План-конспект урока познания мира в малокомплектном классе на темы: Вода. Свойства воды (2кл),Атмосфера (4 кл)


Светлана Сергеевна Федосова, учитель начальных классов
ГУ « Сш имени Безродных с ДМЦ»
село Ушбулак
Алакольский район
Алматинская область
Казахстан

Урок познания мира
2б класс 4б класс
Тема
Вода. Свойства воды. Атмосфера
Цели:
- познакомить с «водой», как одной из главнейших форм и источником жизни на Земле, формировать представление о свойствах воды;  Через содержание учебного материала подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за водные ресурсы планеты.  - формировать представление об атмосфере Земли, о различиях слоёв воздушной оболочки и из значении
-создать условия для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других получать информацию из различных источников. 
- воспитывать бережное отношение к природе,терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
Тип урока: работа над новым материалом
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый, применение ИКТ, словесный
Оборудование: интерактивная доска, презентации, фильмы, карточки и листы для индивидуальной работы, предметы для опытов. рабочая тетрадь по познанию мира.
I Оргмомент
Учитель: Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя, родители. Поприветствуйте их. Настроение каково?
Дети: Во!!!
II
III
IV
V
VI
VII 1.Проверка домашнего задания
Учитель: Повторим изученный материал о воздухе. Чем важен воздух всем обитателям Земли?
Учитель: Услышали бы мы пение птиц, жужжание насекомых, школьный звонок без воздуха?
Учитель: Для чего в аквариумах продувают воздух?
Учитель: Каково значение имеет озеленение городов и сёл?
Учитель: Почему борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща?
Вывод: Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим, поём, летаем на самолётах, сушим бельё и т.д. Без воздуха не могут жить все живые существа.
2.Сообщение темы и цели урока
Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа?
Ребята, закройте глаза. (Учитель включает звук «Журчание ручейка» -Что вы представили? (ответы детей – воду) -Наш сегодняшний разговор пойдет о самом уникальном веществе на планете – о воде
Работа над новой темой
1Просмотр презентции
Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?
Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)
. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. 2. Как сосулька замерзает, В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит, 3. Растворяет сахар в чае Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! 4. Без неё нам не умыться. Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить – Без воды нам не прожить. Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело! Слайд 4.Учитель: Что изменилось?
Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного
Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?
Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле?
2 Просмотр фильма о воде
Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Слайд 5. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.
3 Проведение опытов и запись выводов
Работа в парах
1) Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?
2) Понюхайте воду.Есть ли у воды запах?
3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?
4) Положите в стакан немного сахара и размешайте.Что произошло?  и т.д.Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?
4 Просмотр презентации
Физминутка
5 Игра «Оживи капельку»
6. 3 состояния воды
Учитель: Если вода застывает, во что она превращается? (лёд) Какое это будет вещество? (твёрдое). Слайд 9.Когда вода становится летучей? (когда превращается в пар) Какое это вещество? (газообразное).А когда вода бежит?
Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации.
Закрепление
Разгадывание загадок
Проверка с просмотром презентации
Применение воды (просмотр презентации)
Почему не кончается вода на Земле? Водные ресурсы обладают способностью возобновляться.
Круговорот воды в природе (объяснение уч-ся 4 класса)
Закрепление
Работа по учебнику
1Чтение статьи на странице
2 Работа в тетради
Рефлексия
Подведение итогов
Домашнее задание
Резерв: просмотр фильма о подводном мире Индивидуальная работа по карточке:
1. Распределить процентный состав воздуха.
2 Выделить свойства воздуха
Проверка
Сегодня узнаем, что такое атмосфера.
Самостоятельный просмотр презентации и чтение статьи в учебнике.(с пометками)
Повторное объяснение учителем темы урока
Ответы на вопросы в учебнике
Объясняет учащимся 2 класса
Тему «Круговорот воды в природе»