Конспект урока познания мира на тему Вода.Свойства воды (2 класс
Дата: 26.11.2014 год
Время: 45 минут
Урок познания мира
Класс: 2 «Б»
Тема урока: Вода. Состояния воды. Свойства воды.
Модули обучения и преподавания:
-новые подходы в обучении и преподавании;
-критическое мышление;
-критериальное оценивание;
-учёт возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся;
-работа с талантливыми и одарёнными уч-ся;
-ИКТ.
Цель урока: сформировать общее понятие о воде.
Ресурсы:
для уч-ся:
учебник, рабочая тетрадь, капельки жёлтого и зелёного цвета;
для учителя:
предметы, необходимые для проведения опытов(вода, стаканы, пластиковые бутылки, разноцветная бумага, молоко, лимон, лук, платок, сахар, соль, песок, глина, кусочек льда, ложка), таблицы, ТСО(ноутбук, телевизор, ДVД, презентация), стикеры.
Задачи урока: дать учащимся научное представление о воде, её состояниях и свойствах;
развивать творческое мышление уч-ся, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы;
развивать наблюдательность и любознательность детей;
развивать самоконтроль и умение оценивать свою работу;
используя разнообразные опыты, показать значение воды в хозяйстве;
воспитывать коммуникативные способности, чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, бережное отношение к воде.
Ожидаемые результаты:
предметные:
уметь определять свойства воды путём проведения опытов;
личностные:
проявлять любовь к природе, бережное использование воды;
системно-деятельностные:
применять навыки наблюдения, анализа, сравнения и формулирования вывода при проведении опытов.
Время
Этапы прове-
дения урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коммента
рии
2 мин
2 мин
5 мин
5 мин
2 мин
12 мин
5 мин
3 мин
3 мин
2 мин
3 мин
1 мин
I.Орг. момент.
Эмоцио-
нальный настрой.
II.Сообще-
ние цели и задач урока.
III.Работа по теме урока.
IV.Физми-
нутка-упражне-
ния для глаз (снеговик)
на слайде.
V.Практи-
ческая работа.
VI.Закреп-
ление
VII.Итог урока
VIII.Реф-
лексия
- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира.
- Каким вы хотели бы видеть наш урок?
- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
- Какое настроение мы возьмем с собой?
Стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не может
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
-Сегодня мы поговорим о воде, о состояниях воды и выясним свойства воды.
-Мы должны будем ответить на вопросы:
Что такое вода? Для чего она нам нужна? Где мы её видим?
В каких состояниях бывает вода?
Какими свойствами обладает вода?
1.Что такое вода?
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!Как сосулька замерзает.В лес туманом заползает.Ледником в горах зовётся.Лентой серебристой вьётся.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!
- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей).
По ходу ответов детей, учитель на доске рисует схему.
Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. На нашей планете большую часть земной поверхности занимает вода. Её почти в три раза больше, чем суши. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.
-Для чего нам нужна вода?
2. Состояния воды.
-На земле большинство веществ находятся в твёрдом, жидком или газообразном состоянии. Вода- это особенное вещество, которое может быть жидким,твёрдым и газообразным.
-Сейчас вы это определите,отгадав загадки.
*На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.
Град
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
Дождь
*Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
Он тут же тает.
Лёд
*Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
Облако
*Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
Родник
*Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем- не найдём.
Роса
*Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Снег
*Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко-
Стало видно далеко.
Туман
-Посмотрите на слова, помещённые на доске:
В какие группы их можно объединить? Почему?
-В каких состояния мы встречаем воду в природе?
Учитель включает слайд
Для того, чтобы определить свойства воды,
вы должны будете провести эксперименты.
-Я поделила вас на шесть групп по количеству экспериментов.
-Каждая группа проводит один эксперимент по карточке на столе и записывает результат в тетради.
Лидеры групп остаются, а остальные переходят за другой стол. Лидеры рассказывают суть эксперимента вновь прибывшим, а они делают под их руководством вывод и записывают в тетрадь.
7-ой эксперимент мы выполним вместе.
Проверим, как вы поняли, какими свойствами обладает вода.
-У вас у каждого на столе карточка, которую вы должны заполнить, а потом мы проверим её по компьютеру.
№
да
нет
Не
зн
аю
1
Вода не
имеет формы
2
Вода не имеет
цвета
3
Вода прозрач
ная
4
Вода не имеет
вкуса
5
У воды нет запаха
6
Вода-жид
кость
7
Существуют растворимые и нерастворимые
вещества
-Проверим ваши ответы.
-Оцените свою работу по шкале:
7 да-5
6 да, 1 нет или не знаю-4
5 да, 2 нет или не знаю-3
4 да, 3 нет или не знаю-2
-Какие вопросы мы ставили в начале урока?
-Что такое вода?
-Состояния воды.
-Какими свойствами обладает вода в природе?
-Получили мы ответы на вопросы?
-Человек не может обойтись без воды. Но вода может приносить человеку не только пользу, но и вред. Человек в свою очередь тоже может навредить воде. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.
-Послушайте интересные факты о воде.
Мультфильм о капле(видео)
-Предлагаю провести аукцион знаний по теме.
Вы должны будете назвать по одному предложению по теме урока. Победителем аукциона становится ученик, назвавший последнее предложение.
Если вам было всё понятно на уроке и вы поняли всё, о чём мы говорили прикрепите на доску синюю капельку.
Если вы что-то не поняли, прикрепите зелёную капельку и я пойму, кому нужна моя помощь.
Посчитайте свои стикеры и давайте определим ваши оценки за урок.
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок или написать сочинение «Как берегут воду в моей семье?»
-Спасибо за урок!
До свидания!
Уч-ся отвечают на вопросы.
Уч-ся отвечают
Отвечают на вопрос
Град,лёд,снег
Дождь,родник,роса
Облако, туман
Твёрдое
Жидкое
Газообразное
Уч-ся повторяют движения снеговика.
Уч-ся выполняют эксперименты, двигаясь от стола к столу по часовой стрелке и записывая результаты в тетради.
Уч-ся заполняют карточки.
Заранее подготовленные уч-ся делают сообщения.
За ответы уч-ся получают стикеры.
Прикрепляют отгадки на доску
Учитель следит за выполнением эксперимен
тов
Правильные ответы на компьютере.
Вид: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая:
формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).
Развивающая:
развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
развитие самоконтроля;
Воспитывающая:
воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
бережное отношение к воде, к природе в целом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.
Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
Организация учебного процесса учащихся 2-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Развитие устных речевых умений учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Общеклассное: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша, магнитофон.
ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1.) Microsoft office Power Point 2007 г.,
Индивидуальное: учебник 2 класса «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой «Учимся думать и фантазировать» № 2, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.
ВОДА
ДА
НЕТ
Имеет ли запах?
Имеет ли цвет?
Имеет ли форму?
Есть ли в воде воздух?
ЛЁД
ДА
НЕТ
Имеет ли запах, цвет?
Тает ли при нагревании?
Легче ли лёд воды?
Хрупкий ли лёд?
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?
- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
- Какое настроение мы возьмем с собой?
2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.
2.а. Вода в природе.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 - стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!Как сосулька замерзает.В лес туманом заползает.Ледником в горах зовётся.Лентой серебристой вьётся.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!
- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему.
(Слайд 7 - отсканированная схема из учебника)
Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.
(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)
Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.
(Слайд 8- важность воды)
2.б. Три состояния воды
- Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.
(Слайд 10 – роса, дождь) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)
(Слайд 11 – лёд, снег) - (твёрдое)
(Слайд 12 – пар, туман, облака) – (газообразное)
О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.
2.в. Круговорот воды в природе.
Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 – круговорот воды в природе)
- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд – нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же – под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.
Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).
3. Физкультминутка – релаксация.
(Магнитофон с записью шума воды – дождя, реки, водопада, морского прибоя)
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.
4. Свойства воды.
(Слайд 14 – свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)
ВОДА
ДА
НЕТ
Имеет ли форму?
Имеет ли цвет?
Имеет ли запах?
Есть ли в воде воздух?
Опыт 1. (Имеет ли вода форму)
- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)
- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)
- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки – это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.
Вывод запишите в таблицу.
А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 – вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.
- А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.
Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)
- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие – тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее – то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.
5. Водоёмы в природе.
- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня –вод - и – ём – т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?
(Слайды 16,17,18, 19, 20 - океан, море, река, озеро, болото).
Кругом вода,А с питьём беда (море) (Слайды 17)
Течет, течет не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит. (река) (Слайды 18)
И месяц, и звезды - все в нем отражается.
Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)
Не вода и не суша:На лодке не уплывёшь,И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)
ѕ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.
- А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.
6. Домашнее задание
не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;
прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90
7. Подведение итогов.
- Подведём итоги нашего урока.
-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
- Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?
-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?
- Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
(Слайд 21 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)
15