Педагогические условия формирования у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях
Педагогические условия формирования у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях
В теории педагогики существует множество трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия», в частности.
В философском словаре под условием понимается «отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать» [5, С. 421]. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность формирования педагогической системы. Некоторые ученые рассматривают педагогические условия как то, что способствует успешному протеканию чего-либо, как совокупность мер в учебно-воспитательном процессе и др.
В настоящей статье под педагогическими условиями мы будем понимать совокупность необходимых мер, которые способствуют формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Комплекс педагогических условий рассматриваем как совокупность взаимосвязанных компонентов, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Педагогические условия это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений. [7].
Педагогические условия формирования представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях можно разделить на три группы: организационные, информационные, личностные условия.
К организационным педагогическим условиям относим: понимание общественностью, педагогами, родителями сущности особенностей, противоречий процессов социализации и воспитания обучающихся; признание во всех общественных кругах важности и приоритетности формирования представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях; вариативность изложения ценностно-ориентированного материала; поиск новых методов, форм, средств, влияющих на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
К личностным педагогическим условиям: нравственная установка, культурный, духовный и нравственный уровень, квалификация, психологические особенности, компетентность, образованность, мотивация педагогов и специалистов, занимающихся в данной проблематике; взаимодействие преподавателя, родителя и обучающихся, обучающихся между собой и других субъектов воспитательно-образовательного процесса.
К информационным педагогическим условиям: разработка школьных образовательных проектов, направленных на формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Для нас представляет интерес совокупность педагогических условий формирования представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях. Можно выделить пять групп педагогических условий способствующие формированию представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях. Эти условия рассматриваются в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, антропологического, фамилистического, формирующего подходов.
Первую группу условий составили те, что способствуют формированию представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях, ценностно-ориентированную совокупность знаний, умений, представлений и убеждений относительно себя, в процессе проблемно-ценностного общения в познавательной проектной деятельности. Знакомство с традициями семей учащихся, использование опыта православной, педагогики как основы формирования представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях, на всех этапах педагогического взаимодействия в процессе проектной деятельности, направленной на формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Вторую группу педагогических условий составили, такие условия которые обеспечивают обязательное вовлечение родителей учащихся в воспитательно-образовательный процесс. Тематическое родительское собрание до начала работы над школьным образовательным проектом, направленным на формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях и после окончания работы над вышеназванным проектом.
Третью группу условий составили условия формирования фамилистической компетентности всех субъектов воспитательного взаимодействия. Эти условия включают в себя следующие сущностные характеристики: осознание всеми участниками воспитательного процесса общечеловеческой значимости формирования представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях, понимание многоаспектности и полифункциональности традиционных ценностей, владение коммуникативными навыками, и организация конструктивного взаимодействия на основе педагогических методик и технологий, владение нравственными нормами (тактичность, уважение к личностным чувствам, переживаниям и др.).
Четвертую группу составили условия управления педагогическим взаимодействием в урочной и внеурочной деятельности со всеми субъектами воспитательного процесса по формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Пятую группу условий составили условия, обеспечивающие подготовку педагогической общественности (методические объединения, педагогические советы, педагогические практикумы, издательская деятельность) к формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
По мнению, доктора педагогических наук игумена Георгия Шестуна [6], для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна быть осуществлена передача представлений о традиционных ценностях, именно тех на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Разумное реформирование современной системы образования сегодня должно определяться идеей исторической преемственности поколений, идеей устойчивости традиционных ценностей отечественной культуры, которые не должны быть утрачены в процессе интенсивного взаимодействия с другими культурами в новом мире глобальных технологий.
Таким образом игумен Георгий Шестун в качестве педагогических условий формирования у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях выделяет преемственность ценностей поколений.
К педагогическим условиям, способствующим формированию представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях так же относятся:
- осуществление ценностно-смыслового насыщения содержания урочной и внеурочной деятельности, усвоение которого нацеливает обучающихся на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях, на самоопределение и углубление опыта самосовершенствования;
- диалогизация урочной и внеурочной деятельности, которая проявляется в общении обучающихся с педагогом и сверстниками; становление духовно-нравственной направленности субъектной позиции обучающих, основными признаками которой становятся мотивация на свободный выбор духовно-нравственного идеала, самоорганизация, творческое самовыражение;
- организация воспитательного процесса на основе школьного образовательного проекта, направленного на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях;
- построение этого проекта, как интегрированного, объединяющего гуманитарные, естественно-научные, художественные, культурные представления о традиционных духовно-нравственных ценностях, в методике работы над школьным образовательным проектом будут использоваться предметные и метапредметные связи.
Таким образом, создание педагогических условий по формированию представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях, это попытка достичь воспитательных результатов (непосредственное духовно-нравственное приобретение) и воспитательных эффектов (влияние, последствие того или иного духовно-нравственного приобретения) направленных на процесс формирования представлений у обучающихся о духовно-нравственных ценностях в рамках общеобразовательных учреждений.
Эффективным педагогическим условием по формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях разработчиками «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» названа воспитательная работа в образовательном учреждении, результатом которой должны стать личностные результаты (ценности) образования учащихся, а это не только результаты обучения, но результаты воспитания. Личностные ценности могут выражаться в идеалах, которым следует личность и в ценностных ориентациях личности.
Возрастные особенности обучающихся это тоже условия эффективности формирования представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Важнейшим педагогическим условием по формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях является личный пример педагога.
Образование сегодня направлено на социализацию, поэтому еще одним педагогическим условием является социальная практика обучающихся. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия реализуются педагогами через вовлечение обучающихся в работу над школьным образовательным проектом. На общешкольном этапе работы над школьным образовательным проектом обучающиеся должны показать умение взаимодействовать как с одноклассниками, так и с учащимися из других параллельных классов. После окончания работы над школьным образовательным проектом газеты по темам проекта традиционно размещаются в школьной библиотеке. Участники проекта охотно рассказывают одноклассникам и другим учащимся о газетах и их содержании. Общение со сверстниками способствует формированию представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях. Учащиеся усваивают общественно значимые критерии оценок поступков и качеств людей, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности, приобретает опыт самостоятельного решения этических проблем. Именно поэтому общение между детьми одного возраста является важным психологическим условием духовно-нравственного развития. Отсутствие или дефицит такого общения может осложнить формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях, замедлить накопление багажа духовно-нравственных понятий и представлений.
Формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях будет успешным, если регулярно проводить мониторинг сформированности представлений о ценностях у обучающихся. Некоторые исследователи определяют ценностные приоритеты обучающихся в следующей иерархической последовательности:
семья; 2) Бог; 3) дружба (любовь); 4) книги; 5) искусство, музыка; 6) материальные блага; 7) театр, кино ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [4].
Проводя исследование по формированию у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях мы столкнулись с рядом проблем:
- неготовность образовательной системы приобщить подрастающее поколение к представлениям о традиционных духовно-нравственных ценностях;
- недостаточная разработанность теории формирования представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях у обучающихся;
- ограниченный круг пособий, в которых обобщен опыт, воспитательный потенциал школьных образовательных проектов, направленных на формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях;
- работа над школьным образовательным проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся;
- дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом;
- не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере;
- самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум;
- возрастает нагрузка на учителя.
Для решения названных проблем предлагаем такие варианты:
- четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся;
- проект проводить в марте-апреле;
- терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми;
- оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы;
- предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника;
- привлечь для работы над школьным образовательным проектом родителей, консультантов.
В настоящей статье перечислили педагогические условия, при которых формирование у обучающихся представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях будет проходить успешно. Перечислим их более кратко.
Историческая преемственность ценностей поколений.
Осуществление ценностно-смыслового насыщения содержания урочной и внеурочной деятельности.
Организация воспитательного процесса на основе школьного образовательного проекта, направленного на формирование представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Построение этого проекта как интегрированного, объединяющего гуманитарные, естественно-научные, художественные, культурные представления о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Воспитательная работа в образовательном учреждении, направленная на личностные результаты учащихся.
Личный пример педагога.
Возрастные особенности младших школьников.
Приобретение обучающихся школы опыта самостоятельного общественного действия, социализация учащихся.
Мониторинг сформированности представлений у обучающихся о традиционных духовно-нравственных ценностях.
Список литературы:
Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.2 ч.1// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». – М.: Просвещение, 2009. -5 с.
Духовно-нравственная культура в школе. Учебно-методическое пособие/ Под редакцией игумена Киприана (Ященко). М.: Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений. 2009 г.
Севидова Н. А. Уроки Шалвы Амоношвилли. Образование. №07(243). [электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1989.
Игумен Георгий Шестун. Православная педагогика как педагогика русской цивилизации. [электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шалин М. И. Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника [Текст] / М. И. Шалин // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб.: Реноме, 2013. С. 47-49. [электронный ресурс]: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования/ И.С.Якиманская – М., 2000.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ И.С. Якиманская –М.: Сентябрь 2002 – 96 с.