Мастер-класс Формирование нравственно-эстетического отношения к прекрасному через уроки технологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11
с углубленным изучением отдельных предметов
Мастер-класс
«Формирование нравственно-эстетического отношения к прекрасному через уроки технологии».
Учитель начальных классов
Надобных М.В,
2015г.
План.
Теоретическая часть.
Аппликация из листьев:
а) что такое аппликация?
б) виды аппликации.
3. Этапы работы выполнения аппликации:
а) подготовка, выбор материала;
б) выбор рисунка для аппликации, создание эскиза;
в) техника выполнения поделки.
4. Игра «Назови технику выполнения работ?»
5. Практическая часть.
6. Рефлексия.
Одна из важнейших задач эстетического воспитания - обучение восприятию прекрасного в жизни. Но при этом не просто к пассивному его созерцанию, а к деятельности, направленной на его охрану и созидание. (1 слайд)
Одной из задач общеобразовательной школы на современном этапе является развитие чувства прекрасного, формирование у учащихся здорового художественного вкуса, умения понимать и ценить произведения искусства и литературы, красоту и богатство окружающего нас мира природы.
Сергей Владимирович Образцов сказал: «Эстетическое воспитание начинается не на лекции по эстетике - там оно заканчивается. Оно начинается не в картинной галерее и не в театре, и не на симфоническом концерте - там оно развивается, расширяется, укрупняется. Начинается оно там, где возникает ассоциативная фантазия, без которой ни в какое произведение искусства проникнуть нельзя Только тот человек, у которого явления природы рождают добрые представления и ощущения, может разобраться в искусстве, полюбить искусство».
Высокая миссия учителя - нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем его богатстве и многообразии. Значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия подчинены единственной цели - всесторонне развивать личность ребенка, ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Чтобы «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть глаза на чарующий гармоничный мир прекрасного, надо развивать нравственные ценности: доброту, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красоту, Труд, Познание, Добро.
Уроки технологии - позволяют в определенной степени решать задачи эстетического воспитания, изучения корней народного искусства, акцентируя внимание на исконно русских традиционных промыслах, ремеслах и в первую очередь, своего края.
Формирование основ творчества- одна из главных задач программы технологии в начальных классах. Обучаясь труду, младшие школьники приобретают необходимые для творчества предпосылки: умение мыслить самостоятельно и оригинально, проблемно подходить к действительности , способность доводить решение полученных задач до конца, желание экспериментировать и накапливать все новый и новый опыт, смекалку и т.д.
Кроме обычных заданий по технологии, рассчитанных на один - два урока и предполагающих изготовление какого-либо полезного изделия я предлагаю детям коллективные игры и занимательные задачи.
Большое внимание на своих уроках я отвожу беседе. Беседа связана с темой урока и содержит информацию, которая позволяет углубить интерес учащихся к работе на уроке. В подготовке бесед мне помогают книги И. Ильина и Е .Мара «Что из чего», «Откуда приходят вещи», «Сто тысяч почему» , книги и журналы о декоративно- прикладном искусстве. Важно не только научить детей клеить, шить, лепить, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и, стало быть не разорвать, тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать основы духовной культуры.
На уроках изготовления игрушек из ткани - показываю разнообразие материалов и приемы работы, но и знакомлю с историей появления игрушек на Руси. Формирую у детей знания об истории и культуре своего народа, культуре других народов. Ведь культура каждой страны достойна уважения, сохранения, изучения.
В своей работе я использую материалы о родном крае. Решая задачи уроков технологии можно знакомить учеников с историей Курской области, народными традициями, декоративно-прикладным искусством, природными богатствами. Такие уроки эмоционально насыщены и имеют большое воспитательное значение,
С большим интересом дети отгадывают на уроках загадки об инструментах ; видах техники; использую пословицы и поговорки «Плотник топором думает», «Не игла шьет, а руки», «Шила в мешке не утаишь» и т. д.
Главная задача урока – развитие фантазии, инициативы, самостоятельности. Дети разбиваются на бригады , группы. Они могут изготовить 2 модели или каждый свою. Они вольны в выборе технологии изготовления , средств оформления игрушки. По окончании работы каждая группа выбирает самую лучшую модель и «защищает» ее.
На своих уроках учу детей работать не только с шаблоном, но и с линейкой, развивая глазомер, вычислительные навыки.
«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду: оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» - К.Д. Ушинский.
Я работаю по учебнику «Технология» автор Е.А.Лутцева .В разделе « Азбука Мастерства» 6 часов отводится на работу с природным материалом (аппликация из засушенных растений, листьев, сказочные герои из природного материала) (2 слайд)
Что такое «аппликация»? (3 слайд) В переводе с латинского аппликация – значит «прикладывание». Эта техника основана на вырезании, наложении деталей на фон и закреплении деталей на фоне с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используются разнообразные материалы : различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные материалы.
Аппликация: накладная, силуэтная, модульная, симметричная, ленточная. ( 4 слайд)
Накладная- эта аппликация не требует вырезания из листьев никаких деталей, она создается с помощью наложения листьев (бабочки, грибочки, цыплята), отсутствующие составляющие можно дорисовать либо изготовить из природных материалов. В этой технике листья наклеивают друг на друга слоями. Аппликация получится яркой и веселой, если листочки будут различаться по цвету.
Силуэтная. Для этой аппликации отрезаются все лишние части листьев для того, чтобы получилось именно то, что задумано.
Модульная- при помощи этой техники, картинка создается путем наклеивания одинаковых по размеру и форме листьев. Так можно сделать хвост петушка или жар-птицы, чешую рыбки.
Симметричная. Она используется для создания небольших образов и целых картин, которые имеют симметричное строение, еще для получения двух совершенно одинаковых изображений (например, отражения в воде) нужно подбирать для этого похожие листочки, чтобы получить изображение с его отражением или симметричное само по себе («Бабочка», «Стрекоза», «Лодочка на реке»).
Ленточная- разновидность симметричной аппликации. Она отличается тем, что позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений- орнаментов. Получаются целые хороводы цветов, деревьев, грибов, бабочек.
Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.
Технология выполнения аппликации из природного материала младшими школьниками предусматривает такие этапы работы:
– подготовка материала, его выбор; Осень – прекрасное время года! Под ногами целый ворох самых разнообразных по окраске и форме листьев, которые собирать одно удовольствие.
– выбор рисунка для аппликации;
– положение материала, создание эскиза;
– выбор оборудования инструментов, вспомогательных материалов;
– техника выполнения поделки различными способами.
Игра – «Назови технику выполнения работ?»
(слайд)
Аппликация может быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Изготовление игрушек и других поделок из природного материала – интересное дело, но вместе с тем – это труд. Почти ювелирный, кропотливый, хотя увлекательный и очень приятный, особенно – своим результатом. Работа с растительным природным материалом имеет большое значение для всестороннего развития младшего школьника. Встреча с природой неизменно расширяет представления детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные явления. Когда с экскурсии дети приносят цветы, листья, то начинается изучение этих сокровищ. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают его, ощупывают и обследуют. Обо всем этом конечно, можно узнать, посмотрев картинки в книге, но самому добывать подобные знания куда интереснее.
Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества, воспитывает детское мастерство, сообразительность, трудолюбие, и еще это превосходная школа эстетического воспитания, базирующаяся на формировании у детей художественного взгляда на мир, на их поиски в окружающей действительности деталей прекрасного.
А приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше. Для начала следует вспомнить слова поэта Н.А. Некрасова о том, что «нет безобразья в природе». Поэтому каждого из нас волнует красота цветов, плодов различных растений, разноцветье осенних листьев и порхающий тополиный пух, необычная форма, окраска цветов. Перед тем, как сделать любой природный материал деталью своей поделки, пусть ребенок обратит внимание на его своеобразность. Ведь у каждого растения свой внешний вид – формы листьев, цвета, фактура поверхности. И при создании конкретной поделки все это учитывается.
Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания её различных сторон и, одновременно, – воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а так же формирования первых трудовых навыков.
В ходе уроков по аппликации школьники учатся составлять декоративные работы, сложные композиции, предметы окружающей действительности, сказочные эпизоды и т.д.
Тематика работ очень разнообразна, например: Волшебные превращения, Цветок, Цыпленок, Овощи, «Дерево в снегу», Павлин и т.д.
Поделки, созданные учащимися, используются как подарки для родителей, дедушек, бабушек, друзей. Участвуем в выставках декоративно – прикладного творчества.
Уроки аппликации способствуют выработке у детей умения видеть и передавать красоту действительности, формирует художественный вкус, композиционные начала, умение работать с природными материалами, постигать в ходе работы их качества и свойства, умению сочетать цвета, оттенки, составлять узоры, создавать изделия.
Работа с природным материалом осуществляется и во внеурочное время. Это могут быть выставки детских поделок, различные конкурсы поделок, экскурсии, праздники Природы, викторины, создание и работа в Уголках ручного труда и т.д. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что процесс аппликационных работ с природным материалом является мощным источником всестороннего развития личности ребенка .
Ребенок должен получать наслаждение от общения с природой, тогда она станет частью его внутреннего мира, основой формирования его личности. Поэтесса Людмила Кудрявская написала:
«Собирайте счастье по крупицам,
Ведь оно рассыпано во всем:
В синем блеске звезд, в полете птицы
И в волне, дрожащей под веслом » Чувствовать прелесть окружающей жизни – это замечательно. Надо учить детей видеть прекрасное с малых лет, развивать у них эстетическое чувство, умение воспринимать прекрасное, помогать детям открывать этот мир.
Таким образом, эстетические чувства, восприимчивость к прекрасному, не только обогащают духовный мир человека, но и организуют, направляют его поступки, поведение, дела.
Практическая часть.
Знакомство.
Послушайте и скажите какую поделку вы будите делать?
- описание розы, музыка и чтение отрывка.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Она точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах.
3. Что нам понадобится для работы?
4 План работы.
а) с чего начнем работу ?
б) что делаем дальше ?
в) для чего нам нужен скотч ?
г) приступая к работе что мы должны вспомнить?
д) что делаем в конце работы?
Что мы сей час составили?
5. Выполнение работы – работа по инструкции.
6. Рефлексия- оценка своей работы.
15