Методическая разработка урока окружающего мира Древний мир славян (с использованием УЛО, ЭОР)


Конспект открытого урока
окружающего мира в 4 классе
на тему
"Жизнь древних славян"
УМК: "Школа России", "Окружающий мир"
Тип урока: урок "открытия" нового знания (с использованием УЛО, ЭОР)
Место урока в программе: раздел «Страницы истории Отечества», урок №1
Цель: Формировать у обучающихся представление о жизни древних славян.
Учебные задачи/ планируемые результаты:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим;
формирование эмоционально-ценностного отношения к истории России, прошлому предков - древних славян;
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками при выполнении учебных заданий (в паре, группе);
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата работы на уроке.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
коммуникативных УУД:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества во время работы в парах и группах;
формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор источников информации, выбор учебных материалов.
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно составлять устный рассказ и формулировать выводы на основе просмотра видеофильма, чтения текстовых источников, рассматривания иллюстраций;
формирование умения работать с интерактивным пособием "Наглядная школа";
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
устанавливать причинно-следственные связи;
самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем частично-поискового характера;
использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий; отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знаний о жизни древних славян: внешний образ, поселения, жилища, занятия, верования, праздники;
развитие умения составлять план урока и устного рассказа по теме «Жизнь древних славян»; выделять информацию из разных источников (видеофильм, текст, иллюстрации);
создание условий для отработки учащимися умения работать с исторической картой, контурной картой, выделять главное; составлять схему расселения славян, анализировать схему образования племён древних славян;
развитие умения использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы:
Жизнь древних славян как одно из важных событий истории человечества;
территория расселения славян;
образ древних славян (внешний вид, особенности характера);
образ жизни славян (выбор места для поселения, убранство дома, предметы быта, занятия, верования, праздники);
тесная связь жизни славян, их занятий и верования с природой.
Термины и понятия: славяне, племя, род, бортничество, врачевание, поколения, изба, землянка, частокол, городище, загон, хлев, убранство, обычаи, поляне, дреговичи, славяне, древляне, северяне, радимичи, волыняне, вятичи, уличи, кривичи, Перун, Велес, Даждьбог, Мокошь, Стрибог, Ярило, мифические существа.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, изо, технология.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, тестовые технологии, технологии проектный деятельности.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Электронные образовательные ресурсы:
Комплекс учебных интерактивных пособий «Наглядная школа» (Окружающий мир, 4 класс, часть 2, тема «Древние славяне»).
Электронное приложение к учебнику "Окружающий мир" (Часть 2).
Мультимедийная презентация «Жизнь древних славян».
Презентация для системы контроля и мониторинга качества знаний PRO Glass (тест 3).
Видеофильм "Жизнь древних славян" http://www.youtube.com/watch?v=lJPpb07SDJwВидеоролик "Язычество у славян" http://www.youtube.com/watch?v=kchyv44KBisЭлектронная физкультминутка для урока - http://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E8. Славянская этническая музыка. Свирель. - http://muzofon.com/search
УМК:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 кл.: Учебник. - М.: «Просвещение», 2013 год.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: 4 кл.: Рабочая тетрадь, часть 2. - М.: «Просвещение», 2013 год.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук учительский, мультимедийный проектор, система контроля и мониторинга качества знаний PROGlass, нетбуки ученические, тексты, таблица, приложения, упражнение для минутки отдыха, кроссворд, берестяные грамоты (с текстом-посланием), туесок, фишки; клей, ножницы, фломастеры, заготовка для книжки-раскладушки, цветная бумага.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
(Дети входят в класс под музыку. Звучит Славянская этническая музыка. Свирель)
Учитель:
Звенит, заливается школьный звонок.
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение.
Легко, с увлечением даётся учение!

- Здравствуйте, ребята! Начать наш урок мне хочется с доброй улыбки. Давайте улыбнёмся, подарим друг другу доброту, теплоту своей души. Мысленно пожелаем всем удачи!
(Мультимедийная презентация "Жизнь древних славян")
II. Самоопределение к деятельности (целеполагание).
1. Ситуативное задание.
- Ребята, наши помощники Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик приготовили для урока разные иллюстрации. Рассмотрите их внимательно и скажите, что на них изображено? (Высказывания детей)
- Как вы думаете, о чём нам могут поведать эти иллюстрации? (О людях, которые жили в далёком прошлом; об особенностях их жизни, занятиях, жилищах, предметах быта, одежде)
- А как мы называем людей, которые жили в прошлом? (Предки, люди от которых мы произошли)
- Сегодня я предлагаю вам заглянуть в прошлое и познакомиться с историей жизни наших далёких предков.
- Ребята, чтобы узнать, кто были нашими предками, Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают вам решить кроссворд (по ранее изученному разделу "Страницы Всемирной истории") и прочитать ключевое слово (по вертикали).
2. Разгадывание кроссворда "По страницам Всемирной истории" (работа в парах).
В Древнем Египте эта птица считалась священной, так как прилёт птицы совпадал с половодьем на Ниле (Ибис).
Муза истории в древнегреческой мифологии (Клио).
Гробница фараонов Древнего Египта (пирамида).
Отрезок времени в 100 лет (век).
Наука, которое изучает прошлое (история).
Храм Богов в Древнем Риме (Пантеон).
7. Священный жук у египтян (Скарабей).
- Вы правильно разгадали слово - это СЛАВЯНЕ. Славяне - наши далёкие предки.
- Мы сегодня продолжаем путешествие по дороге истории. Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества. Тема урока "Жизнь древних славян".
- Поэтесса Н. Кончаловская так писала в своём произведении "Наша древняя столица":
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли...
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была...
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.
- У народа, который не знает своей истории, нет достойного будущего.
3. Формулировка цели урока. Составление плана работы над новой темой.
- Ребята, что бы вы хотели узнать по данной теме? (Ответы детей)
- Давайте сформулируем цель нашего урока (Узнать о жизни славян: как выглядели, где жили, чем занимались, какие у них были жилища и предметы быта, во что верили, чего страшились)
- Словно на машине времени мы перенесёмся в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры). Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
III. Учебно-познавательная деятельность.
1. Расселение древних славян. Работа с текстом (работа в парах).
- Ребята, Мудрая Черепаха предлагает вам прочитать для текст о древних славянах. А Муравьишка просит проверить правильность высказываний. Итак, принимаемся за работу!
(Учитель раздаёт детям листки с текстом и заданием, они заполняют табличку, определяя истинность высказываний (+ или -). По окончанию работы озвучивают и обосновывают свои ответы).
Текст:
На огромном пространстве Восточной Европы располагались бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли восточные славяне, от которых позднее произошли русские, украинцы и белорусы. Пришли славяне на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Время было беспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окружённых склонами, глубокими оврагами или водой. Слово "славяне" означает "люди, живущие у воды". Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. Ограждение строилось из крепких брёвен. Срубали дерево, обтёсывали его, заостряли, затем обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.
Таблица:
Высказывания Да Нет
Восточные славяне населяли огромное пространство Восточной Европы. Славяне - переселенцы из Азии. Древние славяне чаще всего селились неподалёку от естественных водоёмов. Славяне возводили вокруг своих поселений земляные валы, каменные ограждения для спасения от сильных ветров. Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян. Славяне ставили высокий частоколом из крепких брёвен, копали глубокие рвы вокруг поселения для защиты от нападений жителей соседних посёлков. Основным строительным материалом у славян было дерево. 2. Расселение древних славян. Работа с исторической картой (индивидуальная работа с взаимопроверкой).
(Комплекс учебных интерактивных пособий «Наглядная школа» / Окружающий мир, 4 класс, часть 2, тема «Древние славяне»)
- Рассмотрите историческую карту "Расселение древних славян" в интерактивном пособии "Наглядная школа" (на интерактивной доске и на ученических нетбуках).
1) Что вы можете рассказать с её помощью о расселении славян?
2) Найдите главные водные пути.
3) Назовите реки и моря, берега которых населяли славяне.
4) Откройте контурную карту в интерактивном пособии "Наглядная школа", обведите границы территории расселения восточных славян карандашом красного цвета (один ребёнок работает на интерактивной доске, другие выполняют задание в ученических нетбуках, выполняют взаимопроверку).
5) Назовите племена древних славян.
6) Назовите племя, которое занимало наибольшее пространство.
- Рассказывая о восточных славянах, летописец Нестор говорил, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались «полянами», потому что жили они на больших «полянах» - местах, где лес был не таким густым,  а другие - древлянами, потому что сели в лесах,  а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что «дрягва» - это болото, болотистая местность.  Иные сели по Двине, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от неё и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем -славяне, и построили город, и назвали его Новгородом.   А другие расположились по Десне назвались северянами.
3. Образование племён.
- Жили славяне родами и племенами. Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов, вести домашнее хозяйство легче сообща.
- Откройте электронный справочник в интерактивном пособии "Наглядная школа" и прочитайте статью об образовании племён у древних славян.
- Ребята, рассмотрите схему образования племён.
- Давайте выполним задание 4. Надо выстроить цепочку образования племён (Один ученик на интерактивной доске, остальные на нетбуках).
(Дети, после выполнения задания, делают вывод о расселении славян, об образовании племён).
ВЫВОД: Наши предки Восточные славяне. Они жили племенами, каждое племя состояло из нескольких родов.
ФизминуткаМы сейчас все дружно встанем, Отдохнём-ка на привале. Влево, вправо повернитесь, Низко-низко наклонитесь! Продолжаем мы опять
Вглубь истории шагать, Чтобы всё понятным стало Предстоит трудов немало.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
1. Просмотр видеофильма.
- Ребята, а сейчас Муравьишка и Черепаха предлагают вам посмотреть видеофильм "Жизнь древних славян"
http://www.youtube.com/watch?v=lJPpb07SDJw (6 мин.)
- Прошу вас смотреть и слушать очень внимательно. После просмотра вам предстоит выполнить проектное задание: создать книгу "Древние славяне".
2. Проектное задание (работа в группах).
(Учащиеся в группах изготавливают книгу "Древние славяне", каждая команда готовит по одному листку. Задание выполняется на основе материала видеофильма, статьи иллюстраций учебника. Во время работы звучит славянская музыка)
1 группа: Жилища и быт восточных славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; готовят небольшой устный рассказ на данную тему, выбирают картинки предметов быта древних славян, вырезают их из приложения и наклеивают на лист с изображением славянского жилища). 
(См. Приложение 1)
2 группа: Внешний образ, одежда, характер древних славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; составляют описание внешнего образа и характера славян, создают образ славян - дорисовывают элементы одежды и раскрашивают костюмы).
(См. Приложение 2)

3 группа: Занятия  древних славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; заполняют таблицу по образцу, готовят устный рассказ о занятиях славян).
(См. Приложение 3)
4 группа: Верования славян (учащиеся распределяют обязанности в группе; расшифровывают имена богов, мифических существ, вырезают и соотносят слова-названия и картинки; составляют устный рассказ).
(См. Приложение 4)
3. Выступление групп. Составление книги "Древние славяне"
1.
Жилища. Убранство дома.
Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья. Ставили рубленные избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Они строились из жердей, очищенных от веток и коры. Крыша тоже из жердей, покрыта соломой. Внутри дома всегда прохладно, темно и сыро. В углу стояла печь из камней и глины, которая обогревала дом, на ней готовили еду. Топилась печь «по-чёрному», без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, стол. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.
2.
Внешний образ, одежда, характер древних славян
Красивые, круглолицые, с русыми волосами, с большими голубыми глазами, высокого роста, с широкими плечах.
Славяне были крепкими, выносливыми, сильными, крепкими, смелыми, гостеприимными, преданными, неутомимыми людьми, способными спокойно переносить голод и всякую нужду.
Славяне носили одежду из льна и шерсти. Они сами выращивали и обрабатывали лён, ткали из полученных волокон полотно. Одежда называлась домотканой. Красили ткани отварами коры, корней, листьев растений. Женщины носили длинные рубашки, а мужчины – просторные рубахи, подпоясанные кожаными ремнями, и штаны из грубого холста. Одежду украшали вышивкой. Она, по мнению славян, оберегала их от злых духов.
На ногах носили лапти, сплетенные из лыка (коры липы) или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.
3.
Занятия  древних славян
Восточные славяне занимались:
земледелием  (это было самым главным занятием, славяне осваивали земли в лесах и степях; выращивали пшеницу, рожь, овёс, просо, лён, коноплю, репу, горох, бобы, свёклу, брюкву; из пшеницы пекли хлеб, из льна делали одежду, из конопли - масло; первым продуктом считался хлеб, вторым соль);
охотой (в лесах было много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков; их шкуры служили одеждой и одеялом);
рыболовством (в озёрах и реках было много рыбы, брали только крупную рыбу, ловили гарпуном);
собирательством (собирали в лесу грибы, ягоды, травы; весной славяне собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы и другие травы, сушили их и заготавливали на зиму);
скотоводством (разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей, волов; с появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы);
бортничеством (борть - “дупло дерева”, где жили дикие пчёлы; славяне собирали мёд диких пчёл в лесах; использовали мёд и в пищу, и в качестве лекарства);
строительством и мастерством (из дерева делали посуду и кухонную утварь, из берёзовой коры - короба для хранения продуктов и жидкости);
Знали славяне гончарное, кузнечное, оружейное, кожевенное, ювелирное дело, ткачество.
4
Верования славян
Жизнь восточных славян была тесно связана с природой. Солнце, огонь, леса, реки и болота - не только обеспечивали жизнь, но и пугали население. Природа, близкая и знакомая, но одновременно страшная и непредсказуемая. Славяне не могли объяснить причины пожаров, засухи, разлива рек и многих других явлений природы, поэтому верили, что в глубоком озере обитает Водяной и русалки, в чаще тёмного леса - Леший, Кикимора, в доме - домовой.
Славяне ставили деревянные и каменные статуи своих богов и поклонялись им. Чтобы задобрить разгневанного бога или попросить у него защиты, ему в жертву приносили животных. Главными богами были Перун - бог грома и молнии, Велес - покровитель скота и богатства, Мокошь - божество плодородия, Стрибог - повелитель ветра. Даждьбога - как весьма почитаемого бога Солнца, просили о хорошей погоде и богатом урожае.
4. Просмотр видеоролика "Язычество у славян": http://www.youtube.com/watch?v=kchyv44KBis)
5. Праздники наших предков.
- Поклоняясь этим богам, славяне поклонялись силам природы, считая её божеством. Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники. Многие сохранились до наших дней.
- Предлагаю вам ознакомиться с материалом о праздниках славян в электронном приложении к учебнику, в презентации. Электронное приложение к учебнику/окружающий мир/часть 2/Страницы истории России/Жизнь древних славян
ВЫВОД: Наши предки селились по берегам рек, выбирали для поселения безопасные места; жили в полуземлянках или избах; занимались земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством. Поклонялись богам, верили в существование фантастических существ. Их жизнь, занятия, верования были тесно связаны с природой. 
- Прочитайте вывод в учебнике на странице 39.
Физминутка "Ленивые восьмёрки" (вытянуть правую руку перед собой, рисовать в воздухе перевёрнутую "восьмёрку", потом левой рукой, потом обеими руками - повторять по 3 раза)

V. Диагностика качества освоения темы.
1. Тестирование с использованием системы PRO Glass.
2. Просмотр электронного отчёта о результатах тестирования, выставление оценок за тест.
(Презентация для системы контроля и
мониторинга качества знаний PRO Glass)
(См. Приложение 5)
VI. Рефлексивная деятельность.
1. Итог. Самоанализ.
Достигнута ли поставленная цель урока «Узнать о жизни древних славян»? 
Что больше всего понравилось?
Что вас особенно удивило? 
Что вызвало затруднения? Почему?
Закончите предложение:
Для меня важно знать о жизни восточных славян, потому что _________.
2. "Эмоциональный термометр"
- Ребята, а у меня для вас сюрприз: "Эмоциональный термометр". (Учитель в конце урока даёт учащимся лист с табличкой). Каждому из вас надо поставить "+" в колонке, соответствующей своему состоянию на уроке. Передавайте листок друг другу.
3. Самооценка.
Работа
в паре Работа
в группе Тест
Оценка
Ученик Учитель VII. Домашнее задание. По выбору:
1) Необходимый уровень: прочитать материал учебника с.34-38; подготовить ответы на вопросы «Проверь себя».
2) Повышенный уровень: составить план текста "Жизнь древних славян".
* 3) Максимальный уровень: Изготовить макет дома славян/Составить кроссворд/Нарисовать рисунки.
- На следующих уроках продолжим путешествие по страницам Истории Отечества. И отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру.
- Урок закончен. Всем спасибо! Молодцы!
Дети:
Прозвенел для нас звонок.
Вот и кончился урок.