Работа с детьми , имеющими повышенную мотивацию к обучению
Выявление и развитие детской одаренности является одним из приоритетных направлений образовательной политики РК на современном этапе. Перед Казахстаном сегодня стоит очень важная задача – стать конкурентноспособным государством с развитой экономикой. Это решение не возможно без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Об этом говорится в Послании Президента народу Казахстана.
Реформы, проведенные в системе образования за последнее десятилетие, направленные на гуманистические, личностно ориентированные, развивающие технологии, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Об этом свидетельствует принятые Государственная программа поддержки молодых талантов, Концепция развития детской одаренности, вышло распоряжение президента «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей». Был создан Республиканский научно-практический центры «Дарын», появились образовательные учреждения, учебные социальные программы, общественные организации, фонды, ставящие целью выявление, обучение, поддержку одаренных детей.
Концептуальные основы проблемы одаренности
детей
В современной педагогической психологии проблема одаренности интенсивно разрабатывается учеными. Этот материал объемен, сложен, часто противоречив. Осваивать его трудно. Но без знакомства с этими на первый взгляд, исключительно теоретическими изысканиями не могут эффективно решаться практические проблемы.
Очевидно, что система педагогических мер даст необходимый эффект только в том случае, если будет выстроена на надежном теоретическом фундаменте.
Различным аспектам проблемы одаренности посвятили свои исследования такие известные ученые века: Н.С Лейтес, В.А Крутецкий, В.М Теплов,Е.П Торенс, Дж. Рензулли, Д.Фельдхусен, А. Танненбаум.
Тщательно изучив современные концепции одаренности, педагоги взяли за основу своей работы теоретические положения ученых Дж. Рензулли, Д.Фельдхусен,
А. Танненбаум.
Американский специалист Джозеф Рензулли считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя основными группами качеств: это общие или специальные способности выше среднего, высокий уровень включенности в задачу и высокий уровень креативности. Одаренный человек обладает ими, либо способен к развитию этой системных качеств и приложению ее к любой потенциально ценной области человеческой деятельности.
Интерес представляют не только сами выделенные Дж. Рензулли факторы одаренности, но и то, как трактует автор процесс взаимодействия между ними. Это выражено в графической схеме:
Схема: Малая модель «человеческого потенциала» Дж.РензуллиСпособности выше средних
Включенность в задачу
Креативность
Одаренность( результат пересечение окружностей)
Каждая окружность символизирует фактор. Одаренность – сложный итог наложения друг на друга трех факторов.
Принципиально важно то, чтоДж. Рензулли предлагает считать одаренным не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них. Контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Коллектив школы разделяет мнение исследователя Д.Фельдхусен, что необходимо уделять внимание не только развитию интеллектуального – творческого потенциала и специальных способностей ребенка, но и формированию у него позитивной «Я - концепции» и высокой мотивации. Мы согласны также с мнением американского ученого А. Танненбаум о том, что одаренность не является каким – то застывшим личностным показателем, она эволюционирует в течение жизни. Само по себе наличие выдающихся или продвинутых (выше среднего) личностных, интеллектуальных, творческих качеств не может гарантировать реализации личности в творческой деятельности. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внешние и внутренние факторы:
общие способности
специальные способности в конкретной области
специальные характеристики интеллектуального плана , подходящие для конкретной области специальных способностей(личностные ,волевые);
стимулирующее окружение, соотвествующее развитию этих способностей (семья, школа, сверстники и другие);
случайные факторы(очутиться в нужном месте в нужный час).
Принципы направления и формы работы с одаренными и способными учащимися
В работе с одаренными и способными учащимися школа руководствуется следующими принципами:
сочетание комплексного развития и дифференциации обучения;
принцип индивидуализации обучения , высшим уровнем реализации которого является разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных услуг, помощи учителя;
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Диагностика одаренности учащихся школы
Среди ученых, исследующих детскую одаренность ,нет единых подходов к диагностике одаренности.
Точных методик измерения способностей, как известно вообще не существует, а если они и применяются, то делать выводы после одной проверки некорректно с научной и этической точек зрения. Поэтому крайне важно проводить диагностику квалифицированно, тонко, систематически, не делая поспешных выводов. Ученые предлагают несколько вариантов (или путей)выявления детской одаренности. Наиболее распространенными являются следующие:
. Аналитический (массовый, любительский), который предполагает такие методы как тестирование , разноуровневое учебное задание , анкетирование, (опросник), рассказы родителей , характеристика учителя.
. Диагностический (специализированный) представляет собой психологические исследования специалистов по специальным методикам , дающих оценку творческих возможностей и нервно- психического статуса ребенка
. Практический, личностно- ориентированный , предполагающий формирование и углубление способностей , развитие их в одаренность и талант.
Направления и формы работы
с одаренными детьми
Для анализа индивидуальной работы с одаренными детьми мы выбрали 7 критериев:
показатель учебной деятельности
участие в индивидуальной учебной деятельности по выбору (вариативный компонент учебного плана)
участие в олимпиадах по основам наук
участие в конкурсах
работа над научными проектами
работа в клубах
активная позиция во внеурочное время
основными формами внеурочной деятельности в школе являются:
1. Работа спецкурсов, факультативов.
2. Работа НОУ. Целью НОУ является умственное воспитание и развитие учащихся , создание условий для их самоопределения и самореализации . Направление деятельности разносторонние :
лектории по темам проектов , по вопросам культуры умственнного труда, по организации научных исследований:
регулярные обзоры научной и научно- популярной литературы:
участие в олимпиадах и играх различного уровня:
«учебный год»;
«Лидер века»;
«Счастливый случай»;
«Эрудит»;
Игры и конкурсы в рамках предметных декад.
Повышение профессионализма педагогов вработе с одаренными детьми.
Для работы с одаренными и способными детьми требуются специально подготовленные учителя, обладающие особыми личностными профессиональными качествами. Среди личностных качеств учителя , работающего с одаренными детьми , можно выделить доброжелательность , чуткость, целеустремленность и настойчивость , эмоциональную стабильность , эрудированность. У такого учителя интеллектуальный уровень и творческий потенциал должны быть высокими или выше среднего. Профессионально значимыми качествами являются:
Способность к творческой, экспериментальной научной деятельности;
Владение методиками выявления одаренности, технологиями дифференцированного, развивающего, проблемного обучения, психолого- педагогическими знаниями;
Стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию.
При подборе кадров администрация школы учитывает наличие вышеуказаных качеств.
Повышение компетентности педагогов ведется по следующим направлениям.
Диагностика деятельности педагогов
осуществляется по двум аспектам:
Выявление педагогических затруднений в области межличностного взаимодействия с одаренными и способными учащимися:
Выявление достоверно значимых изменений в личностной , коммуникативной , эмоциональной , профессиональной сфере педагогов , непосредственно связанных с процессом межличностного взаимодействия.
В течение двух лет мы диагностируем:
- индивидуальный , профессиональный стиль учителя;
- ориентационные педагогические ценности ;- готовность к инновациям ;- уровень саморазвития;
- профессиональную мотивацию
Педагогический коллектив понимает всю важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных детей и вносит свой вклад в наращивание интеллектуального потенциала Республики Казахстан .Ведь одаренные дети –это наше будущее ,наша надежда ,наш золотой запас.