Конспект урока русского языка Типы текстов 3 класс


Интегрированный урок русского языка и литературного чтения 3 класс.
Р. С. Строкава,
Скинуло кафтан зелёный лето
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
А. С. Пушкин.
Тема: «Типы текстов. Закрепление изученного ».
«Вот и осень пришла» в произведениях русских писателей и поэтов.
Цели: 1. Закреплять знания учащихся о типах текстов; закреплять умения определять тему текста, умения озаглавливать, редактировать тексты.
2. Развивать навык каллиграфического письма, орфографическую зоркость, речь учащихся, обогащать словарный запас.
3. Обобщить знания учащихся об осенних изменениях в природе на основе наблюдений.
4. Воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту русской природы.
Оборудование.
Рисунки детей об осени, таблицы – схемы типов текстов; рисунки сказочных персонажей: ветра, солнца, тучи, дерева – слов; листочки с буквами и словами; карточки с текстами русских писателей об осени для индивидуальной работы; презентация фотографий с осенней экскурсии; грамзапись музыки П. И. Чайковского «Времена года»; картины разных художников об осени, карточки со стихами русских поэтов об осени.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологическая установка. (Хором).
Мне хорошо и спокойно. Я быстро всё запоминаю. Я прощаю всех, кто меня обидел. Я желаю всем добра.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня у нас интегрированный урок русского языка и литературного чтения. Тема урока русского языка «Типы текстов. Закрепление». Мы продолжим учиться определять типы текстов, определять главную мысль, озаглавливать, будем готовиться к сочинению и повторим изученный материал. Тема урока литературного чтения «Произведения русских писателей и поэтов», о чём, отгадайте загадку:
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краски ливнем.
Чтобы вышло разноцветным,
Но совсем не так, как летом.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень).
Тема нашего урока «Вот и осень пришла». Мы уточним знания об осенних изменениях в природе, попробуем насладиться красотой русской осенней природы. Посмотрим, как изображают осень писатели, поэты, художники, композиторы.
Эпиграфом нашего урока будут строки А. С. Пушкина. Прочитаем их.
- Как вы понимаете эти строки?
3. Проверка домашнего задания. (На фоне тихой музыки Чайковского « Времена года. Сентябрь.»)
Прекрасное время года осень. Она воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины природы. (Показать) Нигде в мире нет больше такой красивой осени, как у нас в России. Писатели и поэты посвящают осени свои рассказы и стихи.
Дома вы готовили рисунки об осени и подбирали к ним строки из произведений русских поэтов и писателей. (Дети читают отрывки стихов. Через компьютер показываются рисунки).
А) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали как солнышки – багряными и золотыми. Н. Сладков.
Б) Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
В). Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. А. Пушкин.
Осень.
Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной,
Осенние сады и парки?
На урок я к вам пришла.
И подарок принесла.
Принесла книгу «Осенние фантазии». Вы её напишите сами. Ваши рисунки, стихи, сочинения – всё уместится в ней. А я буду ждать выпуск этой книги до зимы.
Учитель.
Ребята, давайте не будем терять время и начнём писать книгу. А для этого надо повторить все правила, которые учили, и красиво писать.
Минутка чистописания.
А). Письмо соединений: олол по образцам в «Прописях».
Б). Работа с предложением в «Прописях». После знойного лета наступила золотая осень.
- Прочитать.
- Как сказать по – другому: после знойного лета? (жаркого).
- Как называются такие слова? (Синонимы – слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу).
- Подчеркните орфограммы.
- Проверка.
- Самостоятельно списать, обратить внимание на соединение - ол.
- Определить количество букв и звуков в словах:
1в. – золотая – 7б. 8зв.
2в – осень5б. 4зв.
Проверка.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. А какая она осень? Чтобы нарисовать словесную картину осени, нам потребуются опорные слова. Какие? Узнаем, если дети правильно выполнят задания.
А). Индивидуальная работа на доске. (На доске сказочные персонажи ветра, солнца, тучи, грибов, дерево – слов).
- Вставить пропущенную букву. Объяснить написание.
-Вет р, ж лтый, р бина, п года.
-Бере ки, гри ки.
-обл ка, кл новый, д жди.
- * Подобрать однокоренные слова к слову холод из слов холодный, холмистый, холодно, похолодание, холодок, холодильник, мороз, захолодало. Составить дерево слов.
Б) Самостоятельная работа по карточкам.
- Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть главные члены предложения.
В з..л..той л..стве д..ревьев по..вились ж..лтые пряди. Ярко кр..снеют гоздья р..бины. Б..рёзки надели лимонные плат..я.
- Составить предложения по схеме. Разобрать по членам предложения.
Играли Кто? С кем? Когда?
..
*- Распространить предложение. Составить схему предложения.
Моросит дождь.
..
..
. .
В) Фронтальная работа.
1в.* – Подобрать к словам эпитеты, записать.
- Что такое эпитеты? (Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику).
-Гроздья рябин (багряные)
-Листопад (весёлый)
-Берёзки (золотые)
2в. По признакам отгадайте, о чём идёт речь? Запиши.
-Сухие, жёлтые, шуршащие – (листья).
-Серое, хмурое, облачное – (небо).
В). Проверка.
Г). Используя эти слова, составим рассказ «Вот и осень пришла». (Устно)
После знойного лета наступила осень. Солнце светит мало. Ночи стали длиннее. Похолодало. Часто набегают тучи, и моросит мелкий дождь. По утрам бывают грибные туманы, а иногда заморозки. Дуют холодные ветры, и срывают и кружат пожелтевшие листья. На дорогах лужи, грязь. А в лесу земля покрыта разноцветным ковром из листьев. Птицы улетели на юг. Насекомые спрятались. Заснули в своих норках змеи, тритоны, ежи. Укладываются в берлогу медведи. Остальные звери линяют.
Всё готовится к зиме.
- Получился ли у нас текст? (Есть начало. В основной части рассказывается об осенних изменениях. Есть концовка, вывод.)
- Что такое текст?
- Какова тема текста?
Д) Записать предложение с комментированием у доски и в тетрадях. Разобрать по членам предложения. Выписать словосочетания.
Закружились в воздухе жёлтые листья.
Е). Под диктовку. Охарактеризовать предложение. Составит схему.
Набежала туча, и заморосил мелкий дождик.
П. – Ск., и П. – СК.
Какой?
Физкультминутка.
Встаньте, пожалуйста. Я буду называть прилагательные, если они связаны со словом ветер, то вы хлопайте в ладоши, если не связаны – садитесь.
Сильный, лёгкий, порывистый, хрустящий, солёный, резкий, ласковый, горький, холодный, сладкий, тёплый, красивый, домашний.
6 Закрепление изученного о тексте. Редактирование. Самостоятельная работа.
( Дифференцированная работа над текстами.)
- Писатели Н. Сладков, В. Бианки, М. Гумилевская написали красивые тексты об осени. Но подул сильный ветер и перемешал предложения, слова. знаки препинания. Наша задача восстановить рассказы, то есть исправить ошибки, отредактировать.
- Что значит редактировать? (Проверить и подготовить к печати)
- Образуйте однокоренные слова к слову редактирование.
Редактор – человек, который редактирует текст.
Редакция – группа работников, редактирующее какое-либо издание.
(Табличка со словами) Побудем редакторами.
Чтобы вам легче было, вспомним типы текстов. (Повествования, описания, рассуждения).
- Работа ведётся в 3 группах. Всем надо внимательно прочитать текст и задания к нему. Определить тип текста по плану на доске, доказать. Определить основную мысль. Озаглавить. Выполнить задания в карточках. Записать заглавие в тетрадь и одно предложение по заданию.
А). (Низкий уровень).
- Текст – повествование.
Прячутся.
В. Бианки.
Холодно становится осенью!
Забиваются в ил лягушки. Змеи забиваются под корни в мох. Прячутся в дупла летучие мыши. Муравьи закупоривают входы своего города. Все звери готовятся к зиме.
Не страшны им зимние холода!
- Задания.
1. Прочитай внимательно текст. Определи границы текста .Поставь нужные знаки препинания. (В карточке).
2. По плану определи тип текста. Докажи.
План. Текст – повествование.
Начало действия.Что произошло?
Развитие действия.
Кульминация.
Итог.
3. Определи основную мысль текста. Озаглавь. Запиши в тетрадь.
4. Запиши в тетрадь повествовательное предложение.
Б). (Средний уровень).
- Текст – описание
Лес осенью.
.Н. Сладков.
Если хочешь посмотреть золотую осень, загляни в лес. Деревья укутаны в белые тёплые шубы.
Покраснела рябина. Пылает багряная листва осин. Берёзки одели свои жёлтые сарафаны. Зацвела черёмуха. Дубы покрылись коричневой бронёй. И только ёлочки стоят в своём зелёном бархатном наряде. Шуршит под ногами опавшая сухая листва. Из-под листьев пробивается тонкий беленький подснежник.
Хорошо осенью в лесу!
- Задания.
1. Внимательно прочитать тест. Вычеркнуть предложения, не относящиеся к осени.
2. Определить тип текста по плану. Докажи.
План. Текст – описание.
Общий признак.Какой?
Признаки частей.
Оценка предмета.
3. Определить главную мысль текста. Озаглавит.
4. Записать в тетрадь заглавие и восклицательное предложение.
В) (Высокий уровень).
- Текст – рассуждение.
Почему осенью желтеют листья?
М. Гумилевская.
Почему осенью желтеют листья?
Лист зелен потому, что в нём есть зелёное красящее вещество – хлорофилла. Оно очень быстро разрушается. Но летом много солнца и питательных веществ, которые доставляются в листья с соком. Вещество быстро восстанавливается. Осенью мало солнечного света, останавливается сокодвижение. Зёрна хлорофилла образуются медленнее. Лист бледнеет. Появляются другие красящие вещества – жёлтые, красные.
Вот почему листья осенью меняют свою окраску.
- Задания.
1. Внимательно прочитать текст.
2. По плану определить тип текста. Докажи.
План. Текст – рассуждение.
Тезис. (Основная мысль).Почему?
Доказательства, объяснения.
Вывод.
3. Дополни недостающую часть. Запиши в тетрадь.
- Проверка.
- Что объединяет все эти тексты?
7. Домашнее задание. (Разноуровневое)
- Многие писатели пишут об осени так же, как Н. Сладков, В Бианки, М. Гумилевская. Никого осень не оставляет равнодушным. Вот и я предлагаю вам написать сочинение «Вот и осень пришла» по наблюдениям во время экскурсии, используя те слова и выражения, которые прозвучали на уроке. Их мы поместим в нашу книгу и добавим иллюстрации, которые вы уже нарисовали. Детям, которые не были на экскурсии, будут писать по плану. (Раздать)
План.
Пришла осень.
Осенняя фантазия.
- Деревья.
- Листопад.
- Разноцветный ковёр.
3. Люблю ли я осень? Почему?
Другим детям нужно ответить на вопросы и получится сочинение об осени.
План.
1. Когда наступила золотая осень?
2. Какие листочки у клёна?
3. Во что нарядились берёзки?
4. Какие красуются гроздья рябин?
5.Какие стоят ёлочки?
6. Любишь ли ты осень? За что?
Я написала стихотворение о нашем походе, послушайте и посмотрите фотографии. (Показ фотографий через компьютер).
В гостях у осени.
Нас осень в гости пригласила,
И мы отправились в дорогу.
Дубки, берёзки и осинки-
Все золотятся понемногу.
Шуршит осенняя листва,
И ветер дует вышине.
Не слышны птичьи голоса.
И снова грусть пришла ко мне.
Чайку попить пришла пора,
Забулькала вода от жара.
В кружок уселась детвора.
Как весело у самовара!

А после детки мчались вскачь,
А вот родители – неторопливо
Все дружненько играли в мяч,
Крича, смеясь неутомимо.
И осень нам сказала вдруг:
- Любое время года – радость.
Пройдёт ещё природы круг,
Мы встретимся все вместе снова.
Подведение итогов.
- Чему учились на уроке?
- Какое произведение об осени понравилось, почему?
- Понравился ли урок? Показать листочки: , жёлтые, зелёные.