Конспект урока окружающего мира Океан, которого нет на карте и глобусе
Конспект урока окружающего мира в 3 классе
Тема: «Океан, которого нет на карте и глобусе»
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить работу по формированию знаний учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере.
Ввести в активный словарь учащихся понятия: «атмосфера», «перепады температур», «метеоры» и «метеориты».
Уточнить знания учащихся о значении атмосферы для нашей планеты.
С помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас присутствует в твёрдых телах и в воде.
Развивающие:
Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.
Развитие речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации.
Продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков (работа в парах, группах).
Воспитательные:
Продолжить работу по воспитанию у детей интереса к окружающему миру.
Воспитание умения слушать и слышать учителя и одноклассников.
Оборудование и наглядные пособия:
Учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трофимова, С.А. Трофимов «Окружающий мир» 3 класс (часть 1), хрестоматия «Наш мир знакомый и загадочный» 3 класс, тетрадь для самостоятельной работы №1, мелкие кусочки бумаги, газеты, стаканы с водой, кусочки кирпича, сухарей, мела.
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
I. Организационный момент.
Организовать рабочее место учащихся
Контроль организации рабочих мест учащихся
Проверка готовности рабочих мест
Самопределе-ние
Мобилизация волевых усилий
II. Изучение нового материала.
а) Работа с учебником.
Работа с оглавлением учебника
б) Работа с иллюстрациями на стр. 96-97
в) Работа со словарём учебника. (стр. 125)
г) Поиск информации в учебнике и словаре.
.
д)Проведение опытов. Работа в группах.
(учебник стр. 98-99, ТПО стр. 36)
Учить детей ориентироваться на страницах учебной книги.
Ввести новое понятие «млекопитающие».
Познакомить с главными отличительными признаками млекопитающих.
Обогатить знания учащихся новыми сведениями о питании зверей.
Познакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.
Создание условий дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам.
Откройте оглавление учебника. Как называется глава, которую мы изучали?
Какие темы в этой главе были нами изучены?
Сегодня мы начинаем изучение новой главы. Найдите и прочитайте её название.
Прочитайте название 1-ой темы в этой главе.
Можете ли вы предположить, о каком океане пойдёт речь на уроке?
Откройте учебник на странице, где обозначена эта тема (стр.96)
Обратите внимание на пиктограмму на стр. 96. Что она обозначает?
Прочитайте, о чём нас просят вспомнить?
Рассмотрите снимок Земли в учебнике и на экране и выскажите своё мнение. (Слайд 1)
Что делает Землю похожей на голубой шар?
Вспомните, как называется воздушная оболочка Земли?
Уточним значение этого слова в словарике в конце учебника.
(стр. 125)
О каком значении атмосферы для нашей планеты идёт речь в словарной статье?
Что такое метеориты?
Мой помощник уточнил значение этого понятия в толковом словаре.
Слайд 4.
Как атмосфера защищает Землю от метеоритов? Слово помощнику.
(На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеоры (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час.
Если мы сильно потрем ладони друг о дужку, то они разогреются. Если потереть руку о ковёр, то она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полёта в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли.
Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удаётся пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. Камни, упавшие на Землю называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождём).
Как вы думаете, для чего ещё нужна атмосфера нашей планете?
Мой помощник нашёл в Интернете интересные факты по теме урока и подготовил 2 слайда.
Слайд 2.
У Меркурия и Луны нет Атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.
Днём на Меркурии поверхность раскаляется до +420 градусов С, с приходом ночи охлаждается до -180 градусов С.
Слайд 3.
Поверхность Луны, освещённая Солнцем, нагревается до +130 градусов С, а ночью остывает до -180 градусов С.
Вернитесь на страницу 97 учебника. Прочитайте первый абзац на этой странице и подумайте, какое ещё значение атмосферы для нашей планеты проиллюстрировал мой помощник в своём выступлении?
Воздух относится к неживой природе, но без него невозможна жизнь.
Воздух всегда вокруг тебя. Он заполняет все пустоты в Земле – пещеры и ямы, проникает во все щели и трещины, содержится в почве, живых организмах, в воде.
Почему же мы не видим воздух?
Если воздух невидим, то откуда мы знаем, что он существует?
Откройте разворот учебника на стр. 98-99. Вы видите три одинаковых пиктограммы. Что они обозначают?
Сейчас мы проведём несколько опытов, которые доказывают присутствие воздуха вокруг нас.
Для этого разделимся на группы постоянного состава. Договоритесь, кто будет ответственным за проведение опытов в каждой группе, а кто зачитает вывод.
Встаньте ответственные за опыты в каждой группе. Давайте напомним ребятам правила при проведении опытов.
Моим помощником в проведении опытов будет
Помощник.
Откройте ТПО на стр.36
Проведение опытов мы начнём с опыта №3, так как для получения результата потребуется некоторое время.
Опыт 3. Налейте в пустой стакан с номером холодную воду из бутылки и поставьте его в тёплое место (можно на батарею). Вернёмся к нему позже.
Опыт 1. Выложите мелкие бумажки из блюдца на стол. Взмахните веером над кусочками бумаги. Они перелетят на другое место. Почему? Посовещайтесь в группе и запишите вывод в ТПО.
Зачитайте, что у вас получилось.
Опыт 2. Опустите в стакан с водой кусочек кирпича, сухаря или мела. Что вы наблюдаете? Запишите.
1 и 2 группы выполнят этот опыт с кусочком кирпича, 3 и 4 – с кусочком сухаря, а 5 и 6 – с кусочком мела.
Зачитайте, что у вас получилось.
Опыт 3. А теперь посмотрите на стакан, в который вы налили холодную воду. Что наблюдаем? Попробуйте объяснить, откуда они взялись и записать. Зачитайте, как вы объяснили появление пузырьков?
(Чудесные превращения воды в природе)
(Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки. Рас-творы в природе. Почему воду надо беречь?)
(Воздух и его свойства)
( «Океан, которого нет на карте и глобусе»)
(Высказывания детей)
(Ученики открывают учебники на стр.96)
(Повтори пройденное)
(Как выглядит Земля на снимках, сделанных из космоса)
Земля выглядит как голубой шар.
Вода, которая занимает ѕ поверхности Земли, и облака.
Атмосфера.
Атмосфера Земли – воздушная оболочка земного шара. Состоит из смеси газов – кислорода, азота, небольшого количества углекислого газа и других газов. Она защищает живые существа Земли от вредных действий некоторых излучений Солнца и метеоритов из космоса.
Защищает Землю от солнечного излучения, от метеоритов.
Ответы детей.
Метеорит – физическое тело, представляющее собой каменно-металлическую массу, падающую на Землю из межпланетного пространства.
Нужна для дыхания.
Защищает Землю от резких перепадов температур.
Воздух бесцветный и прозрачный.
Примеры детей.
Ветер – это движение воздуха. Струя воздуха из проколотой шины, мяча. Обмахивание веером.
Опыт.
Дети выполняют опыты в группах.
Взаимодей-
ствие (сотру-
дничество) с соседом по парте.
Использование словаря учебника (УМК), процессе изучения нового материала.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Работать с оглавлением и справочниками учебника.
III. Закрепление изученного материала.
Работа по вопросам учебника на стр.99
Формирование коммуникативных умений и навыков работы в парах.
Проверка усвоения темы урока.
Вернитесь на свои места. Следующее задание в учебнике мы выполним в парах.
Найдите пиктограмму «Контрольные вопросы и задания». Здесь 5 вопросов.
На каждой парте лежит цветная карточка. Те ребята, у которых карточка белого цвета, ищут ответ на 1 вопрос, жёлтого цвета – на 2 вопрос, красного цвета – на 3 вопрос, зелёного – на 4 и синего – на 5.
Прочитайте свой вопрос. Обсудите этот вопрос в паре и договоритесь, кто из вас будет на него отвечать.
Работать в паре (умение договари-ваться, распределять роли, получать общий результат, оценивать личный вклад);
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
IV. Итог урока.
Рефлексия.
Учить сбору нужной информации из разных источников.
Вначале занятия вы высказали предположение, о чём пойдёт речь на уроке. Ваши предположения оказались верными?
Так что же это за океан, которого нет на карте и глобусе?
Да.
Атмосфера, воздушная оболочка Земли.
Умение слушать и слышать своих одноклассни-ков
Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете
Представлять результаты своей работы в виде сообщения
V. Задание на дом.
Проверка усвоения темы урока.
Создание условий для появления познавательного интереса.
Дома попробуйте найти другие доказательства того, что воздух находится вокруг нас, используя дополнительный материал и текст хрестоматии на стр. 67-68 «А воздух совсем ничего не весит?»
В каких ещё источниках мы можем найти дополнительный материал по теме урока?
Откройте список электронных адресов. Найдите раздел, в котором вы будете искать дополнительный материал к уроку. Как он называется?
Урок окончен. Желаю вам успеха в поиске нужной информации.
Ответы детей.
В Интернете.
Воздух.
Развитие самостоятель-ности
Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации об изучаемом предмете
15