Урок развития функциональной грамотности учащихся

Тема : Повторение. Имя существительное. 5 класс.
Цели:
1. Обучающая: Формирование читательской грамотности учащихся (в рамках Международной программы PISA), способствовать формированию читательской грамотности учащихся, умению применять знания на практике, читать вдумчиво, извлекая из текста информацию,  обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания по теме «Имя существительное как части речи», закрепить и актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного как части речи.
2. Развивающая: Создать положительную мотивацию на уроке; вовлечь класс в активный процесс познания; обеспечить творческое развитие и заинтересованность учащихся в приобретении знаний, развивать умение работать в группах, совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его; самостоятельно подбирать материал к выступлению.  3. Воспитательная: Воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение выступать перед аудиторией, формировать интерес к поэтическому слову
Тип урока: комбинированный, урок-повторение
Методы: репродуктивный, беседа, рефлексия
Форма работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: интерактивная доска , учебник ,слайды, флипчарт, электронный учебник

Ход урока:
l.Организационный момент.
1. Психологический настрой на урок.
 Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Дети, вам тепло? Да! -В классе светло? Да! -Уже закончился урок? Нет! -Хотите учиться? Да! -Значит можно всем садиться! Наш веселый школьный звонок Пригласил нас всех на урок! Урок повторение сегодня у вас, Компьютер будет работать для нас. На наших гостей вы сейчас оглянитесь, Доброй улыбкой улыбнитесь Много сегодня работы у нас, И всем я желаю успехов сейчас!
 Ребята, покажите, пожалуйста, какое у вас сегодня настроение на уроке Поднимите смайлики. Теперь я знаю, какое у вас настроение.
 Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на урок.
 Кто из вас готов к уроку? Поднимите карточку «светофор». (Красный  не готов, синий  готов).
Начинаем урок.
Эпиграф к уроку:
Имя существительное – хлеб языка Лев Успенский
2 .Стадия вызова. Актуализация знаний.
(Актуализировать и обобщить имеющиеся знания учащихся по данной теме).
Ребята! Посмотрите вокруг себя , вглядитесь в окружающий вас мир. Назовите, что вы видите ? Каждое слово, названное вами, можно отнести к какой – либо части речи. Слов какой части речи прозвучало больше?
(Имен существительных)
Отгадайте загадку.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное) Может вы догадались о какой части речи идет речь? По каким признакам вы определили?
3) Сообщение целей урока.
 Сегодня мы должны повторить всё, что знаем по теме «Имя существительное», углубите свои знания, повторите основные орфограммы, связанные с правописанием имен существительных, мы должны уметь извлекать из текста нужную информацию, уметь анализировать текст, самостоятельно подбирать материал к выступлению. Будьте внимательны, так как знания и умения, полученные на уроке, понадобятся вам при написании диктанта на повторение. Желаю удачи!
ІІ. Проверка домашнего задания
- Ребята, мы начнем сегодняшний урок с поэтической странички.
Я – антоним к слову « лето »
В шубу снежную одета ,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ( Зима )
Вы должны были выучить стихи о зимушке-зиме. (Ученики рассказывают стихи).
 - Ребята, сегодня у нас урок будет не совсем обычный. Я, приглашаю вас на прогулку в заснеженный лес. Пусть чудесным будет у вас настроение! (Небольшая пауза.) -Ребята,слов какой части речи встречались больше?
ІІІ. Повторение. Теоретические вопросы
 Повторение  мать учения. Сейчас, ребята, мы проверим ваши знания по теме «Имя существительное». На электронном учебнике по русскому языку для 5 класса девочка Таня будет задавать вам вопросы на повторение (Открытые вопросы)
Что такое имена существительные?
На какие вопросы отвечают имена существительные?
В чем разница между одушевленными и неодушевленными именами существительными?
Какие окончания бывают в словах женского рода?
Какие окончания бывают в словах мужского рода?
Какие окончания бывают в словах среднего рода?
Что такое косвенные падежи?
Какие существительные называются собственными и нарицательными?

IV. Переход к основному этапу урока
Правильно , ребята, имя существительное – самостоятельная , очень важная часть речи.
А теперь разделимся на две группы.
Дети берут карточку и по карточке определяют стол, за который должны сесть. На столы заранее поставлены названия:
1 стол «Падежи», 2 стол «Собственные и нарицательные существительные», стол 3 «Единственное и множественное число»
Деление на группы:
1. Падежи
Родительный
Дательный
Предложный
Винительный
Творительный
2. Собственные и нарицательные существительные
Село Каргалы
кошка Мурка
чемпион Илья Ильин
газета «Атамекен»
улица Калкаман
3. Единственное и множественное число
Книга-книги
Тетрадь-тетради
Друг-друзья
Улыбка-улыбки
Яблоко-яблоки
Проверка деления на группы по слайду.

1. Падежи
2. Собственные и нарицательные существительные
3. Единственное и множественное число

Родительный
село Каргалы
книга-книги

Дательный
кошка Мурка
тетрадь-тетради

Предложный
чемпион Илья Ильин
друг-друзья

Винительный
газета «Атамекен»
улыбка-улыбки

Творительный
улица «Калкаман»
яблоко-яблоки








И так мы отправляемся в путь на лыжах в царство волшебницы - Зимы.  В путь друзья! Открываем тетради, записываем число
1. Словарная работа . Напишите в тетрадях.      М__роз,  за__ц,  ул__ца, л__сица, сев__р, __бед. –В чём особенность слов, которые вы сейчас написали?
- Их нельзя проверить, надо посмотреть в орфографический словарь и запомнить
-Назовите слова, которые состоят из двух слогов. Их называют двухсложными. (мороз, заяц, север, обед) - Что вы можете сказать об оставшихся словах? Есть ли здесь трехсложные слова ( у ли ца, ли си ца). - Назовите из всех слов лишнее слово ( заяц – 4 б, 5 зв.,) (лисица -6 бук., ) -  Что вы можете рассказать о  правописании слова обед (это слово не переносятся с одной строки на другую)
2. Игра «Найди вопрос»
Ребята для того, чтобы узнать насколько вы поняли тему, я буду называть существительные, а вы называйте вопросы к ним, понятно?
Школьник, журнал, директор, учитель, телевизор, змея, лошадь,
воробей, небо, степь, солнце, лиса, парта.
3. Игра:"Найди лишнее".
Задание. Какое слово не является именем существительным ?
Дождь, снег, град, снежная, стол, идти, тетрадь, скамейка,
красивая, красота, мяч, ночь, самолет, книга, дневник, хорошо.
4. Опережающие задания. Сочинение-эссе о зиме.
5. Физкультминутка
Игра в мячик « Найди падежи»
Я бросаю вам мячик и называю падежи, вы называете на какие вопросы они отвечают.

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

6. Работа по учебнику. Задание 5 стр.126
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

7. Работа в группах. Найди существительное. На ваших столах листы со стихотворением Ф. И. Тютчева Чародейкою зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой... Прочитайте стихотворение.
Найдите в тексте стихотворения существительные, подчеркните их, над ними напишите, одушевленные они или нет. Подчеркните в тексте олицетворения, т. е. слова, которые уподобляют неодушевленные существительные живым существам.
(Открытые вопросы)
1. Как называют поэты зиму? (чародейка, волшебница, гостья-зима) 2. Замела зима поля, стало голодно птицам и зверям. Кто знает, как им выжить в это холодное время года?(скворечники, кормушки для птиц) 3. Что хотел показать автор? Напоминает ли стихотворение сказку? Найдите «сказочные» слова?
8. Групповая работа.Работа с посторем. Ребята вы должны изложить на ватмане все, что узнали об именах существительных. Каждый рассказывает о своей группе. Должны выйти к доске и рассказать о них.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
9. Решите логическую задача 1. Что сказал ежик?
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, который к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет. - Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».
А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?
10. Лексико- грамматический тест по электронному учебнику «Русский язык» для 5 класса (Закрытые вопросы)

V. Рефлексия. Устный терминологический диктант.
(Закончите определения, записанные на доске)
Имя существительное - это ... , обозначает...
Отвечает на вопросы ...
Имена существительные делятся на ...
Начальная форма имени существительного - это...
К одушевленным существительным относятся...
К неодушевленным существительным относятся...

VI. Игра «Турнир ораторов». Учащиеся делают сообщение : «Можно ли обойтись без имен существительных ? Для чего в речи нужны имена существительные?»
Вывод: Имена существительные играют важную роль в предложении, в речи. Имя существительное обозначает предметы , оно может быть любым членом предложения. Без них невозможно понять текст, речь человека. Это действительно значимая часть речи.
-Когда вы можете использовать имена существительные в своей речи?
(на уроке, когда выполняем домашние задания, когда разговариваем друг с другом, при общении, при написании письма, открытки и т.д.). - Почему имя существительное так называется «Существительное»?» (Потому что называет всё, что существует в мире). - Предположите, что будет, если исчезнут все имена существительные из нашей речи (Мы не сможем общаться полноценно друг с другом, перестанем понимать друг друга, не сможем выразить свои желания, не сможем задать вопросы и ответить друг другу) - Так зачем нужны знания об имени существительном?
(Чтобы использовать их в жизни, грамотно говорить и писать, выражать свои мысли)
Молодцы, ребята! Работали активно, но самые четкие ответы были у.. Хорошо и продуманно отвечали Ваши оценки
VII. Домашняя работа. Написать сочинение-рассуждение на тему «Существительное- слово удивительное».

VIII. Релаксация.
Спасибо за хорошую работу на уроке. Понравился ли вам урок? Если ДА, поднимите смайлики .




















Решите логическую задача 1. Что сказал ежик?
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, которые к осени совсем ленивым стал: мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет. - Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет. Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».
А ты догадался, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны? Выслушайте ответ ребенка, спросите, почему он так решил. Если малыш не отгадал эту логическую задачу, то напомните ему, что ежик всю зиму спит. А значит и ничего не ест. Поэтому осенью он на своих иголках грибы не носит.
Что перепутал Незнайка?
Скажи, что здесь не так? Исправь Незнайку: -Наступила зима, потому что заяц стал белым. (Наоборот, зайчик стал белый, потому что пришла зима) -Осенью стало холодно, потому что люди оделись в теплую одежду, а звери сменили летние шубки на зимние (наоборот, люди оделись в теплую одежду, потому что стало холодно)
-Зимой насекомых нет, потому что птицы улетают в жаркие страны. -Зимой зайцы питаются капустой и морковкой. (нет, они грызут кору деревьев и ветки) -Зимой корма нет, поэтому хищники голодают и едят кору деревьев.
- какой признак объединяет каждую группу предметов?  заяц, человек, динозавр, змея (одушевленность)  пенал, парта, экран, глобус (неодушевленность)  2. Сравнение  - придумай и назови следующее слово, не нарушая закономерности:  зима, весна, лето,   утро, день, вечер,   понедельник, вторник, среда,   - составь предложения из перечисленных слов:  дети, дом, из, строят, кубиков  автобус, быстро, ехал, дороге, по  4. Ограничение  - выпиши из данного списка слов:  1. Только имена существительные одушевленные  2. Только имена существительные мужского рода  3. Только имена существительные собственные  Азбука, лиса, Дина, дорога, Астана, река, лев, аким, село, президент, человек, Иртыш, Парламент, герб   5. Отрицание  - расшифруй:  Астана – не село, а . (город)  Яблоко – не овощ, а . (фрукт)  Лещ – не птица, а . (рыба)  ,   7. Суждение  - закончи предложения  летает птица, а ползет . (змея)  пилят дрова, а забивают . (гвозди)  плывет лодка, а летит .. (самолет)  Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.
К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:
ложка – (серебряная, есть)
бумага – (белая, писать)
врач – (детский, лечить)
калькулятор – (электронный, считать)
Подбери нужное слово:
кровать – лежать, стул -
малина – ягода, девять –
человек – ребенок, собака -
овца – стадо, буква -
воробей – птица, окунь -
волк – пасть, птица -
растение – семя, птицы -
бежать – стоять, кричать -
Конструирование предложений При помощи правил мы легко открыли замок клада- сундука. Открываем сундук и находим картинку «Зима» с заданием. Задание: составить по картине предложения, записать и сделать разбор по членам предложения. Наступила зима. Дети рады зиме. Они слепили снеговика. Зимой дети катаются на коньках. В домах топят печки. Школьники играют в снежки. И т.д. Выборочный диктант Задание: ответить на загадки, перевести ответы на казахский язык, определить род и число: /ответы запишите в тетради/ 1.В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. Дневник-м.р., ед.ч. 2.Белый а не снег, сладкий, а не мед. Сахар-м.р., ед.ч. 3.Жидкое как вода, белое, как снег, все дети любят. Молоко-ср.р., ед.ч. 4.Он самый первый входит в дом, а мы все за ним хвостом. Ключ-м.р., ед.ч. 5.Зимой стоит, а весной тает. Лед-м.р., ед.ч. 6. Я проворна и хитра, убегаю от врага. Ж.р., ед.ч.
Алматинская область Жамбылский район село Каргалы
школа имени Асета Бейсеуова с дошкольным миницентром







на тему:


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415




Учитель русского языка: Досчанова А.С.







2014-2015 учебный год