Открытый урок по биологии по теме Строение цветка 6 класс

Дата проведения 6 класс

Урок №
СабаKтын таKырыбы / Тема урока:
Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик.

Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

СабаKтын маKсат:
Задачи:
Білімділік / Обучающие: сформировать знания учащихся по теме «Цветок», о его строении и функциях; ознакомить с классификацией цветов по строению околоцветника и главных частей;

ДамытушылыK / Развивающие: развитие мышления посредством решения ближайших и перспективных проблемных задач, развитие воображения и творческих способностей, как отдельной личности так и коллектива класса. осознание своих собственных возможностей  в процессе охраны окружающей среды; развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей;

Т‰рбиелік / Воспитательная: воспитание чувства любви к «малой Родине» через любовь к родной природе, формирование активной жизненной позиции.  Привитие эстетического вкуса, восприятие прекрасного, воспитание бережного отношения к природе, воспитание трудолюбия, желания приобщиться к занятиям садоводством и ландшафтным дизайном. Воспитание мотивированной потребности самостоятельно находить нужную информацию.  Систематизировать и анализировать информационный материал, использование компенсаторных навыков при общении по данной учебной теме, воспитание чувства ответственности в процессе совместного общения.

СабаKтыS т_рі:
Тип урока: изучение нового материала.

ОKыту ‰дісі:
Методы обучения: работа с интерактивной доской, беседа, индивидуальная работа, работа с технологическими картами, поисковой метод

Jaрал-жабдыKтар .
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеофрагмент, макет «Цветок», карточки, технологические карты, флеш-анимации, учебник биологии 6 класс.

СабаK барысы:
Ход урока:

`йымдастыру кезені / Орг. Момент Приветствие. 1 мин.
Проверка учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку
Психологический настрой. У вас на партах есть стикеры разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета).  Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.  Те, кто выбрал  розовый, желают общаться.  Желтый проявят активность.  Оранжевый будут настойчивы.  Помните, ваше стремление и ожидание зависит от вас.

Актуализация знаний
Заполнить схему «Органы растений»


Прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили? (рис. 1, дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)

III. Изучение нового материала
На экране демонстрируется видеоклип «Вальс цветов», под него зачитывается стихотворение
Если б в поле расцвели только белые цветы,
Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцвели только желтые цветы,
Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки.
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.
Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной.

Ребята, я не случайно начала урок с демонстрации видеофрагмента, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? А как вы думаете, что именно мы будем изучать сегодня?
Как вы думаете, для чего растению нужен цветок? (высказывания и     предположения обучающихся).
Цветок – это орган семенного размножения. Это генеративный орган, орган полового размножения (размножения семенами). Вспомните, из какой почки развивается цветок? (ответы учащихся) Развивается из генеративной (цветковой) почки.
Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети высказывают свои предположения). Цветки образуются только у цветковых растений. 

Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь). 
Посмотрите на макеты цветов, сходно ли строение цветка у растений? А их форма? (ответы учащихся) Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна. Рассмотрим строение цветка (работа с технологическими картами, рисунок «Строение цветка» (рисунком 2))

Цветок состоит из цветоложа, чашечки, венчика, тычинок и пестика.
Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок. Цветок без цветоножки называется сидячим.
Задание: найти цветоножку и раскрасить ее зеленым цветом. Указать элементы цветка.

Цветоножка продолжается в цветоложе. Цветоложе - это ось цветка, на которой расположены все его части, имеет короткие междоузлия и шире цветоножки.
Задание: найти цветоложе, подписать его и раскрасить зеленым цветом.

Следующая часть цветка чашечка. Чашечка - это совокупность отдельных или сросшихся чашелистиков. Чашелистики - это листочки определенного типа, чаще зеленого цвета, служат для защиты цветка.
Задание: найти чашечку и чашелистики, подписать их и раскрасить зеленым цветом.

Лепестки - это листочки определенного типа, которые защищают главные части цветка и привлекают насекомых опылителей. Лепестки образуют венчик. Функции: 1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды; 2.привлечение опылителей.
Задание: найти лепестки венчика, подписать и раскрасить ярким цветом.
Работа с учебником: прочитать на стр 70 информацию о венчике (с 3 абзаца) и дать определение: 1 Вариант - сростнолепестной венчик; 2 вариант – раздельнолепестной венчик. Ответы записать в технологические карты.
Венчик, образованный сросшимися лепестками – сростнолепестной. Венчик, состоящий из отдельных лепестков – раздельнолепестной.
Работа с технологической картой. Определить на каком цветке раздельнолепестной венчик, а на каком сростнолепестной.

Венчик + чашечка = околоцветник. Посмотрите на макеты растений, исходя из определения, кто может показать околоцветник?
Околоцветник бывает простой и сложный (двойной). Например: у тюльпана околоцветник простой, так как состоит из листочков одного типа. У вишни- сложный, так как состоит из листочков двух видов. У цветков, опыляемых ветром, околоцветник отсутствует.

Рассмотрим главные части цветка: пестик и тычинки. Работа с учебником: стр 71: 1 вариант – тычинки, найти их строение. 2 вариант - пестик, его строение.
Тычинка – мужская часть цветка, участвующая в размножении. Она состоит из тычиночной нити и пыльника, прикрепленного к ее верхушке. Когда пыльник полностью созревает, пыльца высыпается из цветка.
Задание: найти тычинку и раскрасить ее желтым цветом. Указать элементы ее строения.

Пестик- женский орган цветка, из которого развивается плод. Состоит из верхней части – рыльце, средняя утонченная часть – столбик, нижняя расширенная часть – завязь. Столбик приподнимает рыльце над околоцветником. Завязь - широкая часть пестика. В ней развиваются семязачатки. Если в завязи один семязачаток, то в плоде будет одно семя. Если много, то множество семян. Завязь защищает семяпочки от температурных перепадов и вредных насекомых. Из завязи развивается плод.
Задание: найти пестик и раскрасить его зеленым цветом. Указать элементы его строения.

Цветок с симметричным расположением частей, т.е. имеющий не менее двух плоскостей симметрии, делящих его на две равные половины, называется правильным (лютик, шиповник, хлопчатник). Если через цветок можно провести только одну плоскость симметрии, делящую его на две равные части (анютины глазки, горох), он называется неправильным.

Физминутка на английском языке «Head shoulders knees and toes" (видео)

Мы с вами познакомились со строением «Цветка», в зависимости от строения все цветы делятся на несколько групп.
Работа с технологическими картами и учебником. Прочитать раздел «Обоеполые и однополые цветки» на стр 71. И дополнить определения в технологических картах. 1 вариант – 1, 2 определение; 2 вариант – 3,4 определение.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют Цветок, имеющий только тычинки, называют , а цветок, имеющий только , называют
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют
Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ..

Проверка. Цветок, у которого есть и тычинки, и пестики называют обоеполым. Если же цветок имеет только тычинки, или только пестик – однополый или раздельнополый. Однополый цветок, у которого есть только тычинки, называется тычиночным или мужским. Если же в цветке имеется только пестик, то его называют пестичным, или женским.
Если однополые, тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении, то такие цветы называются однодомными. У двудомных тычиночные цветки располагаются на одном растении, а пестичные на другом.

Строение цветка можно изобразить в виде формулы, в которой заглавные буквы – это первые буквы названий частей цветка, а цифры – их число.
Основные обозначения: Ч – чашелистик, Л – лепесток венчика, Т – тычинка, П – пестик, * - правильный цветок, - неправильный цветок,
· - женский, пестичный цветок,
· - мужской, тычиночный цветок,
· - обоеполый цветок,
· - частей цветка много, + - наличие двух или нескольких кругов. Сросшиеся части цветка заключаются в скобки.
Формула цветка тюльпана: *
· Л3+3Т3+3П(3)
Цветок имеет простой околоцветник, состоящий из 6 лепестков венчика, формирующих 2 круга, 6 тычинок также расположены в два круга . Пестик образован тремя сросшимися плодолистиками.
Задание в технологической карте. 1 вариант – по формуле рассказать о строении цветка
2 вариант – по формуле рассказать строение цветка


IV.Закрепление
1 учащийся работает за компьютером заполняет флеш-анимацию «Строение цветка»
1 вариант. Работают с заданием на соотношение, 2 вариант задание «Лови ошибку»

«Найти соотношения и соединить линиями»
Название частей цветка
Строение, функции

Цветоножка
Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе
Женский орган размножения.

Чашелистики
Мужской орган размножения.

Лепестки
Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

Тычинки
Состоит из тычиночной нити и пыльника

Пестик
Состоит из рыльца, столбика и завязи

Околоцветник
состоит из лепестков венчика и чашечки.

Чашечка
Состоит из лепестков


Стеблевая часть цветка, на ей расположены все части


Состоит из чашелистиков


«Лови ошибку»
Часть стебля под цветком называется цветоножкой. Из отдельных и сросшихся чашелистиков образуется венчик, а чашечка состоит из лепестков. Цветоножка и венчик образуют околоцветник. Тычинка – это женская часть цветка. Тычинка состоит из столбика, рыльца и завязи. Пестик – мужская часть цветка. Пестик состоит из тычиночной нити и пыльника. Плод образуется из пыльцы. Цветок, у которого есть и тычинки, и пестик, называется раздельнополым. Если же цветок имеет только тычинки, или только пестик – обоеполым. Если однополые, тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении, то такие цветы называются двудомным У однодомных тычиночные цветки располагаются на одном растении, а пестичные на другом.

V. Рефлексия.
Игра «5 пальцев»  1. Информация была интересна  2. Я знаю особенности строения цветка  3. Мне понравилось, как я работал на уроке  4. Я удовлетворен работой в паре  5. Я готов к выполнению домашней работы 
Если вы загнули все 5 пальцев – материал усвоен успешно  Если 4 пальца – вы хорошо поработали на уроке  Если 3 и меньше – возможно вам надо лучше разобраться в вопросах темы

VI. Домашнее задание. Параграф 20, ответить на вопросы, найти интересную информацию про цветы: например самый большой цветок, самый маленький цветок и т.д.

VII. Итог урока. Выставление оценок, подведение итогов
На фоне видео «Не рвите цветы» зачитывается отрывок из стихотворения
Берегите цветы, не губите! Творенье природы не рвите! Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век. Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000391-1000-4ddd-2ef4-450046bb2fdb/026_1.swf


Чашечка есть - не для водицы Есть венок – не для девицы Околоцветник

Хоть цвел цветок и в нужный срок Но вся беда, не дал плода Мужской цветок





































Технологическая карта

Тема «Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик.»

Цветок – это__________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________

Обозначить и подписать части цветка.
_____________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________









Задание 1. Работа с учебником: прочитать на стр 70 информацию о венчике (с 3 абзаца) и дать определение:
Сростнолепестной венчик - ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Раздельнолепестной венчик - ____________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Определите и подпишите тип венчик на картинках.

__________________________ _____________________________

Задание 2. Прочитать раздел «Обоеполые и однополые цветки» на стр 71 и дополнить определение.
Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют Цветок, имеющий только тычинки, называют , а цветок, имеющий только , называют
Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ..

Задание 3. Выполнить по вариантам: 1 вариант – «Найти соотношение»; 2 вариант – «Лови ошибку».
«Найти соотношения и соединить линиями»
Название частей цветка
Строение, функции

Цветоножка
Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

Цветоложе
Женский орган размножения.

Чашелистики
Мужской орган размножения.

Лепестки
Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

Тычинки
Состоит из тычиночной нити и пыльника

Пестик
Состоит из рыльца, столбика и завязи

Околоцветник
состоит из лепестков венчика и чашечки.

Чашечка
Состоит из лепестков


Стеблевая часть цветка, на ей расположены все части


Состоит из чашелистиков


«Лови ошибку»
Часть стебля под цветком называется цветоножкой. Из отдельных и сросшихся чашелистиков образуется венчик, а чашечка состоит из лепестков. Цветоножка и венчик образуют околоцветник. Тычинка – это женская часть цветка. Тычинка состоит из столбика, рыльца и завязи. Пестик – мужская часть цветка. Пестик состоит из тычиночной нити и пыльника. Плод образуется из пыльцы. Цветок, у которого есть и тычинки, и пестик, называется раздельнополым. Если же цветок имеет только тычинки, или только пестик – обоеполым. Если однополые, тычиночные и пестичные цветки располагаются на одном растении, то такие цветы называются двудомным У однодомных тычиночные цветки располагаются на одном растении, а пестичные на другом.


Задание 4.
Строение цветка можно изобразить в виде формулы, в которой заглавные буквы – это первые буквы названий частей цветка, а цифры – их число.
Основные обозначения: Ч – чашелистик, Л – лепесток венчика, Т – тычинка, П – пестик, * - правильный цветок, - неправильный цветок,
· - женский, пестичный цветок,
· - мужской, тычиночный цветок,
· - обоеполый цветок,
· - частей цветка много, + - наличие двух или нескольких кругов. Сросшиеся части цветка заключаются в скобки.
Формула цветка тюльпана: *,
· Л3+3Т3+3П(3)
Диаграмма: Цветок имеет простой околоцветник, состоящий из 6 лепестков венчика, формирующих 2 круга, 6 тычинок также расположены в два круга . Пестик образован тремя сросшимися плодолистиками.
1 вариант – по формуле рассказать о строении цветка
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 вариант – по формуле рассказать строение цветка
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












Схема 2Рисунок 1Рисунок 115