положительной инициативы
*Исследование и анализ личности и индивидуальных особенностей
*Изучение взаимоотношений учащихся в классе
*Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
* Формирование высокой нравственности, эстетической и физической культуры
* Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
В проведении воспитательной работы я стараюсь вывести воспитательный процесс за рамки классных часов и специально приготовленных мероприятий. Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности.
Выходя за рамки классных часов, много внимания уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий, основанных на проектной методике, работаю по школьной методике изучения личности, использую методы диагностики. Очень большое значение для учащихся осужденных имеет возможность высказаться, рассказать о наболевшем , о своих проблемах. Поэтому в план воспитательной работы ,я, включила часы доверия .На которых осужденные женщины могут раскрыться совершенно с другой стороны.
В качестве формы планирования воспитательной работы я выбрала план- сетку по месяцам по основным направлениям воспитательной работы, что позволяет своевременно корректировать работу, вписывать возникающие в течение года дела, индивидуальную работу.
Основные формы деятельности: классные часы, конкурсы, деловые игры, дискуссии.
Роль моя как учителя способствовать проявлению инициативы учащихся, направлять её в нужное русло, повышать у них чувство ответственности за свои поступки перед своей совестью и перед другими. Дать возможность учащимся – осужденным почувствовать себя нужными, востребованными. Показать им, что всё ещё можно изменить , что они на это способны.
Характеристика класса
Данный коллектив 10 класса существует второй год. На начало учебного года в классе- 30 человек (все женщины т.к. колония женская).Возраст учащихся до 30 лет. В классе обучаются те, кто не получил образование в дневных школах. 12 учащихся перешли из 9 класса, остальные 18 вновь прибывшие.С которыми мне ещё предстоит познакомиться и попытаться найти к ним подход.
Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся очень низкая. Есть учащиеся и с плохой памятью, невладеющие способами запоминания, у большинства учащихся очень маленький словарный запас. Причин может быть несколько: большой перерыв в обучении; употребление наркотиков, алкоголя, курение.
Нередко осужденные, которые по Закону должны получить среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение невходит в систему ценностей данной категории людей.
В классе есть учащиеся, которые проявляют активность, стараются выполнять требования учителей, отвечать на поставленные вопросы. Большинство воспитанниц с удовольствие участвуют в классных и общешкольных мероприятиях.
По итогам 2013-2014 уч. года некоторые учащиеся получили школьные грамоты за хорошую успеваемость, и активное участие в жизни школы.
В течении учебного года в классе сформировался актив. Это учащиеся, которые сразу откликаются на любую просьбу классного руководителя, учителей предметников. Отвечают за посещаемость и успеваемость. Безусловного лидера в классе нет, но учащиеся дружны и доброжелательны друг к другу.
Общий эмоциональный климат в коллективе благополучный.
Будучи классным руководителем 10 класса, учитывая социальный паспорт класса, я разработала план воспитательной работы, в котором учитывала эмоциональные потребности своих воспитанниц. Планировала такие мероприятия, которые создают доброжелательную атмосферу, побуждают к положительным поступкам.
План воспитательной работы (Приложение №1)