Конспект урока по окружающему миру, УМК Перспективная начальная школа (ПНШ), 4 класс по теме: Границы России.


Тема: Границы России.
Цель урока: формирование  представлений  о соседях России.
Задачи урока: 
Образовательные:  продолжить знакомить учащихся с государствами – западными и южными соседями России;  учить работать с политической картой, находить на ней страны и их столицы;
Развивающие (предметные): развивать умения работать с картой; развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);
Воспитательные:  повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;  воспитывать бережное отношение к культуре других народов; воспитывать бережное отношение к природе.Оборудование:  политическая карта мира, Европы; фотографии  государств-соседей; карточки с заданиями; презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока
III. Повторение
1)    Но, начнем наш урок с повторения.
- С какими государствами соседями вы познакомились на прошлых уроках?
 2)  Работа с тестом  
Закончите предложения:  
I вариант            Наши соседи
1.Родина Санта - Клауса - _____________
2.Гренландия – самый крупный  остров _____________
3. Страна восходящего солнца – это ____________
4.Страна контрастов - _______________ II вариант         Наши соседи
1.Суоми или «страна болот» - __________ 
2.Родина Г.Х. Андерсена - _____________
3. Родина спортивных единоборств - ________________
4. Самая густонаселенная страна мира - ________________
 Взаимопроверка
А теперь положите свои листочки рядом и посмотрите,  в каком порядке написаны названия стран.
(Вывешиваются на доску карточки:Финляндия, Дания, Япония, Китай)
- Поднимите руку те,  кто выполнил работу без ошибок.
3)  Игра «Соберите цепочку»: страна             герб          флаг           столица  
–– А какая из этих стран не имеет общей границы с Россией?
IV. Работа над новым материалом
–– Сегодня мы все вместе  отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны имеют с нами общую границу.
Работа с картой
- Перечислите  западных соседей России.    (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина )- А какие государства являются соседями России на границе, проходящей от Черного до Каспийского моря?  ( Грузия, Азербайджан, Абхазия, Южная Осетия)
V. Физкультминутка.
VI.  Продолжение работы по изучению нового материала.
2)  Создание проблемной ситуации.  
- Дома вы подбирали информацию об этих странах и теперь, используя эти источники, найдите ответы на поставленные вопросы
3)  Работа в группах
- У вас на столе лежат карточки с планом вашего рассказа.
1.  Название государства.
2. Где расположено?
3. Столица.
4. Рельеф и почва.
5. Климат.
6. Растительный и животный мир.
7. Занятость населения, их особенности, обычаи.
3)   Самостоятельная работа.  Поиск информации.  
- Поработав с этими источниками, группы соберут необходимый материал об одной из стран.
4)     Заслушивание ответов.
VII.    Рефлексия.
- Чей рассказ вам больше всего запомнился, произвёл на вас особое впечатление?
- Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания.
 VIII.     Итог урока  
    -  Сегодня мы с вами говорили о странах соседях России.
      Россия граничит с 18 странами (самый большой показатель в мире), из них по суше со следующими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США. (Презентация )