Разработка урока русского языка Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
«Подготовка к написанию сжатого изложения»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыков написания сжатого изложения в соответствии с критериями и требованиями ОГЭ по русскому языку.
Задачи урока:
Образовательная:
продолжить работу над умением определять тему, микротемы, идею текста, выделять главную информацию и второстепенную, совершенствовать навыки сжатия текста разными способами, выстраивая связный и логически стройный пересказ текста.
Развивающая:
развивать лингвистическую компетенцию учащихся, их аналитические способности и языковую интуицию, коммуникативные качества личности.
Воспитательная:
создавать условия для формирования речевой культуры, любви и интереса к русскому языку; воспитывать патриотические чувства.
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание.
На предыдущих уроках мы с вами знакомились со способами сжатия или компрессии текста и начали отрабатывать технологию написания сжатого изложения, сегодня продолжим эту работу, но усложним ее. Итак, конечная цель нашего урока – написать сжатое изложение, но после прослушивания аудиозаписи, как на экзамене.
3. Актуализация знаний.
Что нужно сделать для того, чтобы успешно справиться с этим заданием?
(Ответы учащихся)
- Вспомнить основные приемы сжатия текста.
- Сформулировать главную мысль каждого абзаца.
- Научиться выделять главную и второстепенную информацию, находить ключевые слова.
- Применять приемы сжатия в работе с текстом.
- Логично передать содержание исходного текста.
Основные задачи сжатого изложения: кратко, в обобщенной форме передать содержание, сохранив логику авторской мысли; отобрать существенную информацию, исключить подробности, сохранить речевую стилистику автора.
Для работы над текстом необходимо помнить:
Алгоритм написания сжатого изложения (Слайд 1)
Внимательно прослушать текст (аудио).
Сформулировать главную мысль каждого абзаца ( микротему).
Найти и записать из каждого абзаца опорные слова.
Убрать все несущественное, второстепенное, оформить каждый абзац, используя основные приемы сжатия текста.
Записать полученный текст.
- Какие приемы сжатия текста вы знаете? (Ответы учащихся).
- Итак, подведем итоги.
- Что значит обобщить?
Это значит нужно найти в тексте однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
Обобщение – это: ( Слайд 2)
замена однородных членов обобщающим словом;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
- Что можно исключить?
Исключаем подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, описания и т.п. Исключение – это: ( Слайд 3)
исключение повторов;
исключение цитат;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих или поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
Нужно помнить, что объектом сжатия или сокращения может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, нужно сократить ее запись.
Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли.
Практическая работа
На предыдущих уроках мы работали над применением основных приемов сжатия текста, выделением микротем, имея напечатанный текст, который лежал перед вами. Сегодня мы будем применять приемы сжатия текста, слушая аудиозапись. Аудиозапись будет звучать два раза.
Но прежде давайте на конкретных примерах воспользуемся приемами сжатия.
Задание 1. Работа в парах. Используя приемы сжатия, исправьте предложения.
( Слайд 4)
1. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д.С.Лихачёву) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов. (Обобщение).
2. Их (выстрелов) вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам. Выстрелы нарушили спокойную жизнь беззащитной природы и весело поющих птах. (Исключение части предложения и замена однородных членов обобщающим словом).
3. И сегодня, несмотря на появление компьютера и развитие электронных средств коммуникации, книга не утратила своего первостепенного значения, Она по-прежнему остается самым надежным и стабильным носителем и хранителем информации. В век электронных средств коммуникации книга продолжает играть важнейшую роль в жизни человека, так как по-прежнему является самым надежным носителем и хранителем информации. (Обобщение).
4. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д.С.Лихачев) Любовь к родному краю, культуре начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям. (Исключение)
Задание 2. Работа над сжатием текста в аудиозаписи.
Текст, который я хочу вам предложить, касается такого понятия, как память, одного из величайших свойств бытия. Недавно мне попалась на глаза замечательная цитата бывшего фронтовика, известного писателя Константина Симонова: « Кто скажет вам, что пора забыть минувшую войну, назовите его предателем. Неустанно напоминайте, какой страшной и неумолимо жестокой была она. Ибо древние учат: когда войну забывают, тогда начинается новая». События настоящего времени показывают нам, насколько мудры были люди, сказавшие это, какое большое значение они придавали памяти поколений.
Чуть более семидесяти лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Поредели ряды бывших фронтовиков, уходят из жизни герои тыла, и даже дети войны давно уже стали очень взрослыми. Но мы видим, что люди забыли, какой страшной была война. Выросло новое поколение, не испытавшее всех ужасов жестокой бойни. И, вероятно, поэтому за границами нашего государства рвутся снаряды, рушатся города и села, гибнут мирные жители и ни в чем не повинные дети.
А теперь давайте обратимся к нашему тексту. В нем понятие памяти раскрывается еще шире, еще конкретнее. Работать будем как на экзамене, с аудиозаписью. Я думаю, что к такому виду работы мы с вами уже готовы.
Слушаем аудиозапись, стараемся выписать ключевые слова и озаглавить каждую микротему, то есть составить план. Пункты плана – это микротемы, это главные мысли каждого абзаца.
Текст (звучит в аудиозаписи).
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Что ж, верно, ибо противоестественно сближение самих этих понятий, те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, что выросли в послевоенном мире, - надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Я убежден: необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на него ребенка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие ее факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живет в душе переживших ее такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть ее, как не смогут забыть, что родились когда-то.
По-моему, помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным. Поэтому войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории,- это необходимо человеку, чтобы оправдать свое существование на земле. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет школьники с гордостью и волнением будут писать о своем прадеде, который был фронтовиком. (Е.Линд)
Какова тема и идея текста? (Ответы учащихся). ( Слайд 5)
- Тема – война и дети.
- Идея – помнить историю своего народа необходимо не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и для того, чтобы видеть смысл своей жизни.
Даю несколько минут для того, чтобы вы осмыслили прослушанный текст и составили план.
План. (Каждый пункт плана обсуждаем с учащимися). ( Слайд 6)
Сближение понятий «война» и «дети» противоестественно, но помнить о ней необходимо, потому что без прошлого нет будущего.
Люди, пережившие войну, никогда не смогут ее забыть, так как она явилась переломом во многих судьбах.
Нужно помнить историю своего народа, чтобы сохранить человеческое достоинство и видеть смысл своей жизни.
Повторное включение аудиозаписи.
Во время прослушивания постарайтесь восстановить как можно больше опорных слов.
(После второго прослушивания.)
Даю вам несколько минут для самостоятельной работы с первым абзацем. (По мере того, как учащиеся справились с заданием, переходим к обсуждению).
Какие ключевые слова вы выписали по первой микротеме? ( Дети зачитывают ключевые слова, и вместе обсуждаем их). Выделите в первом абзаце главную информацию, отбросьте второстепенную, примените способы сжатия. Прочтите сжатый текст. ( Двое учащихся читают свои варианты, остальные получают задание проследить, какие приемы сжатия применили эти учащиеся). Называем приемы сжатия. Отработанный первый абзац записываем в тетрадь. (Вспоминаем орфограммы и пунктуацию).
( Слайд 7)
Война и дети…Понятия эти противоестественны, так как у детей, попавших в войну, не было детства. А должны ли дети, родившиеся после войны, помнить о тех кровавых годах? Несомненно! Память – наша история. Наше завтра зависит от того, будут ли дети помнить жесточайшие уроки войны.
Со вторым абзацем работаем самостоятельно, затем читаем получившиеся варианты, обсуждаем их, называем примененные способы сжатия и второй абзац записываем в тетрадь. (Вспоминаем орфограммы и пунктуацию). ( Слайд 8)
Люди, пережившие войну, не смогут ее забыть, так как человек хранит в памяти те моменты жизни, которые являются для него переломными.
С третьим абзацем работаем по группам. Затем обсуждаем опорные слова, вспоминаем микротему абзаца, применяем приемы сжатия, читаем получившийся текст и записываем в тетрадь. (Вспоминаем орфограммы и пунктуацию). ( Слайд 9)
Необходимо помнить историю своего народа, потому что память сохраняет человеческое достоинство, помогает видеть смысл жизни. Люди всегда будут помнить войну, писать о ней, как это делали наши предки. Память истории – это самоутверждение человека, поэтому и через сто лет дети с гордостью будут писать о своих прадедах-фронтовиках.
5. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке мы вспомнили, как определить тему и основную мысль исходного текста, повторили и закрепили навыки использования в работе над текстом приемов сжатия, учились логично передавать содержание текста, по мере работы с текстом повторили правила орфографии и пунктуации, и все это мы делали, слушая аудиозапись. А текст аудиозаписи напомнил нам о том, как важно любить свою Родину и молодым людям помнить, что история войны писалась кровью и, несмотря на то, что все дальше и дальше уходит время, уроки ее забывать нельзя, чтобы не повторились ужасы войны.
6. Рефлексия. ( Слайд 10)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
7. Задание на дом.
Дома вам необходимо доработать ваше изложение, переписать его начисто и оценить по второму критерию.